Тема: Природные зоны Африки.
ЦЕЛЬ: определение особенностей природных зон Африки
ЗАДАЧИ: выделить причины разнообразия природных зон материка; сформировать умение анализировать и объяснять причинно-следственные связи; развивать навыки взаимодействия между учащимся при работе в группах. Создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Способствовать развитию умения публично выступать
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник географии7 кл, атлас, физическая карта Африки, карта «Природные зоны Африки»
Ход урока.
-
Организационные моменты
-
Изучение нового материала
-
Вступительное слово учителя: Создание проблемы, ситуации для постановки цели урока и определения темы урока.
-
На основе анализа карты природные зоны Африки назовите природные зоны материка, каковы особенности их размещения на материке?
-
Какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами? (Сравнение карт» климатические пояса» и карты «Природные зоны Африки»
-
Назовите существенные признаки зоны саванн, тропических пустынь.
-
Так какова же тема урока? Учащиеся определяют тему.
Какова цель нашего урока?
Учащиеся формируют цель урока: выяснить характерные особенности природных зон Африки, определить причины разнообразия природных зон материка.
2. Определение факторов. влияющих на особенности природных зон.
-
Учащиеся вспоминают определение « природная зона» с помощью текста учебника.
-
2.Заполняют бортовой журнал «природной зоны»
Это мы знаем
Узнали (с помощью карты атласа и настенной карты)
Предстоит выяснить
Схема строения П, К. Взаимосвязь компонентов П.К
Записывают природные зоны
Главные черты природных зон Африки; причины их разнообразия
Экваториальные леса
саванны
Тропические пустыни
Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
-
Учащиеся устанавливают взаимосвязь компонентов в П.К, которая может достигнуть цели работы.
-
Г.П.- Климат-растительность - животный мир-почва-деятельность человека.
-
Вывод: особенности природных зон будут определяться следующими факторами
1.Географическое положение
2.климат
3.почва, растительный и животный мир;
4.влияние деятельности человека
2этап.(поисковый)Организация групповой творческой деятельности.
Исследования в процессе выполнения практической работы: Определение причин разнообразия природных зон Африки»
Цель: - выяснить характерные черты и установить причины своеобразия природных зон Африки.
ХОД РАБОТЫ:
-
Класс делится на 4 группы по 4 человека. По желанию каждый выбирает одну природную зону или один из вопросов плана характеристики, и изучают его по всем 3 зонам, обязательно указывая причину формирования каждой природной зоны. Работа выполняется в таблице, приготовленной заранее на отдельных листах, по плану, причины указываются в нижней части листа. В таблицу вносятся только главные признаки.
РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЗОН АФРИКИ
Название природной зоны. Географическое положение
Особенности климата
почвы
Растительный и животный мир
Влияние человека
В каждой группе выбирается руководитель, который контролирует работу.
В процессе работы учащиеся обмениваются полученной информацией внутри группы и готовятся к обсуждению своего исследования, обращая внимание, насколько выполнена цель работы, и при необходимости доработать вопрос.
3 этап.(рефлексия и творчество)
Заслушиваются результаты исследования группах, учащиеся могут дополнять друг друга, можно заслушать и дополнительный материал
Когда выступят все группы, можно сделать вывод: причинами формирования природных зон является климат.
5 этап (оценочный)
Учащиеся получают лист с заданием
Признаки
Природные зоны
ответы
1.Зона опоясывает влажные экваториальные леса с севера, востока и юга
2.зона находится на крайнем севере и юге материка
3.зона находится на западе в экваториальном поясе
4.климат субэкваториальный
5.климат тропический сухой
6.климат экваториальный.
Жестколистные вечнозелёные илеса и кустарники
Тропические пустыни и полупустыни
Саванны и редколесья
Экваториальные влажные леса
В графу «ответы «учащиеся напротив каждой природной зоны ставят цифры с характерными признаками природных зон, выбирая их из первого столбика. Время выполнения 5 мин. По истечении времени учащиеся обмениваются результатами, проверяют работы друг друга, сдают учителю.
5 этап Подведение итогов урока, задание на дом.
-
Какова цель урока?
-
Какие природные зоны характерны для Африки?
-
Каковы причины разнообразия зон?
Учащиеся делают выводы. Учитель комментирует и оценивает работу учащихся на уроке
Домашнее задание: нанести на контурную карту природные зоны Африки.У№чить текст параграфа.