Внеклассная работа по географии - это деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.
Реформа общеобразовательной и профессиональной школы должна повысить качество ее учебно-воспитательной работы. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать качество и внеклассной работы по географии. Учебная работа в классе по географии не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся как предмета в целом, так и его отдельных разделов. На уроках географии в силу ограниченного времени на изучение предмета школьники получают лишь основные знания по широкому кругу географических наук. Из различных источников информации учащиеся узнают о существовании таких наук, как геология, почвоведение, геоморфология, океанология, гляциология, вулканология, картография и ряд других. Удовлетворяя познавательные интересы школьников, углубляя, конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, учитель вовлекает их во внеклассную работу по географии. Цель внеклассной работы — обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее патриотического воспитания воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Главными целями осуществления внеклассной работы по гeoграфии являются следующие: научить школьников понимать природу и привить любовь к ней; углубить знания о своем крае: его природе, хозяйстве, экономике, культуре; развивать представления учащихся о природной среде и размещении народного хозяйства страны; формировать интерес к изучению географии. Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся таких черт личности как взаимопомощь, дружба, умение работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества. Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Внеклассная работа по географии помогает решить одну из наиболее важных проблем образования — создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся.
Внеклассная работа по географии теснейшим образом связана с учебной, так как углубляет географические знания и умения. Но нужно помнить, что во внеклассной работе по географии занято меньше учащихся, чем в учебной — это только та часть школьников, которая проявляет интерес к предмету. Внеклассная работа связана и с внешкольной. Эта связь осуществляется по форме, по содержанию и по методам проведения данной работы. Вся внеклассная работа строится на энтузиазме учителей с учетом интересов учащихся определенной школы. Внешкольные учреждения строят работы своих кружков, клубов, обществ, секций на основе программ утвержденных министерствами просвещения.
Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.
Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеклассная работа строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик, успешно занимающийся в географическом кружке, имеет плохие отметки по географии. Чтобы избежать этого, следует соблюдать важное требование: внеклассная работа должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках географии.
Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность. Внеклассную работу можно разделить на несколько уровней:
1 уровень; использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне; внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. Как правило, на данном этапе внеклассная работа ведется бессистемно, эпизодически.
2 уровень: более широкий и углубленный отбор материала па сравнению с программой. На этом уровне главное — развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. Для учащихся характерен устойчивый интерес к проблемам. Внеклассные мероприятия проводятся систематически, число участников довольно стабильно.
3 уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем. Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности. На этом уровне учащиеся могут проводить эксперименты, работать в содружестве с сотрудниками НИИ, геологических отрядов, по заданиям ВГО. Интерес учащихся перерастает в социально-значимую мотивацию.
Методы внеклассной работы по географии
К числу методов проведения внеклассной работы по географии, выделяемых по источникам знаний, можно отнести:
1) словесные методы (вербальные); лекция, беседа, доклад, интервыо. В этой группе методов источником знаний служит слово учителя. Беседы, лекции, интервью проводят ученые, сотрудники в экспедиции, работники государственных учреждении, проводящие исследования природы нашей страны, ее недр;
2) практические, осуществляемые во время проведения практических занятий, проводимых как с группой учащихся, так и с одним учеником (индивидуально). На этих занятиях учащиеся овладевают умениями работать с географическими инструментами, приборами, лабораторным оборудованием, проведения и постановки опытов и их камеральной обработки, а также осуществлять природоохранительные мероприятия;
3) наблюдения, которые можно применять при изучении, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Этот метод дает возможность изучать действительность во всех ее проявлениях. Наблюдения могут быть эпизодическими и постоянными. В их основе всегда лежит познание сущности изучаемого объекта или явления, при условии максимальной познавательной активности школьников;
4) опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлении природы, которые затруднительно наблюдать в действительности. Например, опыты, показывающие образование осадочных пород, иллюстрирующие разрушительное действие прибоя, демонстрирующие устройство и действие колодцев, шлюзов и др.
