Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии по теме "Дальний Восток"»
Урок
Тема: Дальневосточный экономический район.
Цели: сформировать знания о составе территории, особенностях экономико-географического
положения, природы, о природных ресурсах, экономических возможностях и социальном развитии,
проблемах и перспективах развития Дальнего Востока; продолжить формировать умения
анализировать тематические карты, диаграммы, таблицы учебника и составлять комплексную
характеристику района, формировать выводы.
Оборудование: физическая и экономическая карты Дальневосточного района,
стенд « Заповедные земли Дальнего Востока», информационный стенд о районе.
Ход урока.
Сегодня мы отправляемся на край земли русской - на Дальний Восток и открываем для себя Дальневосточный экономический район. Это интереснейший регион. Каким он представляется вам?
УЭ - О - определение цели урока; первые представления о районе « Самый, самый...» (учащиеся работают с картами и информационным стендом). Дальневосточный экономический район:
самый большой по площади (6,2 млн. км2 - 36 % площади страны),
самый малонаселенный (7,3 млн. чел. - 5% населения страны),
самая низкая плотность населения (менее 1 чел. На 1 км, только на юге - от 1 до 10 чел.),
самая большая береговая линия,
самый обширный, открытый выход к Северному Ледовитому и Тихому океанам,
самый уникальный в природном отношении,
самый удаленный от Центра - от Москвы до Владивостока 9300км.
Но такое расстояние оказалось под силу русским землепроходцам, открывшим Дальний Восток.
УЭ - 1 - перелистаем страницы истории и вспомним имена великих путешественников,
золотыми буквами написанные на карте России. Сообщение учащегося.
В 1639 г. томский казак Иван Юрьевич Москвитин с группой служивых людей первым из европейцев вышел на Тихоокеанское побережье, составил описание берега Охотского моря протяженностью 1200 км.
В 1648 г. Семён Иванович Дежнёв, проплыв от устья Колымы в Тихий океан, открыл мыс, впоследствии названный его именем.
В 1643 - 46 г. Василий Данилович Поярков руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн Амура и достигла его устья.
В 1649 - 53 г. Ерофей Павлович Хабаров совершил ряд походов в Приамурье, составил « Чертеж реке Амуру».
В 1696 - 99 г. сибирский казак Владимир Васильевич Атласов совершил походы на Камчатку, дал первые описания природы и населения полуострова.
В 1737-41 г. Степан Петрович Крашенинников работал на Камчатке и составил « Описание земли Камчатки».
Дмитрий и Харитон Лаптевы в составе Второй Камчатской экспедиции ( 1733 - 43 г.) обследовали берега моря, названного в их честь.
Витус Ионассен Беринг руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Его именем названы пролив, море и острова в Тихом океане.
В 1820 - 24 г. Фердинанд Петрович Врангель проводил исследования на северо -востоке Азии; по опросным данным определил положение острова, названного впоследствии его именем.
В 1849 г. Геннадий Иванович Невельский прошел Татарский пролив и установил, что Сахалин является островом.
Свой след в освоении Дальнего Востока оставили: Жан Франсуа Лаперуз в 1787 г. обследовал берега Сахалина и Камчатки; Иван Федорович Крузенштерн - начальник первой русской кругосветной экспедиции - был на Камчатке в 1805 г.; Николай Михайлович Пржевальский свое первое путешествие совершил в Уссурийский край в 1867 - 69 г.; Владимир Клавдиевич Арсеньев описал природу, жизнь и быт населения Дальнего Востока в своих книгах. Именем нашего земляка, рыльского купца, первооткрывателя Аляски Григория Ивановича Шелихова назван залив Охотского моря. Вечным памятником этому неутомимому русскому исследователю Сибири служит горная страна в Якутии, названная его именем. О ком идет речь? Это Иван Дементьевич Черский в 1891 г. выехал в экспедицию из Якутска в район рек Индигирка и Колыма.
Учитель. Каким предстал перед первопроходцами Дальний Восток?
« Если прослушать записанные на пленку звуки Дальнего Востока, то услышишь грохот морского прибоя, бьющего в гранитные его берегов, гомон птичьих колоний - базаров, рев бурого медведя и рев морского льва - сивуча, протяжную песню оленевода и глухие удары бубна на веселом празднике « Хо- ло-ло», лай сторожевых собак и всплеск рыбы в воде. А еще услышишь белую тишину продрогшей зимней тундры или тайги или шепот звезд в темном небе. Но нет, то не звезды шепчутся, а дыхание твое шелестит на морозе». ( Ю. Пшонкин «Амто, Корякия». М. «Детская литература», 1991г.)
