Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии по теме "Температура воздуха"»
Урок географии 6 класс
Тема: "Температура воздуха"
Ход урока
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Любовь Николаевна, я учитель географии средней школы №55. Мне очень приятно и интересно будет с вами поработать.
2 . Проверка домашнего задания.
- Подскажите, пожалуйста, мне какую тему вы изучали на прошлом уроке?
- Есть ли какие вопросы у вас по этой теме?
(да? – пожалуйста)
(нет?) – А у меня к вам есть. Давайте посмотрим на слайд.
«Кодовое слово» (на слайде №2, 3)
Атмосфера (воздушная оболочка Земли)
Воздух (смесь газов)
Тропосфера (нижний слой атмосферы)
Озоновый слой (защитный слой)
Метеоролог (учёный, изучающий свойства атмосферы, погоду)
Стратосфера (слой атмосферы, находится после тропосферы, характеризуется сильными ветрами)
«Что за цифра?»
2000км – 3000км (толщина атмосферы, верхняя граница атмосферы)
78% (азот)
21% (кислород)
1% (прочие газы)
6°С (понижение t на каждый км)
Учитель:
- Самый нижний слой атмосферы?
- А самый плотный и влажный? (тропосфера)
От чего зависит приток солнечной радиации в течение суток? (отпродолжительности светлого и тёмного времени суток)
Т.е. чем короче ночь и длиннее день, тем что? (больше тепла)
А если длиннее ночь и короче день, тем что? (меньше поступает тепла)
Следовательно приток солнечной радиации зависит от…. Высоты Солнца и продолжительности освещённости. (слайд №4)
- Это две главные причины различий в нагревании земной поверхности, а значит и в различии t° воздуха.
Молодцы!
Изучение нового материала.
(на слайде №5) Внимание вопрос!
Почему в разные годы в одном и том же месте температура воздуха, например в новогоднюю ночь, различается?
(дети говорят свои варианты ответов, учитель кратко записывает их на доске)
Учитель:
- В конце урока мы вернёмся к этому вопросу.
О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (о температуре и почему она разная)
Откройте тетради и запишите тему урока.
Температура воздуха. (слайд 6)
Учитель:
- Температура – один из главных показателей состояния атмосферы.
- С помощью какого прибора фиксируются изменения t? (термометра) (слайд №7)
От греч. «Терме» - тепло
«метрон» - мера
Термометр - это прибор для измерения температуры воздуха.(записать в тетради)
Учитель:
- Термометр изобрёл шведский физик и астроном Андерс Цельсий в 1742 году.
-Из каких частей состоит термометр? (слайд №8)
(Термометр представляет капиллярную трубку, припаянную к резервуару, наполненную жидкостью: ртуть, спирт. Капиллярная трубка прикреплена к планке, на которой нанесена шкала термометра)
Учитель:
- У многих людей есть уличные термометры. Представьте, что на одной улице у одного человека термометр показывает + 20°С, а у другого +18°С. Почему? (у одного окна выходят на южную сторону, а у второго на северную)
(слайд №9)
- А на метеорологических станциях температуру воздуха измеряют с помощью термометра, установленных в специальных будках на высоте 2 м от земной поверхности. В эту будку легко проникает воздух, но солнечные лучи не попадают.
- Можно ли судить о температуре воздуха по показаниям термометра, который установлен под прямыми лучами солнца?
(Нельзя, потому что термометр, находящийся под прямыми лучами солнца, показывает на сколько градусов нагрелся сам прибор.)
Суточный ход температуры.
(слайд №10)
6ч - +5°С
10ч - +7°С
15ч - +10°С
18ч - +8°
21ч - +6°С
Учитель:
- Вы видите показатели термометра одних суток. Скажите. Почему в разное время суток температура разная?
(- Солнце встаёт на востоке, поднимается всё выше и выше, а затем начинает опускаться. Пока не зайдёт за горизонт до следующего утра. Суточное вращение Земли приводит к тому, что угол падения солнечных лучей на поверхности меняется. А значит, меняется и нагрев этой поверхности. В свою очередь и воздух, который нагревается от поверхности Земли, получает в течение дня разное количество тепла.)
Работа с учебником. Стр. 107
Учитель:
- Если в течение суток измерять температуру воздуха через равные промежутки времени, то можно получить график суточного хода температур.
