kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ледяной континент - Антарктида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по курсу география материков и океанов, 7 класс. Разработан по учебно-методическому комплекту к учебнику Коринской, Душиной, Щенева. Содержит мультимедийную презентацию, разработку путевого листа для работы учащихся на уроке, в котором отражены основные задания, факты, дифференцированное домашнее задание. В ходе урока применяется не только объяснение учителя, но и самостоятельная работа учащихся по картам атласа, опережающие сообщения учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Антарктида»

МОУ гимназия №1

Учитель: Кочетова Елена Александровна

Предмет: география

Класс, профиль: 7 класс

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева, 7 класс

Тема урока: «Ледяной континент - Антарктида»

Цели урока:

- сформировать представление о природе Антарктиды, создать образ материка, рассказать об его отличительных особенностях,

- развивать умения и навыки учащихся работать с картами

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый

Оборудование: атлас 7 класс;

Контурные карты;

ИКТ

учебник 7 класс.

Ход урока:

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент






























Изучение нового материала


Работа с картами атласа




















Объяснение учителя


















Опережающее сообщение

















Самостоятельная работа с текстом.

































Проверка записей.

















Объяснение,





работа с картами атласа





































Анализ климатограмм












Физкультминутка












Просмотр видеоролика.






Объяснение учителя


















































































Закрепление

Работа по группам:













Подведение итогов

Домашнее задание

Слайд 1.

Слайд 2. Ребята, я хочу начать наш урок с эпиграфа, с цитаты американского адмирала, руководителя 4 антарктических экспедиций - Ричарда Берда: “На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов”. Вы узнали, что это за материк? Конечно, Антарктида.

Слайд 3: запишите тему урока. Начиная с сегодняшнего урока, мы приступаем к изучению этого загадочного материка. Наша цель сегодня изучить природу этого континента.

- Что мы должны узнать сегодня об этом материке, чтобы составить его полную географическую характеристику (перечисляют).

Слайд 4. Таким образом, план сегодняшнего урока:

  1. ФГП и история исследования.

  2. Рельеф и полезные ископаемые

  3. Климат

  4. Внутренние воды

  5. Природные зоны.

  6. Перспективы освоения.

И, безусловно, мы выделим основные причины загадочности и неповторимости этого материка, каковы перспективы его освоения для человечества.

Результаты нашего исследования мы будем оформлять в рабочей тетради в виде ЛОК, примерная схема которого у вас на партах.


Слайд 5: Загадочность Антарктиды начинается с её ФГП. Само название «Антарктида» происходит от греческого «анти» - против, т.е. лежащая против северной полярной области земного шара – Арктики.

Задание 1: используя атлас, с. 50 охарактеризуйте ФГП Антарктиды по плану:

    1. Положение по отношению к полюсу, полярным кругам, нулевому меридиану.

    2. Крайняя северная точка материка, её широта.

    3. Климатические пояса, в которых расположен материк.

    4. Какими океанами и морями омывается?

    5. Как расположен континент относительно других материков?

(Антарктида расположена вокруг Южного полюса, в пределах Южного полярного круга, это единственный материк который пересекают все меридианы и он расположен в западном и восточном полушариях. Все его крайние точки северные, самая северная точка оконечность Антарктического полуострова - 63° с.ш. Материк находится в субантарктическом и антарктическом климатических поясах. Омывается водами Тихого, Индийского, Атлантического океанов. Он удален от всех материков и только от Южной Америки отделен проливом Дрейка).

Антарктида была открыта позже других материков, но человечество догадывалось о её существовании.

Слайд 6: Так, например, сохранилась загадочная карта турецкого адмирала Пири Рейса, созданная им в 1513 году, на которой показана Антарктида без ледового покрова.

Слайд 7: Плавание голландского мореплавателя А. Тасмана в 1642 г. опровергло представление о том, будто Австралия простирается далеко на юг и соединяется с таинственным континентом. Знаменитый английский мореплаватель Д.Кук также не нашел “Южной земли”. Он оставил в своем судовом журнале следующую запись:

Слайд 8: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда так и не будут обследованы». Авторитет его был так высок, что с тех пор поиски “Южной земли” на долгие годы прекратились. Но предсказания Кука не сбылись. Спустя 50 лет первая русская Антарктическая экспедиция, возглавляемая Ф.Беллинсгаузеном и Лазаревым, опровергла предположения Кука и в начале XIX в. открыла материк Антарктиду.

