Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"»
Урок географии в 6 классе
Учитель географии: Петрова Галина Евсеевна
Тема урока: Температура воздуха
Цели урока: Продолжить формирование у школьников понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.
Задачи:
Образовательные:
формировать знания о суточном ходе температуры воздуха в умеренных широтах в июле и в январе на примере суточного хода температуры воздуха своего населённого пункта и амплитуды температур.
формировать у школьников умение анализировать годовой ход температуры воздуха, строить график температуры, определять её амплитуду.
закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение года.
закрепить у школьников умение находить среднее арифметическое чисел, действия с отрицательными и положительными числами.
Развивающие:
научить учащихся определять среднесуточную, среднегодовую, среднемесячную температуру воздуха, амплитуду температур за сутки и год, используя знания по математике.
развить умение построения графиков годового хода и суточного хода температуры воздуха.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся привычки трудиться в каждую минуту учебного времени, рационально использовать время урока, умения работать в коллективе, группе, паре.
Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, рассказ с элементами постановки проблемных вопросов, работа в парах постоянного состава, информационные и коммуникативные технологии.
Наглядность, ТСО:уличный термометр, водный и почвенный термометр, комнатный термометр, градусник, демонстрационный термометр, физическая карта полушарий, карточки с заданиями, презентация урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент урока. Знакомство с обучающимися.
Задача: Подготовка учащихся к работе на уроке.
2. Подготовка к основному этапу. Целеполагание
Задача:Актуализировать опорные знания, умения, обеспечить мотивацию и принятие цели урока.
Перед учащимися ставится проблема в виде загадки. (Мотивация учащихся).
Загадка:
Она бывает низкой, Бывает и высокой, Нормальною бывает, А так же нулевой. Её мы замечаем И в школе изучаем, И даже измеряем, Когда кто-то больной. Ей занимался Цельсий, И Кельвин применял не раз. Ну! Кто своей догадкой Порадует всех нас?
Учитель: Правильно! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о температуре.
И за время урока поднимемся по лестнице знаний, решая следующие проблемы: (Слайд)
Учитель. Также научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.
II. Запись темы урока в тетрадь.
Учитель. Какую оболочку Земли мы начали изучать? (Атмосферу).
Учитель. Что такое атмосфера? (Газообразная или воздушная оболочка Земли).
1. Изменение температуры с высотой. А)(слайд); Б) рисунок по учебнику.
2. Изменение температуры во времени. Учитель. Итак, решаем первую проблему. Наблюдая за температурой и проводя ее измерения, люди заметили, что в течение дня температура воздуха меняется. Утром довольно холодно. К полудню воздух прогревается лучше, самая высокая температура воздуха после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом Солнца. Почему в течение дня температура воздуха меняется?
Заслушиваются мнения учащихся.
III. Демонстрация опыта
Давайте попробуем разобраться в этом с помощью обычного фонаря. Представьте, что доска – это земная поверхность, на которую падают солнечные лучи (в данном случае лучи от фонаря).
Направим луч отвесно на доску так, чтобы освещенная поверхность, представляла собой круг.
С того же расстояния направим луч фонаря под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг.
Учитель. Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему? А теперь давайте проследим, как движется солнце по небосклону в течение дня.
Учитель прикрепляет на доску три изображения Солнца в разном положении над горизонтом в течение дня. И демонстрирует изменение угла падения солнечных лучей в зависимости от времени суток.
Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод. От чего же зависит изменение температуры воздуха? (температура воздуха в течение дня изменяется в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей).
Изменение температуры в зависимости от географической широты.
Учитель. Мы успешно преодолели первую ступеньку знаний, давайте теперь решим вторую проблему. Но при одинаковом нагревании Земли поверхность океана и суши нагревается по разному. Днем температура воздуха над океаном холоднее, чем над сушей, а ночью наоборот теплее. Почему?
Учитель. Температуру воздуха измеряют с помощью термометра (демонстрация термометра). Почему термометр нельзя устанавливать на солнце? Термометр установленный на солнцепеке будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени. Наиболее точные температурные данные получают на метеорологических станциях, температуру наблюдают на высоте два метра от земной поверхности в специальной будке. В неё легко проникает воздух, а солнечные лучи не попадают. (рисунок будки)
- Ребята, а кто изобрел термометр? ( Шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году) Учитель. Итак, проблемы нами решены, но у меня возник вопрос. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим термометр и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.
Учитель. Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 00 расположены деления с положительной температурой, а ниже 00 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой. Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.
Запись определения понятия суточная амплитуда температуры воздуха в тетрадь.
Время
Температура воздуха
6 часов
– 80 С
10 часов
– 70 С
14 часов
+10 С
18 часов
00
22 часа
– 40
Учитель. Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометра:
Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха
Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;
От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха. Запись решения учащимися в тетрадь.
+10С – (–80С) = 90С.
Группа №1
Время
Температура воздуха
6 часов
–100С.
10 часов
–80С.
13 часов
–60С.
19 часов
–70С
V. Работа в группах. Каждая группа учащихся получает задание определить суточную амплитуду температуры воздуха по предложенным температурным
Группа №2
Время
Температура воздуха
6 часов
– 10С.
10 часов
00С.
13 часов
+ 30С.
19 часов
+ 10С.
Группа №4
Время
Температура воздуха
6 часов
– 40С.
10 часов
– 10С.
13 часов
+ 10С.
19 часов
00С.
Группа №3
Время
Температура воздуха
6 часов
– 50С.
10 часов
– 20С.
13 часов
00С.
19 часов
– 30С.
Учитель. Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.
Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха
Время
Температура воздуха
6 часов
– 80 С
10 часов
– 70 С
14 часов
+10 С
18 часов
00
22 часа
– 40
Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
Сложите все положительные показатели температуры воздуха;
Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.
