Просмотр содержимого документа
«конспект урока в 7 классе "Природные зоны Африки"»
Класс - 7
Тема урока: Природные зоны Африки.
Цели урока:
1) определить положение природных зон на материке Африка и показать их на географической карте.
2) познакомиться с характерными особенностями природных зон Африки, представителями флоры и фауны.
1. Повторение темы “Климат и внутренние воды Африки”.
Вопросы для повторения (вопросы выделяются на отдельные слайды с соответствующими изображениями):
1) В каких климатических поясах находится Африка? Покажите на карте.
2) Почему при значительной протяженности материка с севера на юг Африка имеет небольшой набор климатических поясов?
3) На каком слоне Драконовых гор и почему выпадает больше осадков?
4) Определите типы климата:
Осадков выпадает мало (менее 100 мл). Средняя температура воздуха в январе + 10?С, июльская + 38?С.
Средняя температура и летом, и зимой +25?С – +27?С, равномерное выпадение большого количества осадков в течении всего года.
5) Какое влияние оказывает Бенгельское течение на количество осадков, выпадающих в прибрежных районах Западной Африки?
6) Почему в Южной Африке в пределах тропического климатического пояса выделяют две области, а в Северной – одну?
7) В каких климатических поясах самая густая речная сеть?
Ответ подтвердите при помощи карты.
8) На юге Африки протекает река, которая имеет “цветное” название. Имя реке дали буры – голландские переселенцы-колонизаторы, которые назвали ее в честь принца Оранского. Как называется эта река? Покажите на карте.
9) Длина реки с ее основным притоком Кагеррой – более 6600 км. Это одна из самых протяженных рек на планете. Назовите эту реку и покажите на карте.
10) Самый большой в ширину водопад находится на реке Замбези. Водопад низвергает огромную массу воды с относительно небольшой высоты – чуть более 100 м, имея при этом ширину до 1800 м. Местные жители называют его “Муси о тунья” или “Шонгве”, что означает “Дым, который грохочет” или “Кипящий котел”. Назовите и покажите на карте этот водопад. (Пример слайда)
11) Назовите и покажите на карте эти озера. (пример слайда)
2. Изучение новой темы.
Вернемся к целям нашего урока (демонстрация слайда; Приложение1)
Давайте вспомним, что же такое природная зона. ( слайд после ответов учащихся)
Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения (климата), почв, растительности и животного мира.
Образование зон обусловлено соотношением тепла и влаги.
Экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора.
(демонстрация на слайде)
Демонстрация на слайде фотографий экваториальных лесов, представителей флоры и фауны экваториального пояса Африки (примерный слайд “Приложение2”). Вместе с демонстрацией учащиеся рассказывают доклады о типичных представителях данной зоны.
Примеры докладов об экваториальной зоне:
1) Растительность в экваториальных лесах – джунглях.
Экваториальные леса имеют несколько ярусов. Они вечнозеленые, деревья сбрасывают листья не сразу, а постепенно. Леса исключительно разнообразны по составу. Только одних деревьев — около 1000 видов. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и другие деревья, достигающие высоты 35-50 м. В лесу царствует сумрак, так как на з0-метровой высоте листва и переплетающиеся ветви образуют зеленый навес, через который едва пробиваются солнечные блики.
Многие породы деревьев ценятся своей древесиной. Среди них черное дерево, красное, железное и атласное.
Некоторые растения в джунглях взбираются на самые высокие деревья или активно обживают их ветви. Это помогает таким растениям выбираться из мрачной, влажной атмосферы, царящей в джунглях у самой земли, и приблизиться к свету, который щедро изливается на крышу джунглей. Растения-верхолазы обладают особыми корнями, стеблями и листьями, способными впитывать, передавать и хранить воду и питательные вещества.
В лесах существуют живые канаты, на которых Тарзан раскачивался. Они представляют собой прочные стебли вьющихся растений – лиан. Одни из них тонкие как нити, другие достигают толщины человеческого туловища. Существует легенда, что когда-то деревья в джунглях вздумали бунтовать, но кто-то усмирил их, обвязав канатами из лиан.
