Конспект учебного занятия
с использованием ЦОР
Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ «С(к)ОШ №24»
Учитель: Соломина И.И.
Класс: 6
Тема учебного занятия: Подземные воды.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок - лекция
Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1. Сформировать представление о видах подземных вод.. Развитие навыков работы с текстами
учебника и слайдов.
2. Совершенствование высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекция и развитие восприятия, памяти, мышления.
3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к подземным водам, позитивное отношение к окружающей среде, стремление к познанию мира.
Оборудование:
1. Компьютерный класс (локальная сеть);
2. Учебник. «Начальный курс географии. 6 класс». Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2012.
3. Мультимедиа курс «География 6 класс».
Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах «Подземные воды», 17 слайдов, составитель Соломина И.И.
Этап учебного занятия. Время. Цель. Компетенции. Методы. Формы. Используемые ЦОР.
Организация начала урока. 2 мин.
Подготовка учащихся к работе. Развитие устойчивости внимания. Организация внимания и внутренней готовности к различным видам познавательной деятельности. Умение организоваться и контролировать свое рабочее место. (Словесный. Фронтальная).
Слайд №1
Деятельность учителя.
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку. Проведение аутотренинга.
Деятельность ученика.
Поэтапное выполнение требований учителя. Запись темы в тетрадь.
Проверка выполнения домашнего задания.
5 мин.
Выявление затруднений при выполнении домашнего задания. Развитие долговременной памяти. Тренировка устойчивости внимания.
Этапы изучения мирового океана.
Деятельность учителя
1) Демонстрация слайда №2. Фронтальная беседа по вопросам слайда.
1. Кто первым погрузился под воду в стеклянном колоколе?
2. Кто изобрел акваланг?
3. Кто, когда и каким образом побывал на дне Марианской впадины?
4. На какую глубину может погрузиться аквалангист?
2) Демонстрация слайда №4. Работа с терминами.
1. Раздел гидрологии изучающий Мировой океан.
2. Наука о растительном и животном мире вод.
3. Глубоководный самоходный аппарат.
4. Аппарат для дыхания человека под водой.
5. Прибор для измерения глубин (трос с грузом на конце).
6. Звуковой прибор, принимающий отраженное от дна эхо.
7. Прибор для взятия проб воды и определения температуры воды.
Устное формулирование ответов. Работа с текстом слайда №3
Самопроверка.
1. Александр Македонский. (356 – 323 до н.э.)
2. Жак Ив Кусто (1910-1997)
3. 23 января 1960 года батискаф «Триест» постройки знаменитого швейцарского ученого Огюста Пиккара сел на дно впадины Челленджер Марианского желоба. Доктор Жак Пиккар (сын ученого) и лейтенант ВМС США Дональд Уолш находились на глубине 10 916 метров.
4. В 2003 г. британец Марк Эллиат (уроженец острова Гернси, работающий в Таиланде) установил новый мировой рекорд глубины погружения с аквалангом, достигнув отметки 313 м. Погружение заняло у Эллиата 12 минут, на обратный же путь потребовалось 6 часов 40 минут.
Самопроверка.
Океанология
Гидробиология
Батискаф
Акваланг
Лот
Эхолот
Батометр
Офтальмопауза
2 мин.
Снятие напряжения зрительного анализатора.
В приложении 15 слайдов
Изучение нового материала. 15 мин.
Сформировать представление о видах подземных вод. Развитие целостности восприятия, зрительной памяти, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Виды подземных вод. Образование родников.
Называть причины изменения уровня грунтовых вод.
Деятельность учителя
1) Демонстрация слайда №5. На каких уровнях залегают подземные воды?
2) Как образуются подземные воды? Демонстрация слайда №6.
Подземные воды – это воды, находящиеся в порах, пустотах и трещинах горных пород в верхней части земной коры. Подземные воды образуются при просачивании вглубь земли дождевых и талых вод. Пополнение подземных вод происходит также за счет водяного пара, содержащегося в воздухе.
3) Образование родников. Демонстрация слайда №7.
Если пласт имеет наклон в ту или иную сторону, то вода течет по нему в сторону наклона и где-нибудь выходит на поверхность, образуя источник, или, как часто говорят, ключ, родник.
4) Демонстрация слайда №8. Уровень грунтовых вод и их поверхность зависят от многих причин, например: а) от количества атмосферных осадков; б) от расчлененности местности (чем глубже долины рек и балок, тем уровень грунтовых вод ниже); в) от близости и полноводности рек и озер. Как правило, уровень грунтовых вод повышается в сторону водоемов.
Работают со схемой слайда «Залегание подземных вод».
а) почвенные
б) грунтовые
в) межпластовые
Запись в тетради.
Подземные воды образуются при просачивании вглубь земли дождевых и талых вод. Пополнение подземных вод происходит также за счет водяного пара, содержащегося в воздухе.
Этап учебного занятия. Физкультминутка. 2 мин.
Снятия напряжения зрительного анализатора и общего утомления.
Приемы офтальмопаузы и физические упражнения.
Этап учебного занятия. Изучение нового материала (продолжение). 12 мин
Деятельность учителя
1) Демонстрация слайда №9.
Если водоносный слой находится между двумя водоупорными пластами, и они изогнуты в виде чаши, то вода в нижней части изгиба пластов будет находиться под напором. Для того чтобы извлечь межпластовую воду, бурят скважины, вода из водоносного слоя начинает фонтанировать. Такие выходы подземной воды называются артезианскими колодцами.
2) Демонстрация слайда №10.
А – область питания грунтовых вод
Б – область питания межпластовых вод
В – буровая скважина с фонтанирующей водой.
3) Демонстрация слайда №11.
Артезианские колодцы были впервые устроены в 12 веке во французской провинции Артуа, откуда они получили свое название.
Устройство артезианских колодцев возможно не везде, а только там, где водоносные и водоупорные пласты залегают вогнуто. В Сахаре под раскаленной высохшей почвой, на незначительной глубине, находятся богатые водой слои, которые могут питать колодцы, если только сделать буровую скважину. Еще древние египтяне извлекали в оазисах Ливийской пустыни из-под земли драгоценную влагу.
Воду из артезианских колодцев пускают по трубам и используют для орошения полей. Часто воду получают с больших глубин (более 600 м). Такая вода проходит большой путь через горные породы, фильтруется и становится совершенно чистой.
4) Рассказ учителя о проницаемости горных пород. Демонстрация опыта. В двух воронках песок и глина. Наливаем воду. Вода протекает с разной скоростью. Называем породы водоупорные и водопроницаемые.
5) Наиболее известные минеральные источники. Демонстрация слайда №12.
6) Демонстрация слайдов №№ 13-14.
Рассказ учителя о горячих источниках Камчатки.
Деятельность ученика.
Вывод о разной проницаемости горных пород, их структуре.
Выписать в тетрадь названия нескольких известных минеральных источников.
Этап учебного занятия. Закрепление. 5 мин
Деятельность учителя
1) Демонстрация слайда №15.
- Подземная вода – находящаяся в земной коре.
2. Водопроницаемые горные породы – пропускающие воду породы.
3. Водоупорные горные породы – не пропускающие воду.
4. Пещеры – пустоты в легкорастворимых породах (гипс, известняк).
4. Пещеры – пустоты в легкорастворимых породах (гипс, известняк).
5. Водоносный слой – насыщенный водой слой над слоем глины.
6. Грунтовая вода – содержится в водоносном слое не прикрытом сверху водоупорными породами.
7. Источники (родники) – грунтовые воды, текущие в сторону уклона водоупорного слоя.
8. Межпластовые воды – между двумя водоупорными слоями водоносный слой.
9. Минеральные воды – подземные воды, содержащие много растворенных веществ.
2) Демонстрация слайда №16.
Дополнить схему:
Горные породы
Водопроницаемые Водонепроницаемые
Деятельность ученика
Записывают в тетрадь наиболее сложные определения (по выбору).
Записывают в тетрадь названия горных пород в две колонки.
песок кварцит
гравий мрамор
галька базальт
гранит
Этап учебного занятия. Домашнее задание. 2 мин
Деятельность учителя. Демонстрация слайда №17.
1. Выучить значение новых терминов.
2. Изучить § 29
3. Ответить на вопросы 1-3.
4. Объяснить устройство артезианского колодца,
используя схему рис.56
5. Составить рассказ, используя рис.55