Слайд 9: Сообщение учащегося: Это произошло 28 января 1820 г. Итак, путешествие русских исследователей началось 16 июля 1819 г., когда корабли покинули порт Кронштадт в Балтийском море. Через 3,5 месяца они подошли к столице Бразилии – г. Рио-де-Жанейро. Отсюда взяли курс на юг в неизвестные районы полярного океана. Чем ближе к югу, тем становилось холоднее. Вскоре показались первые айсберги. Вначале 1820 г. был открыт ряд островов. Плавание было трудным и опасным, но единственным поводом прекратить экспедицию могла служить только смерть, таково было указание правительства России. И однажды участники этой экспедиции оказались в подобной ситуации – их корабли оказались заточены во льдах, и лишь умелое руководство командиров спасло экспедицию от гибели. Несколько раз, подходя к берегам материка, открыв множество островов, экспедиция вернулась в 1821 году.

Вторым этапом стало открытие Южного полюса, которое завершилось настоящей трагедией.

Задание 2: изучить тексты с описанием истории открытия Южного полюса, выписать в опорный конспект имя исследователя и дату открытия Южного полюса (I вариант – Руаль Амундсен, II вариант – Роберт Скотт)

Слайд 10:

I вариант. Одну из экспедиций возглавил норвежский исследователь Руаль Амундсен (1872-1928), который заранее решил посвятить себя полярным исследованиям. Климат Норвегии близок к климату Антарктиды. Это помогло ему в выборе необходимых предметов при снаряжении экспедиции. В начале антарктической весны 1911 года Р. Амундсен вместе с четырьмя товарищами двинулся в путь. Они ежедневно проходили 30 км по высоте 4000 м. Экспедиция Р. Амундсена шла по сравнительно ровному льду на собачьих упряжках и легко преодолевала расстояния. 14 декабря 1911 года Руаль Амундсен разбил палатку на Южном полюсе и поставил норвежский национальный флаг. Экспедиция Р. Амундсена благополучно вернулась домой.

II вариант. Вторую экспедицию возглавил англичанин Роберт Скотт. Достигнув Антарктиды, английская экспедиция высадилась и дальше двигалась на санках, запряженных лошадьми и моторных санях. Горючее замерзло в моторах, лошади переломали ноги в ледовых трещинах. Весь груз пришлось нести на себе. В суровых условиях пришлось двигаться Р. Скотту и его товарищам, но, тем не менее, они не сдавались и продолжали свои поиски. И, наконец, 18 января 1912г. эта экспедиция достигла Южного полюса. Но их ждало разочарование, на полюсе уже стояла палатка, и реял норвежский флаг. И когда измотанные и уставшие за 79 дней участники экспедиции отправились обратно, силы были уже на исходе. Все участники экспедиции и сам Скотт погибли во льдах Антарктиды от холода и голода в 18 км от продовольственного склада. Путь им преградила пурга.

Проверка записей.

Обнаружили пропавшую экспедицию только через 8 месяцев. Из дневников Роберта Скотта, которые он вел до последнего вздоха, мы знаем, что двое заболело снежной слепотой, один из путешественников сошел с ума и умер. Но особенно страдал один из них по имени Отс. Он обморозил обе ноги, и каждый шаг доставлял ему неимоверные страдания. Однажды он вышел навстречу пурге и, все понимали, что обратно он уже не вернется, таким образом, он пытался облегчить путь своим товарищам. Над телами погибших соорудили большой холм из снега и льда с опознавательным знаком на вершине – большим крестом из красного дерева со словами: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Впоследствии через много-много лет от ледника отколется айсберг с их телами и как огромный белый парусник отправится в своё последнее путешествие. И пусть эта пропавшая экспедиция была не первой на Южном полюсе, но подвиг капитана Скотта и его спутников до сих пор живёт в памяти людей и является эталоном мужества и отваги

. Слайд 11, 12

Слайд 13. Климат Антарктиды настолько холодный, что если бросить на лед кусок твердой стали, он разобьется вдребезги. Это одна из главных причин того, почему это место непригодно для жилья. Выходя на улицу, полярники надевают специальные многослойные маски из шерсти, чтобы не обморозить легкие. Антарктиду называют холодильником земли, ведь из-за её влияния Южное полушарие значительно холоднее Северного. Полярники в Антарктиде носят солнцезащитные т.к. как они необходимы для защиты от отраженного солнечного света (снежный покров отражает до 90% солнечного тепла и света)

Что находится под мощным ледяным покровом? На эти вопросы нельзя было уверенно ответить ещё 35-40 лет назад.

