Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 9 классе на тему "Дальний Восток" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
г. Печора Республика Коми
учитель: Левина Татьяна Николаевна
План конспект урока географии
Тема: Дальний Восток: Особенности развития. ЭГП, природные ресурсы, население. Класс: 9
Предмет: география
Цель: показать влияние особенностей экономико-географического положения на развитие экономики района. Дидактическая цель урока: создать условия для практикума по теме «Природа и население Дальнего Востока» на основе технологий ИКТ, технологий ИКТ, уровневой дифференциации, элементов проблемного обучения в форме заочного путешествия с ориентацией формирования метапредметных, предметных личностных результатов. Задачи:
1.Повторитьпонятия «ФГП», «ЭГП» района.
2. Вспомнить историю заселения, географические исследования, особенности природы и населения (численность, естественный прирост, миграция, специфика расселения, традиции и культура, качество жизни населения).
3.Находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. 4.Создать условия для развития духовно-нравственного воспитания, по отношению к природе Родины, раскрыть мировоззренческую идею взаимосвязи компонентов природы на примере Дальнего Востока Тип урока. Урок систематизации и обобщение способов деятельности в форме практикума. Формы работы. Урок – заочное путешествие Методы познания: картографический, исторический, практический, проблемный, исследовательский. Оборудование: учебник, атлас, презентации, настенные карты, ЭОР: school-collection. ; fcior. проектор, контурные карты, , атласы, физическая карта России , презентация. Урок первоначального изучения нового материала с использованием ресурсов интернета. Ход урока Оргмомент: 1Вступительное слово учителя..Проверка готовности к уроку школьных принадлежностей. Психологический настрой на урок. 2.Работа в парах. 2.1.Оценка ЭГП района. 2.2.Сообщения учащихся о природных ресурсах района.( краеведческий материал). 2.3.Решение учебно-географической задачи. 2.4.Выводы по уроку, оценка работы учащихся Учитель желает детям быть активными, упорными, целеустремленными в достижении цели. –
-Упорными - Мудрыми - Настойчивыми - Искателями - Целеустремлёнными - Активными - Мыслящими - Интересующимися Учитель: Знакомство с Восточной экономической зоной мы завершаем характеристикой последнего экономического района - это Дальним Востоком .Наша задача дать оценку ЭГП района, но более подробно мы остановимся на оценке природных ресурсов Дальнего Востока. Почему? В конце урока нам предстоит решить учебно-географическую задачу. После оценки ЭГП и природных ресурсов Дальнего Востока, вы должны представить, что являетесь членами комитета по государственной безопасности при президенте РФ. Оценив ресурсный потенциал Дальнего Востока, ответьте на вопрос: возможно ли обособление данного округа. Выводы, свои аргументы по данному вопросу выскажет экспертная комиссия. Итак, перед нами Восточный форпост России. Чаще всего этот округ называют Дальним Востоком, хотя выражение « дальность» и «удалённость», не всегда вызывают положительные эмоции. Для жителя Москвы этот район где-то очень далеко на востоке, но мы также можем сказать, что москвичи живут на дальнем западе. Как вы думаете, логичнее было бы как назвать Дальний Восток? (Тихоокеанский) Работа в парах: С какими географическими объектами связано у вас восприятие Дальнего Востока? Подумайте и запишите принадлежность. (не менее 3 объектов) Работа в парах: Оценка ЭГП района по плану. 1.Положение района. (окраинное, пограничное). Доказать? 2. Состав района. ( Работа с контурной картой . Нанести субъекты в составе района.) Учитель: Вы видите, что помимо материковой части в состав Дальнего Востока входит полуостровная и островная часть . Работа в парах: «Историческая страничка» У вас есть карточки с фамилиями землепроходцев исследовавших Дальний Восток.
1.Кто первым обогнул на парусном судне Чукотку? (Семён Дежнёв).
2.Кто впервые достиг берегов Охотского моря? (Иван Москвитин.)
3.Кто по Амуру вышел к Охотскому морю? (Василий Поярков.)
4. Исследовал Сахалин, открыл Татарский пролив? (Григорий Невельской.) Ученики по очереди прикрепляют карточки к нужным объектам. Учитель: Продолжаем изучать и оценивать ЭГП и ТГП района. Попробуйте самостоятельно дать оценку транспортной системе Дальнего Востока. Учитель: Осваивать столь редко заселённый округ с его экстремальными природными условиями без развитого транспорта невозможно. Юг региона, включая Сахалин, обслуживают: Транссибирская ж.д. магистраль и сооружённая в хх веке - БАМ протяжённостью 3000 т. км. ( работа с атласом и контурной картой). Учитель: Специалисты говорят о необходимости продолжения БАМА до Якутска, а возможно и до Магадана, впоследствии с выходом к портам Тихого океана.
Учитель: Выскажите ваше мнение: Группы № 1,3, 5-положительные стороны такого строительства, группы № 2, 4- отрицательные стороны. Учитель: Дальний Восток имеет огромную по протяжённости береговую линию .Какие виды транспорта можно развивать и использовать в этом районе учитывая особенности географического положения? Выскажите ваше мнение: Группы № 1,3, 5-положительные стороны развития морского транспорта, группы № 2, 4- отрицательные стороны развития морского транспорта. Назовите крупные порты. В бухте Врангеля сооружён крупный глубоководный порт Восточный ( рассчитанный на оживление навигации на Северном морском пути) Учитель: Дальний Восток удалён от Европейской части нашей страны. Какие виды транспорта можно ещё развивать и использовать в этом районе ,чтобы приблизить его к « Большой земле»? (Ответы детей). Авиационный транспорт незаменим. Он сокращает большие расстояния при перевозке пассажиров , почты при оказании срочной медицинской помощи и т.д. Учитель: Вспомните, какие новые виды транспорта помогут Дальнему Востоку перевозить необычные товары? (Ответы детей). Трубопроводный: начинает своё развитие.( Примеры строительства трубопроводов) Каковы перспективы развития этого вида транспорта?(сколько проложено ,куда в дальнейшем будет проложен нефтепровод). Природные ресурсы изучены ещё недостаточно , но они явно велики и составляют богатство будущих поколений. (Сообщения учащихся: Оценка минерально - сырьевой базы Дальнего Востока.) Вывод: Природные ресурсы Дальнего Востока богатейшие, особенно рыбные и минеральные (золото, нефть , природный газ, алмазы.) Решение задачи поставленной в начале урока. Оценив природные ресурсы региона, экспертная комиссия должна высказать своё мнение о возможности обособления Дальнего Востока. (Ребята комиссии в начале урока сидят за отдельным столом и дают оценку выступлениям групп). Выступление экспертов. 1 ученик. Я считаю, что Дальний Восток , имея большие запасы золота, нефти , природного газа, алмазов может выжить самостоятельно. 2 ученик. Но этого не достаточно. Газа, нефти мало. Даже тот запас нефти , который сейчас есть - он идёт, в основном, на экспорт. 3 ученик. В регионе огромные запасы леса. Ведь экспорт леса приносит реальные доходы. Продукцию лесной промышленности район поставляет в Центральную Россию. 4 ученик. Трудно сказать сможет ли Дальний Восток выжить самостоятельно, но мы все понимаем, что экономика России пострадает. 5 ученик. В последние годы регион сократил экономические связи с европейской частью России, так как нам сейчас выгоднее закупать товар в Китае, Японии, США и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Вопрос от экспертов : Так может ли этот регион развиваться обособлено от России? Ответ: Соседи, с которыми мы поддерживаем тесные экономические связи, для нас и являются основной угрозой. Китай считает Приамурье своей территорией. Япония до сих пор претендует на группу Курильских островов. Китайцев на Дальнем Востоке уже больше, чем русских. Мы думаем, что окраинное положение района, удалённость от центра России, пограничное положение - всё это говорит о том , что выжить и в дальнейшем благополучно развиваться, район сможет и при тесном сотрудничестве и при поддержке нашей родины России. Работая с картой атласа « Политико-административная карта России» (стр. 10-11), 1.закрепляем знания субъектов Федерации. В рабочей тетради и синхронно на доске слева появляются записи: 6 млн. 216 тыс. более 1/3 состав территории 2.Население Дальнего Востока размещается по территории крайне неравномерно. Работаем с картой атласа «Плотность населения» (стр. 12) « Размещение населения». 7 млн.150 тыс. чел. более 50 чел/км.кв. 0,1-0,5 чел./км.кв. 1,2 чел./км.кв. 3) Работая с картами атласа, выявляем « Закономерности размещения населения», (« Доля района в территории и населении России». Обучающиеся делают выводы по стат материалам:. 5,4 %,,90%) Учитель: « При абсолютном преобладании русскозычного населения (около 90 %) , на территории района проживает более десятка т.н. « малых народов Севера», в той или иной степени сохранивших свои национальные языки, обычаи и традиции. Национальный состав коренных народов отличается относительной пестротой» Работа с картой народов России (атлас, стр.13) составляем « Схему народов Дальнего Востока». Один из учеников, подготовивших опережающее задание, выступает у карты с сообщением о малых народах. В тетради записываем: 1.Алтайская языковая семья 2.(тюркская группа; тунгусо-манчжурская группа) 3.Палеоазиатские народы Учитель: «Работая с таблицей учебника на стр.57, текстом параграфа, приведите примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока». Работа в группах. Группа № 1:«Особенности современного населения». Ученики анализируют карту атласа, делают вывод. Группа №2. « Как расположены города Дальнего Востока». Ученики анализируют карту атласа, делают вывод. Группа № 3 « Крупные города Дальнего Востока». Ученики анализируют карту атласа, делают вывод. Группа № 4 Дальневосточный регион имеет свои особенности и проблемы. Группа № 5 « Специфические особенности Дальнего Востока». Запись в тетради Первичное закрепление: Учитель предлагает детям продолжить фразы, школьники делают это по цепочке. Затем выполняется самостоятельная работа и сдается для проверки. Задание на дом.§ 59, подготовить сообщение по выбору: Закрепление пройденного : - Мы заканчиваем изучать географические районы России. Сегодня на уроке познакомимся с последним географическим районом. Но сначала давайте вспомним те районы, которые уже изучили. – Перечислите географические районы европейской части и азиатской части . (перечисляют) - На что указывается в названиях этих районов? (указывается их положение на карте нашей страны) Подведение итогов урока: -Урок успешно завершён, благодарю вас за ответы, за старание. Надеюсь, каждый из вас смог на нём пополнить свои знания. Поработали вы дружно. Вам сказать « спасибо» нужно, и представить Вашему вниманию – оценки за старание.