Дидактическая цель:создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой информации средствами технгологии развивающего обучения.
Цели по содержанию.
Образовательные: способствуют формированию знаний о науке биогеографии, акцентировать внимание учащихся на животном и растительном мире тропического пояса. Выявить и объяснить причины различий природных зон в зависимости от климатических условий. Расширить представление у учащихся о растительном и животном мире тропического пояса на примерах различных материков.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности , интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать , объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентацией, схемами, делать обобщение и выводы.
Воспитательные:способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, формирование основ экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений, развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира. Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования. Выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.
Метапридметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, формировать умения работать с тестовыми и вне текстовыми компонентами учебника.
Предметные: понимание существенных признаков понятий: биосфера, биогеография, природная зона (влажный экваториальный лес, саванна, пустыня) .Умение устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями размещения растительного и животного мира тропического пояса.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные: осознавать необходимость изучения темы , формирования ответственного отношения к учебе и формирования основ экологической культуры.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать, отбирать, анализировать информацию, добывать новые знания из различных географических источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: уметь обращаться и взаимодействовать (в отдельной группе и в коллективе).
Тип урока-усвоение новых знаний.
Формы организации деятельности - групповая, общеклассная, индивидуальная.
Оборудование для учителя:
компьютер
видеофильм: «Амазонская сельва»;
Карта полушарий
Карта природной зоны мира
Оборудование для учеников: компьютер, атласы по географии, учебник: А.А. Летягиной «География.Начальный курс: 5 класс»- М.:Вентана-Граф, 2012-2013, фотографии животных тропических широт, комнатные растения (бегония,сансевиерия, алоэ).
Ход урока.
1.Организационный этап.
Цель: эмоционально положительный настрой на урок,создание атмосферы успеха, доверия, понимания друг друга.
Учитель:-Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на уроке географии. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по природным зонам тропического пояса, окунемся в мир разнообразных растений и животных.Работу на уроке будем строить по группам, общеклассную, а так же индивидуальную.Для работы нам нужны атласы, учебники, компьютер, энциклопедии, фотографии животных и комнатные растения тропических широт. (алоэ,бегония, сансевиерия).
На уроке будет работать три группы учащихся .Каждая группа организует экспедицию в разные природные зоны мира
1 группа. Влажный экваториальный лес Южной Америки.
2 группа.Саванны Африки.
3 группа. Пустыни Африки.
В каждой группе выбирается капитан, который оценивает работу участников группы.
Итак, мы начинаем наше путешествие в мир яркой необычной природы земли.
Ребята в начале нашего путешествия давайте вспомним какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Учащиеся отвечали , что они изучали тему «Биосфера», давайте вспомним, что это за оболочка земли? ( ответ:-Это живые организмы населяющие землю).
На доске показывается схема биосферы ( что позволяет учащимся закрепить пройденный ранее материал, наглядно увидеть компоненты биосферы и области их распространения).
Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с живыми организмами и закономерностями их размещения на планете.На уроке мы познакомимся с новыми терминами: биосфера,биогеография, природная зона.Сейчас откройте учебники параграф 21, посмотрев текст назовите основные вопросы , которые мы затронем на уроке. (они выделены в тексте).
Общеклассная работа
Устно отвечаем на вопросы текста учебника стр.121 вопрос1, 2.
Следующий этап урока знакомство учащихся с разнообразием жизни на нашей планете и различием условий жизни в разных уголках земли.
Учащиеся под руководством учителя выделяют главные причины.
- освещенность территории (количество солнечного света )
- нагрев территории ( количество солнечного тепла)
- увлажнение ( количество атмосферных осадков)
На уроке делается акцент на новый термин для ребят (Все закономерности географического распределения растений и животных изучает наука – биогеография). Определение записывается в географический словарик ученика.
Работа в группах.
