Конспект урока по теме "Ориентирование" разработан по программе: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 9 классы. - Москва, Просвещение, 2008.
Учебник: Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2010.
Тип урока: изучение нового материала
Урок сопровождается мультимедийной презентацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 – 9 классы.
- Москва, Просвещение, 2008.
Учебник: Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2010.
Название урока: «Ориентирование»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные – сформировать умение работать с компасом; выяснить для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве; показать значимость умений ориентироваться в пространстве.
Развивающие – развивать логическое мышление на основе наблюдений в окружающей среде.
Воспитательные – раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.
Ведущие понятия урока: ориентирование, азимут, компас, стороны горизонта.
Ход урока
Организационный этап.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка готовности к уроку, создание доброжелательной атмосферы.
Изучение нового материала.
Перед изучением темы «Ориентирование» учитель обращает внимание учащихся на картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье» (слайд №1).
- У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Ориентирование» (слайд №2).
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).
- Что мы узнаем на уроке? (слайд №3)
Что такое ориентирование.
Для чего и как можно ориентироваться в пространстве.
Научимся работать с компасом.
Научимся определять азимут.
- В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. Так что же такое «ориентирование»?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов)
- Ориентирование - это умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов. (Слайд №4)
Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и произошло слово «ориентирование». Как вы думаете, почему в древности именно «восток» был основным ориентиром?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов)
- Ребята, важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта. В настоящее время главным ориентиром является направление на север. Давайте вместе со мной начертим направления сторон горизонта. (Слайд №5)
(Учащиеся в тетрадях чертят направления сторон горизонта: основные и промежуточные)
- Потренируемся определять стороны горизонта по рис 23 на странице 37 в учебнике. Определение направления движения лодочек.
(Дети работают с рис 23 в учебнике)
- Умение ориентироваться в пространстве — одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. (Слайд №6)
- Существует специальный прибор для определения сторон горизонта. Кто знает, как он называется?
(Компас)
- Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта. (Слайд №6)
Компас был изобретён в Китае около 4000 лет назад. Спустя 1000 лет компас попал в Европу.
- Посмотрите, как выглядели первые компасы. (Слайд №7)
- У вас на парте лежит компас. Давайте посмотрим, как он устроен (слайд №8) и как с ним работать (слайд №9).
(Под комментарии учителя учащиеся знакомятся с устройством компаса, готовят компас к работе и определяют стороны горизонта. А также тренируются в определении некоторых предметов в классе по сторонам горизонта).
- Что делать, если два или больше предметов расположены на юго-востоке? (Слайд №10)
(Учащиеся пытаются решить проблемный вопрос)
- Азимут - это угол между направлением на север и направлением на предмет по ходу часовой
стрелки. (Слайд №11)
- Азимут можно определять по компасу. (Слайд №12) Определите азимут на мельницу на рис 20, стр 35 в учебнике.
(Учащиеся работают по рис в учебнике)
- Потренируемся определять азимут на предметы в классе.
(Учащиеся определяют азимут на разные предметы в классе, учитель контролирует работу, помогает освоить материал более слабым детям)
- Затем вместе с учащимися учитель обсуждает, как ориентироваться, оказавшись в незнакомой местности днем или ночью, как определять стороны горизонта:
- по Солнцу (слайд №13), по солнцу и часам (Слайд №14), по звездам (слайд №15);
- по местным признакам (слайд №16): по муравейникам (слайд №17), по снежному покрову (слайд №18), по кронам деревьев (слайд №19), по ягодам (слайд №20), по годовым кольцам спиленного дерева (слайд №21), по крестам на крышах церквей (слайд №22), по смоле на деревьях (слайд №23).
В конце урока учитель подводит итоги: - что узнали на уроке? (слайд №24).
- Ориентирование - это умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта.
- Компас - это прибор для нахождения сторон горизонта.
- Азимут - это угол между направлением на север и направлением на предмет по часовой стрелке.
- Ориентироваться можно по компасу, по солнцу, звёздам и местным признакам.
Закрепление изученного материала.
(Дети выбирают вопросы и отвечают. В процессе закрепления учитель одобряет правильные ответы учащихся и ещё раз прорабатывает ошибочные ответы). (Слайд №25)
Вопросы по выбору на слайдах № 25-37:
- тень в полдень показывает на …..
- в 7 ч утра солнце находится на ….
- полярная звезда указывает направление на …
- для ориентирования по солнцу и часам в первую очередь нужно направить на солнце …
- если встать лицом на север, то слева будет….
- в 16 ч дня солнце примерно находится на …
- пологая часть муравейника расположена …
- ягоды быстрее созревают…
- полярная звезда находится …..
- смола на деревьях больше выделяется…
Домашнее задание. (Слайд №38).
- Параграф №6.
- Рубрика «Запомните» – выучить.
- Задания на стр. 37 устно.
Учитель комментирует домашнее задание, работу учащихся на уроке и наиболее активным детям ставит оценки.