kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте урока использованы региональный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"»


Урок географии в 6 классе

Учитель географии: Петрова Галина Евсеевна

Тема урока: Температура воздуха

Цели урока: Продолжить формирование у школьников понятия и знания свойств атмосферы на основе изучения температуры воздуха и установления причинно-следственных связей.

Задачи:

  • Образовательные:

    • формировать знания о суточном ходе температуры воздуха в умеренных широтах в июле и в январе на примере суточного хода температуры воздуха своего населённого пункта и амплитуды температур.

    • формировать у школьников умение анализировать годовой ход температуры воздуха, строить график температуры, определять её амплитуду.

    • закрепить у школьников представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение года.

    • закрепить у школьников умение находить среднее арифметическое чисел, действия с отрицательными и положительными числами.

  • Развивающие:

    • научить учащихся определять среднесуточную, среднегодовую, среднемесячную температуру воздуха, амплитуду температур за сутки и год, используя знания по математике.

    • развить умение построения графиков годового хода и суточного хода температуры воздуха.

  • Воспитательные:

    • воспитывать у учащихся привычки трудиться в каждую минуту учебного времени, рационально использовать время урока, умения работать в коллективе, группе, паре.

Методы и приёмы обучения: частично-поисковый, рассказ с элементами постановки проблемных вопросов, работа в парах постоянного состава, информационные и коммуникативные технологии.

Наглядность, ТСО: уличный термометр, водный и почвенный термометр, комнатный термометр, градусник, демонстрационный термометр, физическая карта полушарий, карточки с заданиями, презентация урока.









ХОД УРОКА



1. Организационный момент урока. Знакомство с обучающимися.

Задача: Подготовка учащихся к работе на уроке.


2. Подготовка к основному этапу. Целеполагание

Задача: Актуализировать опорные знания, умения, обеспечить мотивацию и принятие цели урока.

Перед учащимися ставится проблема в виде загадки. (Мотивация учащихся).

Загадка:

Она бывает низкой,
Бывает и высокой,
Нормальною бывает,
А так же нулевой.
Её мы замечаем
И в школе изучаем,
И даже измеряем,
Когда кто-то больной.
Ей занимался Цельсий,
И Кельвин применял не раз.
Ну! Кто своей догадкой
Порадует всех нас?

Учитель: Правильно! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о температуре.

И за время урока поднимемся по лестнице знаний, решая следующие проблемы: (Слайд)













Учитель. Также научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

II. Запись темы урока в тетрадь.

Учитель. Какую оболочку Земли мы начали изучать? (Атмосферу).

Учитель. Что такое атмосфера? (Газообразная или воздушная оболочка Земли).

1. Изменение температуры с высотой. А)(слайд); Б) рисунок по учебнику.

2. Изменение температуры во времени. Учитель. Итак, решаем первую проблему.
Наблюдая за температурой и проводя ее измерения, люди заметили, что в течение дня температура воздуха меняется. Утром довольно холодно. К полудню воздух прогревается лучше, самая высокая температура воздуха после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом Солнца. Почему в течение дня температура воздуха меняется?

Заслушиваются мнения учащихся.

III. Демонстрация опыта

Давайте попробуем разобраться в этом с помощью обычного фонаря. Представьте, что доска – это земная поверхность, на которую падают солнечные лучи (в данном случае лучи от фонаря).

  1. Направим луч отвесно на доску так, чтобы освещенная поверхность, представляла собой круг.

  2. С того же расстояния направим луч фонаря под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг.

Учитель.  Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему? А теперь давайте проследим, как движется солнце по небосклону в течение дня.

Учитель прикрепляет на доску три изображения Солнца в разном положении над горизонтом в течение дня. И демонстрирует изменение угла падения солнечных лучей в зависимости от времени суток.

Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод. От чего же зависит изменение температуры воздуха? (температура воздуха в течение дня изменяется в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей).

  1. Изменение температуры в зависимости от географической широты.

  2. Учитель. Мы успешно преодолели первую ступеньку знаний, давайте теперь решим вторую проблему. Но при одинаковом нагревании Земли поверхность океана и суши нагревается по разному. Днем температура воздуха над океаном холоднее, чем над сушей, а ночью наоборот теплее. Почему?

Учитель. Температуру воздуха измеряют с помощью термометра (демонстрация термометра). Почему термометр нельзя устанавливать на солнце?
Термометр установленный на солнцепеке будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени. Наиболее точные температурные данные получают на метеорологических станциях, температуру наблюдают на высоте два метра от земной поверхности в специальной будке. В неё легко проникает воздух, а солнечные лучи не попадают. (рисунок будки)

- Ребята, а кто изобрел термометр?
( Шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году)
Учитель. Итак, проблемы нами решены, но у меня возник вопрос. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим термометр и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

Учитель. Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 00 расположены деления с положительной температурой, а ниже 00 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой. Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Запись определения понятия суточная амплитуда температуры воздуха в тетрадь.

Время

Температура воздуха

6 часов

– 80 С

10 часов

– 70 С

14 часов

+10 С

18 часов

00

22 часа

– 40

Учитель. Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометра:









Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;

  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;

  3. От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха. Запись решения учащимися в тетрадь.

+10С – (–80С) = 90С.

