Найдите в инструкционных картах определение понятия «испарение», запишите в рабочих тетрадях. Формируемая компетентность: Испарение – это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. Испарение в природе, технике. а) В естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре. Пример: С поверхности земли, ежегодно испаряется 577 000 куб. км воды. С поверхности Мирового океана - 505 000 куб. км; с поверхности рек, озер ….- 74 000 куб. км. Огромное количество воды испаряется растениями. За вегетационный период 1 га пшеницы испаряется около 2 000 куб. м воды. 1 га взрослых лиственных деревьев за лето испаряет до 15 000 куб. м б) в технике применяется испарение как средство для очистки веществ или разделения жидких смесей перегонкой (получение бензина, керосина и т.д.). Процесс испарения лежит в основе двигателей внутреннего сгорания, холодильных установок, а так же для разбрызгивания воды в горячем цеху для охлаждения воздуха, а также в основе всех процессов сушки в сушильных камерах. Чтобы сформировать представление о том, как и при каких условиях происходит испарение, нам помогут задания и опыты, которые мы постараемся выполнить на уроке. Задание 3 План-инструкция Нарисуйте в тетради сосуд, который наполнен жидкостью. Изобразите молекулы этой жидкости в виде шариков, которые расположены довольно плотно друг к другу. Это молекулярная модель жидкости. Изобразите стрелками направления движения некоторых молекул. Каким молекулам легче всего покинуть жидкость? От чего зависит скорость испарения? (проблемный вопрос) Демонстрация видеоролика «опыт с испарением разных видов жидкости» Сказка (зависимость скорости испарения от температуры, движения воздуха) Вопросы к классу Признаки явления испарения: Демонстрация - уменьшение количества вещества при испарении, которое сопровождается понижением температуры испаряющейся жидкости. Эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи, если мама на работе, а у братика или сестренки поднялась высокая температура, то вы должны сделать следующее. План-инструкция: Вызвать врача; До прихода врача уложить больного в постель и заставить его раздеться; Взять мягкую тряпочку, воду (капнуть на неё несколько капель уксуса или спирта); Тряпочку намочить в воде, немного отжать и обтереть больного, укрывать не надо, можно немного помахать над ним полотенцем, тогда испарение пойдет быстрее и температура тела понизится; Дождаться врача. Найдите в инструкционных картах определение понятия «Конденсация». Этот процесс происходит на поверхности жидкости или твердого тела. Конденсация сопровождается выделением энергии. Пример: образование облаков. Я сегодня видел сам: Слон летел по небесам! в синеве он важно плыл, Даже солнце заслонил!... …И опять случилось чудо – Превратился он в верблюда. Что описал в своем стихотворении поэт В. Лифшиц? (Облака) | Испарение – это процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. Ученики записывают новый материал в тетрадь в виде схемы. Дополнительную информацию зачитывает учащийся. Остальные слушают, делают выводы. Задание 3 Учащиеся выполняют графический рисунок, следуя плану-инструкции. Отвечают на заданный проблемный вопрос. Формулируют вывод. Вывод: поверхностный слой жидкости могут покинуть молекулы, находящиеся вблизи поверхности. Вывод: испарение зависит от: А) рода жидкости; Б) площади поверхности жидкости; В) температуры; Г) от скорости удаления паров с поверхности жидкости Ученики записывают в тетради. Сообщение учащегося. ТРИ СЕСТРЫ (СКАЗКА) Жил - был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит пол - царства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование. Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра. - Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой. Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему? Ответ: Младшая дочь замуж не собиралась, ей было безразлично, кипит ли ее чайник. Она крышку чайника не поднимала, пар не выпускала, поэтому ее чайник закипел быстрее. Учащиеся слушают сообщение учащегося. Конденсация – это зависимость скорости испарения от температуры, движения воздуха. |
А) Фронтальный опрос. 1. Что называют испарением? 2.От чего зависит скорость испарения? 3.Что называют конденсацией? Б) работа в группах Вопросы на засыпку: (Работа по группам) За правильный ответ на заданный вопрос участники группы получают максимально по 5 баллов. 1 группа Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались? 2 группа Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит? 3 группа Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый? 4 группа Какой суп остынет быстрее: жирный или постный? | Отвечают на вопросы учителя. Выставляют баллы. |