Урок
Тема .Человек в Антарктиде.
Место урока в теме : определить и закрепить первичные знания и умения
Тип урока: обобщающий , защита проектов.
Форма работы : групповая.
Цели урока :
1. Проверить полученные на предыдущих уроках знания. обобщить материал , как систему знаний.
2. Выявить уровень умений готовности к творческому применению знаний.
3. Продолжить работу по формированию навыков сотрудничества коллектива.
Оборудование: учебник ,атласы .коллекция полезных ископаемых.
Музыка Э.Артемьева Ода доброму вестнику». Часть «Красота Земли», видеофрагменты «Природа Антарктиды»
Подготовка к уроку.. В течении недели уч-ся делятся на три группы и готовят творческие задания.
1 группа. Найти оригинальные способы добычи полезных ископаемых в Антарктиде.
2 группа. Спроектировать дома полярников( макеты, аппликации . рисунки, коллажи)
3. Смоделировать одежду для полярников( рисунок, готовые изделия, куклы .коллажи)
Слайд. Физическая карта Антарктиды и слова:
Хочу сказать тебе. мой друг.
ты только не таи обиду.
Хороших много мест вокруг,
Зачем ты едешь в Антарктиду?
Ход урока.
1. Организация урока.
2. В ведение в замысел урока. Постановка цели и задачи урока.
Ричард Берд. «На краю нашей планеты лежит как спящая красавица. принцесса, материк, закованный в голубое. Зловещий и прекрасный , он покоится в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов.»
= Вы узнали , что это за материк?
= Конечно « Антарктида»
Сегодня на уроке мы узнаем с вами и ответим на вопрос из песни: « Зачем же люди едут в Антарктиду?»
Д. Кук в соем дневнике по итогам плавания 1772-1775г.г. писал, что открытие южного материка не принесет пользы мореплаванию, географии и другим наукам. Правли был Д.Кук? Докажите.
Ответы уч-ся на вопросы:
1. Антарктида имеет своеобразное географическое положение . В чем оно проявляется?
2. Что лежит в основании материка?
3. Каковы особенности рельефа Антарктиды?
начинаю рассказ.
В 1960 году исследователь американской экспедиции Лоуренс Гоулд заявил, что он и не дал бы медного гроша за все минеральные ресурсы в Антарктиде. долгие годы никому не приходила в голову мысль о том , что за южным полярным кругом будут искать нефть, а когда об этом заговорили, директор американского института полярных исследований Девид Элмот заметил: «Только сумасшедший может здесь бурить скважины»Страсти разгорелись, когда появилась догадка :Антарктида часть древнего материка Гондваны. Значит белый материк должен быть богат , как недра Южной Америки, Африки , Австралии. Все стали заниматься геологическим исследованиями. на помощь пришли космические спутники. Геологи не спешили с результатами исследований, но сведения просочились в печать. Недра Антарктиды далеко не бесплодны. По оценкам специалистов, в недрах материка около 900месторождений. Есть железо , молибден . драгоценные камни. В недрах шестого континента находятся крупнейшие залежи угля и нефти, есть сведения о урановых месторождениях. (на доске по ходу рассказа прикрепляю знаки полезных ископаемых) Рано или поздно минеральные ресурсы Антарктиды будут включены в сферу хозяйственной деятельности человека.
= Каким способом можно будет вести добычу полезных ископаемых на материке?
( Защита проектов первой группы уя-ся)
Продолжение рассказа. На период, пока человечество сможет обходиться без минеральных ресурсов Антарктиды, следует категорически запретить здесь промышленную деятельность В 1988г подписана конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктиды ( видео )
Антарктида – единственный материк , где человек не живёт постоянно. Их было всего 10 человек Они проводили научные наблюдения за природой материка В последние годы население материка увеличилось Сюда стали наведываться и туристы.
=Каковы условия жизни человека в Антарктиде?
= Почему Антарктиду называют ледяным континентом?
=Назовите климатические пояса материка?
Обобщение ответов уч –ся.
Человек не может привыкнуть к таким условиям. По мнению врачей , пребывание человека в Антарктиде следует ограничить одним годом. Зимовку можно повторять через 2-3 года.
Для первых полярников шили меховую одежду Затем образцы стали совершенствоваться.
= А какие модели разработали наши ребята?
(Зашита проекта второй группы )
Итак , одежда должна быть легкой , теплой , яркой ,но в ней нельзя долго находиться на открытом воздухе. Для полярников главным является дом.
= Какие дома предлагаете построить вы?
(Защита проектов третьей группой уч-ся)
Из рисунков , макетов на доске появляется поселок полярников. Решаем как назвать станции
3. Итог урока. Ученики выделяют на их взгляд важные качества полярников
Р.Амудсен писал в своей книге «Южный полюс»
Побеждает тот , у которого все в порядке Кое кто называет его везением. Поражение непременно ожидает того, кто не принял заблаговременно нужных мер. Это называется невезением.
Если бы Жак Ив Кусто пригласил бы принять вас участие в детской антарктической экспедиции, приняли бы вы это предложение или отказались. ? Почему?
И ты свершишь плавучие заезды
В те новые и древние места.
Где в небесах другие блещут звезды,
Где светлеет созвездие креста.
. В. Бенедиктов.
4. Заседание «ученого совета»
= Как сохранить Антарктиду?
Итог подводим простым голосованием. . Оцениваю ребят Благодарю за работу.