Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Климат и внутренние воды Австралии".»
Тема урока. Климат и внутренние воды Австралии.
Цели и задачи урока: показать особенности климата Австралии, изучить реки Австралии, их особенности. Определить хозяйственное значение.
Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности учащихся, применять межпредметные связи, развивать географическое мышление.
продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственные связи на примере взаимодействия климата и рек;
Воспитывать у учащихся чувство товарищества, умение работать в коллективе; получать больше интересного по географии из других источников, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.
Развивающие:
1. Активизировать процесс мышления у учащихся.
Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.
Формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.
Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.
Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.
Развивать интеллектуальные способности.
Воспитательные:
Формировать у учащихся географическую культуру.
Содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность водной оболочки Земли, влияние внутренних вод на жизнь человека.
Воспитывать экологическое сознание.
Содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.
Оборудование: карты атласа, контурные карты, плакаты с настенные таблицы, физическая и климатическая карты Австралии.
Ход урока.
I – Организационный момент. Ребята, я постоянно думаю о своей бабушке. Как ей, наверное, трудно было. Сколько лишений и бед пришлось её пережить. Вы только представьте себе шагать и шагать по неизвестной земле по пустыням и нагорьям, а может быть, даже по горам пришлось её шагать. И еще меня интересует вопрос: В каком направлении двигалось судно, и почему оно потерпело кораблекрушение? Что стало с другими членами этого путешествия? Давайте побеседуем. Я буду задавать вам вопросы, которые меня интересуют, а вы будете отвечать на них.
Каковы особенности географического положения Австралии?
Что вам известно из истории открытия и исследования материка?
Охарактеризуйте береговую линию материка.
Каковы особенности рельефа материка Австралия?
Какие полезные ископаемые есть на материке?
Покажите их месторождения на карте.
Какие океаны омывают Австралию?
Почему Австралию называют Австралией?
Кто ей дал это название?
Учитель: Молодцы! Я вижу, вас тоже волнует судьба моей бабушки, и вы хотите узнать больше о её путешествии и, конечно, приключениях. В письме говорится, что плыли они по Тихому океану. И именно там разбилось судно, на котором плыла моя бабушка. Давайте, исследуем береговую линию со стороны Тихого океана. Что могло послужить причиной кораблекрушения?
Учащиеся работают с картами атласа и выясняют, что со стороны Тихого океана , у восточных берегов Австралии в теплой морской воде на небольшой глубине живут кораллы – колонии небольших морских животных. Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых состоят многочисленные острова и выступы Большого Барьерного рифа. Именно рифы послужили причиной той далекой катастрофы, делают выводы учащиеся.
Учитель: да, теперь мне понятно, что произошло – это ужасно! В письме было указано время этого бедствия 15 декабря. Да, именно в этот день развилось судно, на котором была моя бабушка. Она хорошо запомнила эту дату, так как 16 декабря был днем рождения её дочери, которой сейчас 73 года.
Учитель: какое же время года было в Австралии? Учащиеся отвечают, что в Австралии в декабре – лето.
Учитель: Тогда все понятно, почему бабушка не замерзла? Давайте еще раз проследим путь следования моей бабушки от северного мыса до южного и посмотрим, какие климатические пояса пришлось ей пересечь? Работа с картами атласа.
В каком климатическом поясе лежит северная часть Австралии?
Когда наступает лето в Австралии?
Какое влияние на климат оказывает географическое положение Австралии?
Где больше выпадает осадков?
Объясните, почему большая часть осадков выпадает на востоке материка Австралия?
Учитель: Послушайте, как описывает бабушка один день своего путешествия: «Прошло уже три недели, как мы в пути. Было начало января месяца, а на небе не было ни одного облачка. Температура более 35 – 38 градусов. Дождей не было все это время. Очень хочется пить. Под ногами красный песок. По крутому склону карабкаюсь на гребень высокой гряды, в надежде увидеть жилье человека, но нет, сверху открывается великолепный вид на безлюдный и безбрежный ландшафт».
Учитель: посмотрите на карту, какой климатический пояс занимает наибольшую площадь Австралии. Определите, какой там климат летом и зимой? Есть ли в этом месте реки или озера?
Учитель: Я предлагаю вам заполнить таблицу и установить, как климат влияет на режим рек Австралии.
Климатический пояс
Многоводность рек
Время разливов рек
Причины.
Субэкваториальный
Тропический пустынный
Тропический влажный
Субтропический средиземноморский
Учитель: В письме моей бабушки встречаются описания многих интересных моментов, которые случались с ней в Австралии. Вот, например, как она описывает наступление паводка. Давайте сначала вспомним, что такое паводок?
«Русло было сухо, лишь в небольших углублениях в русле реки была вода. Луна стояла уже высоко, когда я услышала какой – то шум. Я поспешила к берегу. Мало – помалу звуки стали яснее и отчетливее, и наконец, стали так громки, что все прибежали к реке. И вот появилась вода. Сначала это была струйка воды, которая извивалась, как что – то живое, пробивая себе путь через самые глубокие места русла. Затем все русло покрылось водой.
Теперь можно было утолить жажду, от которой мы так долго страдали».
Учитель: Мы уже многое знаем о материке Австралия, знаем какой там климат, от чего зависит полноводность рек и озер Австралии, но четкой картины у нас еще нет. Вот я вас и попрошу составить мини сочинение на тему «Так вот ты, какая Австралия!».
Это здание я предлагаю вам выполнять группой по 4 – 5 человек. При составлении можно использовать учебник. При описании можно использовать все компоненты природы Австралии, особенно озера и реки Австралии, их особенности. Указать на зависимость рек от климата и рельефа. Дать понятие такому явлению как крики Австралии.
Учащиеся, используя дополнительный материал, составляют краткие сочинения на данную тему.
Домашнее задание: Подготовить маршрут путешественника по материку Австралия.