5) конструирование и моделирование, дающие возможность изготавливать различные типы моделей, включая действующие, приборы, инструменты, оборудование, необходимые для понимания сущности изучаемых географических явлений. Модели применяются при исследовании морфологии географического объекта (речной долины, горы, оврага) и дают объемное представление об изучаемом объекте или явлении. Можно смоделировать ряд явлений, изучение которых затруднено в действительности, чтобы учащиеся могли наблюдать их. Действующие модели позволяют понять динамику развития того или иного процесса (выветривание, рост оврагов).
6) экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе, на производстве, на выставке, в музее. Экскурсии способствуют повышению интереса к изучению гeoграфии, создают предпосылки успешной деятельности географического кружка, позволяют выявить способности и склонности учащихся, имеют большое образовательное, развивающее и воспитательное значение;
7) изучение источников, играющих большую роль в самостоятельной работе учащихся. Этот метод применяют на различных этапах исследования географического объекта: во время подготовки исследования, во время его проведения и на заключительном этапе.
8) картографический, который имеет особую важность для географии, применяется при чтении и анализе карт и измерена по ним. Большую роль играют сопоставления карт различных периодов, а также карт с другими источниками.
Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивному так и на уровне самостоятельном, творческом.
Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы. Причем большее внимание будет уделено наблюдениям в природе во время экскурсий, походов, экспедиций; работе с географической литературой при подготовке к занятиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по географии »
Тарасова Лилия Николаевна
г.Набережные Челны
МАОУ «СОШ №38»
Внеклассная работа по географии
Внеклассная работа по географии - это деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы должна повысить качество ее учебно-воспитательной работы. В этой связи необходимо постоянно совершенствовать качество и внеклассной работы по географии. Учебная работа в классе по географии не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся как предмета в целом, так и его отдельных разделов. На уроках географии в силу ограниченного времени на изучение предмета школьники получают лишь основные знания по широкому кругу географических наук. Из различных источников информации учащиеся узнают о существовании таких наук, как геология, почвоведение, геоморфология, океанология, гляциология, вулканология, картография и ряд других. Удовлетворяя познавательные интересы школьников, углубляя, конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, учитель вовлекает их во внеклассную работу по географии. Цель внеклассной работы — обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее патриотического воспитания воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Главными целями осуществления внеклассной работы по гeoграфии являются следующие: научить школьников понимать природу и привить любовь к ней; углубить знания о своем крае: его природе, хозяйстве, экономике, культуре; развивать представления учащихся о природной среде и размещении народного хозяйства страны; формировать интерес к изучению географии. Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся таких черт личности как взаимопомощь, дружба, умение работать в коллективе и др. Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества. Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство. Внеклассная работа по географии помогает решить одну из наиболее важных проблем образования — создание педагогических условий стимулирования творческих способностей учащихся. Внеклассная работа по географии теснейшим образом связана с учебной, так как углубляет географические знания и умения. Но нужно помнить, что во внеклассной работе по географии занято меньше учащихся, чем в учебной — это только та часть школьников, которая проявляет интерес к предмету. Внеклассная работа связана и с внешкольной. Эта связь осуществляется по форме, по содержанию и по методам проведения данной работы. Вся внеклассная работа строится на энтузиазме учителей с учетом интересов учащихся определенной школы. Внешкольные учреждения строят работы своих кружков, клубов, обществ, секций на основе программ утвержденных министерствами просвещения.
Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений. Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной. В тех случаях, когда данная взаимосвязь нарушается и внеклассная работа строится лишь на интересе учащихся, это приводит к тому, что ученик, успешно занимающийся в географическом кружке, имеет плохие отметки по географии. Чтобы избежать этого, следует соблюдать важное требование: внеклассная работа должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках географии. Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность. Внеклассную работу можно разделить на несколько уровней: 1 уровень; использование внеклассной работы для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по географии. На этом уровне; внеклассные формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя. Организация самостоятельной деятельности учащихся осуществляется на репродуктивном уровне. Как правило,на данном этапе внеклассная работа ведется бессистемно, эпизодически. 2 уровень: более широкий и углубленный отбор материала па сравнению с программой. На этом уровне главное — развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся. Для учащихся характерен устойчивый интерес к проблемам. Внеклассные мероприятия проводятся систематически, число участников довольно стабильно. 3 уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем. Учащиеся овладевают доступными методами научного познания, учитель осуществляет направляющую роль, обращает внимание на овладение рациональными способами познавательной деятельности. На этом уровне учащиеся могут проводить эксперименты, работать в содружестве с сотрудниками НИИ, геологических отрядов, по заданиям ВГО. Интерес учащихся перерастает в социально-значимую мотивацию.
Методы внеклассной работы по географии
К числу методов проведения внеклассной работы по географии, выделяемых по источникам знаний, можно отнести: 1) словесные методы (вербальные); лекция, беседа, доклад, интервыо. В этой группе методов источником знаний служит слово учителя. Беседы, лекции, интервью проводят ученые, сотрудники в экспедиции, работники государственных учреждении, проводящие исследования природы нашей страны, ее недр; 2) практические, осуществляемые во время проведения практических занятий, проводимых как с группой учащихся, так и с одним учеником (индивидуально). На этих занятиях учащиеся овладевают умениями работать с географическими инструментами, приборами, лабораторным оборудованием, проведения и постановки опытов и их камеральной обработки, а также осуществлять природоохранительные мероприятия; 3) наблюдения, которые можно применять при изучении, как природных явлений, так и хозяйственной деятельности человека. Этот метод дает возможность изучать действительность во всех ее проявлениях. Наблюдения могут быть эпизодическими и постоянными. В их основе всегда лежит познание сущности изучаемого объекта или явления, при условии максимальной познавательной активности школьников; 4) опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлении природы, которые затруднительно наблюдать в действительности. Например, опыты, показывающие образование осадочных пород, иллюстрирующие разрушительное действие прибоя, демонстрирующие устройство и действие колодцев, шлюзов и др. 5) конструирование и моделирование, дающие возможность изготавливать различные типы моделей, включая действующие, приборы, инструменты, оборудование, необходимые для понимания сущности изучаемых географических явлений. Модели применяются при исследовании морфологии географического объекта (речной долины, горы, оврага) и дают объемное представление об изучаемом объекте или явлении. Можно смоделировать ряд явлений, изучение которых затруднено в действительности, чтобы учащиеся могли наблюдать их. Действующие модели позволяют понять динамику развития того или иного процесса (выветривание, рост оврагов). 6) экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе, на производстве, на выставке, в музее. Экскурсии способствуют повышению интереса к изучению гeoграфии, создают предпосылки успешной деятельности географического кружка, позволяют выявить способности и склонности учащихся, имеют большое образовательное, развивающее и воспитательное значение; 7) изучение источников, играющих большую роль в самостоятельной работе учащихся. Этот метод применяют на различных этапах исследования географического объекта: во время подготовки исследования, во время его проведения и на заключительном этапе. 8) картографический, который имеет особую важность для географии, применяется при чтении и анализе карт и измерена по ним. Большую роль играют сопоставления карт различных периодов, а также карт с другими источниками. Наиболее эффективны методы, выделенные по источникам географического знания: наблюдения, работа с картографическими произведениями, со статистическими материалами, с текстовыми источниками и др. Но при работе с любыми источниками географической информации важно учесть степень самостоятельности школьников, поскольку использование одного и того же источника знаний может быть как на уровне репродуктивному так и на уровне самостоятельном, творческом. Все перечисленные методы широко применяются при организации разных форм внеклассной работы. Причем большее внимание будет уделено наблюдениям в природе во время экскурсий, походов, экспедиций; работе с географической литературой при подготовке к занятиям.