Цель: сформировать понятие "атмосферное давление"; дать представление об изменении атмосферном давлении с высотой, научить определять атмосферное давление на разной высоте; познакомить со строением барометра, формировать знание о поясах низкого и высокого давления на Земле; развивать логическое мышление, математические способности; воспитывать интерес к географии.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Атмосферное давление»
Дата: ___________
Класс: 6в,6г.
Урок разработал: учитель географии
Державина Надежда Игоревна
КГУОШ № 106
Разработка урока для 6 класса
Тема: Атмосферное давление.
Цель: сформировать понятие "атмосферное давление"; дать представление об изменении атмосферном давлении с высотой, научить определять атмосферное давление на разной высоте; познакомить со строением барометра, формировать знание о поясах низкого и высокого давления на Земле; развивать логическое мышление, математические способности; воспитывать интерес к географии.
Вы должны четко и быстро отвечать на вопросы. Слушайте внимательно и поднимайте руку для ответа. -Что образует слой воздуха вокруг Земли?(Возд. оболочку атмосферу). - Почему атмосферу можно назвать теплой “рубашкой” Земли?(Защищает от резких перепадов температур). -Почему “броней”?(Защищает от метеоритов). - А “защитным экраном”?(Озоновый слой защищает от вредных космических излучений). -Почему атмосферу называют и воздушной оболочкой, и газообразной?(Из воздуха - смеси газов). - Каков состав воздуха?(78% - азот; 21% - кислород; 1% - др). - Какой газ обеспечивает жизнь на Земле?(Кислород). - Почему трудно определить границы атмосферы? Каковы они?(Воздух проникает всюду: и в почву, и в воду и его молекулы находят очень высоко над землей, поэтому границы определяют приблизительно до 1 тыс. – 2 тыс. км. над земной поверхностью). -Какие части выделяют в атмосфере?(Тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы). - Какая из них ближе к земной поверхности, важнее для нас?(Тропосфера). - Как может изменяться воздух? Что с ним может происходить?(Нагреваться, охлаждаться, сжиматься, расширяться). - Имеет ли воздух вес?(Да). - Изменяется ли вес воздуха? Как?(Изменяется: нагретый более легкий, холодный более тяжелый). ΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока.
-Если тело имеет вес, значит оно может давить на поверхность, на которой оно находится. Так? Пример:я и кто-то из учеников (по имени) имеем разный вес. Кто из нас сильнее давит на пол? -А если сравнить давление на пол ученической парты и стола учителя? Значит, давление – это сила. А с силой приходиться считаться. Воздух имеет вес, значит давит на поверхность Земли и все тела на ней – как назовем эту силу?
ΙII. Изучение нового материала.
Запишем в своих тетрадях:Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность. Невидимая, неощутимая до поры до времени сила. А между тем ученые подсчитали, что на взрослого человека давит 15 тонн воздуха, но мы этого не ощущаем. Почему?
- Ну, а теперь внимание всех на меня. Ваша задача: внимательно наблюдать опыт и объяснить увиденное. -Доказал ли опыт, что давление воздуха существует? Другие интересные и более сложные опыты вы будете выполнять на уроках физики, где подробнее изучите силу атмосферного давления.
Прием "Домашняя заготовка"
О том, что воздух имеет вес. Не знали до XVΙΙ века. В 1664 г. герцог Тосканский решил построить фонтан на террасе своего дворца, а вода в фонтан должна была подаваться из озера. Но озеро лежало ниже уровня террасы, поэтому вода поднималась только на 10, 5 м над уровнем озера. Фонтан не работал.
Эту задачу решил Еванджелиста Торричели, ученик Галилея. Он предположил, что вода в насосе претерпевает действие массы воздуха, которое уравновешивается на высоте именно 10. 5 м.
Атмосферное давление является одним из показателей погоды. Длительное время люди не догадывались о его существовании. Первым доказал существование атмосферного давления и измерил его итальянский ученый Еванджелиста Торричелли. Д ля этого он использовал запаянную с одного конца стеклянную трубку длиной 1 м с нанесенными делениями. Трубку он наполнил ртутью и перевернул ее в чашу с водой. При изменении давления ртуть в трубке то поднималась, то опускалась. Этот прибор был назван ртутным барометром. Атмосферное давление измеряется в мм рт. ст.
- А теперь внимание, вопрос –Давление – сила. А как и чем ее измерить? - Кто изобрел “барометр” – меру тяжести тела? - Кто готов- поднимает руку. Слушаем ответ. Продолжим запись в тетради: Барометр – прибор для измерения атм. давления (Торичелли, 1640г.), ед. изм. - мм. рт. ст. - Как называется барометр Торичелли?(Ртутный) Вот как он выглядит (показать рисунок) и используется в основном на метеостанциях, где ведут наблюдения за погодой. - Как вы думаете почему? - А как же измерять давление в горах? В других местах на земле? - Существует другой вид барометра – анероид(показать). Он устроен очень просто: внутри металлическая коробочка из которой выкачан воздух, т. е. внутри – вакуум. Поэтому она реагирует на все изменения давления воздуха, а стрелка, которая связана с коробочкой, показывает ее реакцию. Давление усиливается - коробочка сжимается, и стрелка отклоняется вниз. Давление ослабевает – стрелка движется вверх. Запись в тетрадь
- Какое давление показывает прибор? Давайте отправимся мысленно с этим барометром в горы и посмотрим, как и почему изменяется атмосферное давление. - Какое давление на равнине?750 мм. рт. ст. - Каким стало на вершине?650 мм. рт. ст. - Почему?Уменьшается столб воздуха и воздух стал более разряжен, легче. Вывод:С высотой давление понижается т.к. уменьшается воздушный столб и воздух легче.
Проблемный вопрос
- Почему мы не чувствуем давление воздуха, а барометр так чувствителен к изменению АД?
Нормальным атмосферным давлением принято считать давление атмосферного воздуха на уровне моря на широте 45◦. Оно равняется 760 мм рт. ст. - Где самый мощный слой тропосферы? (Над экватором) - Географическая широта? 00ш. - Где он наименьший? ( У полюсов, широта 900ш) - А где он будет иметь “среднюю” величину? (450ш) - Какой уровень на Земле принимается за 0 м. высоты, начало отсчета высот? (Моря) - Значит, на поверхности океана на давление не будет влиять высота местности? - А какой воздух легче теплый или холодный? - Какой будет сильнее давить? (Холодный) - Значит, температура воздуха влияет на силу атмосферного давления? - А что является границей между положительными и отрицательными температурами? (00) - Вот почему давление воздуха измеренное на широте 450ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0– 00С, т.е. когда ничто не влияет на силу атмосферного давления, считается нормальным и ровно 760мм. рт. ст.
С помощью АД можно предсказать погоду:
Понижение АД предвещает осадки.
Повышение АД к сухой погоде.
2. Основные пояса атмосферного давления на Земле.
Образование поясов с преобладанием низкого и высокого давления связано со способностью воздуха изменять объем и массу в зависимости от температуры. ( вспомните домашнюю кухню, когда мама готовит еду – внизу холоднее, чем под потолком) На Земле образуются три пояса с преобладанием низкого давления: в районе экватора, умеренных широтах, и четыре – с преобладанием высокого давления: в районах тропиков и полюсов.
Пояса атмосферного давления чередуются начиная с северного полюса так: В - Н - В - Н - В - Н - В