На партах у учащихся находятся планы описания природной зоны
В начале работы учитель задает вопрос ( как вы понимаете термин природная зона? ) ответ это территория отличающаяся общностью температур, почв, растительности ,животного мира. Учащимся дается время для того чтобы объяснить причины разнообразия природных зон.
Ребята объясняют это рядом компонентов:
Географическое положение
Климат (температура воздуха, атмосферные осадки)
Почвы ( образованные в разных условиях.)
Далее следует работа по картам атласа.
Задание: определите по карте атласа, какие природные зоны образованы в тропическом поясе? Устно ответы учащихся проговариваются.
Учитель для большей наглядности на следующем этапе урока включает фрагмент фильма « Амазонская сельва»
Просмотрев фильм, учащиеся начинают работу в группах по описанию природных зон по плану.
Задание следующее:
Пользуясь разнообразными источниками информации дайте описание природной зоны ( на столах у ребят план описания природной зоны, словари, учебники, энциклопедии).
1 группа - Влажные экваториальные леса Южной Америки.
2 группа - Саванны Африки.
3 группа – Пустыни Африки.
Ребята оформляют работу письменно на бланке контроля учащегося, консультационную работу внутри групп осуществляют капитаны, они же оценивают активность учащихся на уроке. В конце урока, на каждого в группе по результатам работы капитан заполняет карточку учащихся для работающих в их группах и выставляет баллы за каждый этап урока. ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА бланки сдаются учителю.
После письменной работы в группах, ответы кратко проговариваются в классе. Для закрепления материала от каждой группы выступают учащиеся, которые получили ранее опережающее творческое задание, это презентации по природным зонам и животному миру, которые показываются, и заслушиваются на уроке
Следующее задание для групп. Школа географа следопыта.
Создаем коллекцию комнатных растений, собранных из разных уголков мира. Группируем тропические растения по географическому принципу, даем им подробное описание.
Работа ведется по группам. На столах групп растения:
1группа-растение влажных экваториальных лесов Африки и Южной Америки ( Бегония).
2 группа- растение саванн Африки и Южной Америки (Сансевиерия)
3группа- растение пустынь Африки Евразии ( Алоэ)
Учащиеся делают информационную карточку для растений, его название, а также дается описание условий содержания. На обратной стороне карточки записывают историю появления растения в России.
Задание выполняется с использованием учебника географии и другой справочной информации.
2 Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорные знания учащихся по указанной теме,
сформировать задачи на данный урок.
Учитель: давайте вспомним , что вы знаете о биосфере?
- какие оболочки заселяют живые организмы?
- приведите примеры разнообразия животных и растений, назовите причины.
- как приспосабливаются животные к различным условиям жизни на земле?
3 этап
совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно- поисковой работы с разнообразием животного и растительного мира, условиями их размещения, значением на земле.
- постановка проблемного вопроса:
Учитель: какую роль выполняют растения и животные на планете?
Почему именно они являются одним из главных звеньев географической оболочки?
Устно учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Роль животных и растений на земле.
Растения обеспечивают планету кислородом
Способствуют образованию перегноя в почве ( т.е. питательных веществ)
Являются частью пищевой цепи.
Завершающий этап.
Ребята сегодня мы очень хорошо поработали на уроке. Что же нового вы узнали на уроке? Ответы ребят:
- узнали о новой для нас науке биогеографии.
- познакомились с термином природная зона.
-установили причины разнообразия природных зон на Земле.
- на уроке дали подробное описание природных зон и растительного, животного мира.
- узнали много нового о животных и растениях мира.
В заключении урока, проводится рефлексия.
У учащихся на столах жетончики в виде смайликов. Грустный смайлик- урок не понравился, радостный смайлик-урок понравился.
На столе учителя две корзиночки в одну из них ребята опускают смайлики –урок понравился, в другую –урок не понравился.
Домашнее задание:
Параграф 21читать, пересказывать. Вопросы после параграфа устно разобрать. Творческое задание для учащихся подготовить презентации на тему : Животные тропического пояса.