Конспект урока на тему«Внутренние воды России и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод».
Конспект урока на тему«Внутренние воды России и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод».
Место в учебном плане: второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы».
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, практическая работа.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.
Литература: География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова.-М.: Дрофа, 2012
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему«Внутренние воды России и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод». »
Конспект
открытого урока географии в 8 классе
Раздел «Внутренние воды России и водные ресурсы»
по теме «Разнообразие внутренних вод».
Составила:
Волкова Татьяна Сергеевна,
учитель географии МОУ СОШ №72
Место в учебном плане: второй урок раздела «Внутренние воды России и водные ресурсы».
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Виды деятельности и формы работы: фронтальная работа; работа с учебником, географическим словарем; индивидуальная работа на местах; работа в парах, работа в группах, практическая работа.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер.
Литература: География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова.-М.: Дрофа, 2012
Дидактический материал:
Для учителя: Физическая карта России, мультимедийная презентация.
Для учащихся: Контурные карты, атласы, технологические карты.
Цели урока:
Личностные:
Воспитание любви и уважения к Отечеству;
Формирование коммуникативной компетентности;
Формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Формирование и развитие ИКТ-компетенции;
Формирование умения работать индивидуально и в группе;
Формирование умения осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
Предметные:
Формирование умения и навыков использования знаний о водных ресурсах России в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений;
Овладение основами картографической грамотности.
Учащиеся должны усвоить следующие понятия и связи:
Крупные озёра и их происхождение;
Зависимость размещения озер;
Причины образования болот и их роль в природе;
Причины создания водохранилищ и их роль в хозяйственной деятельности.
Учащиеся должны научиться:
Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам;
Наносить на контурную карту разные виды озёр России;
Определять основные районы распространения болот.
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка ранее изученного материала.
Изучение нового материала.
Практическая часть.
Проблемное поле
Рефлексия
Выставление оценок. Домашнее задание.
Х о д у р о к а.
Этапы урока
Применение ЭОР
Действие учителя
Действия обучающихся
I. Организационный момент, включающий:
Цель для обучающихся: подготовка к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.
Цель для педагога:
Создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Задачи
-создать положительные эмоции на работу;
- сформировать заинтересованность к дальнейшей деятельности.
Метод обучения:
словесный (беседа)
Метод организации работы: фронтальный
Презентация слайд №1
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Вашему вниманию предлагается слайд №1, посмотрев на который вы должны будете сформулировать тему нашего урока.
Учитель. Почему вы так думаете? Вспомните, что относится к внутренним водам?
Ответ учащихся: Внутренние воды.
(ответы детей).
Ответ учащихся: реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, мерзлота, водохранилища, пруды, каналы.
Какова цель урока, определенная учениками?
II. Проверка ранее изученного материала.
Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала.
Цель для педагога – побуждение обучающихся к активности на уроке.
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:
- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)
- наглядный (презентация)
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха
На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный.
Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность.
Повторение терминов с помощью презентации (вопрос-ответ):
слайд №2
слайд №3-4 с заполненной схемой
- Что определяют по уклону и падению реки?
- Как разделяются реки по режиму питания?
- Какой режим питания имеют реки, протекающие по Европейской части России в Волгоградской области?
- Назовите причину весеннего половодья в Европейской части России в Волгоградской области?
-А на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока?
Организация работы в парах по проверке выполненной схемы.
Фронтальная работа.
Исток– начало реки.
Устье –конец реки, место впадения реки в море, озеро, другую реку.
Речная система – главная река с притоками.
Бассейн реки – местность, с которой река получает питание.
Падение реки – это превышение истока реки над устьем в метрах.
Уклон реки – отношение падения реки (в сантиметрах) к её длине (в километрах)
Ответ учащихся: скорость течения
Ответ учащихся: снеговое, дождевое, грунтовое, смешанное
Ответ учащихся: смешанное, преимущественно снеговое с участием дождевого и грунтового питания с весенним половодьем.
Ответ учащихся: основная причина на нашей территории это таяние снега.
Ответ учащихся: на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока – таяние снега и затяжные дожди.
(учащиеся на готовых бланках расставляют цифры, соответствующие данным объектам)
СХЕМА РЕКИ
Этап САМОПРОВЕРКИ (дети меняются работами для проверки).
III. Изучение нового материала.
Мотивация обучающихся.
Постановка проблемы.
Формирование у обучающихся общего представление о озерах, болотах, ледниках и вечной мерзлоте.
Цель для учителя:
-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи.
Задачи:
-возбудить интерес к предмету через побуждение мыслить и создание проблемной ситуации;
-умение говорить правильной речью.
-воспитывать у обучающихся информационную и технологическую культуру,
-развивать у обучающихся исследовательские умения.
Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.
Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:
-доступность учебного материала;
-эмоциональный настрой обучающихся.
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)
Технологическая карта
Презентация
слайд № 5
Учитель. Мы продолжаем изучение раздела «Разнообразие внутренних вод России». Посмотрите на слайд и скажите, что здесь изображено?
Дайте определение ОЗЕРО- это...
Учитель. Тема сегодняшнего урока: «Разнообразие внутренних вод. Особенности озер, болот, подземных вод, ледников и многолетняя мерзлота России».
- Давайте вспомним, какие бывают озёра?
Учитель. Определите, какое озеро является сточным, какое - бессточным?
рисунок А рисунок В
Учитель. Почему вы так считаете?
Учитель. Ребята, как вы думаете, сточные озера чаще всего бывают пресные или солёные?
Учитель. Найдите на картах атласа озёра, указанные на слайде, и определите какое из них будет сточным, а какое бессточным?
Ответ учащихся: озеро.
Ответ учащихся: Озеро – это замкнутые котловины, заполненные водой .
Ответ учащихся: пресные, солёные, сточные, бессточные.
Ответ учащихся: рисунок А- сточное озеро; рисунок В– бессточное
Ответ учащихся: рисунок А - река впадает в озеро, и из этого озера река берет свое начало, значит оно сточное;
рисунок Б – реки впадают в озеро, но ни одна река из него не вытекает.
Ответ учащихся: Сточные озера, как правило, пресные, т.к. реки, вытекая из озера выносят соли. Бессточные озера – соленые, в них реки впадают, но ни одна река не вытекает. В таком озере соли накапливаются.
Ответ учащихся: Сточное - Байкал; бессточное - Каспийское.
Физ.пауза.
IV. Практическая часть.
Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки.
Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.
Участие обучающихся в ходе урока и творческое задание были оценены.
Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнении творческого задания, получают индивидуальные консультации и обращаются к статье учебника и дополнительному раздаточному материалу.
На презентации появляются стрелки с названием озер
слайд №6
.
Межпредметные связи.
Работа с контурными картами.
Учитель. Пользуясь картой, назовите солёные озёра России.Покажите эти озера на карте?
Учитель. Почему Каспийское море и озеро Байкал выделены на карте? Чем они известны?
Учитель. Чем знамениты Чудское и Ладожское озёра? Какие события связанны с ними?
Ответ учащихся: оз.Баскунчак, оз. Эльтон.
Ответ учащихся: Каспийское море – озеро – самое большой в мире по площади, Байкал самое глубоко).
Ответ учащихся: на Чудском озере произошло знаменитое "Ледовое побоище", в котором русская рать под предводительством Александра Невского разбила войско рыцарей Ливонского ордена.
Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны было единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной.
V. Проблемное поле
Цель для педагога:
Выявление уровня усвоения учебного материала;
Развитие умения применять полученные знания самостоятельно на практике.
Цель для обучающихся: Демонстрация на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.
Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный.
Форма работы: групповая работа,
Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка.
Работа в группах
Учитель.
1 группа - Пользуясь учебником дайте определение болоту и назовите причины образования болот? (технологическая карта).
2 группа - Пользуясь учебником дайте определение подземным водам и назовите причины их образования? (технологическая карта).
3 группа - Пользуясь учебником дайте определение ледникам и назовите причины их образования? (технологическая карта).
4 группа - Пользуясь учебником дайте определение вечной мерзлоте и назовите причины её образования? (технологическая карта)
Учитель. Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы сохранить красоту и чистоту этого места?
Ответ учащихся: Болота - это переувлажненные участки местности.
Причиной образования болот является избыточное увлажнение, плоский рельеф, зарастание озер, близость грунтовых вод.
Ответ учащихся: Подземные воды – важнейшее природный ресурс страны.
Ответ учащихся:Ледники - скопления льда, образовавшегося из снега.
Ответ учащихся:Многолетняя мерзлота - подземные воды, находящиеся в мерзлом состоянии в осадочных горных породах и не оттаивающие в течение долгого (десятки и многие сотни лет) времени. Причина образования многолетней мерзлоты: низкие температуры воздуха и почвы, малоснежные и продолжительные (до 2/3 года) зимы.
Ответ учащихся: Водные ресурсы земли и отдельных государств – важная составная часть природных богатств, они не постоянны и изменяются со временем. Бережное отношение к ним особо важны, поскольку они жизненно необходимы для существования людей, растительного и животного мира.
VI. Рефлексия
Презентация
слайд №7
Учитель. Ребята, как вы думаете - знания, приобретенные сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?
Как вы считаете, достигли мы поставленной цели урока?
Благодарю вас за хорошую работу на уроке.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
VII. Выставление оценок. Дифференцированное дом. зад.
Цель данного этапа урока – обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения дом. задания.
Учитель. Разъясняет задания
§24, с. 115-120, вопросы1-3 письменно, 4-5 устно
Учащиеся: записывают домашнее задание в дневниках.