- В какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей?
(Выше всего после полудня, т.к. земная поверхность уже нагрелась и начинает отдавать тепло воздуху. Ниже всего бывает в утренние часы. В это время и земля, и воздух остывают, а солнечных лучей пока нет.)
- Объясните, когда может нарушится правильный суточный ход температуры? (При неожиданном перемещении воздуха, например, летом, при вторжении холодных масс воздуха с Северного ледовитого океана начинается похолодание)
Учитель:
- Какой из графиков соответствует зимнему. А какой летнему ходу температуры? Почему?
- Почему зимой холоднее. Чем летом?
(зимой солнце не так высоко поднимается над горизонтом, ночь длиннее дня, следовательно меньше тепла получает земля.)
- Для того, чтобы можно было сравнить температуру воздуха одних суток с температурой других. Наблюдатели выводят среднесуточные температуры воздуха.
- Как рассчитываются средние величины, среднеарифметическое? (слайд№11)
среднесуточная температура = сумма показателей температур за сутки
Количество показателей температур за сутки
Задача №1. По учебнику стр. 107.
Вычислите среднесуточною температуру первого графика. (учитель помогает). Самостоятельно график №2.
Проверка.
Решение: (-15)+(-20)+(-5)+ (-15) = -13,7° С 10+5+20+10=+11,2°С
4 4
- А как рассчитать среднемесячную температуру воздуха?
(слайд№12)
Среднемесячная температура = сумма среднесуточных температур за месяц
Количество дней месяца
Среднемесячные температуры дают представление о ходе температуры в течение года. Как высчитать среднегодовую температуру?
(слайд №13)
Среднегодовая температура = сумма среднемесячных температур за год
12
Ф/минутка.
Обучение приёму определения амплитуды колебаний температуры воздуха.
Учитель:
- Назовите на первом графике самую высокую, самую низкую температуру.
(-5 ° и -20°).
На втором графике. ((+5°, +20°)
Проверка!
- Итак, в течение суток мы можем зафиксировать наибольшую т наименьшую температуру воздуха. Разница между ними называется амплитудой колебания температуры воздуха за сутки. В переводе означает величина отклонения.
- Попробуем вывести формулу.(слайд №14)
А= Tmax –Tmin (у амплитуды нет знаков «+» и «_»)
Задание №2
Чему равна амплитуда колебания на первом графике, на втором? (15° и 15°)
- амплитуду можно вычислить за неделю, месяц, год.
Задание №3
Работа с графиками на стр. 109. Выполните задание в учебнике.
Проверка. (задание: Определите по графикам годовую амплитуду температуры воздуха для разных широт. Где величина годовой амплитуды наибольшая, а где – наименьшая? Почему?)
Решение: экваториальный – 28°-26°=2°(наименьшая)
Тропический – 32°-16°=16°
Умеренных широт – 18°- (-8°)=26°
Полярный – 4°-(-30°)= 34°(наибольшая)
Практическая работа «Наблюдение за изменением температуры в течениенедели»(работа выполняется по инструкции учителя)
(слайд №15)
Учитель:
-А теперь приступим к выполнению практической работы.(запишите в тетради)
(слайд №16)
Задание: 1. Используя календарь погоды, составьте график хода температуры с 20.09 по 26.09.(в зависимости от времени)
- Запишите, как изменялась температура в течение недели.
(Тетради сдаём.)
Закрепление. Вернёмся к нашему проблемному вопросу.
(слайд№4).Так почему же в разные годы в одном и том же месте температура воздуха различается? (Это зависит от воздушных масс).
- Почему обычно самая высокая дневная температура бывает не в полдень, когда солнце стоит выше всего, а спустя два-три часа после полудня? (сначала нагревается поверхность почвы, а потом уже воздух)
Каким способом можно подсчитать среднемесячную температуру воздуха, среднегодовую?
Урок географии 6 класс. Учебник « Мир Земли» по редакцией В.А. Кошевого, И.В. Душиной, А.А. Лобжанидзе.
Учитель: Пышкина Любовь Николаевна
Тема: Температура воздуха.
Цели:
Образовательные:
Знать: причины изменения температуры воздуха, понятия – среднесуточная температура, среднемесячная, среднегодовая, максимальная и минимальная температура, амплитуда колебаний воздуха