7 класс. География материков и океанов.
Конспект урока « Климат Южной Америки».
Цель: формирование у учащихся представлений и знаний о природе Южной Америки.
Задачи: познакомить с климатом Южной Америки; вспомнить источники географической информации и познакомиться с новыми; начать формировать умение работать с климатическими диаграммами.
Учебно – наглядный комплекс: климатическая карта Южной Америки, физическая карта Южной Америки, климатические диаграммы.
План урока.
- Источники географической информации.
- Работа со схемами – конспектами учащихся
- Анализ климатограмм:
а) работа с климатограммами;
б) определение территории (её расположение) по климатограмме;
в) подведение итога.
- Практическая работа с климатическими диаграммами – определение типов климата.
- Домашнее задание.
Подготовительный этап: класс был разбит на несколько групп (в зависимости от количества обучающихся в классе). Каждой группе необходимо было зашифровать климатический пояс в виде схемы или рисунка - сообщения, где они как будто потерпели крушение.
Ход урока.
1.Учитель: «Вспомните, какими источниками географической информации вы пользуетесь?»
На доске схема:
Источники географической информации
Текстовые наглядные
Учебник карта ?
(климатограммы)
Задача сегодняшнего урока: определить, существуют ли другие наглядные источники географической информации.
2. На доске зашифрованные рисунки – схемы, сделанные учащимися.
Учитель: «Надо определить о какой территории идет речь. Ваши предположения в каком климатическом поясе располагается данная территория?» (см. на те схемы на доске, которые подготовлены самими учащимися)
Учащиеся отвечая, должны доказывать свои предположения, почему это та или иная территория.
(Примерные территории: - бассейн реки Амазонки;
- Африка, Сахара;
- Африка, бассейн реки Конго.)
Учитель: «Попытайтесь сформулировать, что понравилось?»
Учащиеся (предполагаемые ответы): - угадывать интересно;
- информация в одном месте и т.д.
Подведение итогов о необходимости этого конспекта:
не понятен для всех.
3.Переход к климатограммам.
Учитель: «Есть ли графический способ передачи информации, понятный всем?»
Выдается каждому ученику в классе климатограмма.
Учитель: «Что можно узнать из климатограммы?»
Учащиеся: - годовое количество осадков;
- температуру каждого месяца;
- количество осадков в каждом месяце.
Учитель: «Для вас задание – определить, где нахожусь я, если остров расположен рядом с материком, который мы изучаем. Этому помогут климатограммы.»
Учитель: «Что показывает число «3063»?
Учащийся: «Количество осадков».
Учитель: «Что показывает график температур? Какой вывод можно сделать на основании его анализа?»
Учащийся: «В январе температура выше, чем в июле. Поэтому можно сказать, что территория находиться в южном полушарии.»
Учитель: «На что ещё можно обратить внимание? Где может выпадать 3060 мм осадков?»
Учащийся: «В экваториальном климатическом поясе».
Учитель: «Если такое большое количество осадков, где может находиться территория: в глубине материка или на побережье? Какую территорию выпустили из вида?»
Учащийся: «Побережье Тихого океана умеренный климатический пояс, где в январе дуют западные ветры и горы Анды преграждают путь морским воздушным массам».
Учитель: «Какую информацию не использовали?»
Учащийся: «Температура».
Учитель: «Какую территорию выбираете?»
Учащийся: «Южная Америка умеренный климатический пояс. Доказательства: не высокая температура характерна для умеренного климатического пояса».
Учитель: «С какими трудностями мог столкнуться человек на острове?»
Учитель: «Какой источник наглядной географической информации можно вписать?»
Учащиеся: «Климатограмма».
Итог: Как можно определить по климатограмме территорию?
- По осадкам: на побережье или нет; экваториальный или субэкваториальный климатический пояс (если их много).
- По температуре: в каком полушарии находится.
По температурному режиму уточняем месторасположение территории
4.Практическая работа.
Определение типов климата по климатограммам.
Задание: в соответствующем параграфе учебника выберите две климатограммы и определите по ним климатический пояс. Результаты занесите в таблицу. Название колонок в таблице:
Температура, С Годовое количество осадков Режим выпадения осадков Тип климата
января июля
5. Если учащиеся не успели практическую работу сделать на уроке, то её можно задать как домашнее задание.