kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: Атмосферное давление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  сформировать понятие "атмосферное давление"; дать представление об  изменении атмосферном давлении с высотой, научить определять атмосферное давление на разной высоте;  познакомить со строением барометра, формировать знание о поясах низкого и высокого давления на Земле;  развивать логическое мышление, математические способности;  воспитывать интерес к географии.

Тип урока:  комбинированный

Оборудование:  барометр, проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, учебники

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Атмосферное давление»

Дата: ___________

Класс: 6в,6г.


Урок разработал: учитель географии

Державина Надежда Игоревна

КГУОШ № 106


Разработка урока для 6 класса

Тема: Атмосферное давление.


Цель: сформировать понятие "атмосферное давление"; дать представление об изменении атмосферном давлении с высотой, научить определять атмосферное давление на разной высоте; познакомить со строением барометра, формировать знание о поясах низкого и высокого давления на Земле; развивать логическое мышление, математические способности; воспитывать интерес к географии.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: барометр, проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, учебники.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация учебных знаний.

Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы. Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа.
- Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Возд. оболочку атмосферу). 
Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли? (Защищает от резких перепадов температур). 
-Почему “броней”? (Защищает от метеоритов). 
А “защитным экраном”? (Озоновый слой защищает от вредных космических излучений). 
-Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной?
 (Из воздуха - смеси газов). 
- Каков состав воздуха?
 (78% - азот; 21% - кислород; 1% - др). 
- Какой газ обеспечивает жизнь на Земле?
 (Кислород). 
- Почему трудно определить границы атмосферы? Каковы они?
 (Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. – 2 тыс. км. над земной поверхностью). 
-Какие части выделяют в атмосфере?
 (Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы). 
- Какая из них ближе к земной поверхности, важнее для нас?
 (Тропосфера). 
- Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить?
 (Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться). 
- Имеет ли воздух вес?
 (Да). 
- Изменяется ли вес воздуха? Как?
 (Изменяется: нагретый более легкий, холодный более тяжелый). 
ΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока.

-Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так? 
Пример:
 я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол? 
-А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя? 
Значит, давление – это сила. А с силой приходиться считаться.
 
Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу? 

ΙII. Изучение нового материала.


Запишем в своих тетрадях
: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. 
Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему?

- Ну, а теперь внимание всех на меня. Ваша задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить увиденное. 
-Доказал ли опыт, что давление воздуха существует? Другие интересные и более сложные опыты вы будете выполнять на уроках физики, где подробнее изучите силу атмосферного давления. 

Прием "Домашняя заготовка"

О том, что воздух имеет вес. Не знали до XVΙΙ века. В 1664 г. герцог Тосканский решил построить фонтан на террасе своего дворца, а вода в фонтан должна была подаваться из озера. Но озеро лежало ниже уровня террасы, поэтому вода поднималась только на 10, 5 м над уровнем озера. Фонтан не работал.

Эту задачу решил Еванджелиста Торричели, ученик Галилея. Он предположил, что вода в насосе претерпевает действие массы воздуха, которое уравновешивается на высоте именно 10. 5 м.

Атмосферное давление является одним из показателей погоды. Длительное время люди не догадывались о его существовании. Первым доказал существование атмосферного давления и измерил его итальянский ученый Еванджелиста Торричелли. Д ля этого он использовал запаянную с одного конца стеклянную трубку длиной 1 м с нанесенными делениями. Трубку он наполнил ртутью и перевернул ее в чашу с водой. При изменении давления ртуть в трубке то поднималась, то опускалась. Этот прибор был назван ртутным барометром. Атмосферное давление измеряется в мм рт. ст.


- А теперь внимание, вопрос –
 Давление – сила. 
А как и чем ее измерить?
 
- Кто изобрел “барометр” – меру тяжести тела?
 
- Кто готов- поднимает руку. Слушаем ответ. 
Продолжим запись в тетради: 
Барометр – прибор для измерения атм. давления (Торичелли, 1640г.), ед. изм. - мм. рт. ст.
 
- Как называется барометр Торичелли? (Ртутный) 
Вот как он выглядит (показать рисунок) и используется в основном на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой. 
- Как вы думаете почему? 
- А как же измерять давление в горах? В других местах на земле? 
- Существует другой вид барометра – анероид
 (показать). 
Он устроен очень просто: внутри металлическая коробочка из которой выкачан воздух, т. е. внутри – вакуум. Поэтому она реагирует на все изменения давления воздуха, а стрелка, которая связана с коробочкой, показывает ее реакцию. Давление усиливается - коробочка сжимается, и стрелка отклоняется вниз. Давление ослабевает – стрелка движется вверх. 
Запись в тетрадь

- Какое давление показывает прибор? 
Давайте отправимся мысленно с этим барометром в горы и посмотрим, как и почему изменяется атмосферное давление. 
- Какое давление на равнине?
 750 мм. рт. ст. 
- Каким стало на вершине?
 650 мм. рт. ст. 
- Почему?
 Уменьшается столб воздуха и воздух стал более разряжен, легче. 
Вывод:
 С высотой давление понижается т.к. уменьшается воздушный столб и воздух легче. 

Проблемный вопрос

- Почему мы не чувствуем давление воздуха, а барометр так чувствителен к изменению АД?


Нормальным атмосферным давлением принято считать давление атмосферного воздуха на уровне моря на широте 45◦. Оно равняется 760 мм рт. ст.
- Где самый мощный слой тропосферы? (Над экватором) 
- Географическая широта? 00ш. 
- Где он наименьший? ( У полюсов, широта 900ш) 
- А где он будет иметь “среднюю” величину? (450ш) 
- Какой уровень на Земле принимается за 0 м. высоты, начало отсчета высот? (Моря) 
- Значит, на поверхности океана на давление не будет влиять высота местности? 
- А какой воздух легче теплый или холодный? 
- Какой будет сильнее давить? (Холодный) 
- Значит, температура воздуха влияет на силу атмосферного давления? 
- А что является границей между положительными и отрицательными температурами? (00) 
- Вот почему давление воздуха измеренное на широте 45
0ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0 – 00 С, т.е. когда ничто не влияет на силу атмосферного давления, считается нормальным и ровно 760мм. рт. ст. 



С помощью АД можно предсказать погоду:

Понижение АД предвещает осадки.


Повышение АД к сухой погоде.


2. Основные пояса атмосферного давления на Земле.


Образование поясов с преобладанием низкого и высокого давления связано со способностью воздуха изменять объем и массу в зависимости от температуры. ( вспомните домашнюю кухню, когда мама готовит еду – внизу холоднее, чем под потолком) На Земле образуются три пояса с преобладанием низкого давления: в районе экватора, умеренных широтах, и четыре – с преобладанием высокого давления: в районах тропиков и полюсов.

Пояса атмосферного давления чередуются начиная с северного полюса так: В - Н - В - Н - В - Н - В

V. Закрепление знаний и умений учащихся.

Подведем итог

- О чем мы сегодня вели речь?

- Что такое атмосферное давление?

- Чем измеряется?

- В каких единицах?

- От чего зависит?

VΙΙ. Домашнее задание.______________________________________________


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: Атмосферное давление

Автор: Державина Надежда Игоревна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354670

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема «Атмосферное давление и ветер» "
    ["seo_title"] => string(61) "plan-konspiekt-uroka-tiema-atmosfiernoie-davlieniie-i-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "239640"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444833824"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока на тему " Атмосферное давление" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-na-tiemu-atmosfiernoie-davlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "107532"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403286292"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по физике на тему: "Атмосферное давление" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_uroka_po_fizikie_na_tiemu_atmosfiernoie_davlieniie_v_7_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "396055"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488183358"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок географии "Атмосферное давление" (интегрирован с физикой)"
    ["seo_title"] => string(61) "urokghieoghrafiiatmosfiernoiedavlieniieintieghrirovansfizikoi"
    ["file_id"] => string(6) "261512"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449150774"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока "Атмосферное давление" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-atmosfiernoie-davlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "102176"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства