kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Природные зоны Африки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создаст условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, и, опираясь на знания учащихся, подвести их к объяснению причин разнообразия природных зон материка, способствовать пониманию закономерности зонального поясного характера изменений природных условий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Природные зоны Африки"»

"Природные зоны Африки"

Цель урока:

  1. Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, и, опираясь на знания учащихся, подвести их к объяснению причин разнообразия природных зон материка, способствовать пониманию закономерности зонального поясного характера изменений природных условий;

  2. Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации, развивать творческое мышление;

  3. Развивать интерес к предмету, воспитывать географическую культуру.

Тип урока: комбинированный

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Оборудование: учебник, географический атлас, контурная карта, презентация по природным зонам, кассета со звуками леса, журнал ГЕО, карточки для рефлексии.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

II.Объяснение нового материала

1.Введение в тему. /Слайд 3/

Ребята, послушайте отрывок из книги В.Корочанцева: «Африка- неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира…»

- Назовите любые слова, которые у вас ассоциируются с африканским континентом. Очень часто встречаются слова, которые обозначают живую природу. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим тему «Природные зоны Африки». /слайд4/

В процессе урока мы не только рассмотрим основные черты природных зон, но и раскроем причины их образования, взаимосвязи компонентов природы, экологические проблемы и меры, принимаемые для сохранения природы.

2.Актуализация знаний. /слайд5/

  • Вспомним, что такое «природная зона»? (территория со сходными климатическим условиями, растительным, животным миром и почвами)

  • Какие факторы влияют на образование природных зон на суше?

  • Назовите природные зоны Африки. В чем их особенность размещения на материке?

3. Новый материал. /слайд 6/

На равнинах Африки отчетливо выражена широтная зональность. Саванны занимают около 40% площади материка, на долю пустынь приходится около 30% площади. В связи с тем, что Африка была частью Гондваны, в составе ее растительности есть виды, сходные с видами растений Южной Америки, Мадагаскара, Южной Азии. Из 40 000 видов цветковых растений 9000 эндемичны. По сравнению с Южной Америкой и Австралией животный мир Африки более древний. Африка исключительно богата млекопитающими, среди которых много копытных.

Итак, проследим изменение природных зон с севера на юг. Попутно вы на свои бланковки будете наносить основную информацию о каждой природной зоне.

- Подумайте, о какой природной зоне сказано в следующем отрывке: «Она протянулась от берегов Красного моря до побережья Атлантического океана, а на севере может достигать берегов Средиземного моря. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58°С…» (пустыня) /слайд 7/

- О какой конкретно тропической пустыне идет речь? /слайд 8/

Сахара- в переводе с арабского «сахра»-однообразная коричневая пустынная равнина. Ее площадь 7 млн. кВ.км. с севера на юг она протянулась на 2 тыс. км, с запада на восток на 5 тыс. км.

- Чем обусловлено образование здесь пустыни? /слайд 9/

Климат- тропический пояс, область постоянного высокого давления, нисходящее движение воздуха, сухость , осадки от 100 мл и меньше, холодное Канарское течение на СЗ, максимальная температура + 58°С, среднесуточная температура + 32°С.

Амплитуда температур в течение суток может достигать 30°. Иногда над пустыней видны дождевые облака, но осадков не ощущается. Почему?

- С чем у вас ассоциируется пустыня?

Но вот в Сахаре песком покрыто только 20% территории. Эти песчаные территории называются эрги.

Свыше 70% территории покрыто каменистой россыпью. Она носит название хамада. А щебнистая пустыня- серир (запись в тетрадь). Хамада и серир образовались в результате выветривания горных пород.

  • Какие почвы образовались здесь? (бурые пустынные).

  • Что можно сказать об их плодородии. Почему?

  • На какие компоненты данного природного комплекса влияет еще климат? (растения и жив. мир)

  • Как же приспособились растения и животные к таким экстремальным условиям?

Растения: длинные корни до 5 м., видоизмененные листья, редко отстающие друг от друга;

Животные: ведущие в основном ночной образ жизни, могущие обходиться долгое время без воды, в основном пресмыкающиеся, у млекопитающих широкие копыта.

Несмотря на кажущуюся безжизненность пустыни, в ней насчитывается 65 видов млекопитающих, 74 вида птиц, 530 видов разнообразных насекомых.

Растения- джузгун, злак селин.

Животные- верблюд, антилопа аддаж, лисица фенек.

Среди пустыни можно неожиданно увидеть зеленые островки растительности. Усталому путнику может показаться, что это мираж. На самом деле- это оазис- место, где на поверхность выходит источник. Здесь живут люди, выращивают королеву оазиса финиковую пальму, красный перец, просо /слайд 10/

- Где в Африки встречаются еще пустыни? Назовите их: Калахари, Намиб.

- Почему на побережье Атлантического океана образовалась пустыня Намиб?

Здесь растет удивительное растение, называемое «осьминогом пустыни». Речь идет о вельвичии. Ее корни могут достигать 20 м. /слайд 11/

- Движемся дальше на юг. Что приходит на смену пустыне? С чем это связано?

Саванны занимают около 40 % территории материка. С португальского переводится «степь с деревьями». /слайд 12/

На причины происхождения саванн существует две точки зрения: согласно первой, саванны возникли на месте сведенных лесов; согласно второй точки зрения, образование саванн объясняется общими географическими закономерностями. Какова ваша точка зрения? Ответ обоснуйте. /слайд 13/

Климат: субэкваториальный, две воздушные массы, два сезона года- влажный и сухой. Количество осадков колеблется от 200 мл на границе с пустыней до 2000 мл на экваторе. Сезон дождей длится от 7 до 9 мес.

Отличительная черта саванны- ярко выраженная сезонность. Именно сезонность определяет характер почв, растительного и животного мира.

Итак, саванны- высокотравные степи. Для лесов здесь не хватает влаги. -Что вы можете сказать о почвах саванны? Они плодородны.

- Чем объясняется их плодородие?

Особенность животного мира- их разнообразие и преобладание крупных.

Это и царь зверей лев, бегемоты, леопарды, жирафы, зебры и тд.

Птицы- марабу, нектарница, страус эму, секретарь. Очень много термитов и мухи-цеце.

Растительность- баобаб, слоновая трава, колбасное дерево, молочаи, различные пальмы / слайды 14-16/

3.Динамическая пауза.

Прежде, чем отправиться дальше, мы сделаем остановку. Сядьте поудобней, расслабьтесь. Закройте глаза и подумайте, какую картину природы вы можете представить себе, слушая эти звуки?

- Где вы мысленно побывали сейчас?

Побережье Гвинейского залива и котловину р. Конго занимает зона вечнозеленых влажных лесов- гилея. /слайд 17/

- Почему эта природная зона получила такое название? /слайд 18/

Климат- экваториальный, область низкого атмосферного давления, восходящее движение воздуха, обилие осадков (от 2000 мл и больше) равномерно в течение года, среднегодовая температура воздуха колеблется в пределах +25°, влажность 80%-90%

Особенность гилеи- ярусность и обилие растительности. Одних только древесных пород насчитывается до 3000 видов. Здесь очень мало травы и кустарников.

- Как должны приспособиться животные к жизни в таком лесу?

Животные- гориллы, окапи, леопард, карликовые бегемоты, обилие муравьев. /слайд 19/

- Какие почвы образуются в этом ПК? Почему они малоплодородные?

Небольшие по площади территорию занимают зоны переменно-влажных лесов и по окраинам материка располагаются жестколистные леса и кустарники.

4.Работа с учебником. Страница 130, рис.59

  • Как вы думаете, с чем связано изменение площади каждой природной зоны?

  • Какие виды хозяйственной деятельности вы можете назвать для каждой природной зоны?

Саванны- распашка земель, скотоводство.

Гилея- вырубка ценных пород, подсечно-огневое земледелие, заготовка дров.

Нерациональное хозяйствование привело к разрастанию пустыни. Сахара наступает на саванну и за последние десятилетия ее площадь увеличилась на 650 тыс, кВ. км.

- Какие меры вы можете предложить для предотвращения опустынивания?

/слайд 20/

В 2005 году некоторые страны Африки объявили о масштабной программе «ТеррАфрика» по борьбе с опустыниванием земель. В СЗ части Сахары на протяжении 1500 км. провели лесонасаждение.

2006 год был объявлен Международным годом пустынь и опустынивания.

Для сохранения в диком виде живой природы создаются заповедники и национальные парки. Самые знаменитые НП Серенгети, Крюгера, Нгоронгоро. На территории 3 стран на основе НП Крюгера создается суперзаповедник. (ГЕО) /слайд 21/

III.Обобщение. /слайд 22/

  • Для каждой природной зоны характерна определенная растительность и животный мир со своими особенностями. С чем это связано?

  • Если бы вам представилась возможность путешествия, какую природную зону вы бы посетили и почему?

IV. Рефлексия. /слайд 23/

Перед вами карточки с африканским пейзажами. Нарисуйте себя там, где вы сейчас хотели бы оказаться. Какое место сейчас больше всего соответствует вашему настроению?

V. Домашнее задание. /слайд 24/

Написать мини-сочинение на тему «Один день в…». В помощь § 28

VI. Оценки.

Презентация

Дополнения к уроку-презентации по географии

Викторина

  1. Африка омывается двумя океанами на западе и востоке и двумя морями на севере и северо-востоке. Вспомните их названия.

  2. Третью часть материка занимают пустыни. Одна из них является величайшей в мире, ее площадь 7 млн. кВ.км. Назовите ее. Вспомните еще четыре пустыни Африки.

  3. Между тремя странами- Уганда, Кения и Танзания- расположено крупнейшее озеро Африки. Его площадь 69 тыс. кВ.км. Как оно называется?

  4. … именем американского исследователя Африки названо 7 водопадов в верхнем течении р. Конго. Этот исследователь пересек материк с востока на запад, посетил район Великих восточноафриканских озер, открыл исток Кого. Назовите имя и фамилию этого путешественника.

  5. Крупнейший водопад Африки, с высотой падения воды 853 метра, называется Тугела. На какой реке и на территории какой страны он находится?

  6. Название стране дало озеро, с которым по существу связана вся жизнь ее обитателей. Назовите страну и озеро.

  7. Под каким именем мы знаем африканское государство, носившее некогда название Золотой Берег?

  8. Эта земля называлась Невольничьим берегом, затем по одному из королевств- Дагомея. А теперь как она называется?

  9. Средняя высота над уровнем Мирового океана-750 м. высочайшая горная вершина является вулканом, увенчанным вечной снеговой шапкой. Вспомните название горы. Наименьшая высота от уровня Мирового океана-153м. Как называется расположенное там озеро?

  10. Эту африканскую республику в 1822 г. Основали освобожденные американские рабы. Расположена на юго-западе Африки. Назовите государство и столицу.

О чем говорят географические названия на карте Африки.

Взгляните на карту Африки. Сколько на ней удивительных и порою странно звучащих названий: Килиманджаро, Замбези, мыс Доброй Надежды, Танганьика. За каждым из них — страницы истории, полные трагических и героических событий.

Давайте вместе с вами совершим воображаемое путешествие по карте Африки и попытаемся разобраться, что означают эти названия.

Само слово «Африка», как утверждает французский историк П. Гаффель, происходит от названия одного из древних берберских племен — авриг, или африк, которое проживало на территории Туниса. Позже, в 146 г. н. э. римляне создали здесь свою провинцию, скоро превратившуюся в житницу Рима. Постепенно Африкой стали называть и весь материк.

Карта Африки — немой свидетель названий, многие из которых звучат совсем не по-африкански. Кто же давал эти чужеземные названия городам, рекам, отдельным районам и даже целым странам Африки? Эти следы оставили колонизаторы. Европейские названия на карте африканского материка напоминают о недавних ранах на теле черного исполина: о величайших страданиях народов под гнетом захватчиков, о миллионах негров, погибших в мрачные годы работорговли, о тех, кто отдал свои жизни в борьбе за свободу и светлое будущее соотечественников.

О том, как возникли в Африке европейские названия, можно проследить на примере Нигерии. Название «Нигерия» для британских владений в бассейне реки Нигер было предложено в 1898 г. английской журналисткой Флорой Шоу. А первый губернатор этой объединенной колонии (женой которого стала Шоу) в 1914 г. название «Нигерия» ввел официально.

Имена колонизаторов носили целые страны. Так, Родезия, например, названа в честь англичанина Сесиля Родса, мечтавшего подчинить Великобритании всю Африку. В свое время он писал: «Мир почти весь поделен, а то, что от него осталось, сейчас делится, завоевывается и колонизируется. Как жаль, что мы не можем добраться до звезд, сияющих над нами ночью на небе! Я бы аннексировал планеты... Я считаю, что мы — первая раса на земле... Если есть бог, то я думаю, что он только радуется тому, что я стараюсь окрасить как можно больше частей карты Африки в цвета Британской империи».

Те, кто давал подобные названия странам Африки, не могли не знать, что на территории той же Южной Родезии в свое время существовало африканское государство Зимбабве с очень высокой культурой. Но они умышленно забыли об этом.

Больше всего, пожалуй, на карте африканского материка португальских названий. Так, бухта Рио-де-Оро означает «Золотая река», а название Республики Сьерра-Леоне — «Львиные горы». Очертания здешних гор показались португальцу Педро да Сантра (который в 1462 г. по приказу своего повелителя Генриха Мореплавателя отправился на захват новых земель) похожими на грозного хищника. Столица этой страны Фритаун («Свободный город») названа так англичанами. В годы колониального владычества это звучало как насмешка над африканцами, которых жестоко эксплуатировали английские колонизаторы.

Интересно происхождение названия африканского государства Камерун. По-португальски «рио дос камерос» означает «река креветок». Португальская экспедиция во главе с Лопо Гонсалесом открыла побережье теперешнего Камеруна между 1471 и 1475 гг. Моряки заметили, что устья прибрежных рек кишмя кишат креветками. Так и нарекли целую страну.

Такие названия, как Перцовый Берег, Берег Слоновой Кости, Невольничий Берег, говорят сами за себя... Они — свидетели бесцеремонного грабежа и работорговли, проводившихся здесь на протяжении целых веков. Как писала недавно одна французская газета, колонизаторы интересовались Африкой в той мере, в какой им это приносило прибыль…

Немало следов на карте Африки оставили голландские и английские колонизаторы. Река Оранжевая в Южно-Африканской Республике названа ими в честь оранской династии, правившей тогда в Голландии, а остров Маврикий в Индийском океане — именем одного из ее представителей.

Самый крупный приток реки Оранжевой — Вааль, что по-голландски значит «мутный», также был назван ими. К северу от этой реки находилась основанная бурами (первыми голландскими колонизаторами) Республика Трансвааль — «За Ваалем». Теперешняя столица Южно-Африканской Республики город Претория напоминает о бурском политическом деятеле Преториусе, жестоко расправлявшемся с местным населением.

Имя английской королевы Виктории носит один из крупнейших водопадов на реке Замбези. (Сами африканцы называют его Мосисатунья, что значит «Здесь пар издает шум».) Не остался забытым и супруг королевы. Его имя Альберт дано озеру на границе Уганды и Республики Конго (Леопольдвиль).

Именем английского министра колоний Кимберли названы крупнейшие алмазные месторождения Южной Африки. Озеро Рудольф в экваториальной части Африки, к югу от Эфиопии, получило свое название в честь английского принца. Даже мрачные дела немецкого купца Людерица, который скупал земли в Юго-Западной Африке, колонизаторы увековечили, назвав его именем город.

Республика Берег Слоновой Кости—это единственная из стран, сохранившая слово «берег» в своем названии: Золотой Берег стал Ганой, Невольничий — Нигерией, а Перцовый — Либерией.

Реки Гамбия, Нигер и Сенегал «подарили» свои названия со¬ответствующим странам, по территории которых они протекают; Черная Вольта и Белая Вольта образовали Верхнюю Вольту. Сама река Вольта впервые упоминается на португальской карте 1471 г. как Рио-де-Вольта, что в переводе означает «река возвращения». По-видимому, португальская экспедиция, возвращавшаяся на родину, делала здесь остановку. Озеро Чад передало название одноименной республике.

Обращают на себя внимание три африканские страны, в каждой из которых имеется слово «Гвинея». Слово «Guinea» происходит от слова, которое на языке берберов означает «чернокожее население». Оно и дало название трем странам и стало как бы синонимом страны чернокожих.

Аналогично происхождение названия Республики Судан, что по-арабски означает также «страна чернокожих».

Однако было бы неверным думать, что на карте Африки имеются только иностранные названия.

Дошли до нас и подлинно африканские названия: Алжир — по-арабски «белый остров»; Сахара — «пустыня»; город Агадир — «укрепленный замок»; Найроби — столица Кении — означает «студеная вода»; озеро Танганьика — «безбрежные воды».

Название самой высокой горы на континенте Килиманджаро образовалось из слова «Калима», что на языке суахили означает «гора» и Нджаро — имя бога, приносящего холод; в итоге — «гора бога холода». Крепость Гибралтар и Гибралтарский пролив на севере Африки получили свое название от скалы, расположенной на северном европейском берегу пролива. В древности скала называлась Калле; это был один из «столбов» мифического героя Геракла, который, по преданию, разорвал утесы, соединив Средиземное море с океаном, и поставил столб в память о своем подвиге. В 711 г. арабские завоеватели под руководством полковника Тарика переправились здесь в Испанию и построили на скале крепость Джебель-ат-Тарик — «гора Тарика». И уже в искаженном виде это арабское название перешло в европейские языки.

А что это за странное название — Баб-эль-Мандебский пролив? Баб-эль-Мандеб в переводе с арабского—«ворота слез». Это название европейцы заимствовали у арабов в XVI веке. Сильные ветры, множество островов и коралловых рифов делали этот пролив опасным для прохода судов.

Самая южная точка Африки названа португальцами мыс Игольный. В этой части материка имеются залежи магнитной аномалии, поэтому стрелка компаса (по-португальски она называется иглой) сильно отклоняется от своего нормального положения.

Кстати, читателям, вероятно, интересно будет узнать о том, что и на карте Советского Союза можно найти слово «Африка». Так обозначен мыс, который находится на восточном берегу Камчатки и впадает в Берингово море. Своим неожиданным названием он обязан офицерам русского крейсера «Африка», проводившим в на чале 80-х годов прошлого века гидрографические работы у берегов Камчатки и Командорских островов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Природные зоны Африки"

Автор: Дегтярёва Светлана Георгиевна

Дата: 06.07.2016

Номер свидетельства: 337019

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "конспект  урока "Природные зоны Африки" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-prirodnyie-zony-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "122856"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414345191"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока в 7 классе "Природные зоны Африки""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekturokav7klassieprirodnyiezonyafriki"
    ["file_id"] => string(6) "260819"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449030503"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ :ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ аФРИКИ "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prirodnyie-zony-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "242704"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445523048"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Природные зоны Южной Америки" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-prirodnyie-zony-iuzhnoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "239330"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756563"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Природные зоны Африки (конспект урока + 2 презентации) "
    ["seo_title"] => string(55) "prirodnyie-zony-afriki-konspiekt-uroka-2-priezientatsii"
    ["file_id"] => string(6) "170553"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423570239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства