Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 8 классе "Разнообразие вод России"»
Урок географии в 8 классе.
Тема: Разнообразие вод России: их особенности и значение.
Задачи: 1. Углубить представления о водных объектах России. Выявить особенности формирования, значение и распределение по территории разных водных объектов: озёр, болот, многолетней мерзлоты и т.д..
2. Развивать умение анализировать картографический материал; работать с текстом; находить главные мысли и фиксировать их в виде схем; использовать схемы для построения своего рассказа.
3. Формирование умения видеть проблему; находить причинно-следственные связи явлений; аргументировать свою точку зрения, организовывать себя на выполнение поставленной задачи, анализировать свою деятельность.
Проблемный вопрос:
Какими причинами можно объяснить богатство России внутренними водами?
Варианты решений:
Большая площадь.
Особенности климата ( расположена в умеренных широтах).
Разнообразие рельефа.
Особенности геологического строения.
История развития (формирования) территории.
Оптимальный вариант:
Положение России в умеренных широтах, большая площадь, а так же особенности геологического строения и рельефа способствовали образованию разнообразных водных объектов.
Тезис: «Вода - чудесный дар природы, и Россия одна из немногих стран, наделена этим даром сполна».
Ход урока.
« Вхождение» в тему урока.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с реками России. Реки имеют не только хозяйственное значение, но и являются объектом вдохновения многих деятелей искусств. О них написано много стихов, рассказов, картин.
Очень много стихов посвящено р.Волге - реке труженице. Волга – это символ и любовь России, народ ласково называет реку Волга-матушка.
Семь тысяч рек, ни в чём не равных,
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных,
Текущих вдаль, - семь тысяч рек.
Она со всех концов собрала –
Больших и малых до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.
А какие высказывания вы нашли о реках? ( Ученики зачитывают свои находки).
- Только ли реки относятся к водным ресурсам нашей страны?
- Нужно ли изучать другие водные объекты? Зачем?
- Формулируем тему урока «Разнообразие вод России, их особенности и значение».
2.Формулируется проблемный вопрос.
Какими причинами можно объяснить богатство России внутренними водами? Предлагаются варианты и записываются.
3. Работа в группах.
Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос мы отправляемся в гидрологическую экспедицию для изучения разнообразных водных объектов нашей Родины. Каждый из вас займётся исследованием конкретного водного объекта. В ходе работы вы должны составить в виде схем – опорных сигналов лист отчёта, который поможет вам сделать доклад о своём исследовании. ( Раздаются карточки по группам, обозначается время работы).
1 группа.
Лимнология – наука, занимающаяся изучением озёр.
Сегодня вы являетесь специалистами в этой области.
Ваша задача - исследовать озёра России и представить нам результаты своих исследований. Для этого:
Сделай анализ физической карты России: можно ли проследить закономерность в размещении озёр по территории (сколько их, где больше, где меньше и почему?). При затруднении обратись к учебнику. Сформулируй вывод.
Образование озёрных котловин происходило разными путями. Какие озёра по происхождению существуют в нашей стране? (Составь схему, приведи примеры таких озёр).
Используя жизненный опыт и учебник, расскажи о значении озёр в природе и для человека.
Какое влияние оказывает человек на озёра своей хозяйственной деятельностью?
По проведённому исследованию подготовьте доклад. Желаю успеха!
2 группа.
Гляциология– наука, занимающаяся изучением льдов.
Сегодня вы являетесь специалистами в этой области.
Ваша задача - исследовать ледники России и представить нам результаты своих исследований. Для этого:
1. Рассмотри физическую карту России: есть ли на территории России ледники? Много ли на территории России ледников? Где находятся покровные ледники, а где горные?
2.В чём причина образования ледников? Что называется снеговой границей?
3.Почему горное оледенение на Кавказе занимает во много раз большую площадь, чем на хребте Черского, хотя Кавказ лежит южнее? Почему в Уральских горах они отсутствуют?
4.Каково значение ледников в природе и жизни человека.
По проведённому исследованию подготовьте доклад. Желаю успеха!
Сегодня вы являетесь специалистами в этой области.
Ваша задача - исследовать водохранилища России и представить нам результаты своих исследований. Для этого:
Используя карту сделайте вывод о количестве водохранилищ в нашей стране. На каких реках созданы крупнейшие вдхр.: найдите их на карте.
Согласны ли вы с тем, что р.Волга- самая «запруженная» река. Сколько на ней водохранилищ и как они называются?
Поработайте с географической энциклопедией и найдите ответы на вопросы:
- Что такое водохранилище?
- Каковы цели создания их?
- Каковы отрицательные последствия создания водохранилищ?
По проведённому исследованию подготовьте сообщение. Желаю успеха!
4. Заслушивание результатов работы экспедиций.
(Дополнение, поправки или исключение тех предварительных высказываний, которые были записаны на доске).
5.Обсуждение вариантов ответов на проблемный вопрос. Нахождение оптимального варианта. Подтверждение тезисом.
6. Подведение итогов работы: самооценка работы группы, взаимооценка. Рефлексия о значимости полученной информации.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Лист 1. Изучение озёр России.
Сделай анализ физической карты России: можно ли проследить закономерность в размещении озёр по территории (сколько их, где больше, где меньше и почему?). При затруднении обратись к учебнику. Сформулируй вывод.
Составь схему
Причины неравномерного размещения
3.Изучив табл. На с.80 учебника и с.16 в атласе сделай вывод о происхождении озёрных котловин. Составь схему
Озёра по происхождению
Приведи примеры, найди и покажи их на карте.
4. Используя жизненный опыт и учебник, расскажи о значении озёр в природе и для человека.
Значение озёр
Используя записи, расскажи об озёрах товарищам. Удачи!
ЛИСТ 2.
Изучение многолетней мерзлоты.
1.Что такое многолетняя ( вечная ) мерзлота?
2. Используя карту атласа с.17 определите границы многолетней мерзлоты. Какую площадь России она занимает?
3.Определите причины образования многолетней мерзлоты?
Причины образования
Многолетней мерзлоты
4.Выявите влияние мерзлоты на природу и деятельность человека.
Влияние на природу
Мерзлоты на хоз.деятельность
ЛИСТ 3 .
Изучение ледников
.
1.Рассмотри физическую карту России: есть ли на территории России ледники? Где находятся покровные ледники, а где горные?
( если возникли затруднения обратись к тексту учебника с.82-83 )
Составь схему
Какие где
Ледники
2.В чём причина образования ледников? Что называется снеговой границей?
3. Почему горное оледенение на Кавказе занимает во много раз большую площадь, чем на хребте Черского, ведь Кавказ лежит южнее?
4.Составь схему
Значение ледников
По проведённому исследованию подготовь сообщение. Желаю успеха!
ЛИСТ4.
Изучение подземных вод.
Можно ли по карте атласа увидеть и оценить обеспеченность территории подземными водами?
Вспомни, как образуются подземные воды?
Составь схему, используя текст учебника
Виды подземных вод
Составь схему, используя текст учебника и жизненный опыт
Использование
подземных вод
По проведённым исследованиям подготовь сообще
ЛИСТ 5.
Изучение болот.
1.Сделай анализ физической карты России: какой вывод можно сделать о количестве болот на территории России. Какие районы наиболее заболочены?
2.Используя текст учебника выяви причины возникновения болот и составь схему:
Причины образования болот
3. Составь схему о значении болот
В природе
Значение
Для человека
ЛИСТ6
Изучение водохранилищ.
Используя карту с. 4-5 сделай вывод о количестве водохранилищ в нашей стране. На каких реках созданы крупнейшие вдхр.: найди их на карте.
Согласен ли ты с тем, что р.Волга- самая «запруженная» река. Сколько на ней водохранилищ и как они называются?(используй карту и журнал на с.26 «География в школе».
Поработай с энциклопедией с.42 и составь схемы
Водохранилище-это…
Цели создания
вдхр.
Отрицательные
Последствия создания вдхр.
По проведённому исследованию подготовь сообщение. Желаю успеха!
Рефлексия: каждый получает листок, на котором делает выбор.
1.самостоятельная работа
а/ я легко справился с заданием
б/я затруднялся при выполнении задания
в/ я не смог справиться с заданием
2.уровень понимания
а/ я всё понял, я доволен собой
б/ я понял материал, но мне нужно ещё повторить
в/ я не понял материал, мне нужна помощь
3.моё настроение
а/ радостное
б/ приятное
в/ спокойное
г/ грустное
Урок географии в 8 классе.
Тема: Разнообразие вод России: их особенности и значение.
Задачи:
Углубить представления о многообразии и особенностях водных объектов России: озёр, болот, многолетней мерзлоты и т.д., их использовании человеком.
Развивать умение анализировать картографический материал; работать с текстом; находить причинно-следственные связи явлений; аргументировать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.
Воспитывать любовь к природе, экологическую культуру.
Проблемный вопрос: Какими причинами можно объяснить богатство России внутренними водами?
Варианты решения:
Большая площадь.
Особенности климата ( расположена в умеренных широтах).
Разнообразие рельефа.
Особенности геологического строения.
История развития ( формирования) территории.
Оптимальный вариант: Положение России в умеренных широтах, большая площадь, а так же особенности геологического строения и рельефа способствовали образованию разнообразных водных объектов.
Тезис: «Вода - чудесный дар природы, и Россия одна из немногих стран, наделена этим даром сполна».
План урока.
1.Повторение:
1. Проверка карты в парах.
2. Исследования реки по плану. (зачитывание дом. Задания)
2.Вхождение в тему урока
Только ли реки относятся к водным ресурсам нашей страны?
Нужно ли изучать другие водные объекты? Зачем?
Формулируем тему урока «Разнообразие вод России, их особенности и значение».
3.Объявляется проблемный вопрос.
(Высказываются предположения)
4.Индивидуальная работа. Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос мы отправимся в гидрологическую экспедицию для изучения разнообразных водных объектов. Каждый из вас займётся исследованием конкретного водного объекта. В ходе работы вы должны заполнить лист отчёта который поможет вам сделать доклад о своём исследовании. (Раздаются опорные листы с учётом индивидуальных особенностей, объявляется время ).
5.Заслушивание результатов работы с просмотром видеосюжетов.
6.Добавление вариантов ответов на проблемный вопрос. Формулирование оптимального варианта. Подтверждение тезисом.
7.Домашнее задание: найти пословицы и поговорки о воде, нанести на кк озёра, учебник стр. 124-125 ?
8. Рефлексия.
Лимнология – наука, занимающаяся изучением озёр.
Сегодня вы являетесь специалистом в этой области.
Ваша задача- исследовать озёра России и представить нам результаты своих исследований..
Сделай анализ физической карты России: можно ли проследить закономерность в размещении озёр по территории (сколько их, где больше, где меньше и почему?). При затруднении обратись к учебнику. Сформулируй вывод.
Образование озёрных котловин происходило разными путями. Какие озёра по происхождению существуют в нашей стране? (Составь схему, приведи примеры таких озёр).
Используя жизненный опыт и учебник, расскажи о значении озёр в природе и для человека.
Как человек влияет на озёра своей деятельностью?
Используя записи, расскажи об озёрах товарищам. Удачи!
Ваша задача- исследоватьводохранилища России и представить нам результаты своих исследований..
Используя карту сделай вывод о количестве водохранилищ в нашей стране. На каких реках созданы крупнейшие водохранилища, найди их на карте.
Согласен ли ты с тем, что р.Волга- самая «запруженная» река. Сколько на ней водохранилищ и как они называются?(используй карту и журнал на с.26 «География в школе».
Что такое водохранилище и с какой целью оно создаётся? (см.энциклопедию).
К каким негативным последствиям приводит создание водохранилищ на реках?
Какие рекомендации можно дать проектировщикам новых водохранилищ для того, чтобы снизить отрицательные последствия до минимума?
По проведённому исследованию подготовь сообщение. Желаю успеха!