Конспект урока географии 7 класса "Природные зоны Африки" содержит в себе разъяснение новой темы. Объяснение каждой природной зоны в отдельности с примерами животного и растительного мира. Блок вопросов и заданий также присутствует в ходе разъяснения новой темы. Учащиеся очень хорошо понимают эту тему при именно таком раскладе хода урока. Рефлексия в конце урока очень бурно встречается учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Природные зоны Африки"»
Урок географии в 7 классе на тему: "Природные зоны Африки"
Задачи урока:
Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, и, опираясь на знания учащихся, подвести их к объяснению причин разнообразия природных зон материка, способствовать пониманию закономерности зонального поясного характера изменений природных условий;
Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации, развивать творческое мышление;
Развивать интерес к предмету, воспитывать географическую культуру.
Оборудование: учебник, географический атлас, контурная карта, презентация по природным зонам, карточки для рефлексии.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
II.Объяснение нового материала
1.Введение в тему.
Ребята, назовите любые слова, которые у вас ассоциируются с африканским континентом. Очень часто встречаются слова, которые обозначают живую природу. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему «Природные зоны Африки».
В процессе урока мы не только рассмотрим основные черты природных зон, но и раскроем причины их образования, взаимосвязи компонентов природы, экологические проблемы и меры, принимаемые для сохранения природы.
2.Актуализация знаний.
Вспомним, что такое «природная зона»?
Какие факторы влияют на образование природных зон на суше?
Назовите природные зоны Африки. В чем их особенность размещения на материке?
3. Новый материал.
На равнинах Африки отчетливо выражена широтная зональность. Саванны занимают около 40% площади материка, на долю пустынь приходится около 30% площади. В связи с тем, что Африка была частью Гондваны, в составе ее растительности есть виды, сходные с видами растений Южной Америки, Мадагаскара, Южной Азии. Из 40 000 видов цветковых растений 9000 эндемичны. По сравнению с Южной Америкой и Австралией животный мир Африки более древний. Африка исключительно богата млекопитающими, среди которых много копытных.
Итак, проследим изменение природных зон с севера на юг. Попутно вы на свои бланковки будете наносить основную информацию о каждой природной зоне.
- Подумайте, о какой природной зоне сказано в следующем отрывке: «Она протянулась от берегов Красного моря до побережья Атлантического океана, а на севере может достигать берегов Средиземного моря. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58°С…» (пустыня)
- О какой конкретно тропической пустыне идет речь?
Сахара- в переводе с арабского «сахра»-однообразная коричневая пустынная равнина. Ее площадь 7 млн. кВ.км. с севера на юг она протянулась на 2 тыс. км, с запада на восток на 5 тыс. км.
- С чем у вас ассоциируется пустыня?
Но вот в Сахаре песком покрыто только 20% территории. Эти песчаные территории называются эрги.
Свыше 70% территории покрыто каменистой россыпью. Она носит название хамада. А щебнистая пустыня- серир (запись в тетрадь). Хамада и серир образовались в результате выветривания горных пород.
Какие почвы образовались здесь?
Что можно сказать об их плодородии. Почему?
На какие компоненты данного природного комплекса влияет еще климат?
Как же приспособились растения и животные к таким экстремальным условиям?
Растения: длинные корни до 5 м., видоизмененные листья, редко отстающие друг от друга;
Животные: ведущие в основном ночной образ жизни, могущие обходиться долгое время без воды, в основном пресмыкающиеся, у млекопитающих широкие копыта.
Несмотря на кажущуюся безжизненность пустыни, в ней насчитывается 65 видов млекопитающих, 74 вида птиц, 530 видов разнообразных насекомых.
Растения- джузгун, злак селин.
Животные- верблюд, антилопа аддаж, лисица фенек.
Среди пустыни можно неожиданно увидеть зеленые островки растительности. Усталому путнику может показаться, что это мираж. На самом деле- это оазис- место, где на поверхность выходит источник. Здесь живут люди, выращивают королеву оазиса финиковую пальму, красный перец, просо
- Где в Африки встречаются еще пустыни? Назовите их: Калахари, Намиб.
- Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?
Здесь растет удивительное растение, называемое «осьминогом пустыни». Речь идет о вельвичии. Ее корни могут достигать 20 м.
- Движемся дальше на юг. Что приходит на смену пустыне? С чем это связано?
Саванны занимают около 40 % территории материка. С португальского переводится «степь с деревьями».
На причины происхождения саванн существует две точки зрения: согласно первой, саванны возникли на месте сведенных лесов; согласно второй точки зрения, образование саванн объясняется общими географическими закономерностями. Какова ваша точка зрения? Ответ обоснуйте.
Климат: субэкваториальный, две воздушные массы, два сезона года- влажный и сухой. Количество осадков колеблется от 200 мл на границе с пустыней до 2000 мл на экваторе. Сезон дождей длится от 7 до 9 мес.
Отличительная черта саванны- ярко выраженная сезонность. Именно сезонность определяет характер почв, растительного и животного мира.
Итак, саванны- высокотравные степи. Для лесов здесь не хватает влаги. -Что вы можете сказать о почвах саванны? Они плодородны.
Особенность животного мира- их разнообразие и преобладание крупных.
Это и царь зверей лев, бегемоты, леопарды, жирафы, зебры и тд.
Птицы- марабу, нектарница, страус эму, секретарь. Очень много термитов и мухи-цеце.
Растительность- баобаб, слоновая трава, колбасное дерево, молочаи, различные пальмы
3.Работа с учебником.
Как вы думаете, с чем связано изменение площади каждой природной зоны?
Какие виды хозяйственной деятельности вы можете назвать для каждой природной зоны?
Нерациональное хозяйствование привело к разрастанию пустыни. Сахара наступает на саванну и за последние десятилетия ее площадь увеличилась на 650 тыс, кВ. км.
- Какие меры вы можете предложить для предотвращения опустынивания?
В 2005 году некоторые страны Африки объявили о масштабной программе «ТеррАфрика» по борьбе с опустыниванием земель. В СЗ части Сахары на протяжении 1500 км. провели лесонасаждение.
2006 год был объявлен Международным годом пустынь и опустынивания.
Для сохранения в диком виде живой природы создаются заповедники и национальные парки. Самые знаменитые НП Серенгети, Крюгера, Нгоронгоро. На территории 3 стран на основе НП Крюгера создается суперзаповедник. (ГЕО) /
III.Обобщение.
Для каждой природной зоны характерна определенная растительность и животный мир со своими особенностями. С чем это связано?
Если бы вам представилась возможность путешествия, какую природную зону вы бы посетили и почему?