Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме : « Вода на Земле»»
Конспект урока по теме : « Вода на Земле»
Предмет: окружающий мир
Образовательная система « Гармония»
Класс: 2
Тип урока: объяснение нового материала
Цель : организация продуктивной деятельности обучающихся, направленная на достижение ими следующих планируемых результатов:
Личностные : воспитывать эстетические чувства и экологическую культуру , развивать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем, оценивать действия и поведение людей, свое собственное.
Метапредметные : продолжить развитие умения систематизировать знания в виде схем, диаграмм, выполнять простые опыты; развивать умение работать с разными источниками информации, развивать умение решать проблемы творческого и поискового характера.
Предметные : формировать представление о самых крупных естественных водоёмах, об океанах и морях, их значении для человека, об особенностях морской воды, о проблеме загрязнения морей и возможных способах охраны чистоты их вод, о правилах безопасного поведения на морском берегу.
Образовательные технологии:
Здоровье сберегающие образовательные технологии : с целью повышения познавательных возможностей и самостоятельности младших школьников, что способствовало положительному переживанию, чувства удовлетворения, радости от процесса познания чтения мотивации образовательной деятельности, смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления
Развивающая технология, проблемное обучение. Использована для организации продуктивной деятельности в ходе решения учебных проблем и для постановки обучающихся в позицию первооткрывателей.
4)Информационно – коммуникативные технологии, для интенсификации образовательного процесса, усиления познавательной активности обучающихся, повышения качества обучения
Методы и приемы: метод диалогического изложения материала, словесный метод: рассказ, диалог, работа с информацией с учебной книгой, метод организации учебной работы: инструктаж, иллюстрации, наблюдение, создание проблемной ситуаций, работа в парах, индивидуальная работа ,методы познавательной деятельности,методы, отражающие логический путь познания: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, метод эмоционального воздействия: создание ситуации успеха, увлеченность поиском, поощрение
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» для 2 класса О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, часть 2, рабочая тетрадь № 2, О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин, для опыта: сосуд с водой, поваренная соль, йод, глобус, карта полушарий, цифровой образовательный ресурс « Пресные и соленые воды» к учебнику «Природоведение», 5 класс, Плешаков А.А., Сонин Н.И, мультимедийная презентация, демонстрационный экран,. Средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель. Ребята, вы чувствуете, сегодня в нашем классе воздух наполнен нотками чего- то необыкновенного и интересного ? Почему ? К нам приехали гости, покажите себя, улыбнитесь! Ведь мы очень рады гостям! Ребята, давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу удачи, успехов. И любая преграда будет нам нипочем, потому что мы вместе!
II. Актуализация опорных знаний и мотивация.
Учитель. Ребята, сегодня в нашем классе распахнула свои двери исследовательская лаборатория. Я -руководитель лаборатории, а вам предлагаю быть моими помощниками, т.е. юными исследователями! Дорогие коллеги! Я, как руководитель, настраиваю вас на плодотворную работу. Сегодня нам предстоит сделать много открытий. Будьте внимательны, активны! Все ученые на месте! Наша лаборатория начинает свою работу. Скажите мне, много ли воды на земле? Какие будут предположения? Что за «голубой шарик», так говорили про планету наши космонавты, показывает нам монитор? (слайд 1)Великий норвежский исследователь, учёный Тур Хейердал. Он посвятил свою жизнь изучению мира и известен своими морскими путешествиями, сказал, что «Наша планета, скорее Океания, чем Земля»? Что же нам еще раз доказал Тур Хейердал?(слайд 2)
III. Постановка учебной задачи
Учитель. Коллеги, а где и в чём хранится вода на Земле? (Ответы детей)
Учитель. Часто слышим Мировой океан? Как думаете, что такое Мировой океан? (Ответы детей). Давайте сравним свои выводы с выводом в учебнике! ( стр. 35). Прочитайте вслух. А мы сказали, что Мировой океан это моря и океаны. Сколько океанов на Земле, назовите их. Исследователи , мы правы? Я предлагаю составить схему, которая поможет нам закрепить наше открытие. ( с помощью кругов учащийся у доски изображает схематически море, океан, Мировой океан)
Учитель. Что такое океан? Море? Давайте ещё раз посмотрим на схему и сделаем вывод.
Учащиеся .Море - часть океана, океан самая большая часть Мирового океана, а моря и океаны называют Мировым океаном.
