Общая информация |
Образовательная область, учебный предмет | Естествознание. География |
Класс | 6 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Программа курса «География» 5 – 9 классы. Автор - составитель Е.М.Домогацких. Москва «Русское слово» 2012. Рабочая программа к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. Физическая география» 6 класс. Авторы составители Н.В.Болотникова,С.В.Банников 2 –е издание. Москва «Русское слово» 2014. Учебник Е.М.Домогацких,Н.И.Алексеевский «География. Физическая география» 6 класс Москва «Русское слово» 2016 |
Тема учебного занятия | Движения земной коры |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок изучения нового материала; частично – поисковая, учебно - познавательная |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | 4 урок |
Учебная задача Открыть способ … Вовлечь учащихся в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную, рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию … Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования | Создать условия на предметном уровне для формирования умений общения, коммуникативной компетенции через умения работать в группе. Овладевать знаниями по теме «Движения земной коры» Вовлечь обучающихся в образовательную коммуникативную организационно - деятельностную ситуацию, направленную на формирование и оценку систематизирующих знаний, оценку навыка рефлексии, в том числе ознакомлению с понятиями: медленные (вековые ) движения земной коры, быстрые движения земной коры, землетрясение, очаг землетрясения. Эпицентр, сейсмология, сейсмограф, сейсмический пояс, вулкан, вулканический конус, магма, лава. Овладеть теоретическими знаниями в области географии, направленными на формирование сотрудничества (работа в парах при составлении схемы и заполнении контурной карты) и ответственности за конечный результат. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
Ц ель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») |
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся давать определения терминов, понятий по тематике урока; описывать типы земной коры; объяснять причины движения земной коры; анализировать карты и находить районы распространения землетрясений и вулканизма, показывать и описывать районы распространения землетрясений и вулканизма, районы медленных движений земной коры на карте; наносить на контурную карту действующие вулканы и зоны землетрясений. | Обучающиеся получат возможность использовать знания о землетрясениях и вулканизме в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде и в быту; создавать письменные тексты и устные сообщения о движениях земной коры на основе нескольких источников информации |
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся научатся находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематическую информацию, определять понятия, структуировать учебный материал, готовить сообщения. Обучающиеся овладеют способом излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Обучающиеся овладеют способом ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно – следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывать общее решение. | Обучающиеся получат возможность на ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно – следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений, выполнять практические и познавательные задания. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывать общее решение |
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в том, что осознают ценность коммуникативной компетенции в образовательной, исследовательской и других видах деятельности, сформируют представление о значимости знаний в области географии. | Обучающиеся получат возможность для осознания целостности мира и многообразия взглядов на него; формирования собственного мировоззрения; понимание роли движений земной коры в формировании рельефа и жизни человека; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере. |
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Обучающиеся имеют опыт работы с учебником, схемами и рисунками учебника, географическими картами, дополнительными источниками географической информации. Знают о составе и строении, основных географических процессах и явлениях, происходящих в геосферах, в том числе и в литосфере; знают, что такое литосфера, земная кора и особенности строения земной коры. Могут сравнивать типы земной коры по строению и мощности; могут показывать, обозначать, географические объекты на тематических картах, работать с физической картой; могут прогнозировать последствия природных явлений, связанных с литосферой, могут составлять устные сообщения. Могут планировать свою деятельность , проектировать простейшие схемы природных процессов с их взаимосвязями, давать описание их образов; создавать письменные тексты, схемы, таблицы под руководством учителя; Могут контролировать и оценивать свою деятельность, используя приобретенные знания и умения в практической деятельности под руководством учителя. |
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
Знают виды движения земной коры (медленные и быстрые); землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмический пояс, сейсмограф, вулкан, вулканический конус, магма, лава; Объясняют причины движения земной коры; Анализируют тематические карты и выявляют районы распространения землетрясений и вулканизма; Показывают и описывают районы распространения землетрясений и вулканизма, районы медленных вертикальных движений земной коры на карте; Сопоставляют карты атласа; Наносят на контурные карты действующие вулканы и зоны землетрясений. | П. Находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать и обобщать тематическую информацию; формулировать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. Р. Определять цель обучения, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально под руководством учителя; планировать свою деятельность, выявлять причинно- следственные связи; оценивать способ достижения цели в учебных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки; К. Излагать свое мнение в монологе, диалоге; выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Л. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. | Формирование учебно- познавательного интереса к географии, собственных мировоззренческих позиций, понимание роли движения земной коры в формировании рельефа и жизни человека; принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере. |
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | | | |
Сценарий проведения учебного занятия |
