Тема урока «Литосфера. Рельеф Земли» Цель: - сформировать знания о рельефе земли - продолжить работу с атласом и контурной картой (нахождение форм рельефа, определение границ литосферных плит) - активизировать познавательную активность у учащихся, преодолевая затруднения в поставленном вопросе - уметь анализировать, сравнивать, доказывать свою точку зрения Оборудование: учебник Настенная карта «Строение земной коры», атласы, контурные карты, тест для закрепления материала Ход урока 1. Организационный момент Мотивация учащихся к учебной деятельности Скажите, вы легко добрались до школы? Ответы учащихся По какой местности вы шли? Ответы учащихся На пути были, какие ни будь препятствия? Ответы учащихся А как называется совокупность неровностей земной поверхности? -Рельеф Какие крупные формы рельефа вы знаете? -Горы и равнины Где мы можем видеть горы и равнины? -На суше и в океане Молодцы! Скажите, кто нам дал такие точные знания о местонахождении гор и равнин. -Путешественники и мореплаватели Вы сегодня готовы к путешествию по нашей планете Земля. Подумайте и задайте себе вопрос: «Зачем мы с вами говорим сейчас о рельефе, формах рельефа и путешественниках?» Ответы учащихся. -Что бы знать, где они находятся. -Как они образовались. -Что такое гора, равнина и другие. Очень хорошо. Тогда давайте определим цель сегодняшнего урока. Ответы учащихся - «Рассмотреть рельеф Земли» «Сформировать знания об образовании рельефа Земли» 2. Активизация знаний и фиксация затруднения в проблемном действии Прежде, чем будем рассматривать новую тему, давайте вспомним: 1) Основные эпохи накоплений знаний о Земле? 2) Назовите важнейшие путешествия и экспедиции? 3) Расскажите о важных открытиях на планете? 4) Какие знания были накоплены в древнем мире? 5) Чем отличаются древние знания от современных знаний о Земле? К этому уроку учащиеся уже познакомились с Великими географическими открытиями. Основные, важные плавания отмечены на контурной карте. Учащиеся могут пользоваться выполненной своей работой при ответах на вопросы. Учащиеся рассказывают о путешественниках и путешествиях, об открытиях. Вы сегодня просто молодцы. Давайте вспомним цель нашего урока. Ответы учащихся - «Рассмотреть рельеф Земли» Вот теперь начинается самая сложная работа. Вы готовы? Ответ учащихся… Тогда вот вам задание: «Определите, как размещены крупные форы рельефа на планете? Разместите их равномерно по все материкам». Учащиеся выполняют задание с помощью атласа Разместить равномерно горы и равнины на материках нельзя. 3. Выявление места и причины затруднения Давайте проанализируем ситуацию. Какое задание у вас было? Ответы учащихся: -рассмотреть размещение гор и равнин на поверхности Земли и разместить их равномерно по материкам. -горы размещены не равномерно, по побережью материков и в середине материка -равнины расположены, как в центре материков, так и на побережье -равномерно не распределили В чем причина? 4. Построение проекта, выход из затруднения Давайте проанализируем ситуацию с расположением гор и равнин. Учащиеся с помощью учебника выясняют причину образования неровностей земной поверхности. Учащиеся выделяют главные причины образования гор и равнин. Проговариваем, как образуется рельеф. Ответы учащихся: Рельеф постоянно изменяется в результате одновременного воздействия на него внутренних и внешних сил. Внутренние силы – движение литосферных плит, внедрение вещества мантии в земную кору или его излияния на поверхность Земли. Внешние силы – силы, действующие на поверхности Земли. Выветривание, деятельность текучих вод, ветра, подземных вод, ледников, морского прибоя, деятельности человека. Учащиеся на доске рисуют схему воздействия внутренних и внешних сил на формирование рельефа. Схема образования рельефа 5. Реализация проекта выхода из затруднения Учащиеся с помощью текста учебника самостоятельно изучают размещение форм рельефа. Выдержка из текста учебника, «В размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли есть определенные закономерности… Горы (складчатые области) размещаются на стыках литосферных плит, равнинные территории – соответствуют древним участкам литосферных плит - платформам». Из-за этой закономерности нельзя разместить равномерно по материкам горы и равнины. 6. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи Учащиеся рассказывают о рельефе, его образовании, о влиянии внутренних и внешних сил, о размещении крупных форм рельефа на суше и в океане. Приводят примеры и доказывают их образование гор и равнин на каждом материке. Пример ответа. Горы Анды – материк Южная Америка. Для образования гор необходимы внутренние силы, движение литосферных плит Тихоокеанической и Южноамериканской, а так же внешние силы (таяние ледника и снега, деятельность ветра). Горы расположены на западном побережье материка. Сейсмически активная территория. 7. Самостоятельная работа Учащиеся работают с атласами и контурными картами. С помощью атласа учащиеся определяют и наносят в контурные карты границы литосферных плит. Определяют местонахождение крупных форм рельефа и отмечают их географическое положение. Отмечают высоты. Атлас «Строение Земной коры». 8. Включение в систему знаний и повторение В зависимости от темпов работы и времени можно провести с учащимися тестовую работу или игру « Передай другому». Тест I. В зоне столкновения литосферных плит формируется: А) срединно-океанический хребет Б) глубоководные желоба II. Если рельеф равнинный, то в основании находится: А) складчатая область Б) платформа III. Вулканизм и землетрясение имеет место: А) только в зонах столкновения литосферных плит Б) как в зонах столкновения литосферных плит, так и в зонах расхождения IV. Что относится к внутренним силам А) движение литосферных плит Б) деятельность текучих вод, ветрар V. Почему на платформах располагаются равнины? VI. Что такое литосферная плита? Игра «Передай другому». Учащиеся на листочке записывают вопрос и передают его своему соседу. Сосед отвечает на вопрос, который ему передали, а затем задает свой вопрос и тоже передает его ближайшему соседу. Таким образом, учащиеся учатся составлять вопросы и тут же на них отвечать. 9. Рефлексия учебной деятельности Подводя итоги урока, учитель обсуждает и анализирует с учащимися содержание осуществленной деятельности. Для этого предлагаются вопросы: Что нового вы сегодня узнали? Какие выводы вы сделали после изучения темы? О каких процессах вы узнали? Какую цель вы перед собой поставили? Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Как вы считаете, тема актуальна для изучения? Какие затруднения вы испытывали на уроке при выполнении всех заданий? Вам понравились вопросы, которые вам задали ваши одноклассники? Оцените свою деятельность, работу на уроке. Довольны ли вы ей? Можно предложить заполнить табличку: Эту тему я знаю, | Узнал новое… | Хочу еще узнать… | | | | Оценивание учащихся за работу на уроке. Выставление оценок. Домашнее задание |