Запись решения учащимися в тетрадь – 80С + (– 70С) + (– 40С) = – 190С.
Учитель. Округлим наши подсчеты и получим в ответе: среднесуточная температура воздуха равна – 40С. Пользуясь имеющимися у вас температурными показателями, определите среднесуточную температуру воздуха.
Справочно-информационный материал
Некоторые сведения о температуре
Максимальная среднегодовая температура (+34,4° С) зарегистрирована в 1960 г. в Данлоле (Эфиопия).
Минимальная среднегодовая температура (-57,8° С) зарегистрирована в 1958 г. на полюсе Недоступности (Антарктида).
Среднегодовая температура на Земле +14° С (в приземном слое).
Самое холодное постоянно обитаемое место на Земле (-68° С) — Оймякон (Россия).
Максимальные температуры
Место
Температура
Дата
Эль-Азизия (Ливия)
Долина Смерти (Калифорния, США)
Маммот-Танк (Калифорния, США)
Эйсмот (Калифорния, США)
Уаргла (Алжир)
+57,8
+56,7
+54,4
+54,4
+53,0
13.09.1922
10.07.1913
17.08.1885
17.08.1885
27.08.1884
Минимальные температуры
Место
Температура
Дата
Станция “Восток” (Антарктида)
“
“
“
Станция Советская (Антарктида)
-89,4
-89,2
-88,3
-87,4
-86,7
18.08.1997
21.07.1983
24.08.1960
25.08.1958
09.08.1958
(ГИА листы)
Практическая работа
Суточный ход температуры
Постройте график суточной температуры воздуха в июле для Уфы по следующим данным:
Часы
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
22
23
t возд, 0С
14
13
13
16
19
21
22
23
22
20
17
16
14
Постройте график суточной температуры воздуха в январе для Уфы по следующим данным:
Часы
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
22
23
t возд, 0С
-10
-10
-11
-11
-11
-10
-9
-9
-10
-10
-10
-10
-10
VI. Закрепление полученных знаний.
Итак, синквейн - это 5 строк:
Название, ключевое слово;
Два прилагательных, относящихся к определяемому слову;
Три глагола;
Фраза, несущая определенный смысл;
Резюме, одно слово.
Каждая группа получает лист с вопросами теста, отвечая на который разгадывает зашифрованное слово.
Вопросы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
А) – 470С; Б) – 20С; В) + 150С.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
Сут. амп. темп-ры возд. равна:
А) 110С. Б) 40С. В) 50С. Г) 70С.
Определите среднесут. темп. возд.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
О) + 50С. П) + 150С. Р) + 30С
Ответы
Б
Р
А
В
О
Результаты ответов каждой группы (листы с ответами) учитель вывешивает на доску.
V. Рефлексия. Учитель. Давайте подведем итог урока. Ответьте на вопросы:
Что вы сегодня на уроке узнали новое?
Чему научились?
VII. Выставление оценок
Объявление домашнего задания:
Параграф “Температура воздуха”
Ответьте на вопрос: почему у Незнайки на носу выросла большая сосулька, когда он поднимался вверх на воздушном шаре.
Вопросы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
А) – 470С; Б) – 20С; В) + 150С.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
Сут. амп. темп-ры возд. равна:
А) 110С. Б) 40С. В) 50С. Г) 70С.
Определите среднесут. темп. возд.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
О) + 50С. П) + 150С. Р) + 30С
Вопросы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
А) – 470С; Б) – 20С; В) + 150С.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
Сут. амп. темп-ры возд. равна:
А) 110С. Б) 40С. В) 50С. Г) 70С.
Определите среднесут. темп. возд.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
О) + 50С. П) + 150С. Р) + 30С
Ответы
Вопросы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
А) – 470С; Б) – 20С; В) + 150С.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
Сут. амп. темп-ры возд. равна:
А) 110С. Б) 40С. В) 50С. Г) 70С.
Определите среднесут. темп. возд.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
О) + 50С. П) + 150С. Р) + 30С
Ответы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
А) – 470С; Б) – 20С; В) + 150С.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
Сут. амп. темп-ры возд. равна:
А) 110С. Б) 40С. В) 50С. Г) 70С.
Определите среднесут. темп. возд.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
О) + 50С. П) + 150С. Р) + 30С
Вопросы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
А) – 470С; Б) – 20С; В) + 150С.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
Сут. амп. темп-ры возд. равна:
А) 110С. Б) 40С. В) 50С. Г) 70С.
Определите среднесут. темп. возд.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
О) + 50С. П) + 150С. Р) + 30С
Ответы
Вопросы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
А) – 470С; Б) – 20С; В) + 150С.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
Сут. амп. темп-ры возд. равна:
А) 110С. Б) 40С. В) 50С. Г) 70С.
Определите среднесут. темп. возд.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
О) + 50С. П) + 150С. Р) + 30С
Ответы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
А) – 470С; Б) – 20С; В) + 150С.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
Сут. амп. темп-ры возд. равна:
А) 110С. Б) 40С. В) 50С. Г) 70С.
Определите среднесут. темп. возд.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
О) + 50С. П) + 150С. Р) + 30С
Вопросы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая:
А) – 470С; Б) – 20С; В) + 150С.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
Сут. амп. темп-ры возд. равна:
А) 110С. Б) 40С. В) 50С. Г) 70С.
Определите среднесут. темп. возд.
7ч. +30С. 13ч. +40С. 19ч. + 80С.
О) + 50С. П) + 150С. Р) + 30С
Ответы
Вопросы
На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:
А) 3м. Б) 2м. В) 5м.
Ночью температура воздуха над поверхностью моря:
Р) теплее; С) холоднее; Т) такая же, как и над сушей.
Какая из приведенных значений температуры самая низкая: