ПЛАН – КОНСПЕКТ урока географии в 6 классе по теме
«Воды суши. Реки».
Цели преподавания: Ознакомиться с информацией по изучаемой теме с помощью учебника, определить ключевые понятия, синтезировать информацию, соединяя различные источники информации – текст учебника, географическую карту, используя субъектный опыт; оценивать; применять полученные в ходе исследования знания.
Цели обучения: определить понятие: река, расширить знания о частях реки, научиться показывать крупные реки по карте.
Критерии успешности:
ЗНАТЬ: что такое река, части реки, какие бывают реки
УМЕТЬ: определять правые и левые притоки реки, показывать по карте пять крупных рек на разных материках
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой. Дети встают в круг. Учитель произносит фразу, после которой согласные с ней учащиеся делают шаг вперед.
-Солнце светит на того, у кого сегодня хорошее настроение. Солнце светит на того, кто сегодня бы хотел работать в группе. Солнце светит на того, кто сегодня надеется получить хорошую оценку.
3. Формирование групп с использованием приема "Составь картинку" (учащимся выдаются карточки с частью картинки, которую нужно сложить в целое; так формируется группа)
4. Мотивация. Выдача листков с загадками о реках группам:
-Хорошо, что у меня
Очень синяя вода
И меня никто на свете
Не догонит никогда
-Широка и глубока
И вода ее чиста
-Течет – течет, не вытечет
Бежит – бежит, не выбежит
-Не конь, а бежит
Не лес, а шумит
-Между гор, между дол
Бежит белый конь
Формулировка темы урока. Запись темы урока в тетрадь.
5. Целеполагание. Выработка в группах учащимися критериев успешности.
Запись выполняет «секретарь». Озвучивание критериев. Демонстрация критериев, выработанных учителем. Согласование критериев.
Выдача листов самооценивания с критериями.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ учени__ 6 класса ________________________ (Приложение 1)
Критерии успешности | Средний уровень + | Хороший уровень ++ | Высокий уровень +++ |
Я знаю, что такое река | | | |
Я знаю части реки | | | |
Я знаю, какие бывают реки | | | |
Я умею определять правые и левые притоки реки | | | |
Я могу показать по карте 5 крупных рек | | | |
6. Актуализация и обобщение знаний учащихся по изучаемой теме.
Демонстрация презентации.
7. Работа в группах.
1) Задание 1. С помощью имеющихся знаний о реках, текста учебника и географической карты осуществите отбор информации и представьте ее на постере.
2) Формативное взаимооценивание (стратегии «Карусель», «Плюс - минус - интересно»). Работы передаются другим группам. Учащиеся дают оценку выполненным заданиям с помощью знаков «+» (согласие), "-" (несогласие), "!" (интересные сведения). Отмечают эти знаки на постерах, выполненных другими группами.
3) Задание 2. Установить соответствие между понятием и его формулировкой
(Приложение 2).
4) Задание 3. Определите, на каких материках находятся реки (Приложение 3).
7. Самооценивание по критериям успешности
9. Закрепление. Стратегия «Горячий стул». Ученик по желанию выходит к доске. Садится на стул. Учащиеся задают ему вопросы по теме от лица:
- учителя географии
- ученого – гидролога
- Президента Казахстана
10. Итоговая рефлексия. Комментарии учащихся по проделанной работе.
Использование приема "Химс" (Х - что хорошо усвоено на уроке, что особенно понравилось; И - интересный факт; М - что мешало на уроке; С - что возьму с собой.)
11. Домашнее задание. §44 прочитать, выполнить задание на выбор:
-составить рассказ об одной из рек
- нанести крупные реки на контурную карту
- выполнить кроссворд по теме «Реки».
Приложение 1.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ учени__ 6 класса ______________________________
Критерии успешности | Средний уровень + | Хороший уровень ++ | Высокий уровень +++ |
Я знаю, что такое река | | | |
Я знаю части реки | | | |
Я знаю, какие бывают реки | | | |
Я умею определять правые и левые притоки реки | | | |
Я могу показать по карте 5 крупных рек | | | |
Приложение 2.
Установите соответствие:
1. Постоянный водный поток а) исток
2. Место начала реки б) устье
3. Место впадения реки в
другую реку (озеро, море, океан) в) река
4. Углубление, по которому
постоянно течет река г)правый приток
5. Река со всеми притоками д) левый приток
6.Участок земной поверхности,
с которого вода стекает в реку,
и ее притоки е)водораздел
7.Граница между бассейнами рек ж) русло
8. Река, впадающая в другую реку з) бассейн реки
справа по направлению течения
реки
9. Река, впадающая в другую и)речная система
реку слева по направлению
течения реки
Приложение 3.
На каких материках находятся реки:
Амазонка - __________________
Миссисипи - _________________
Нил - _______________
Волга - __________________
Муррей - _________________