Открытый урок по теме «Литосфера»
(урок-игра «Интеллектуальное лото»)
Форма проведения урока : нетрадиционный, с элементами ролевой игры, путешествия по карте, конкурсы по этапам.
Цель урока: 1. закрепить знания по теме, отработка умений работы с атласом и у доски с картой, отработка умений работать в команде. 2. Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций. 3.Воспитать любовь к своей Родине, к своему краю.
Оборудование урока: ИКТ, глобус, компас, денежные купюры, карта полушарий, физическая карта Казахстана, атласы на каждом столе.
Оформление урока: картины с изображением гор, вулканов, гейзеров и т.д….
Межпредметная связь: экономика.
Крупье: (Помогают девочки 11 класса).
Ход урока.
I Развитие интереса:
«Собрать мозаику»
По мозаике класс делится на три команды.
«Везувий»
«Цунами»
«Эверест»
II Вводное слово
«Везувий»
Есть на все в программе мера.
Наша тема «Литосфера»
Завершилась, как не жаль,
И теперь зовет нас вдаль
«Цунами» «Гидросфера» - оболочка,
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
«Эверест»
Раз игра, то есть Затейник.
Я сегодня - Коробейник.
У меня «товар» по теме,
На «покупку» будет время.
III Повторение:
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните, для примера,
Что такое литосфера?
Каково внутреннее строение Земли? (слайд 3 - «Внутреннее строение Земли»)
Рабканов Кирилл слайд «Литосфера»
IV Разминка.
Каждой команде крупье выдают по 10 денежных купюр. Команды в порядке очереди, начиная с первой, отвечают на те вопросы, которые предлагают помощники. Капитаны делают ставки из тех денег, которые у них есть. Крупье принимает ставки
Команды отвечают письменно. Затем ответ озвучивается, а помощники проверяют ответы. Если ответ верный, то команда возвращает вложенные деньги в двойном размере. Если ответ неверный, то команда теряет купюры. Выигрывает та команда, которая набирает больше денег и итоговый счет у них больше.
Карточки - конвертики прилеплены на глобусе.
1-я карточка:
- Назовите материк, где расположена самая высокая точка Земли?
2) В каких единицах измеряется сила землетрясения?
3) Как называется прибор для определения силы землетрясения?
2-я карточка:
- Чем отличается гора от вулкана?
- Как называются районы, где часто бывают землетрясения?
- Что такое гейзер?
3-я карточка:
- Могут ли быть землетрясения в вашей местности?
- Что такое рельеф?
- Назовите несколько неорганических горных пород обломочного происхождения
Ответы на вопросы 1-ой карточки
1) Евразия. Эверест (Джомолунгма)
2) Для оценки землетрясений используют 12-ти бальную шкалу.
3) Фиксируют землетрясения с помощью специальных приборов – сейсмографов.
Ответы на вопросы 2-ой карточки
1. У горы нет кратера
2. Область, где часто повторяются землетрясения, называется сейсмической зоной.
3. Горячий источник в районе вулканов.
Ответы на вопросы 3-ей карточки
1. Да
2. Совокупность всех неровностей поверхностей Земли.
3.Обломочные горные породы: валун, щебень, галька, песок.
V Физминутка:
Тему долго повторяли и немножечко устали,
И поэтому всем тут срочно нужно отдохнуть.
Встали из-за парт все дружно. Гору нам представить нужно,
На вершину посмотрели, на подошву посмотрели.
Покружили головой, «Не пора ли нам домой?».
Поскакали, но слегка, поискали «Где бока?».
Развернулись все кругом, и работать вновь начнем.
VI Конкурс капитанов (Каждому капитану по 2 вопроса ) Слайд
Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите как узнали.
Капитаны каждой команды должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия, и определить лишнее слово
1. Ядро, мантия, впадина, земная кора.
2. Песок, дюны, барханы, овраг.
3. Подошва, склон, вершина, отмель.
4. Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
5. Низменность, перевал, гребень, хребет.
6. Гранит, торф, поваренная соль, известняк.
VII Конкурс: «Географический бой»
Капитаны каждой команды задают по 2 вопроса по схеме.
«Эверест»- «Цунами».
«Везувий» - «Эверест»
«Цунами» - «Везувий»
Если же вопрос остался без ответа, то ученик, который должен был ответить, оказывается условно «убитым»; В конце конкурса помощники выясняют, сколько осталось «живых». И по количеству живых каждой команде выдают купюры.
От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг,
Как зовут его?
(Овраг)
По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка.
(Барханы)
Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла?
Еще вопрос вам от меня.
(Вулканы)
Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан,
Фонтан вам тот известен.(Гейзер)
Порода горного царства -
Из шпата, слюды и кварца.
(Гранит)
Он черный и блестящий,
Людям помощник настоящий Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски из эмали.
(Уголь)
VI Конкурс: «Конкурс путешественников»
Команды ищут свои задания по азимуту.
«Везувий»
Задание 1-ой команде: Вы научный сотрудник Института вулканологии, вам и вашим коллегам довелось наблюдать извержения вулкана. Результаты своих наблюдений вы должны доложить на Совете.
«Цунами»
Задание 2-ой команде: Вы с группой туристов совершили восхождение на гору. Во время похода вы вели дневник. Прочтите его.
«Эверест»
Задание 3-ей команде: Вы – корреспондент журнала «Арай-Луч» - побывали в горах и потом описали их природу, жизнь людей в горах.
VII Итог урока:
В конце игры учитель подводит итоги. Помощники подают сведения, какая команда сколько дала правильных ответов. Крупье подсчитывает выигранные деньги. Выставляются оценки командам.
VIII Оценивание: Оценку «отлично» получает тот, кто набирает большем денег, «хорошо» - 2-е место, «удовлетворительно» - 3-е место.
IX Домашнее задание: Составить кроссворды по теме «Литосфера».
КГУ «НОВО-ХАЙРУЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Конкурс «Видео - урок»
Тема: «Литосфера»
Выполнил: Кадыш Улан Тлек?лы
2014-2015 учебный год