Океан
Море
Учитель. Уважаемые коллеги, откройте рабочие тетради на с. 18, № 29. Прочитайте задание. Что поможет нам сделать эти открытия? (карта) (слайд4).Давайте сверим полученные результаты.
IV. «Открытие» учащимися нового знания.
Учитель. О чём идёт речь в этой загадке
Кругом вода, а с питьем беда Кто знает, где это бывает? (море) О какой воде идет речь?
Учитель. Ученые, что будет являться предметом нашего дальнейшего исследования?
Учащиеся. Предметом нашего дальнейшего исследования будет морская вода, и мы будем доказывать, что она не пригодна для питья.
Учитель. Как это доказать в условиях нашей лаборатории? Конечно, нужно провести опыт. (Учащиеся на местах проводят опыт: в банку с питьевой водой добавляют капельку йода и соль. Делают вывод, что морская вода слишком солёная, поэтому не пригодна для питья)
Учитель. Описание следующего опыта дано в тетради. Исследователи, предположите, что может остаться? Ученый одной лаборатории уже успели сделать опыт и вот что у них получилось (слайд5).Мы согласимся? Проверим, нальем воды в блюдце, поставим на окно и будем наблюдать. Потом выясним, кто же оказался прав.
Учитель. А вы знаете, что мы живем на дне Сарманского моря.
V. Физминутка
Учитель. Ученые, сейчас вы получите карточки с заданием, каждая пара будет проводить свое исследование. (На карточках указана страница учебника и вопрос, на который ученики должны найти ответ с помощью учебника)
1вопрос. Значение моря и океана для людей
2 вопрос. Что такое шторм и цунами?
3 вопрос. Какие животные и растения обитают в морях.
Учитель. Если морская вода непригодна для питья, почему в море обитает такое большое количество животных?
Учащиеся. Много пищи для всех живых существ, к солёной воде приспособились, в отличие от людей, которые пить солёную воду не могут).
Учитель. Коллеги, кому из вас удалось отдохнуть на побережье Чёрного моря? Я рада видеть вас всех здоровыми и невредимыми . Ваш отдых ничто не омрачило? Что же вы соблюдали? (Называют правила поведения на воде)
Учитель. Ученые, а какого цвета море? Какие будут предположения? Кто прав? Работа в тетради, чтение с.19 .
(слайд 6)Коллеги, посмотрите внимательно на картины. А какого цвета море на этой картине, ответьте словами из текста. А вы знаете, что художники,рисующие море, называются маринистами.
Учитель . Следующий объект нашего исследования, это (слайд 7)…(отрывки из мультфильма «Шесть Иванов, шесть капитанов») Как вы думаете , отрывок этого мультфильма о чем рассказал ? А может это просто вымысел? Что поможет разрешить спор? Карта. (Находим цветные моря на карте) Частью какого океана является это море?
Учитель . Белое море – священное море Севера. Оно таит в себе много неразгаданных тайн. Своё название получило, возможно, от цвета белого снега и льда, покрывающих его в зимнее время.
Красное море имеет красный цвет за счёт бурых микроскопических водорослей, которые периодически в нём развиваются. Но это не единственная версия.
Жёлтое море названо так потому, что периодически приобретает желтоватый оттенок глины, которой много на побережье.
Учитель .Ещё в 1969 году Тур Хейердал писал после своего морского путешествия: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с горошину, даже с картофелину.» Ученые , о каких плавательных средствах говорил Тур Хейердал? Огромный ущерб морям и океанам несёт разлив нефти, который происходит в результате аварий нефтяных танкеров, аварий на нефтяных скважинах. В первую очередь страдают птицы. Их перья склеивает нефть, и они уже не могут взлететь и погибают. Тонкая нефтяная плёнка не пропускает солнечный свет. Гибнут растения и животные. Очень вредит мировому океану бытовой мусор. Со временем этого путешествия прошло более 40 лет и загрязнение океана значительно усилилось. Вспомните сказку А.С.Пушкина про золотую рыбку. Как хорошо ей жилось в огромном синем море! Она готова была любой ценой откупиться, чтобы её отпустил старик. Как вы думаете, о чём бы попросила рыбка, живущая на картинке в учебнике? (Ответы учащихся)
IV. Рефлексия деятельности.
Учитель. Человек – дитя природы, а не властелин. Мы должны об этом помнить всегда. Ученые, сегодня в нашей лаборатории мы сделали много открытий. О каких открытиях вы расскажите дома родителями? Спасибо за работу