Описание мастер-класса по теме «Формирование и развитие познавательного интереса на уроках географии»
Цель: Познакомить аудиторию с педагогической технологией «Коллективный способ обучения» и применение метода моделирования на уроках географии.
Этапы:
1. Проблемная ситуация – начало, мотивирующее деятельность.
2. Индивидуальное создание модели.
3. Групповая работа. Построение, создание результата
4. Сопоставление,сверка, коррекция, оценка.
5. Обучение в группах, где каждый учит каждого.
6. Афиширование, представление своих результатов
7. Рефлексия.Отражение чувств, ощущений, возникших в ходе работы.
Применение технологии коллективного способа обучения.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах и группах, где каждый учит каждого.
Целевые ориентации.
• усвоение ЗУН;
• развитие коммуникативных качеств личности.
Особенности методики КСО.
1. Организационные:
• четкость, упорядочение;
• говорит один.
2. Дидактические:
• обучает профессиональный педагог;
• усвоение и применение материала;
• сотрудничество.
3. Развивающая:
• учатся выступать;
• учатся объяснять друг другу;
• развитие педагогических способностей.
4. Воспитательная:
• каждый работает на коллектив;
• коллектив работает на каждого.
Просмотр содержимого документа
«Описание мастер-класса»
Просмотр содержимого документа
«Оприсание мастер-класса»
Просмотр содержимого документа
«Разработка мастер-класс»
Мастер-класс по теме «Формирование и развитие познавательного интереса на уроках географии»
Тип учебного занятия по дидактической цели – изучение нового материала
Оборудование – учебник, видеофрагменты, слайды, пластилин, картон, модель литосферных плит
Базовое содержание | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся |
1. Организационно-мотивационный этап урока |
Определение темы урока | Просмотр видеофрагмента (отрывок из мультфильма «Ледниковый период») О чем пойдет речь на уроке. Что здесь правда, а что вымысел? Речь пойдет о строении Земли. | Смотрят видеофрагмент. Отвечают на поставленные вопросы. | | |
Создание мотивационной установки | Слайд «Слои Земли». Какие ассоциации у вас возникают. Какие вопросы у вас появились? А зачем человеку нужны эти знания? Сформулируйте цель нашей работы. Объект, который нам предстоит изучить, не просто большой, а огромный. Как лучше изучать такие объекты? | Яйцо. Как устроена Земля? Из чего она состоит? Что происходит внутри Земли? Отвечают. Формулируют цель: Создать и изучить модель Земли. | Формулируют цель своей деятельности на уроке | |
Формулирование задач урока | Определите, какие задачи нам понадобится решить для достижения этой цели. Чтобы наш урок прошел наиболее плодотворно и мы успели весь материал изучить, как на лучше организовать свою работу? Какая группа хочет совершить путешествие в глубь Земли и любит работать с пластелином? Какая группа хочет узнать из чего состоят слои земной коры, какие там температуры и любит работать с аппликациями? Как внутренние силы влияют на земную кору? Работа с пазлом. | Совместно с учителем составляют задачи по достижению цели: Изучить внутреннее строение. Изучить состав слоев. Процессы, происходящие с земной корой. Разделиться на 3 группы. | | Определяют задачи урока |
2. Процессуально-содержательный этап |
Недра земли и плиты литосферы. | Каждая группа получила задание. Но перед началом работы учитель объявляет, что вы работаете в паре, но каждый делает свою модель, вы можете совещаться. После того как работа будет выполнена вас ждет ответственное задание – вы будете выступать в роли учителя. Вы объединитесь по номерам и будете объяснять свою задачу. Заранее продумайте, как вы будете это делать. | Работают, строят модели, изучают текст параграфа. Обсуждают в парах. | Выносят смысл использования моделирования для изучения особенностей объекта | Создают модели |
Демонстрация результатов | Объединяются в 2 группы по три человека. Объясняют. Затем результаты групп выставляются. | | | |
Рефлексия деятельности | Вернулись на свои места. Вернемся к цели нашего урока – достигли мы ее? Чтобы определить особенности внутреннего строения Земли что мы сделали и что узнали? Какие формы работы мы использовали? | Отвечают. | Анализ своей деятельности Анализ форм работы | |
Закрепление | 1 группа - Литосфера не является цельной оболочкой, а состоит из нескольких …? 2 группа – В центре земли находится…? 3 группа – Оболочка между ядром и земной корой называется…? Можно использовать прием «Ассоциации» | 1 группа – Литосферных плит 2 группа – Ядро. 3 группа - Мантией | | |
Рефлексия эмоционального состояния | Прием «Пять пальцев» М – (мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил? Б – (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг? С – (средний) – состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа? У – (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал? Б – (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие? | | Анализируют свою деятельность. Выражают свое эмоциональное состояние. | |
Задание для I группы
Главная задача - Изучить строение Земли.
1. Прочитать текст на ст. 29 и ответить на вопросы:
- Какие слои Земли выделяют?
- Как они расположены?
- Какие размеры имеет каждый слой Земли?
2. Построить из пластилина модель «Слои Земли».
Смотрите страницу 33 – 34 учебника «Школа географа следопыта».
Не забудьте в конце работы вырезать дольку!!!
3. Обсудите в паре, как вы будете объяснять свой вопрос другим ученикам.
Задание для II группы
Главная задача – выяснить из чего (из каких веществ) состоят слои Земли, какие температуры в этих слоях, в каком состоянии находятся вещества.
Прочитать текст на ст. 29 и ответить на вопросы:
- Из чего состоит ядро, какие там температуры?
- Какая температура в мантии?
- Из чего состоит земная кора?
Создайте аппликацию «Слои Земли и их свойства».
3. Обсудите в паре, как вы будете объяснять свой вопрос другим ученикам.
Задание для III группы
Главная задача – Как внутренние силы Земли влияют на земную кору?
Прочитать текст на ст. 29 и ответить на вопросы:
- Почему литосфера не является цельной сферической оболочкой?
- Что происходит с литосферными плитами?
Составьте пазл «Плиты литосферы». Продемонстрируйте, как могут двигаться плиты.
3. Обсудите в паре, как вы будете объяснять свой вопрос другим ученикам.