2) У карликового бегемота длина тела 1,7-1,8 м, масса до 250-270 кг.
бегемот до 19 века населял почти всю Экваториальную Африку, но сейчас в большинстве мест истреблен и сохранился лишь в Центральной и Восточной Африке, преимущественно в национальных парках Вирунга (Конго), Рувензори и Кабалега (Уганда). Бегемоты обитают в реках и озерах, предпочитая неглубокие водоемы с отлогими берегами и околоводной растительностью. Светлое время суток проводят в воде, где спят на отмелях и косах, а после захода солнца отправляются на кормежку.
Бегемоты прекрасно плавают, могут нырять, ходить и даже бегать по дну.
Карликовый бегемот населяет медленно текущие водоемы Центральной Африки. Он ведет скрытный и одиночный образ жизни. Детеныш карликового бегемота, рожденный на суше, весит около 5 кг. Карликовый бегемот редок, занесен в Международную Красную книгу.
3) Леопард может лазать по деревьям, где даже охотится на обезьян. Но в основном он охотится на земле. Леопард способен тихо подкрадываться к жертве и настигает ее несколькими быстрыми прыжками, а также подкарауливает добычу звериной тропы или водопоя. Он питается в основном разнообразными антилопами, оленями, косулями, реже грызунами, птицами, насекомоядными, и даже насекомыми. Отдельные особи охотятся и на домашний скот, леопард иногда нападает на человека, но реже, чем тигры или львы. В природных сообществах этот хищник играет важнейшую роль, регулируя численность копытных, уничтожая, в первую очередь, слабых и больных животных.
4) Окапи – родственники жирафа, обитающие только в Африке. Окапи относятся к малочисленнному виду. Ведут одиночный, ночной образ жизни. Окапи – животное с очень своеобразной внешностью. В первый момент не сразу и сообразишь, куда его причислить: то ли к антилопам, то ли к лошадям?
Как и само животное, так и его образ жизни, условия обитания, закономерности питания и особенности размножения – все это было неизвестно еще 20 – 25 лет тому назад.
Впервые из европейцев о нем узнал знаменитый исследователь Г. Стенли, который в 1890 году путешествовал в тропических лесах бассейна реки Конго.
Долгое время многое из жизни этого животного оставалось в тайне: были совершенно неизвестны условия обитания и размножения окапи. Оставалось неясным, чем они питаются. Установить же постоянное наблюдение за животными в неволе не удалось: немногие окапи, попав в зоопарк или зоосад, сравнительно быстро погибали. Только парижскому зоопарку, да и то после того, как буквально по крупицам были собраны некоторые сведения об этом животном, удалось в 1956 году получить потомство от окапи.
В настоящее время из 850 зоопарков мира окапи содержится примерно в 20 зоопарках (около 60 особей), из них многие родились уже в неволе. Хотя окапи и не такая уж редкость, все же их еще нельзя назвать обычными животными зоопарков.
Это крупное животное, длиной примерно 2 метра, весит 250 – 280 килограммов. У самцов пара небольших, покрытых кожей рожек, которые окапи сбрасывают ежегодно. Шея в отличие от жирафа не такая длинная. Объясняется это условиями обитания окапи. Животное населяет густые и труднодоступные леса, но в самом лесу предпочитает небольшие полянки и селится по берегам рек и ручьев, поросших кустарником, листья которого и составляют его основную пищу.
5) Мухи цеце относятся к семейству двукрылых насекомых. Самцы и самки мухи цеце питаются кровью позвоночных животных – слонов, носорогов, бегемотов, антилоп, а также нападают на человека. Муха цеце переносчик опасной болезни скота и человека.
Так же демонстрируются расположение остальных природных зон на континенте.
Слайды с видами и типичными представителями саванн и пустынь Африки сопровождаются докладами учащихся. Можно в слайды включить небольшие фильмы о данных территориях.
3. Домашнее задание.
Для закрепления пройденного материала учащимся предлагается дома заполнить таблицу, прочитав § 28.