Благодаря леднику Антарктида является самым высоким материком на Земле, его средняя высота оставляет 2040 метров. Современные методы исследования позволили получить представление о подледном рельефе. Около 1/3 его поверхности лежат ниже уровня моря. В то же время есть горы и равнины.

Слайд 14. Задание 3: по карте атласа с. 51 подледного рельефа материка составьте устное описание рельефа Антарктиды. (В западной части большие перепады высот, по Антарктическому п-ову и западной окраине материка притянулись горы, являющиеся продолжением гор Анд. Здесь находится самый высокий горный массив (5140 м) и глубочайшая впадина равнина Бэрда (-2555 м). В восточной части Восточная и Западная равнины, равнина Шмидта, Восточное плато чередуются с горами высотой до 4 км. Это остатки древней Гондваны. Обе части этого континента разделены горной цепью – Трансантарктические горы).

В Антарктиде найдены крупные запасы каменного угля, как вы думаете каково его происхождение? (Антарктида входила в состав Гондваны и была покрыта древовидными папоротниками)

- Есть ли вулканы на материке, часто ли бывают землетрясения? (да)
Слайд 15. В Антарктиде есть два известных действующих вулкана. Возможно, их больше, однако, над поверхностью льда видны пики только этих двух вулканов. Самым высоким из них является вулкан Эребус, он расположен на шельфовом леднике Росса Восточной Антарктиде.

Рельеф скрыт льдом причина образования, которого – климат материка.
Слайд 16. Задание 4: по атласу с. 50 назовите климатические рекорды Антарктиды. (Антарктида - самый ветреный и самый холодный континент)

Слайд 17. . Задание 4: по климатической карте Антарктиды с. - 51 определите:

1.средние, самые высокие и низкие Τ°C;

2. количество осадков и режим их выпадения, (В Антарктиде, на российской станции «Восток», была зарегистрирована максимально низкая температура в мире - 89,2 ° C (-128,6 ° F) –это полюс холода Земли. Среднесуточная Τ°C там даже летом не поднимается выше -30, а зимой бывает ниже – 70.)

Задание 5: дайте характеристику климата внутренних и прибрежных районов по климатограмме в учебнике стр. 198.

Слайд 18. Итак, выделите и запишите в тетрадь «Причины суровости климата Антарктиды»

  1. ФГП вокруг Южного полюса

  2. Отражение 90% солнечного тепла снегом и льдом


Слайд 19. Физкультминутка

Слайд 20.Сухость и прозрачность воздуха беспрепятственно пропускают в космос, оставшиеся 10 % в Антарктида рекордсмен по скорости и силе ветра. Вследствие большой разницы атмосферного давления между внутренними районами материка и океанами, на побережье дуют постоянные ветры, достигающие порой ураганной силы. Эти ветры сдувают в океан огромное количество снега. Поэтому здесь требуются постройки на высоких сваях, прикрепленные к грунту металлическими тросами.

Зимой моря покрываются сплошным льдом.

Летом кромка сплошного льда отступает почти до самого берега. Сползающий в воду материковый лед обламывается и образует огромные айсберги.

Слайд 21. Просмотр видеоролика.

Течения выносят их далеко в океан. Где они плавают в течение нескольких лет, люди научились их транспортировать в аридные районы и использовать их талые воды для водоснабжения и полива.

Слайд 22. . подо льдом Антарктики скрываются реки и озера.

Слайд 23. . Одним из самых крупных озеро Восток. Наши ученые заняты бурением льда над этим озером. Буквально на предыдущей неделе 9 февраля министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев передал премьер-министру Владимиру Путину первую пробу доисторической воды из подледного озера Восток в Антарктиде. Колба с металлической крышкой и ручкой и желтоватой жидкостью. Это первая проба, анализы ее еще пока не делались. Этой воде более одного миллиона лет. Однако, по мнению ряда экспертов, ей может быть от одного до тридцати миллионов лет.

