«Климат, внутренние воды, природные зоны Австралии»
7 класс.
Цель: Ученик научится выделять особенности природы материка
Австралия через работу с картами, учебником и другими
источниками географической информации.
Задачи:
- Ученик получит возможность сформировать представление о своеобразии, неповторимости природы Австралии – «материк наоборот».
- Создать условия для развития системы умений работать с различными источниками информации, умений анализировать и обобщать полученные знания.
- Способствовать воспитанию активной творческой личности, умеющей разрешать нестандартные проблемы; воспитывать коммуникативность, толерантность в работе в группе.
Средства обучения: учебник географии и атлас 7 класса, настенные карты «Физическая карта Австралии», ЦОР «Климатическая карта мира»,
Ход урока:
1 .Создание проблемной ситуации для постановки цели урока.
- Я хочу начать сегодняшний урок со слов Жюля Верна из книги «Дети капитана Гранта» - «… Этот край самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения и климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит…».
Сформулируйте, пожалуйста ,тему урока и задачи (что мы будем изучать).
- Откройте тетради, запишите дату и тему нашего урока.
2. Организация работы по воспроизведению в памяти опорных знаний и умений для осознанного восприятия новых знаний и умений.
Мы устремимся к берегам Австралии , а по пути вспомним и повторим изученный материал.
1.Блиц – опрос: ответы краткие и точные, попытайтесь не прерывать цепочку.
- Какое место по площади среди материков занимает Австралия?
- Пересекает ли Австралию экватор?
- Значит, Австралия находится в _________________ полушарии.
- Какая условная линия пересекает Австралию?
- В каких климатических поясах расположен материк?
- Что лежит в основе материка?
- В какой части Австралии расположены горы?
- Какие объекты природы отсутствуют в Австралии?
- Первенство в открытии материка принадлежит _____________.
- Какой путешественник доказал, что Австралия самостоятельный материк?
- Любая экспедиция начинается с изучения карт: опишите береговую линию, покажите на карте Австралии моря, заливы, проливы и полуострова.
3. Мотивация. И так, часть информации о материке мы уже узнали, но многое остаётся тайной, поэтому продолжим изучение материка. Если бы вы собрались в экспедицию в Австралию, какие бы вы вещи взяли с собой? На что нужно обратить внимание при подготовке? Ваши ответы:
Можно ли сразу составить точный список? – НЕТ. Для этого нам нужно более подробно изучить природу материка. Для того, чтобы вы точнее выделили особенности, послушайте, как описала Австралию Г.Усова.
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там очевидно ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады.
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где – то.
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводнение.
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населения.
Австралия – страна наоборот.
Её исток на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ
Австралия – страна наоборот!
4. Изучение нового материала – работа в группах .Я предлагаю вам поработать в группах, выяснить особенности климата, внутренних вод, природных зон, в т.ч. органического мира. (на работу 7-8 мин.). Если затрудняетесь самостоятельно дать характеристику, то на столах план, подготовить выступление. Выберите ученика. Который будет выступать с информацией.
Зачертите таблицу в тетради, занесите в неё результаты.
Климат
Внутренние воды
Природные зоны, органический мир.
I группа: описание климата.
- В каких климатических поясах расположена Австралия? Какой пояс преобладает?
- Чему равны и как изменяются средние температуры января и июля?
- Чему равны максимальные и минимальные температуры?
- Чему равно количество осадков? Как они распределяются по территории материка?
- Какие воздушные массы преобладают? Откуда они приходят?
Общий вывод о закономерностях распределения основных компонентов климата.
II группа: описание внутренних вод
- Назовите реки и озёра материка.
- Как они распределяются по материку? От чего зависит их распределение?
- Какие особенности вы увидели на карте? Что они означают?
- Назовите основную особенность озёр.
Вывод: почему в Австралии нет крупных, полноводных рек и распространены солёные озёра.
III группа: описание природных зон, особенностей органического мира.
- В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения?
- Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни?
- Чем отличаются природные зоны друг от друга?
- Какими растениями и животными они представлены?
Вывод: почему Австралию можно назвать природным заповедником? В чём уникальность органического мира материка?
Так какие же предметы вы должны взять с собой в экспедицию в Австралию?
Общий вывод: Почему Австралию называют «страной наоборот»?
Вернёмся к нашему стихотворению и объясним смысл четверостиший.
Повторение: на столе карточки, вставьте пропущенные слова.
Задание для самопроверки: заполните текст, вставьте пропущенные слова.
Австралия расположена в ___________ климатических поясах. Наибольшее количество осадков выпадает на _______________ и _______________ материка. Большую часть занимают природные зоны _____________ и ________________. Переменно – влажные леса расположены на _____________ материка, представлены в основном _________________, т.к. листья повёрнуты к солнцу ребром. Австралию можно назвать заповедником, т.к. только там обитают животные из отряда _____________________ и звери выводят детёнышей из __________.
Домашнее задание: Подготовить материал о животном или растении, которое бы вы изобразили на эмблеме материка.
Рефлексия: заполнить таблицу
I группа: описание климата.
- В каких климатических поясах расположена Австралия? Какой пояс преобладает?
- Чему равны и как изменяются средние температуры января и июля?
- Чему равны максимальные и минимальные температуры?
- Чему равно количество осадков? Как они распределяются по территории материка?
- Какие воздушные массы преобладают? Откуда они приходят?
Общий вывод о закономерностях распределения основных компонентов климата.
II группа: описание внутренних вод
- Назовите реки и озёра материка.
- Как они распределяются по материку? От чего зависит их распределение?
- Какие особенности вы увидели на карте? Что они означают?
- Назовите основную особенность озёр.
Вывод: почему в Австралии нет крупных, полноводных рек и распространены солёные озёра.
III группа: описание природных зон, особенностей органического мира.
- В каких природных зонах расположен материк? Какую они имеют закономерность распределения?
- Почему на востоке материка встречаются леса, а на западе и в центре расположены пустыни?
- Чем отличаются природные зоны друг от друга?
- Какими растениями и животными они представлены?
Вывод: почему Австралию можно назвать природным заповедником? В чём уникальность органического мира материка?
Так какие же предметы вы должны взять с собой в экспедицию в Австралию?
Общий вывод: Почему Австралию называют «страной наоборот»?
Вернёмся к нашему стихотворению и объясним смысл четверостиший.
Повторение: на столе карточки, вставьте пропущенные слова.
Задание для самопроверки: заполните текст, вставьте пропущенные слова.
Австралия расположена в ___________ климатических поясах. Наибольшее количество осадков выпадает на _______________ и _______________ материка. Большую часть занимают природные зоны _____________ и ________________. Переменно – влажные леса расположены на _____________ материка, представлены в основном _________________, т.к. листья повёрнуты к солнцу ребром. Австралию можно назвать заповедником, т.к. только там обитают животные из отряда _____________________ и звери выводят детёнышей из __________.
Домашнее задание: Подготовить материал о животном или растении, которое бы вы изобразили на эмблеме материка.
Рефлексия: заполнить таблицу
Что вы знали об Австралии до сегодняшнего урока
Что узнали нового.