Путешественники изучали природу, жизнь коренного населения, способствовали присоединению открытых земель к России. Какие народы живут на Дальнем Востоке? Какие занятия сохранили они с незапамятных времен?
Ученик. Дальний Восток - это родина якутов чукчей, эвенов и эвенков, коряков и ительменов, эскимосов и алеутов, негидальцев, нанайцев, ульчей, ороков, оручей, удэгейцев. С незапамятных времен пасут они оленей, ловят рыбу, охотятся на зверей пушных (красная лиса - огнёвка, соболь, горностай, зайцы, росомаха, выдра, горный сурок тарбаган) и зверей морских (кит, морж, нерпа и другие).
Учитель. Важно сегодня осваивать Дальний Восток, развивать его хозяйство, не причиняя вреда коренным народом и самой природе Севера. Сообщение учащегося.
« А олешки ходят по тундре, щиплют листочки с кустов, траву. Северный олень - умное животное, к природе относится бережно. Олень никогда не объест куст догола. Он сорвет несколько листочков с одной ветки, немного с другой и перейдет к новому, необглоданному кусту, как-будто понимает, что иначе нельзя: объеденный дочиста куст непременно погибнет. Ведь на Севере лето короткое, тепла мало. Если разжечь в тундре костер, то кострище - черный след от костра - только через десятки лет зарастет, затянется травой и лишайником. А если летом пройдет по тундре гусеничный трактор, то его след вскоре заполнится водой и она будет многие годы стоять в колее не высыхая. Потому-то оленеводы и говорят: « Тундру легко поранить, да трудно вылечить». Олени как-будто это понимают. Неплохо бы и людям поучиться у оленеводов и северных оленей бережному отношению к природе».
УЭ - 2 - состав территории Дальневосточного района. Ученик показывает на карте субъекты
РФ, входящие в состав района.
1. Республика Саха - Якутия (г. Якутск)
2.Чукотский автономный округ (г. Анадырь)
Магаданская область (г. Магадан)
Камчатский край (г. Петропавловск - Камчатский)
Хабаровский край (г. Хабаровск)
Амурская область (г. Благовещенск)
Еврейская автономная область (г. Биробиджан)
Приморский край (г. Владивосток)
Сахалинская область (г. Южно- Сахалинск)
УЭ - 3 - население Дальнего Востока. Цель: сформировать знания о населении региона, проблемах его освоения.
Самый малонаселённый, самая низкая плотность населения, многонациональный (русские живут в основном на юге района, где благоприятнее природные условия, много природных ресурсов, проходят железные дороги: Транссибирская магистраль и БАМ).
Задание. Используя текст учебника стр. 328 и таблицу 68 на стр. 329, сделайте вывод об изменении численности населения в Дальневосточном районе.
Ученик. Население Дальнего Востока выросло за годы советской власти в 8 раз. Резко преобладает городское население (76%), создано 50 городов и 280 поселков городского типа. Интенсивность миграций в районе самая высокая в стране, а в наши дни она значительно выросла, но резко изменила свою направленность: значительная часть людей мигрирует из северных районов, особенно с Чукотки, Камчатки, Магаданской области, на юг и на запад. Население в районе в целом и в административных единицах уменьшается, и возникла проблема нехватки трудовых ресурсов. Для ее решения необходимо улучшать условия жизни людей: развивать производство (добывающие и обрабатывающие отрасли), создавать рабочие места, строить новые автомобильные и железные дороги, совершенствовать инфраструктуру (особенно сферу услуг), активнее сотрудничать с зарубежными партнерами.
УЭ - 4 - экономико-географическое положение Дальневосточного района.
УЭ - 5 - своеобразие природы региона. Цель: выявить особенности ЭГП Дальнего Востока и своеобразие его природы, способствующие социально- экономическому развитию и затрудняющие его прогресс.
I вариант выполняет задание по теме « ЭГП Дальнего Востока», II вариант - по теме «Природа Дальнего Востока» и отвечают на вопросы цели УЭ. Работа с рис. 88 стр. 327.
ЭГП Дальнего Востока
1. Дальний Восток омывается . . . и . . . океанами.
На севере моря Северного Ледовитого океана: . . .
На востоке моря Тихого океана : . . .
Граничит на юге со странами: , граница проходит по реке . . .
и ее притоку . . .
Связь Дальнего Востока с центром осуществляется по . . . магистрали, которая находится на . . .
Северная часть Дальнего Востока связана с основной территорией России по . . . и по . . .
Связь между севером и югом осуществляется главным образом по . . .
Природа Дальнего Востока
В рельефе Дальнего Востока преобладают . . . , равнины расположены . . .
Дальний Восток - ... область земной коры, поэтому там бывают ... , на берега обрушиваются разрушительные волны . . . , часты сильные ветры ... , на Камчатке и Курилах есть ... , на Камчатке . . .
Дальний Восток находится в 3- климатических поясах: Зима . . ., лето :
холодное на . . . , теплое на ... .На побережье Тихого океана климат -
Крупные реки:
Природные зоны:
Дальний Восток - это единственный район, имеющий широкий выход в Тихий океан и быстроразвивающийся АТР, со странами которого Россия должна активно развивать политические, экономические, финансовые, культурные отношения.
Не просто складываются наши отношения с Японией. ( Сообщение учащегося).
Сообщение учащегося. Россия - Япония.
Длительную историю имеет становление современной российско-японской границы. В 1855 г. первый русско-японский договор « О торговле и границах» (подписанный во время неудачной для России Крымской войны) признавал о. Сахалин « неразделенным между Россией и Японией», а южную часть Курильских островов (острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и ряд мелких) признавал за Японией. По договору 1875 г. « Об обмене территориями» Россия передавала Японии все Курильские острова в обмен на официальный отказ Японии от ее притязаний на Сахалин, который признавался полностью принадлежащим России. По Портсмутскому мирному договору 1905г., подписанному после неудачной для России русско-японской войны и в условиях начавшейся русской революции, Японии была уступлена южная половина Сахалина (до 50й параллели). Наконец, после окончания войны с Японией в 1945г. к СССР снова отошел Южный Сахалин и на этот раз - все Курилы. Но мирный договор с Японией не подписан, поскольку она оспаривает вхождение в состав СССР, а нынче - России, южной части Курильских островов.
Сообщение учащегося. СЭЗ в районе Находки.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) - это территория, имеющая выгодное ЭГП, с льготным налоговым и таможенным режимом, что делает ее привлекательной для инвестиции иностранных фирм. Здесь возможно создание совместных производств. СЭЗ Находка имеет приморское положение. Это крупный морской порт Японского моря. Находка - незамерзающий порт, через который осуществляются экспортно-импортные поставки грузов из стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Япония, Республика Корея, Китай, Тайвань, Индонезия, Вьетнам, др.). Территория Приморья богата минеральными, лесными, рекреационными ресурсами. Находка, скорее всего, получит развитие портового хозяйства, наукоемких отраслей, туризма. Инвестиции вкладывать будут фирмы Японии, Кореи, Китая.
Сдерживают освоение и развитие территории Дальнего Востока удалённость от Центра, слабое развитие транспорта, а также природные особенности: горный рельеф, вечная мерзлота, суровый климат, полярная ночь, тундра, землетрясения, цунами, тайфуны, вулканизм. О героической профессии вулканолога звучит стихотворение.
Мы вулкана сыны...
Кратер гремит, маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит, как мяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам липиллей град,
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Пепел в глаза и в рот,
Взрывы, как свет зарниц,
Черный, как деготь, пот
Капает с наших лиц.
УЭ - 6 - природные ресурсы Дальнего Востока. Цель: определить природные ресурсы Дальнего Востока и определить его специализацию.
Учащиеся работают с экономической картой, рис. 88 на стр. 327 и текстом учебника, называют богатства района и условными знаками прикрепляют к информационному стенду.
ресурсы морей (рыбные, беспозвоночные, водоросли, морские звери); водные и гидроэнергетические; гидротермальные и геотермальные (Паужетская ЭС).
Назовите природные ресурсы, как ценные и дефицитные, поступающие в Сибирь, Европейскую часть, несмотря на огромные расстояния, и в страны АТР (Рыба, древесина, концентраты цветных металлов).
По рис. 88 стр. 327 определите продукцию, которую Дальний Восток получает из Сибири и Европейской части.(Машины, металлы, нефть, зерно, продукты питания).
Сообщение об алмазах.
В таёжных, диких лесах, в Сибири, в Якутии дальней найдены россыпи драгоценных камней, по твёрдости нет им равных. В 1954 г. в Вилюйской тайге была открыта кимберлитовая трубка «Мир» (кимберлит - зеленовато-голубой камень с вкраплениями драгоценных кристаллов), и возник город Мирный, где по сей день на этом месторождении добывают основную часть алмазов России. Алмаз - самый твёрдый минерал на Земле, по-арабски слово «алмаз» означает твёрдый. Он в 1000 раз тверже кварца, в 150 раз - корунда, который по твёрдости стоит на втором месте. Мелкие и непрозрачные алмазы используют как режущий материал. Алмазными коронками бурят сверхглубокие скважины. Ограненный алмаз - это бриллиант.
Просмотр фрагмента видеофильма « Нерестовые реки» (Сахалин, Курильские острова) о природных богатствах региона.
Задание. Дальний Восток - один из интереснейших рекреационных районов России. Представьте, вы работаете в туристическом бюро. Предложите варианты маршрутов для: а) любителей острых ощущений, б) любителей редких растений и животных, в) любителей комфортабельного отдыха, г) любителей экзотических пейзажей.
Просмотр фрагментов видеофильмов «Уссурийская тайга», «Кроноцкий заповедник», «Камчатка», знакомство с удивительными местами Дальнего Востока и возможностью развития туризма.
Учитель. Сбываются слова М.В. Ломоносова: « Могущество Российское прирастать будет Сибирью», можно добавить ... и Дальним Востоком. Освоение Дальнего Востока шло неуклонно. Земля «несчетных верст и редких дымов» постепенно становилась « землей пробитых в глушь путей». Главное надо помнить: не покорять природу, а соотносить свои действия с ее законами, вписываться в природу, не нарушая равновесия.
УЭ - 7 - специализация хозяйства района. Цель: установить взаимосвязь между ЭГП, природными ресурсами и специализацией Дальнего Востока.
Задание. Определите отрасли специализации Дальнего Востока, особенности размещения их предприятий.
Рассказ о цветной металлургии, лесной промышленности, рыбной промышленности. Называют основные центры этих отраслей, их размещение в местах добычи полезных ископаемых, заготовки древесины, на берегах рек и морей, вдоль железных дорог.
Учитель. Дальний Восток открыт к Тихому океану и странам АТР, поэтому здесь мощный военный флот, сильнее, чем Северный или Черноморский, ведь в Беринговом проливе расстояние между Россией и США - 4 км.
Здесь много предприятий ВПК. Назовите их по рис. 38 стр. 110 учебника, г. Комсомольск-на-Амуре - авиационная и судостроительная отрасли, г. Хабаровск - судостроение, г. Арсеньев - авиационная отрасль, г. Владивосток - судостроение, судоремонт. Сейчас остро стоит проблема конверсии.
УЭ - 8 - проблемы и перспективы развития.
Цель: на основе полученных знаний выявить проблемы Дальнего Востока и наметить пути их решения.
Ученики обсуждают УЭ и делают записи в тетрадь.
Проблемы Дальневосточного района. 1.Неусвоенность, незаселённость севера территории.
2.Удалённость от Центра затрудняет связи с европейской территорией, удорожая перевозки. З.Слабое развитие транспорта. 4.Опасные природные явления. 5.Негативное влияние на природу. 6.Миграции населения с Севера.
Перспективы развития района.
1.Развитие обрабатывающих отраслей.
2.Создание совместных производств с другими странами.
З.Развитие разносторонних отношений со странами АТР.
4.Создание технополисов и СЭЗ.
5.Развитие транспортной сети на суше.
6.Поднятие уровня жизни населения.
7.Экономное освоение природных ресурсов.
Проверка усвоения материала урока проводится с помощью текста. 1.В состав Дальнего Востока входит островная область: а) Чукотская, б) Сахалинская,
в) Курильская, г) Камчатская.
2. Дальний Восток омывается морями Тихого океана: а) Японским, б) Желтым,
в) Охотским, г) Чукотским.
3. В состав Дальнего Востока не входят следующие субъекты РФ: а) Магаданская обл., б) Камчатская обл.,
в) Амурская обл., г) Читинская обл.,
д) Иркутская обл.
4. На территории Дальнего Востока проживают народы, имеющие автономию на территории района:
а) евреи, б) нанайцы,
в) русские, г) карелы.
5. На территории Дальнего Востока (выбери правильные утверждения):
а) преобладает городское население,
б) население многонационально, но преобладают русские,
в) характерен прирост численности населения за счет миграций,
г) плотность населения увеличивается с севера на юг,
д) нет городов - миллионеров.
6. Дальний Восток богат природными ресурсами: а) водными, б) земельными,
в) лесными, г) агроклиматическими,
д) минеральными.
7. На дальнем Востоке единственная АЭС находится на: а) Камчатке, б) о. Сахалин,