Слайд 24. В ней участвовали 33 человека, работа велась в тяжелых условиях при температуре минус 80 градусов, на протяжении около 20 лет, с 1996 года, пробурить пришлось почти четыре километра. Озеро Восток в Антарктиде, является уникальной водной экосистемой, которая была изолирована от земной атмосферы и поверхностной биосферы на протяжении миллионов лет. Его изучение играет огромную роль в исследовании изменений климата в последние тысячелетия. Ученые надеются обнаружить в образцах реликтовые организмы, которые смогли адаптироваться к жизни в уникальным условиях подледного озера. Возраст пресноводного озера оценивается в 450 тысяч лет. Озеро Восток больше Онежского и очертаниями напоминает Байкал. Водоем простирается на 300 километров его ширина - от 30 до 80 километров, глубина достигает одного километра.

Слайд 23. Сколько льда в Антарктиде? Почти весь континент покрыт снегом и льдом. Считается, что если бы растаял весь ледниковый покров Антарктиды, уровень океана повысился бы на целых 60 метров.
Огромные массы льда, простирающиеся до океана, называют шельфовыми ледниками. Самым крупным ледником является шельфовый ледник Росса, его площадь достигает 540 000 квадратных километров, что превышает площадь штата Техас.
Слайд 25.. Ледники формирует снег, который после выпадения не тает. Ежегодно, по мере выпадения, снег накапливается и сжимается в лед. Гигантские массы льда давят на нижние слои, они подтаивают, образуется водяная пленка, по которой покровные ледники Антарктиды растекаются от центра материка к его окраинам. Считается, что во льду Антарктиды содержится 70 % всей пресной воды Земли. Ледниковым щитом покрыт почти весь материк, средняя его толщина 2000 м, а восточной части его толщина достигает 4500 м. Возраст ледников более 200 000 лет, а нижние слои по подсчетам ученых имеют возраст около 14 млн. (начало последнего периода похолодания, а чтобы вся Антарктида покрылась ледником, Земле пришлось охлаждаться в течение 50 млн. лет).
Слайд 26.. Большая часть Антарктиды лишена растительного и животного мира. Здесь находится антарктическая пустыня. Тем не менее, жизнь присутствует повсюду, даже в районе полюса холода обнаружены бактерии.

Слайд 27.. Жизнь растений в Антарктиде очень ограничена, здесь можно встретить, главным образом, мхи и лишайники, а также некоторые плавающие растения, обитающие во внутренних морях. Самое крупное наземное животное Антарктиды – это клещ, размер которого достаточно велик, чтобы рассмотреть без микроскопа. Ему удается выжить благодаря тому, что он вырабатывает химические вещества, родственные антифризу, используемому зимой в автомобилях.
Слайд 28. Самые распространенные в Антарктиде птицы – это пингвины, они составляют 80 % популяции птиц. Некоторые из них живут на земле, остальные - на плавучих льдинах. Самый крупный Императорский пингвин, массой до 50 кг, ростом до метра. Императорский пингвин, например, никогда не выходит на землю, проводя почти всю свою жизнь в океане. Самка императорского пингвина откладывает яйца на ледяных плавучих льдинах, где их высиживает самец. Самый распространенный вид – пингвин Адели.
Слайд 29-31. Здесь водятся два типа зубатых китов - кашалоты и киты-убийцы, а также некоторые виды усатых китов - синие киты, горбатые киты и иногда малый полосатик.

Слайд 32. Широко распространены ластоногие.

Слайд 33. Особенно богаты жизнью оазисы. Что это такое? Вблизи побережья материка полярники обнаружили необычные участки с озерами, совершенно свободные ото льда, а летом и от снега, окруженные ледником. Такие участки получили название – Антарктические оазисы. Поладь их от нескольких десятков до нескольких сотен квадратных километров. Летом скалы свободные ото льда поглощают до 85% солнечного тепла и нагреваются сами до 25 – 30°C, нагревают окружающий воздух. Здесь температура воздуха на 3 – 4 °C выше, чем над окружающими ледниками. В мелких озерах некоторых оазисов температура воды достигает +10 - 15°C. Эти озера богаты всевозможными водорослями.

