1. | Мотивация к деятельности на уроке 1.Обращает внимание уч-ся на карту Крыма 2.Выводит слайд на экран с изображением придорожных камней.см приложен 3.Зачитывает текст : В прошлом ставили путевые указатели на перекрёстках и развилках дорог. В сюжетах мульт-ма «Молодильные яблоки»: «...ехал долго ли, мало ли, подъезжает к горе... На горе стоит столб, на столбе подписано три дороги: по одной дороге ехать — сам сыт будешь, конь голоден; по другой... — конь сыт, сам голоден; по третьей... — самого убьют» Это сообщение выглядит вполне правдивым, если посмотреть на него с точки зрения реалий первого тысячелетия н.э. В Крыму есть посёлок, до недавнего времени называвшийся Никита (ныне — Ботаническое, там, где знаменитый сад В «Крымском сборнике. О древностях Южного берега Крыма и гор Таврических» 1837 года выпуска историк П. Кеппен сообщает: «Выше Никиты расположено плато ... Никитская Яйла, ... на Яйле, при дороге из Никиты в Бююк Ёзёнбаш, есть урочище, называемое Грамата, или по-татарски: Язлы Таш, т.е. камень с надписью». О. Н. Трубачёв ( этнограф) посетил в 1977 году территорию Ялтинского лесничества и урочище Грамата и убедился лично в том, что надписи больше нет. «Но она определённо существовала, потому что мне точно показали на Грамате ... отдалённо напоминающий стелу, но совершенно выщербленный камень-песчаник, на котором прежнее поколение лесников ещё помнило непонятную надпись... Здешние места действительно были опасными, и это подтверждается анналами и данными археологии. Существует запись о том, что в I веке н.э. римский корабль с военным контингентом потерпел крушение на подступах к Южному Крыму. С других кораблей заметили, что люди спаслись, добрались до берега, но больше их никто не видел. Иллюстрации. http://www.perunica.ru/etnos/6168-geograficheskaya-lokalizaciya-skazochnyh-obektov-glavy-11-i-12-poslednyaya.html 4.Задаёт вопросы: Зачем ставили камни-указатели? Почему потерпевшие кораблекрушение не спаслись? Как правильно найти дорогу дальше? Что необходимо знать и уметь, чтобы не ошибиться? Подводит обучающихся к формулировке темы урока. | 1.Обучающиеся слушают текст 2. Отвечают на вопросы учителя. 3.В ходе ответов на вопросы приходят к фрмулированию темы урока: для того, чтобы двигаться в нужном направлении, необходимо его знать, т.е.определить , соориентировться . 1.- Отвечают на вопросы 2-Формулируют тему урока «Ориентирование» | 1Мотивация на обучение через разрешение проблемной ситуации 2Проявление готовности к саморазвитию Решение проблемного вопроса: Как правильно выбрать правильное направление движения для достижения поставленной цели. Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Формирование умения давать характеристики географическим понятиям | 1.Фрмирование умения ставить учебные цели 2 Форм-ие умения работать с различными источниками информации 3 Получение инфомации через смысдловую обработку услышанн 4 Умение анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. |
2. | Актуализация знаний. Вспоминаем, то что мы уже знаем из начальной школы 1.Как называется прибор , помогающий найти нужное направление, сориентироваться ? | 1 Отвечают на вопрос( компас, навигатор) | Готовность к самообразованию | Первичный навык использования географических знаний, как | |
3 4 5 6 | Выявление места и причин затруднения . 1 Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление на ваш дом или оставленную у дороги машину? 3.Какие у вас будут гипотезы? Построение проекта выхода из затруднения 1Если встать лицом к югу, где будет восток, а где запад? 2Прочитайте текст «Ориентирование» и составьте план действий по ориентированию на местности. Реализация построенного проекта Огрганизация работы по группам А,Б,В. группаА)Стороны горизонта. Задание: Определите, в чём разница между понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Как и где показано направление на карте или плане Выполните задания по тексту на с. 52. Группа Б) Компас. Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта. группаВ) Азимут. Задание: Что называют азимутом? Как определить азимут на предмет? Выполните задание по тексту на с. 54. Первичное закрепление знаний Какие способы ориентирования на местности вам известны? Заполните схему «Ориентирование». | 2Осознают, что имеющихся знаний не достаточно их нужно «добыть» 3 Делают вывод с компасом надо уметь работать. 1 Отвечают на вопрос. 2Читают параграф 9 3 Составляют план действий 1) Определение сторон горизонта. 2) Определение азимута. 3) Выбор маршрута движения. А.Выполнение задания по тексту на с. 52. Б-Работают по тексту -Определяют по компасу стороны горизонта. группаВ) отвечают на вопросы Выполняют задание по тексту на с. 54. Читают текст учебника, составляют схему. ( 6 способов ориентирования) | Формирование научного мировоззрения -Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами; -Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками с учителем в процессе образовательной деятельности Получение умения адекватного поведения с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности | основы географического мышления Формирование умения определять азимут, работы с компасом, стороны горизонта как необходимых умений для обеспечения собственной безопасности при нахождении в природе, незнакомом месте. Формирование умения определять стороны горизонта на местности. Формирование умения ориентироваться в разных условиях( ночь, полдень, зима и т.п.) | Выбор эффективного способа решения учебных познавательных задач Формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Применять, получать информацию в русле смыслового прочтения текста; работать в группе по решению общих учебных задач. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Решение творческой задачи: Направление (Н) – СВ, расстояние (Р) = 300 м, азимут (А) = ? 2. Н – ЮВ, Р = 300 м, А = ? 3. Н – З, Р = 400 м, А = ? 4. Н – Ю, Р = 500 м, А = ? 5. Н – В, Р = 400 м, А = ? 6. Н – С, Р = 500 м, А = ? | Решают задачи | | Формирования навыка работы определению азимута | Оценивать правильность выполнения учебных задач. |
9 | Рефлексия учебной деятельности Учитель организует обучающихся на завершение работы -Сделайте вывод по уроку -Подведение итогов урока - Домашнее задание § 9. | -Формулируют вывод -Отвечают на вопросы Выведенные на слайд -Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? Записывают домашнее задание в дневниках. | Формирование умения давать оценку собственной деятельности Формирование ответственного отношения к учению | Освоение специфического знания по предмету | Формирование УУД обеспечивающих «умение уиться» |