Конспект урока в 5 классе на тему: "Вода на Земле"
Конспект урока в 5 классе на тему: "Вода на Земле"
Цель урока: познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе»,создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 5 классе на тему: "Вода на Земле"»
План - конспект урока географии в 5 классе
Автор: Игнатьева Я.А.
Место работы: МОУ СОШ х. Бурковский
Должность: учитель географии и биологии
Предмет: география
Класс: 5
Тема урока: Вода на Земле.
Базовый учебник: география 5класс - начальный курс .Автор Домогацких.
План- конспект урока.
Тема: Вода на Земле
Цель урока:
познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе»,создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.
развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах
воспитывать рациональное отношение к использованию воды.
Задачи:
- обучающие:
сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;
доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;
- развивающие:
развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.
- воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;
воспитывать информационную культуру;
воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.
2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.
Отгадывание загадок (слайд 2)
- Много меня - пропал бы мир, Мало меня - пропал бы мир.
- Книзу летит капельками, А кверху - невидимкою.
- Мы говорим: она течёт; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает.
(Вода)
Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).
-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.
-Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?( выслушиваются мнения учащихся)
Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.
Задание: (Слайд 4)
Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым ,поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).
-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?
Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).
Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.
1.Работа с учебником параграф 15,пункт 1.
Задание: Найти основные свойства воды.(Слайд5)
Проверка (Слайд 6)
- вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,
- не имеет запаха, вкуса, цвета.
- универсальный растворитель,
- способность расширяться при замерзании,
- накопитель тепла,
- хорошо проводит электрический ток.
(демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)(Слайд 7)
Домашнее задание (Слайд 8)
Выполнить задания на стр.86-88 «Школа географа-следопыта» (по выбору)
2. Работа с геословарем: (Слайд 9)
слова «гидросфера», «круговорот воды в природе», гидрологи заносятся в геословарь, с одновременным расшифрованием понятий (в тетрадь).
Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.
Работа по учебнику.
Задание:
- Используя текст учебника на стр. 84 п. 2, § 15, дополните схему (слайд 10,11)
Состав гидросферы
……………… ……………… ………………
96,5%)
(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)
(Слайд 12-13)
- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)
- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)
«Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)
И. Якимов (слайд 14)
- Как вы думаете, возможно, ли это?
Используя слайд 15,рисунок 57 в учебнике стр.86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь ответить на вопросы:
- Чем отличается малый круговорот воды от большого?
- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.
- составление опорного конспекта
- работа с магнитной схемой «Мировой круговорот воды» и текстом учебника стр.85-86. (взаимопроверка ответа ).
Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды (Слайд16)
человек – несколько часов 2-3
воздух – 8 суток
река - 14 суток
озеро - 7 – 300 лет
океан – 3000 лет
подземные воды – 5000 лет
ледники – 8000 лет
Домашнее задание (по выбору) вопросы и задания на ст.89.(Слайд 17)
4.Закрепление нового материала:
Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока:(Слайд18)
-Как вы, думаете, много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?
Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листочках-шаблонах напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».(Слайд 19)
Утверждения:
Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.