Слайд 34.. Животный мир Антарктиды связан с омывающими её океанами. Воды Антарктиды богаты планктоном, который является источником питания для китов, рыб, тюленей, птиц.

Слайд 35. Высоко в горах гнездятся антарктические и снежные буревестники. На побережье можно встретить чаек – поморников.


Слайд 36.

Работа по группам:

Задание 1: Антарктиду называют Землей ветров. Нередко ветры здесь достигают скорости 40 км/с или 160 км/ч. На других материках такие ураганы редкость, а здесь обычное явление. В чем причина столь частых и сильных ветров? Где находится полюс ветров в Антарктиде?

Задание 2: По оценкам ученых, у берегов Антарктиды плавают более 100 тыс. айсбергов. Айсберги Антарктиды живут дольше гренландских айсбергов: антарктические – 6 -12 лет, гренландские – 3-4 года. В чем причина долголетия антарктических айсбергов?

Задание 3: в чем сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды?

Задание 4: докажите, что в Антарктиде проявляется закон широтной зональности.

Слайд 37- 39. Задание 5: решите ребус.

Выставление оценок и их комментирование.


Слайд 40. . Изучить §49. Для желающих получить дополнительную оценку,

подготовить сообщение к уроку - конференции

  1. Научно – исследовательские базы России,

  2. Проблемы озонового слоя над Антарктидой,

  3. Договор об Антарктиде 1959 года,

  4. Международный геофизический год 1957 – 1959 г.г.







































Просмотр содержимого документа
«ЛОК антарктида»

Рабочий лист.

Тема урока: «Природа Антарктиды».


Задание 1: используя атлас, с. 50 охарактеризуйте ФГП Антарктиды по плану:

    1. Положение по отношению к полюсу, полярным кругам, нулевому меридиану.

    2. Крайняя северная точка материка, её широта.

    3. Климатические пояса, в которых расположен материк.

    4. Какими океанами и морями омывается?

    5. Как расположен континент относительно других материков?


Задание 2: изучить тексты с описанием истории открытия Южного полюса, выписать в опорный конспект имя исследователя и дату открытия Южного полюса (I вариант – Руаль Амундсен, II вариант – Роберт Скотт)



I вариант. Одну из экспедиций возглавил норвежский исследователь Руаль Амундсен (1872-1928), который заранее решил посвятить себя полярным исследованиям. Климат Норвегии близок к климату Антарктиды. Это помогло ему в выборе необходимых предметов при снаряжении экспедиции. В начале антарктической весны 1911 года Р. Амундсен вместе с четырьмя товарищами двинулся в путь. Они ежедневно проходили 30 км по высоте 4000 м. Экспедиция Р. Амундсена шла по сравнительно ровному льду на собачьих упряжках и легко преодолевала расстояния. 14 декабря 1911 года Руаль Амундсен разбил палатку на Южном полюсе и поставил норвежский национальный флаг. Экспедиция Р. Амундсена благополучно вернулась домой.



II вариант. Вторую экспедицию возглавил англичанин Роберт Скотт. Достигнув Антарктиды, английская экспедиция высадилась и дальше двигалась на санках, запряженных лошадьми и моторных санях. Горючее замерзло в моторах, лошади переломали ноги в ледовых трещинах. Весь груз пришлось нести на себе. В суровых условиях пришлось двигаться Р. Скотту и его товарищам, но, тем не менее, они не сдавались и продолжали свои поиски. И, наконец, 18 января 1912г. эта экспедиция достигла Южного полюса. Но их ждало разочарование, на полюсе уже стояла палатка, и реял норвежский флаг. И когда измотанные и уставшие за 79 дней участники экспедиции отправились обратно, силы были уже на исходе. Все участники экспедиции и сам Скотт погибли во льдах Антарктиды от холода и голода в 18 км от продовольственного склада. Путь им преградила пурга.

Задание 3: по карте атласа с. 51 подледного рельефа материка составьте устное описание рельефа Антарктиды.


Задание 4: по климатической карте Антарктиды с. - 51 определите: 1) средние, самые высокие и низкие Τ°C; 2) количество осадков и режим их выпадения.


Задание 5: дайте характеристику климата внутренних и прибрежных районов по климатограмме в учебнике стр. 198.


