Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии по теме: "Ориентирование"»
Конспект урока по географии
Тема урока: Ориентирование.
Предмет: география
Класс: 5
Цель урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.
Задачи урока: 1. Образовательные:
- познакомить учащихся со способами ориентирования в
пространстве;
- показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
- раскрыть роль компаса как величайшего изобретения
человечества;
2. Развивающие:
- развивать умения работать с компасом; ориентироваться на
местности;
- развивать мышление, воображение, способности к
самостоятельному решению задач;
3. Воспитательные:
- способствовать формированию географической культуры, развитию
умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта
Предметные:знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность,самостоятельно формулироватьтему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: умение извлекать информацию из разных источников,понимать цель чтения; излагатьсодержание прочитанного текста сжато, выборочно, работать с компасом.
коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока.
1. Организационный момент
- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости давайте поприветствуем их и начнём занятие. Проверим всё ли у нас готово к уроку. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.
2. Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Правильно «Стороны горизонта». Перед вами лежат карточки. Одна на парту. Работаем в парах. Подпишите их. Для более продуктивной работы давайте вспомним правила работы в паре. По этой карточке вам нужно определить обратное направление пути. Если вопросов нет приступаем. Время работы 3 мин.
Оцените себя сами. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3». Сдайте их чтобы я могла проставить оценки в журнал.
3. Актуализация знаний.
- Что вы наблюдаете на слайде? Может быть кто-то знает название и автора этой картины?
В.М.Васнецов «Витязь на распутье».
-Что значит на распутье? Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, например если мы заблудились и нужно найти верную дорогу назад. Что же делать? Определить своё местонахождение относительно сторон горизонта и других объектов, т.е. сориентироваться.
-Значит тема нашего урока «Ориентирование».
-Совершенно верно.
2. Новая тема.
Перед изучением темы обращаю внимание учащихся на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»
Дети рассматривают картину.
Рассказ учителя.
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить своё местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?
1. Выяснить какими способами можно ориентироваться в пространстве.
2. Научиться ориентироваться в пространстве.
3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.
Составление Кластера.
ориентирование
Стороны горизонта
помогает не заблудиться
определять ориентиры
находить дорогу
Вспомните, пожалуйста, что такое горизонт.
- Какие основные и промежуточные стороны горизонта вы знаете?
- Откройте учебник на стр. 34. рис.19.
Работа по учебнику.
- Ориентир на восток известен с древности. На востоке восходит Солнце. Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».
Уметь ориентироваться необходимо, чтобы правильно определять своё местоположение в пространстве.
-Кто знает что это такое?
Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта.
Об истории создания компаса вам расскажет Петрова Даша.
Компас
История компаса начинается в Китае. В III веке до н.э. компас, который назывался сынань, что означает "ведающий югом” имел вид разливательной ложки из магнетита.
В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.
В середине XIV века итальянцы придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга. Затем они усовершенствовали компас, разделив бумажный круг на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан.
Откройте учебник, на стр. 81и прочитайте «Как работать с компасом».
Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.
Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки.
В этом положении стрелка компаса показывает направление север – юг.
В группах выполняют практическую работу на карточках.
Устанавите компас по направлению север – юг.
Пользуясь компасом определите:
В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса;
А теперь рывки руками: Раз, два, три, четыре, Открывайте руки шире.
Повороты начинайте. Ориентир не забывайте! Два на запад – на восток. Можем сделать раз по сто! Не ленитесь, повторяйте, Время даром не теряйте!
Все тихо сели на свои места.
-Но не всегда есть компас под рукой. Как ориентироваться по Солнцу читает первый вариант.
-Как ориентироваться по звёздам читает второй вариант.
-Итак, кто готов рассказать нам об этих способах ориентирования.
Все слушают выступления двух ученико с разных вариантов.
Вот у меня Солнце, вешаю его на дверь второй – ориентирующийся.
Как нужно встать по отношению к Солнцу, чтобы определить стороны света? Встаньте пожалуйста и определите стороны горизонта.
У нас остался ещё один способ ориентирования по местным признакам. Каждая пара получает карточку с рисунком по которому нужно определить как ориентироваться по данному признаку и через 3 мин. несколькими фразами рассказать классу.
Во время выступления детей высвечиваются слайды.
4. Рефлексия.
Вопросы:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Чему вы научились на уроке?
-Все ли цели урока мы выполнили?
Для рефлексии дети берут по смайлику.
Красный – мне все было понятно и комфортно на уроке.
Синий – мне было не комфортно, я ничего не понял на уроке.
5. Домашнее задание.
Запись домашнего задания в дневники.
1. Изучить параграф
2. Выполнить задания в тетради.
Выставляем оценки за урок (учащемуся, подготовившему сообщение о компасе, учащимся определявшим азимут в классе)