Группа №1

Время

Температура воздуха

6 часов

–100С.

10 часов

–80С.

13 часов

–60С.

19 часов

–70С

V. Работа в группах. Каждая группа учащихся получает задание определить суточную амплитуду температуры воздуха по предложенным температурным

Группа №2

Время

Температура воздуха

6 часов

– 10С.

10 часов

00С.

13 часов

+ 30С.

19 часов

+ 10С.











Группа №4

Время

Температура воздуха

6 часов

– 40С.

10 часов

– 10С.

13 часов

+ 10С.

19 часов

00С.



Группа №3

Время

Температура воздуха

6 часов

– 50С.

10 часов

– 20С.

13 часов

00С.

19 часов

– 30С.





Учитель. Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

  1. Время

    Температура воздуха

    6 часов

    – 80 С

    10 часов

    – 70 С

    14 часов

    +10 С

    18 часов

    00

    22 часа

    – 40

    Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;

  2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;

  3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;

  4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Запись решения учащимися в тетрадь – 80С + (– 70С) + (– 40С) = – 190С.

0 + 10С = + 10С. – 190С + 10С = – 180С. – 180С : 5 = – 3,60С.

Учитель. Округлим наши подсчеты и получим в ответе: среднесуточная температура воздуха равна – 40С. Пользуясь имеющимися у вас температурными показателями, определите среднесуточную температуру воздуха.



Справочно-информационный материал

Некоторые сведения о температуре

Максимальная среднегодовая температура (+34,4° С) зарегистрирована в 1960 г. в Данлоле (Эфиопия).

Минимальная среднегодовая температура (-57,8° С) зарегистрирована в 1958 г. на полюсе Недоступности (Антарктида).

Среднегодовая температура на Земле +14° С (в приземном слое).

Самое холодное постоянно обитаемое место на Земле (-68° С) — Оймякон (Россия).

Максимальные температуры

Место

Температура

Дата

Эль-Азизия (Ливия)

Долина Смерти (Калифорния, США)

Маммот-Танк (Калифорния, США)

Эйсмот (Калифорния, США)

Уаргла (Алжир)

+57,8

+56,7

+54,4

+54,4

+53,0

13.09.1922

10.07.1913

17.08.1885

17.08.1885

 27.08.1884

Минимальные температуры

Место

Температура

Дата

Станция “Восток” (Антарктида)

Станция Советская (Антарктида)

-89,4

-89,2

-88,3

-87,4

-86,7

18.08.1997

21.07.1983

24.08.1960

25.08.1958

09.08.1958





(ГИА листы)

Практическая работа

Суточный ход температуры

  1. Постройте график суточной температуры воздуха в июле для Уфы по следующим данным:

Часы

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

23

t возд, 0С

14

13

13

16

19

21

22

23

22

20

17

16

14





  1. Постройте график суточной температуры воздуха в январе для Уфы по следующим данным:

Часы

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

23

t возд, 0С

-10

-10

-11

-11

-11

-10

-9

-9

-10

-10

-10

-10

-10



VI. Закрепление полученных знаний.


Итак, синквейн - это 5 строк:

  1. Название, ключевое слово;

  2. Два прилагательных, относящихся к определяемому слову;

  3. Три глагола;

  4. Фраза, несущая определенный смысл;

  5. Резюме, одно слово.

Каждая группа получает лист с вопросами теста, отвечая на который разгадывает зашифрованное слово.

Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы

Б

Р

А

В

О

Результаты ответов каждой группы (листы с ответами) учитель вывешивает на доску.

V. Рефлексия. Учитель. Давайте подведем итог урока. Ответьте на вопросы:

  • Что вы сегодня на уроке узнали новое?

  • Чему научились?

VII. Выставление оценок

Объявление домашнего задания:

  • Параграф “Температура воздуха”

  • Ответьте на вопрос: почему у Незнайки на носу выросла большая сосулька, когда он поднимался вверх на воздушном шаре.






























Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С







Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы






Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы



На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С







Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы






Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы





На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С







Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы






Вопросы

На метеорологической станции темп. возд. измеряют от поверх-ти земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Сут. амп. темп-ры возд. равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесут. темп. возд.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока географии в 6 классе по теме "Температура воздуха"

Автор: Петрова Галина Евсеевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Температура воздуха" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-tiempieratura-vozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "155224"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421252112"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок географии "Атмосферное давление" (интегрирован с физикой)"
    ["seo_title"] => string(61) "urokghieoghrafiiatmosfiernoiedavlieniieintieghrirovansfizikoi"
    ["file_id"] => string(6) "261512"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449150774"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока географии для 6 класса на тему: "Что день грядущий нам готовит" (Погода),   с презентацией к уроку "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-dlia-6-klassa-na-tiemu-chto-dien-ghriadushchii-nam-ghotovit-poghoda-s-priezientatsiiei-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "237620"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444337381"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Зависимость температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом "
    ["seo_title"] => string(67) "zavisimost-tiempieratury-vozdukha-ot-vysoty-solntsa-nad-ghorizontom"
    ["file_id"] => string(6) "134006"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416647260"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-atmosfiernyie-fronty-tsiklony-i-antitsiklony"
    ["file_id"] => string(6) "119815"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413535116"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства