kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Австралия. Общие особенности климата. Воды суши".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

образовательная: сформировать знания об особенностях климата и внутренних вод Австралии, раскрыть влияние на климат климатообразующих факторов; совершенствовать умения учащихся характеризовать климатические пояса, главные речные системы и бассейны, основные типы озер материка, устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата, рельефа и внутренних вод Австралии;

развивающая: развивать умения и навыки работы с контурными и тематическими картами атласа, климатическими диаграммами, с различными источниками географической информации, развивать умения решать проблемные задачи, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, способствовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, укреплению желания самостоятельно добиться успеха в обучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Австралия. Общие особенности климата. Воды суши".»

Предмет. География материков и океанов

7 класс

Раздел ІІ. Материки

Тема 3. Австралия

Урок № 27

Тема урока. Общие особенности климата. Воды суши.

Цель урока:

образовательная: сформировать знания об особенностях климата и внутренних вод Австралии, раскрыть влияние на климат климатообразующих факторов; совершенствовать умения учащихся характеризовать климатические пояса, главные речные системы и бассейны, основные типы озер материка, устанавливать причинно-следственные связи на примере взаимодействия климата, рельефа и внутренних вод Австралии;

развивающая: развивать умения и навыки работы с контурными и тематическими картами атласа, климатическими диаграммами, с различными источниками географической информации, развивать умения решать проблемные задачи, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, способствовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, укреплению желания самостоятельно добиться успеха в обучении.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Австралии, карта «Климатические пояса и области мира», географические атласы, контурные карты, тетради, учебник (География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, творческие работы учащихся.

Структура урока:

І. Организационный момент 2 мин

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности 3 мин

ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 8 мин

ІV. Изучение нового материала 20 мин

V. Закрепление изученного материала 5 мин

VІ. Подведение итогов. Рефлексия 5 мин

VІІ. Домашнее задание 2 мин

Ход урока

І. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и постановка цели урока. Слайд 1.

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Всем хочется вступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами открытий берег. Мы тоже, ребята, можем помечтать и совершить виртуальное путешествие в Австралию.

Ну, что мои дорогие, в путь. Обычно путешественники берут с собой различное снаряжение. Мы же с вами возьмем с собой знания, умения, навыки и конечно дружбу и взаимовыручку.

Представьте, что красивый, белый теплоход уносит нас к берегам Австралии. Располагайтесь поудобней на палубе. Над нами голубое небо, свежий ветер и плеск волн за кормой.

Кто может показать по карте водный путь от побережья Азовского моря до Австралии? (Учащийся показывает путь по физической карте мира, называя географические объекты).

Итак, мы прибыли в Австралию.

Прием «Удивляй!»

Продолжая свое знакомство с Австралией, вы убедитесь в том, что это необычный для нас, европейцев, материк. Даже трудно представить: как австралийцы встречают Новый год посреди жаркого лета? Но на этом необычность материка не заканчивается. Послушайте, как поэтесса Галина Усова пишет про Австралию:

Она располагается под нами,

Там, очевидно, ходят вверх ногами

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле, лето,

Там протекают реки без воды.

Они в пустыне пропадают где-то.

Как объяснить «путаницу» времён года, вы уже знаете, а что особенного в климате материка и куда исчезают реки — об этом вы имеете узнать сегодня.

ІІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Учитель. Ребята, вы знаете, что материки изучаются по определенному плану. Давайте вспомним последовательность изучения тем.

План изучения материка. Слайд 2.

    1. Географическое положение. 

    2. Рельеф и полезные ископаемые

    3. Климат

    4. Воды

    5. Почвы

    6. Природные зоны. Растительный и животный мир

    7. Население и страны

Учитель. Почему именно такая последовательность пунктов?

На прошлом уроке мы рассматривали первый и второй пункты плана. Прошу охарактеризовать географическое положение Австралии, указав какие его особенности могут влиять на климат материка.

Географическая физкультминутка.

Учитель просит учащихся встать, занять исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

  1. Проверка знаний расположения географических объектов Австралии.

Учитель называет географический объект, учащиеся выполняют повороты вправо или влево в зависимости от того, где расположен он на востоке или западе Австралии, делают наклоны вперед и назад, если объект находится на севере или юге материка соответственно:

- мыс Байрон;

- остров Тасмания;

- Арафурское море;

- мыс Стип-Пойнт;

- Большой Австралийский залив;

- Торресов пролив.

ІV. Изучение нового материала

  1. Климатообразующие факторы.

Рассмотрим влияние на климат Австралии климатообразующих факторов. Слайд 3.

А. Географическая широта.

  1. Приём «Логическая цепочка»

Составьте логическую цепочку, используя следующие словосочетания, написанные на листах: количество солнечного тепла, угол падения  солнечных лучей, температура воздуха, географическая широта. Станьте с листами в руках в необходимом порядке.

Ответ: географическая широта, от нее зависит угол падения

солнечных лучей, соответственно меняется количество солнечного тепла и температура воздуха. Слайд 4.

Б. Подстилающая поверхность.

Работа с физической картой Австралии.

Учитель. Беседа по вопросам.

  1. Назвать основные формы рельефа Австралии. Какое значение имеет тот факт, что Австралия самый низкий материк на планете?

  2. Каково влияние тёплых и холодных течений на климат Австралии? Какие из них оказывают большее влияние?

Расположение Большого Водораздельного хребта вдоль побережья в виде параллельных хребтов создает препятствие для юго-восточных пассатов с Тихого океана. На восточных склонах Большого Водораздельного хребта годовое количество атмосферных осадков составляет более 1500 мм, а на западных — 600-500 мм. Холодное течение вдоль западных берегов материка усиливает сухость климата тропических широт побережья.

В. Циркуляция атмосферы.

Работа с учебником по рис.93, с.122 ответить на вопрос №8, 125. Слайд 5.

В тропических широтах формируются сухие и жаркие воздушные массы, которые преимущественно и определяют климатические особенности крупных массивов суши. Около 40 % площади Австралии получает менее 250 мм осадков в год.

Вывод 1. Климат Австралии засушливый и жаркий. Это определено прежде всего ее географическим положением.

2. Климатические пояса.

Приём «Творческая лаборатория».

Учащиеся работают по группам рядами, используя карты атласа, контурные карты, материал учебника, составляя картосхему. Представитель каждой группы характеризует свой пояс:

учащийся І ряда — субэкваториальный пояс;

учащийся II ряда — тропический пояс;

учащийся IIІ ряда — субтропический пояс.

Слайд 6.

Задание. Необходимо отметить на контурной карте:

  1. Границы климатического пояса (красным цветом).

  2. Господствующие воздушные массы (ЭВМ, ТВМ, УВМ – летом и зимой).

  3. Область атмосферного давления (высокое, низкое давление – буквами В или Н, потоки воздуха – стрелками вверх или вниз).

  4. Средние температуры - январь, июль.

  5. Годовое количество осадков в мм.

Вывод 2. Австралия расположена в пределах субэкваториального, тропического и субтропического климатических поясов.

3. Воды Австралии.

Задание. По картам атласа определите, к бассейнам каких океанов принадлежат реки Австралии. Почему область внутреннего стока материка больше, чем области, имеющие сток в океан?

Учитель. Рек на материке мало. Значительная их часть принадлежит к бассейну Индийского океана. К бассейну Тихого океана относятся реки, стекающие с восточных склонов Большого Водораздельного хребта. Питание большинства рек дождевое, а в Австралийских Альпах — смешанное.

Крупнейшая речная система Австралии — Муррей с притоком Дарлинг. Муррей (2570 км) начинается в Австралийских Альпах в районе горы Косцюшко. Слайд 7.

Для Австралии характерно формирование криков, на карте они обозначены пунктирными линиями.

Крики — временные водостоки, которые наполняются водой только во время кратковременных ливней. Слайд 8.

Большинство озёр Австралии солёные, не имеют стока и заполняются водой только во время влажного периода.

Крупнейшее озеро Австралии — Эйр. Слайд 9.

Недостаток поверхностных вод частично компенсируется значительными запасами подземных вод. В недрах материках выявлено около ЗО артезианских бассейнов. Крупнейший из них — Большой Артезианский Бассейн под Центральной низменностью. Слайд 10.

Работа с презентацией и физической картой Австралии. Выступление учащихся с сообщениями о водах Австралии.

Использование вод в хозяйственной деятельности: водоснабжение населения, животноводческих хозяйств, орошения земель. Судоходство затруднено.

Вывод 3. Из-за засушливости климата Австралия бедна поверхностными водами. Австралия – самый маловодный и сухой материк. Слайд 11.

V. Закрепление изученного материала

1) В какой части Австралии выпадает больше осадков?

2) Как называются пересыхающие русла рек?

3) Назовите климатический пояс, в котором жарко и сухо в течение всего года. 

4) Какие постоянные ветры дуют из района тропиков к экватору?

5) Какой тип питания преобладает у рек Австралии?

Взаимопроверка географического диктанта, выставление оценок.

Ответы:

    1. На востоке материка

    2. Крики

    3. Тропический

    4. Пассаты

    5. Дождевой тип питания

По климатическим диаграммам определите климатический пояс.

Слайд 12.

Ответы: А) тропический засушливый (пустынный), Б) субэкваториальный, В) тропический влажный, Г) субтропический, Д) тропический морской с малым количеством осадков.

VІ. Подведение итогов. Рефлексия

Что вы узнали за время путешествия по Австралии?

1) материк расположен в трёх климатических поясах;

2) в западной и центральной части — сухой климат;

3) осадков больше выпадает на востоке;

4) на климат оказывает влияние — географическое положение, подстилающая поверхность, океанические течения, воздушные массы, ветры, рельеф;

5) большая часть занята пустынями;

6) мало рек и озёр;

7) большинство озёр солёные;

8) питание рек — дождевое и подземное;

9) в недрах материка значительные запасы подземных вод;

10) использование рек в хозяйстве (для орошения, водохранилища, судоходство затрудненно).

Учитель обращает внимание учащихся на достижение цели урока, даёт оценку работы класса и отдельных учащихся. Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке, ответив на вопросы:

— мое настроение на уроке:
(учащиеся выбирают вариант смайлика)
— я понял (а):
— я научился:

— затруднения вызвало:

— я буду использовать:

— я оцениваю свою работу на уроке:

Слайд 13.

VІІ. Домашнее задание.

Слайд 14.

  1. Изучить § 31 (с.122, 123) (География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.). Письменно ответить на вопросы № 4,6, с. 125.

  2. Выучить объекты географической номенклатуры Австралии.

Домашнее задание по выбору:

  1. Опережающее задание: провести собственное исследование и установить причины формирования эндемичных и реликтовых видов животных и растений Австралии.

  2. Составить тестовые задания, тексты с ошибками, незаконченные предложения по изученной теме.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Австралия. Общие особенности климата. Воды суши".

Автор: Лущик Татьяна Владимировна

Дата: 10.02.2019

Номер свидетельства: 499149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по теме "Внутренние воды Африки" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vnutrienniie-vody-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "151085"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420632471"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства