Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Южные материки"»
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
«Лицей №2 г.Буинска Республики Татарстан»
Открытый урок в 7 классе
по теме «Южные материки»
Учитель географии высшей квалификационной категории
Вишнякова Зейтуна Миналиевна
Пояснительная записка.
Данная работа представлена учителем географии МБОО «Лицей №2 г.Буинска Республики Татарстан» Вишняковой Зейтуной Миналиевной. Тема урока «Южные материки».
Конспект составлен по учебнику для учащихся общеобразовательных учреждений. География 7 класс под общей редакцией члена-корреспондента РАО В. П. Дронова Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2010 год. Учебник рассчитан на 70 учебных часов – 2 часа в неделю. Урок «Южные материки» взят из раздела II «Главные особенности природы Земли» из темы «Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны»
Урок систематизации и обобщения изученного материала. Он имеет следующую структуру:
I. Организационный этап.
II.Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.
III.Этап обобщения и систематизации материала.
IV.Этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
В отличие от традиционного урока в основе деятельностного способа обучения – личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной для школьников, приносящее удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно осваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации.
Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме: "Южные материки". 7-й класс
Цели урока:
Обобщить, конкретизировать, закрепить и проверить знания, полученные при изучении южных материков.
Формировать интерес к предмету, способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, как ценностной характеристики современного человека.
Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта мира, учебники, школьные атласы для 7-х классов
Ход урока:
I.
1.Организационный момент. Постановка целей урока.
Приветствие учителя:
Добрый день, ребята, садитесь.
Ребята, мы изучили особенности природы южных материков. В ходе работы научились применять полученные знания на практике. Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим пройденный материал в устной работе и в процессе выполнения заданий. Перед началом работы пожелаем друг другу удачи.
Тренинг (дети за каждым столом протягивают руку в центр стола)
«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу.
II.
2. Актуализация знаний
Начнем урок с разминки в виде устной работы
1).Устно: Перечислить Южные материки, какие океаны их омывают?
2).Покажи на карте Южные материки и океаны.
3.Проверка домашнего задания.
- Вашим домашним заданием было выписать из атласа моря, заливы, проливы, полуострова и острова Тихого океана: (номенклатура на экране)
Взаимопроверку мы проведем по структуре КЛОК БАДДИС. Встречаемся в 9.00. Берем с собой тетрадь и карандаш для заметок. Встречаемся с партнером, приветствуем друг друга (дают «5»).
Перечисляем друг другу в структуре - РЕЛЛИ РОБИН - по очереди перечисляют моря, заливы, проливы, полуострова, острова в течение определенного времени 30 сек/30 сек. Начинает тот, кто выше.
- Спасибо. Ваши данные совпали с данными ----------
- У кого больше географических объектов -----------
-Спасибо, садимся на места.
III.
4.Повторение теоретического материала
-Уметь определять географическое положение материка и применять его необходимо будет и в дальнейшем, как при изучении новых тем, так и на практике. Даже в 10,11 классах, эти знания часто применяются при изучении регионов и отдельных стран. Поэтому очень важно усвоить весь материал и научиться его применять на практике, но для начала повторим определение.
Вопрос: Как определяется географическое положение материка? Отвечает ученик.
-заполнение «семантической карты»
-Каждый участник берет таблицу (на столе лежат 4 таблицы) Заполните таблицу, отметив знаки «+»-да, «-» -нет.
ФИНК- РАЙТ- РАУНД РОБИН – («подумай – запиши – обсуди в команде» - учащиеся ОБДУМЫВАЮТ ответы, ЗАПИСЫВАЮТ свои ответы в таблицу и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы) . Обдумываем и заполняем таблицу – 1 минута. Обсуждение начинает 1 участник, рассказывает, как он заполнил знаками 1 столбец (Африка), остальные участники сверяют свои решения (если решение совпадает с вашим, то большой палец вверх, если нет –вниз), 2 участник – 2 столбец (Ю.Америка) и т.д. У каждого участника 30 сек.
____________________ Ф.И.
Свойство
Африка
Ю.Америка
Австралия
Антарктида
Является частью Гондваны
Пересекается экватором
Пересекается начальным меридианом
Находится в 2-х полушариях
Омывается Индийским, Тихим океанами
Находится в 2-х климатических поясах.
Находится в тропическом поясе
Соединяется с Евразией через Суэцкий перешеек
Разбор таблицы:
Отвечает 2 стол 2 участник (пример)
Ответ:
Свойство
Африка
Ю.Америка
Австралия
Антарктида
Является частью Гондваны
+
+
+
+
Пересекается экватором
+
+
-
-
Пересекается начальным меридианом
+
-
-
+
Находится в 2-х полушариях
+
+
-
+
Омывается Индийским, Тихим океанами
-
-
+
+
Находится в 2-х климатических поясах.
-
-
-
+
Находится в тропическом поясе
+
+
+
-
Соединяется с другим материком по суше
+
+
-
-
5.Выполняем задания в команде
Итак, мы продолжим выполнение заданий. На столах лежат карточки с заданиями, выполняем соответствующее задание на листочке в команде.
Краткие сведения о материках: Африка, Ю.Америка, Австралия, Антарктида.
1.Площадь материка.
2.Наибольшая высота.
3.Наименьшая высота.
4 Горы:
5.Равнины:
6.Реки:
7:Озера:
Участники №2 пишут ответы, другие в команде находят ответы, диктуют ответы. (2-3 мин.)
Следующая работа по ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ («внутренний и внешний круг»). Ребята, посмотрите на своего партнера по лицу, запомните его. (Ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнёрами). Внешний круг ученики из Б, внутренний круг – ученики из А найдите партнера по лицу, поприветствуем друг друга (дали «5»). Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом). Сколько океанов на Земле? 4 Громко отсчитайте 4 человека, передвигаясь по кругу, и дайте им 5! Найдите, таким образом, нового партнера.
Вопрос: Какие природные зоны встречаются на южных материках?
Подумайте 5 сек.
Обмен мнениями проведем по структуре РЕЛЛИ РОБИН (патнеры поочередно обмениваются короткими ответами). Начинает внешний круг - партнеры Б. (время не засекаем, останавливаем по мере того как участники перечислили)
Предполагаемые ответы: Перечисление ПЗ
-Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом). Вопрос – сколько материков на Земле? 6. Теперь громко отсчитайте 6 человек, передвигаясь по кругу, и дайте им 5! Найдите, таким образом, нового партнера.
Вопрос: Как бы ты оделся, если бы ты жил в пустыне?
Подумайте 5 сек. В данном случае будем меняться мнениями по структуре ТАЙМД ПЭА ШЭА в виде развернутого ответа . Начинает внутренний круг – партнеры А, у вас 30 сек. Внешний круг, теперь ваша очередь отвечать в течение 30 сек.
Предполагаемые ответы: Очень жарко, можно обгореть, нужно одеть одежду легкую, широким покроем, из льна или из хлопка светлого тона. Обязательно на голову одеть, а ночью в пустыне очень холодно, поэтому также нужны теплые вещи, но в пустыне живут только в оазисах, где вода есть.
Партнеры по лицу, повернитесь налево (дотроньтесь правым плечом). Вопрос – сколько морей омывают берега Африки? Ответ 2. Теперь громко отсчитайте 2 человека, передвигаясь по кругу, и дайте им 5! Найдите, таким образом, нового партнера
Вопрос: Перечислите признаки, характерные для влажного экваториального леса.
Подумайте 5 сек. Обмен мнениями проведем по структуре РЕЛЛИ РОБИН (партнеры поочередно обмениваются короткими ответами). Начинает внешний круг - партнеры В. (время не засекаем, останавливаем по мере того как участникам становится труднее приводить признаки).
- Спасибо. Занимаем свои места.
Творческая работа: Работа на контурной карте
IV.
6. Итог урока. Каждый из вас почувствовал себя творцом!Желаю всем шумных успехов и буйной фантазии!
Д.З.: Подготовить дополнительные сообщения о природе и населении Африки. Работа на контурной карте на стр. 4
Рефлексия:
Если было хорошо у нас – улыбнись и покажи о.кей. Если было скучно вам – покачай головой. Если ждешь таких уроков – хлопни. Если больше ничего не хочешь - топни.