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | 1.1 Приветствие. Создание доброжелательной обстановки для восприятия и усвоения учебного материала. Создание позитивного учебного настроения | 1.1Учащиеся настраиваются на учебную деятельность |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | 1.2 Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Проводит проверку домашнего задания фронтально и индивидуально по вопросам на слайде № 2 презентации «Движение земной коры» Какие горные породы называют полезными ископаемыми? На какие группы делятся полезные ископаемые? Каковы основные закономерности размещения полезных ископаемых? Приведите примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни, в хозяйственной деятельности человека. | Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. Примерные ответы: - горные породы и минералы, используемые человеком в хозяйственной деятельности; - различают топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые; приводят примеры и демонстрируют образцы полезных ископаемых из коллекции; -топливные полезные ископаемые имеют осадочное происхождение, поэтому месторождения расположены на равнинах, на дне морей или невысоких горах; рудные имеют магматическое происхождение, их находят в горах, причем невысоких; нерудные очень разнообразны, имеют осадочное, магматическое и метаморфическое происхождение, поэтому могут находиться и в горах и на равнинах; - топливные полезные ископаемые используются для получения тепла и электроэнергии, могут служить ценным химическим сырьем; рудные для получения черных и цветных металлов на металлургических заводах; нерудные находят разнообразное применение: строительные материалы, химическое сырье, изготовление ювелирных украшений; |
1.3. Создание проблемной ситуации | 1.3 Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения Земли. Задание: прочитайте текст в учебнике на стр.73, обратите внимание на слайд № 3. Обсуждение текста: 1) О чем рассказывается в тексте? 2) Как викинги привязывали драккары? Учитель мотивирует учащихся к определению темы урока Туристам, приезжающим на норвежское побережье Скандинавии, гиды показывают железные кольца, которые находятся высоко над поверхностью моря. Много столетий тому назад они служили викингам для привязывания драккаров (древних кораблей) у самой воды. Проблемная ситуация. Почему причальные кольца для кораблей находятся не у самой кромки воды, а на высоте почти третьего этажа? Слайд №4 (Земная поверхность на побережье Норвегии поднялась). А вот на противоположном берегу Северного моря жители Нидерландов (на карте!) все время вынуждены бороться с морем, которое наступает и наступает на их поля. Слайд №5. В чем же дело, почему так происходит в природе? Мы приходим к выводу, что земная кора находится в движении. Как вы думаете, какова тема нашего урока? | Учащиеся работают с учебником. Систематизируют информацию, выделяют главное. - в тексте рассказывается о викингах; - викинги крепили свои корабли к толстым кольцам, которые вбивали в скалу; Учащиеся приводят свои доводы, высказывают свои мнения: вероятно земная кора в Скандинавии поднялась, а на берегу Северного моря опускается. Учащиеся формулируют тему урока «Движение земной коры» и записывают тему в тетрадь. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Цель: Формирование представлений о медленных вертикальных и быстрых движениях земной коры, их роли в изменении поверхности Земли, о землетрясениях, вулканизме | Учащиеся выдвигают версии цели урока: Куда и как движется твердая оболочка Земли? Почему мы не замечаем большую часть движений земной коры? |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Деление класса на группы, работа по карточкам с заданиями по тексту учебника и картам атласа: 1. Изучение медленных движений земной коры; 2. Изучение землетрясений; 3. Изучение вулканизма См. приложение №1 | Чтение текста, анализ содержания, выделение главного, обобщение, фиксация в тетради объяснений понятий и терминов. Учащиеся первой группы читают текст с.74 – 75, выделяют главную мысль, составляют устный ответ, приводят доказательства результатов медленных движений земной коры. Учащиеся второй группы работают с текстом на с.75 – 78,объясняют выделенные понятия, работают с табл. №1 учебника на с.77, находят на карте «Строение земной коры» сейсмические пояса Земли. Учащиеся третьей группы работают с текстом на с.79 – 80, выделяют главную мысль, объясняют выделенные понятия, находят на карте «Строение земной коры» и физической карте полушарий действующие вулканы, отвечают на вопросы |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Учитель предлагает проанализировать выполненную работу в группах Работа со слайдами № 6 - 19 презентации, обсуждение результатов работы в группах с опорой на информацию из презентации | Учащиеся выступают с отчетом о проделанной работе, записывают в тетрадях новые понятия и термины и дают определения. Учащиеся первой группы отвечают на вопросы учителя, рассказывают о вековых движениях земной коры, приводят доказательства, находят на карте районы, где обнаруживаются эти явления. Учащиеся второй группы рассказывают о быстрых движениях земной коры, объясняют причины землетрясений, понятия и термины, связанные с землетрясениями, показывают на карте сейсмические пояса Земли, Учащиеся третьей группы дают объяснение понятий, связанных с вулканизмом, показывают на карте действующие вулканы, сейсмические пояса Земли (Тихоокеанское вулканическое кольцо, Альпийско – Гималайский пояс), аргументируют вред и пользу деятельности вулканов. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Учитель предлагает обсудить результаты работы, поработать с презентацией, составить в тетради схему видов движений земной коры (слайд №21), выполнить задание № 2 на с.44 из рабочей тетради; отметить на контурной карте действующие вулканы по координатам (слайд №21). Демонстрация слайда № 14. | Учащиеся составляют в тетради схему «Движения земной коры»; работают с заданием в рабочей тетради, определяют силу землетрясения, называют стихийное явление - цунами, обосновывают связь между явлениями. Наносят на контурную карту сейсмические пояса Земли, определяют вулканы по указанным координатам, отмечают их на контурной карте. Делают выводы о причинах движений земной коры (движение литосферных плит) |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Учитель предлагает учащимся подвести итог урока. На индивидуальных карточках продолжить фразу: сегодня на уроке - я узнал…. - я понял… - я смог… - я нашел… | Учащиеся фиксируют свои результаты на карточках и на слайде № 24 «Рефлексивная мишень» |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, заслушивает учащихся, осуществляет коррекцию, выставляет и комментирует оценки учащихся за работу на уроке. Учитель дает четкую информацию домашнего задания с комментарием. Слайд № 25. | Учащиеся дают оценку своей деятельности и достигнутых результатов на уроке |
Прочитайте текст в учебнике на стр. 75 – 76, выделите главную мысль прочитанного.
Объясните, почему возникают землетрясения, дайте определения понятиям: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр землетрясения.
Используя информацию из текста на стр.77 – 78, объясните, что такое сейсмология, сейсмограф, сейсмический пояс.
Проанализируйте таблицу №1 «Шкала силы землетрясений», какой принцип положен в основу определения силы землетрясения