Внутренняя мотивация учащихся на самостоятельное принятие цели, создание проблемной ситуации. | Учитель проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Задание на доске: Берингово Нева Карское Байкал Черное Енисей Подумайте, по какому признаку я разделила географические объекты на две группы? Как называется раздел? (Моря и внутренние воды). –Давайте попробуем сформулировать тему урока.(Тема урока на слайде 1) запишем в тетрадь – Как вы думаете, что такое река? (проверим себя по учебнику стр.321) Давайте подумаем: что мы должны будем знать и уметь в конце урока? | Готовят рабочее место. Фронтально. Работают с материалом на повторение. | Ищут пути решения проблемы. Осуществляют познавательную и личностную рефлексию. Выделяют главное, анализируют, сравнивают, делают выводы. Формулируют тему урока. Ставят цель совместно с учителем. |
Совместное планирование с учеником самостоятельной деятельности | Ребята, а кто знает стихи о реке? Учитель в ходе беседы активизирует опорные знания школьников о внутренних водах А теперь познакомимся с интересной статистикой о внутренних водах России и узнаем много нового и интересного (слайд 2-7) А теперь работаем с физической картой в атласе и ответим на вопрос «А как изображаются внутренние воды на карте» Внутренние воды зависят от многих компонентов природы, являясь частью природного комплекса (ПК) и сами оказывают огромное влияние на почвы, растительность, рельеф, климат и жизнь и деятельность человека А как вы думаете, какие главные компоненты влияют на воды? (рельеф, климат). Работа с контурными картами. (Слайд 2) У каждого ученика на столе лежит план характеристики реки. | Стихи о реке. Учащиеся еще раз перечисляют виды внутренних вод. Работа с картой. Работа с учебником стр. 100-105 рис 75-79 «взаимосвязь внутренних вод с компонентами природы». Объясняют влияние каждого компонента природы на внутренние воды. Высказывают свое мнение. Высказывают свои ассоциации со словом река. Называют понятие. Повторяют части реки. Работа с картой в атласе. Ребята наносят на контурную карту реки. Называют бассейны 3-х океанов и бассейн внутреннего стока. Работают по группам (характеристика р. Волги, р.Енисея. р. Лены). | Формирование навыков владения изученной терминологией по теме; Применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных срелств, атласа и карты. Выделяют главное. анализируют, делают выводы. |
Организация самостоятельной деятельности учащихся | Перед учениками тесты Тест 1. Самая длинная река России: а)Волга; б)Енисей; в)Лена; г)Амур. 2.Большинство рек России имеют питание: а)дождевое; б)ледниковое; в)смешанное; г)грунтовое. 3.Главная река со всеми ее притоками: а) речная система; б)режим реки; в)бассейн реки. 4.Большинство рек России относится к бассейну: а)Атлантического океана; б) Тихого океана; в)Северного Ледовитого океана; г)внутреннего стока. 5.Внезапный подъем уровня воды в реке: а)половодье; б)межень; в)паводок. 6.От климата зависит: а)режим реки; б)скорость течения; в)направление течения. 7. Самая полноводная река России: а) Лена; б) Амур; в) Волга; г) Енисей. Ответы:1-в; 2-в; 3—а; 4-в; 5-в; 6-а;7-г. | Выполнение теста самостоятельно. Взаимопроверка. Проверка теста. Физкультминутка Гимнастика для глаз. «Воображаемое путешествие» Можно отправиться в воображаемое путешествие - в горы, на берег моря, в лес, закрыв на несколько минут глаза. | Формирование навыков диагностической деятельности. |
Оценка и самооценка результата деятельности и про- цесса его достижения. Рефлексия учебной деятельности. | Учитель предлагает вопросы: 1. Какую цель и задачи ставили? 2.Удалось ли выполнить поставленные цели и задачи? 3.Какие получили результаты и что нужно сделать еще? 4. Что на уроке получилось хорошо и над чем еще надо работать? Предлагаю дополнить предложения: Я знаю что такое……. Я могу……. Я научился….. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют уровень достижения своих результатов. Таблица содержит две колонки: «Могу» и «Затрудняюсь». Заполняется индивидуально каждым учащимся. | Дают объективную оценку собственной деятельности. |
Домашнее задание | Предлагает домашнее задание на выбор: 1.Параграф№17-18.ответить на вопросы. 2.Составить кроссворд или тест по новым понятиям. 3.Выполнить практическую работу в рабочей тетради. 4. Из слова Владивосток составьте слова, связанные с реками. | Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. | |