Домашнее задание: изучить §49, подготовить сообщение к уроку - конференции

  1. Научно – исследовательские базы России,

  2. Проблемы озонового слоя над Антарктидой,

  3. Договор об Антарктиде 1959 года,

  4. Международный геофизический год 1957 – 1959 г.г.


Просмотр содержимого презентации
«антарктида»

“ На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов”  Ричард Бёрд, адмирал США

На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов”

Ричард Бёрд,

адмирал США

План урока: ФГП и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые Климат Внутренние воды Природные зоны. Перспективы освоения.

План урока:

  • ФГП и история исследования.
  • Рельеф и полезные ископаемые
  • Климат
  • Внутренние воды
  • Природные зоны.
  • Перспективы освоения.

Задание 1: используя атлас – с. 50, охарактеризуйте ФГП Антарктиды по плану: Положение по отношению к полюсу, полярным кругам, нулевому меридиану. Крайняя северная точка материка, её широта. Климатические пояса, в которых расположен материк. Какими океанами и морями омывается?  Как расположен континент относительно других материков? Положение по отношению к полюсу, полярным кругам, нулевому меридиану. Крайняя северная точка материка, её широта. Климатические пояса, в которых расположен материк. Какими океанами и морями омывается?  Как расположен континент относительно других материков?

Задание 1: используя атлас – с. 50, охарактеризуйте ФГП Антарктиды по плану:

  • Положение по отношению к полюсу, полярным кругам, нулевому меридиану. Крайняя северная точка материка, её широта. Климатические пояса, в которых расположен материк. Какими океанами и морями омывается? Как расположен континент относительно других материков?
  • Положение по отношению к полюсу, полярным кругам, нулевому меридиану.
  • Крайняя северная точка материка, её широта.
  • Климатические пояса, в которых расположен материк.
  • Какими океанами и морями омывается?
  • Как расположен континент относительно других материков?

Карта Пири Рейса, 1513 г.

Карта Пири Рейса, 1513 г.

История открытия и исследования Антарктиды

История открытия и исследования Антарктиды

«Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда так и не будут обследованы».  Джеймс Кук

«Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдинами морях в поисках Южного материка настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решиться проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне, и что земли, которые могут находиться на юге, никогда так и не будут обследованы».

Джеймс Кук

Михаил Петрович Лазарев http://topbloger.livejournal.com/7540430.htm http://www.navy.su/persons/02/bellinsgausen.html http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=786 «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды Федор Федорович Беллинсгаузен

Михаил Петрович Лазарев

http://topbloger.livejournal.com/7540430.htm

http://www.navy.su/persons/02/bellinsgausen.html

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=786

«Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды

Федор Федорович Беллинсгаузен

Открытие Южного полюса Северный полюс – математически рассчитанную точку – человечество пыталось покорить около 100 лет: американцы Пири и Кук шли туда на собачьих упряжках, швед Август Андре летел туда на воздушном шаре и погиб не дойдя 800 км до С.П., сборная экспедиция из норвежцев, шведов, американцев под руководством итальянца Умберто Нобиле пролетела над С,П, на дирижабле, рядом с СП прошла первая дрейфующая полярная станция Ивана Дмитриевича Папанина …Эта неопределенность породила очень много споров и скандалов. И только в апреле 1948 г. Советская высокоширотная экспедиция «Север», проводя цикл разнообразных измерений в Центральной Арктике, получила глубину океана в точке полюса, равную 4033 м. Но вернемся к ЮП. Ответ на вопрос: кто достиг полюса первым, прозвучал здесь почти мгновенно. В октябре 1911 г. почти одновременно двинулись 2 экспедиции: английская и норвежская. Познакомься поближе с этими экспедициями. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:South_pole.jpg Николаева С.Б. ®

Открытие Южного полюса

Северный полюс – математически рассчитанную точку – человечество пыталось покорить около 100 лет: американцы Пири и Кук шли туда на собачьих упряжках, швед Август Андре летел туда на воздушном шаре и погиб не дойдя 800 км до С.П., сборная экспедиция из норвежцев, шведов, американцев под руководством итальянца Умберто Нобиле пролетела над С,П, на дирижабле, рядом с СП прошла первая дрейфующая полярная станция Ивана Дмитриевича Папанина …Эта неопределенность породила очень много споров и скандалов. И только в апреле 1948 г. Советская высокоширотная экспедиция «Север», проводя цикл разнообразных измерений в Центральной Арктике, получила глубину океана в точке полюса, равную 4033 м.

Но вернемся к ЮП. Ответ на вопрос: кто достиг полюса первым, прозвучал здесь почти мгновенно.

В октябре 1911 г. почти одновременно двинулись 2 экспедиции: английская и норвежская. Познакомься поближе с этими экспедициями.

http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:South_pole.jpg

Николаева С.Б. ®

Роберт Фолкон Скотт капитан I ранга, кавалер ордена Виктории

«Если бы мы остались в живых, то какую бы я поведал повесть о твердости, выносливости и отваге моих товарищей! Мои неровные строки и наши мертвые тела должны поведать эту повесть».

В качестве основного транспортного средства англичане выбрали низкорослых маньчжурских лошадок, также у них были собаки, и даже моторные сани – новинка для того времени. До Южного полюса было 800 миль пути по страшным, разбитым бездонными трещинами, ледникам, на это маршруте (+ 800 обратно!) их ждали сорокоградусные морозы даже в разгар антарктического лета, свирепая пурга с полной потерей видимости, всевозможные лишения, травмы, обморожения, гибель всех лошадей, поломка мотонарт… когда до цели оставалось 150 миль, повернули назад последние участки группы сопровождения, и 5 англичан тащили нарты на себе последние десятки миль до ЮП.

17 янв 1912 г. Скотт и его товарищи пришли в математическую точку ЮП. Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и флаг Норвегии…

Они тронулись в обратный путь от склада с продуктами до склада. Люди быстро теряли силы, неожиданно умер самый молодой из них – Эдгар Эванс. Другой – Лооуренс Отс - отморозил ноги и руки, и чтобы не быть обузой для других. покинул палатку, добровольно уйдя на смерть…Трое оставшихся надолго застряли во льдах из-за метелей. До ближайшего склада, где их ждала пища и тепло, они не дошли всего 11 миль, всего 11 из 1600, который они почти полностью прошли в оба конца!

Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов геологических образцов, собранных на скалах Антарктики.

5 погибшим воздвигнут памятник на побережье Антарктиды со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

http://www.ahmadtea.ua/811/

Руал Амундсен 14 декабря 1911 года открыл Южный полюс

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня! »

Амундсен не имел первоначально планов покорять Южный полюс, наоборот, н собирался достичь Северного полюса, и уже вышел в экспедицию, когда поступили сведения, что Кук и Пири достигли СП (что оказалось ложью!). Норвежец, желая подрежать свой полярный престиж мгновенно переменил планы и отправился на юг. Он бросил Скотту открытый вызов: «Кто кого?»

Норвежцы сделали основную ставку на собак – 52 отборные лайки тянули 4 нарт. Когда собаки выбивались из сил, их съедали и люди и собаки… Амундсен очень удачно выбрал место старта на 100 миль ближе к полюсу. На их пути не было страшных холодов и затяжных метелей. Экспедиция точно следовала графику и уложилась в пределы короткого полярного лета. Амундсен был прекрасным организатором!

История с покорением полюса приобрела мощный общественный резонанс, поступок Амундсена с моральной точки зрения оценивался не только в Великобритании, но и в Норвегии. Да и сам Амундсен не простил себя, иначе почему этот гордый и самолюбивый человек в последующие годы оправдывался пред миром?

Амундсен погиб в 1928 г. Где-то в Баренцевом море, спасая экспедицию отправившуюся к северному полюсу …

http://www.alpklubspb.ru/ass/a253.htm

Эребус

Эребус

Станция Восток - полюс холода

Станция Восток - полюс холода

Климат Антарктиды

Климат Антарктиды

Причины суровости климата Антарктиды: ФГП вокруг Южного полюса Отражение 90% солнечного тепла снегом и льдом Сухость и прозрачность воздуха беспрепятственно пропускают в космос, оставшиеся 10 % солнечного тепла

Причины суровости климата Антарктиды:

  • ФГП вокруг Южного полюса
  • Отражение 90% солнечного тепла снегом и льдом
  • Сухость и прозрачность воздуха беспрепятственно пропускают в космос, оставшиеся 10 % солнечного тепла

Физкультминутка

Физкультминутка

Реки и озера Антарктиды

Реки и озера Антарктиды

Вода из  озера Восток

Вода из озера Восток

Ледовый покров Антарктиды

Ледовый покров Антарктиды

Пингвин Адели Императорский пингвин

Пингвин Адели

Императорский пингвин

Касатка и кашалот

Касатка и кашалот

Синий кит

Синий кит

Горбатый кит

Горбатый кит

Антарктические оазисы

Антарктические оазисы

Планктон

Планктон

Проверь себя! Задание 1 :  Антарктиду называют Землей ветров. Нередко ветры здесь достигают скорости 40 км/с или 160 км/ч. На других материках такие ураганы редкость, а здесь обычное явление. В чем причина столь частых и сильных ветров? Где находится полюс ветров в Антарктиде? Задание 2:  По оценкам ученых, у берегов Антарктиды плавают более 100 тыс. айсбергов. Айсберги Антарктиды живут дольше гренландских айсбергов: антарктические – 6 -12 лет, гренландские – 3-4 года. В чем причина долголетия антарктических айсбергов? Задание 3:  в чем сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды?

Проверь себя!

Задание 1 : Антарктиду называют Землей ветров. Нередко ветры здесь достигают скорости 40 км/с или 160 км/ч. На других материках такие ураганы редкость, а здесь обычное явление. В чем причина столь частых и сильных ветров? Где находится полюс ветров в Антарктиде?

Задание 2: По оценкам ученых, у берегов Антарктиды плавают более 100 тыс. айсбергов. Айсберги Антарктиды живут дольше гренландских айсбергов: антарктические – 6 -12 лет, гренландские – 3-4 года. В чем причина долголетия антарктических айсбергов?

Задание 3: в чем сходство и различие между пустынями Африки и Антарктиды?

Отгадайте ребус АНТАРКТИДА http://www.vladimirgrad.fatal.ru/page1_16.htm http://www.artsides.ru/?ItemID=4309&SetID=73 http://webmarki.com/pochtovya-marka-sssr/Obyknovennyj-strausnik--mc41717887 ДА

Отгадайте ребус

АНТАРКТИДА

http://www.vladimirgrad.fatal.ru/page1_16.htm

http://www.artsides.ru/?ItemID=4309&SetID=73

http://webmarki.com/pochtovya-marka-sssr/Obyknovennyj-strausnik--mc41717887

ДА

Отгадайте ребус ПИНГВИН ринг П http://album-ek.narod.ru/workshop/HP-C200.html

Отгадайте ребус

ПИНГВИН

ринг

П

http://album-ek.narod.ru/workshop/HP-C200.html

Отгадайте ребус «ВОСТОК» В http://domir.ru/garage/molotok1.php http://vote.diary.ru/p119277848.htm

Отгадайте ребус

«ВОСТОК»

В

http://domir.ru/garage/molotok1.php

http://vote.diary.ru/p119277848.htm

Домашнее задание: Изучить §49. Подготовить сообщение к уроку -конференции Научно – исследовательские базы России, Проблемы озонового слоя над Антарктидой, Договор об Антарктиде 1959 года, Международный геофизический год 1957 – 1959 г.г.

Домашнее задание:

  • Изучить §49.

Подготовить сообщение к уроку -конференции

  • Научно – исследовательские базы России,
  • Проблемы озонового слоя над Антарктидой,
  • Договор об Антарктиде 1959 года,
  • Международный геофизический год 1957 – 1959 г.г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ледяной континент - Антарктида.

Автор: Кочетова Елена Александровна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Тематический урок на тему: "Человек в Антарктиде" "
    ["seo_title"] => string(54) "tiematichieskii-urok-na-tiemu-chieloviek-v-antarktidie"
    ["file_id"] => string(6) "168295"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423219307"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "презентация на тему "Антарктида""
    ["seo_title"] => string(35) "priezientatsiia-na-tiemu-antarktida"
    ["file_id"] => string(6) "275017"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452507643"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка урока по географии "История открытия и исследования Антарктиды" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-antarktidy-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107766"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403437866"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "урок: "Природа Антарктиды""
    ["seo_title"] => string(21) "urokprirodaantarktidy"
    ["file_id"] => string(6) "334764"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1466006855"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "урок географии в 7 классах "
    ["seo_title"] => string(30) "urok-ghieoghrafii-v-7-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "213237"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432017023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства