kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Испарение и конденсация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступное изложение нового материала, демонстрация опытов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Испарение и конденсация"»

Тема: «Испарение и конденсация».

Цели:

Образовательная:

  • Создать условия для усвоения нового материала по данной теме, используя компетентностно-ориентированные задания;

  • Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное состояние и наоборот, научить школьников понимать микромеханизм этих явлений;

  • Раскрыть значение испарения и конденсации для круговорота воды в природе;

  • Познакомить обучающихся с отличительными характеристиками испарения и конденсации.

Развивающая:

  • Развивать умение приводить примеры испарения и конденсации в природе;

  • Развивать речь, воображение и восприятие учащихся;

  • Развивать логическое мышление;

  • Развивать умения работы с текстом учебника, выделять в нем главное, анализировать, аргументировать, делать выводы;

  • Развивать индивидуальные способности учащихся;

  • Развивать коммуникативные умения и навыки учащихся;

Воспитательная:

  • Сформировать умения применять полученные знания при оказании первой медицинской помощи в экстренных ситуациях;

  • Способствовать стремлению учащихся к приобретению знаний и умений;

  • Стимулировать любознательность, познавательные интересы;

  • Развивать у учащихся трудолюбие, аккуратность;

  • Воспитывать у детей положительное отношение к предмету.

Тип урока: лабораторно-практический;

Межпредметная связь: физика, химия, география, биология, литература.

Базовые понятия: испарение, конденсация

Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: информационный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуально-самостоятельная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

Источники информации - инструкционные карты с заданиями и новым материалом по теме урока;

Бланки для выполнения задания – структура предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания;

Инструмент проверки: аналитическая шкала, модельный ответ, ключ, бланк наблюдения

Учебник Абдиманапов Б. Ш. и др. «Естествознание», 5 класс, ресурсы интернета.

Средства: Мультимедийная доска, компьютер, проектор.

Программное обеспечение: флипчарт «Испарение и конденсация».



Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный момент (1 минута)

- Здравствуйте, ребята! (проверка отсутствующих).

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность.

  1. Подготовка к усвоению нового материала (8 минут)

Учитель: на столе у меня стоит стакан с горячей водой. Нам необходимо узнать ее температуру. Какими знаниями и навыками вы должны обладать, чтобы справиться с поставленной задачей?

1.Ответьте на вопросы: (за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Что такое температура?

  2. Термометр – это?

  3. В каких единицах измерения измеряется температура?

  4. Что такое теплопроводность?

  5. Вещества, хорошо проводящие тепло, называются…

  6. Вещества, плохо проводящие тепло, называются…

  7. Какие тела лучше поглощают тепло, а какие в меньшей степени?

2.Установите соответствие (работа по группам) время на выполнение – 1 минута.

Каждый правильный ответ соответствует 1 баллу. Максимальное количество баллов за это задание – 6 б. ответы занести в таблички.

проводники




изоляторы





  1. Группа: 1. Железная проволока 2. Резиновый коврик 3. Стекло 4. Шина 5. Деревянный брусок 6. Алюминий

  2. Группа: 1. Воздух 2. Металлическая кастрюля 3. Золото 4. Деревянный стул 5. Мяч резиновый 6. Чугун

  3. Группа: 1. Серебро 2. Лезвие ножа 3. Деревянная скалка 4. Железный гвоздь 5. Пластмасса 6. Вода

  4. Группа: 1. Резиновый шарик 2. Деревянная доска 3. Стальные прутья 4. Железный болт 5. Алюминиевая ложка 6. Пластмассовая линейка

Объявление темы урока:

Тема нашего урока звучит следующим образом «Испарение и конденсация».

- Как вы думаете, что мы должны сегодня выяснить на уроке?

Цели нашего урока:

  • Сформировать целостное представление о таких тепловых явлениях, испарение и конденсация;

  • Раскрыть значение испарения и конденсации воды в природе;

  • Познакомиться с признаками испарения и конденсации веществ.

Примерные ответы учеников: знание особенностей тепловых явлений, уметь определять температуру.



  1. Задание

Ответы учеников:

  1. Показатель теплоты тела.

  2. Прибор, измеряющий температуру тела.

  3. В градусах Цельсия (С˚).

  4. Процесс переноса тепловой энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым.

  5. Проводники.

  6. Изоляторы.

  7. Темные предметы лучше поглощают тепло, а белые и блестящие отражают тепловые лучи.


  1. Задание

1 группа

проводники

1

3

6

изоляторы

2

4

5

2 группа

проводники

2

3

6

изоляторы

1

4

5

3 группа

проводники

1

2

4

изоляторы

3

5

6

4группа

проводники

3

4

5

изоляторы

1

2

6



Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Цели урока обсуждаются с учащимися.


  1. Актуализация опорных знаний (3 минуты)

Островский как-то сказку написал,
Хорошую, красивую, весеннюю,
Но он не знал, что в сказке описал 
Физические разные явления.

Морозом девушка из снега создалась,
Красивая и в физике не дурочка. 
Но вся холодная, из снега и изо льда, 
Скажите, как она звалась?
(Ответ хором) Снегурочка!

Было это зимою, не помню когда, 
Когда вьюга все снегом успела заполнить.
Да, а снег – это, кстати, КРИСТАЛЛИКИ ЛЬДА,
Эту фразу, я очень прошу вас запомнить.

И Снегурочке было неплохо тогда,
Но весною уже до нуля потеплело.
А ведь снег – это что?
(Хором): Кристаллики льда,
И Снегурочка очень весной погрустнела.

Ведь когда на термометре выше нуля,
Тает снег, тает лед (здесь хозяйка-природа).
И Снегурочки сердце (как это не зря), 
Из “холодного” льда превращается в воду.

Ах вода, на ней держится весь земной шар, 
Тут уж в сказку вступает другое явленье. 
При котором вода превращается в пар, 
Называют научно его:
(Хором): ИСПАРЕНЬЕ.

По Снегурочке плакали люди, слегка.
Испаряясь, их слезы летели до неба,
Ну, а там превращались они в ОБЛАКА,
Или в тучки и разную прочую небыль.

По снегурочке тучки рыдали дождем,
Облака утверждали, что это – сенсация.
Мы такой переход газа в жидкость зовем,
Может кто-нибудь знает из вас? 
(Хором): КОНДЕНСАЦИЯ.

Вот и вновь начинается круговорот:
Дождик, лужи, а лужи – вода (как известно).
А вода, между тем, превращается в лед, 
И по-старому наша заводится песня.




  1. Освоение нового материала (18 минут)

Найдите в инструкционных картах определение понятия «испарение», запишите в рабочих тетрадях.

Формируемая компетентность:

Испарение – это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное.

Испарение в природе, технике.

а) В естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре.

Пример: С поверхности земли, ежегодно испаряется 577 000 куб. км воды.

С поверхности Мирового океана - 505 000 куб. км; с поверхности рек, озер ….- 74 000 куб. км.

Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряется около 2 000 куб. м воды. 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 15 000 куб. м

б) в технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина и т.д.).

Процесс испарения лежит в основе двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а так же для разбрызгивания воды в горячем цеху для охлаждения воздуха, а также в основе всех процессов сушки в сушильных камерах.


Чтобы сформировать представление о том, как и при каких условиях происходит испарение, нам помогут задания и опыты, которые мы постараемся выполнить на уроке.

Задание 3 План-инструкция

  1. Нарисуйте в тетради сосуд, который наполнен жидкостью.

  2. Изобразите молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости.

  3. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул.

  4. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость?




От чего зависит скорость испарения? (проблемный вопрос)

  1. Демонстрация видеоролика «опыт с испарением разных видов жидкости»

  2. Сказка (зависимость скорости испарения от температуры, движения воздуха)

  3. Вопросы к классу

Признаки явления испарения:

Демонстрация - уменьшение количества вещества при испарении, которое сопровождается понижением температуры испаряющейся жидкости.

Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее.

План-инструкция:

  1. Вызвать врача;

  2. До прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться;

  3. Взять мягкую тряпочку, воду (капнуть на неё несколько капель уксуса или спирта);

  4. Тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится;

  5. Дождаться врача.

Найдите в инструкционных картах определение понятия «Конденсация».

Этот процесс происходит на поверхности жидкости или твердого тела.

Конденсация сопровождается выделением энергии. Пример: образование облаков.

Я сегодня видел сам: Слон летел по небесам!

в синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил!...

И опять случилось чудо – Превратился он в верблюда.

Что описал в своем стихотворении поэт В. Лифшиц? (Облака)

Испарение – это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное.


Ученики записывают новый материал в тетрадь в виде схемы.


Дополнительную информацию зачитывает учащийся. Остальные слушают, делают выводы.



















Задание 3

Учащиеся выполняют графический рисунок, следуя плану-инструкции. Отвечают на заданный проблемный вопрос. Формулируют вывод.

Вывод: поверхностный слой жидкости могут покинуть молекулы, находящиеся вблизи поверхности.

Вывод: испарение зависит от:

А) рода жидкости;

Б) площади поверхности жидкости;

В) температуры;

Г) от скорости удаления паров с поверхности жидкости

Ученики записывают в тетради.

Сообщение учащегося.

ТРИ СЕСТРЫ (СКАЗКА)

    Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая.  Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж,  и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.

    Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду так и по вместимости.  Царь налил в каждый чайник равное  количество воды из ведра.

- Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой. 

      Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери.   Почему?   

Ответ: Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее.

Учащиеся слушают сообщение учащегося.

Конденсация – это зависимость скорости испарения от температуры, движения воздуха.




  1. Закрепление материала (10 минут)

А) Фронтальный опрос.

1. Что называют испарением?

2.От чего зависит скорость испарения?

3.Что называют конденсацией?

Б) работа в группах

Вопросы на засыпку: (Работа по группам)

За правильный ответ на заданный вопрос участники группы получают максимально по 5 баллов.

1 группа

Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

2 группа

Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

3 группа

Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?

4 группа

Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

Отвечают на вопросы учителя. Выставляют баллы.

  1. Домашнее задание (2 минуты)

Учитель диктует домашнее задание, которое демонстрирует на слайде, объясняет в какой форме его необходимо выполнить.

Записывают в дневники:

  • Прочитать § 38 «Звуковые явления»;

  • Подготовить сообщения о «шумовом загрязнении».


  1. Подведение итогов урока, рефлексия(3 минуты)

Шкала перевода баллов в отметку:

От 13 баллов и выше – отметка «5»

10-12 баллов – отметка «4»

7-9 баллов – отметка «3»

Выставление оценок. Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, акцентирует внимание на проблемных вопросах, которые необходимо закрепить и повторить дома.

Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Испарение и конденсация"

Автор: Сайдлер Марина Леонидовна

Дата: 02.06.2016

Номер свидетельства: 332247

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по теме "Парообразование и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-tiemie-paroobrazovaniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "150669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420541557"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "конспект урока на тему: "Парообразование.Испарение и конденсация" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-paroobrazovaniie-isparieniie-i-kondiensatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "177274"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424613741"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока познания мира в 4 классе с презентацией на тему "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-v-4-klassie-s-priezientatsiiei-na-tiemu-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "155561"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421301375"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока  "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-krughovorot-vody-v-prirodie-1"
    ["file_id"] => string(6) "178811"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424882287"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока  на тему "Вода на Земле" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-voda-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "142038"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418219585"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства