Конспект урока по географии "Географические координаты"
Конспект урока по географии "Географические координаты"
Разработка данного урока позволяет учащимся самим разобраться в теме "Географические координаты", а учитель на уроке выступает в роли направляющего в нужное русло. Заранее учащимся даётся опережающее задание по подбору материала ин Интернет о семи чудесах света. Учащиеся находят "ключ" к определению координат, а в конце урока составляют электронный проект о семи чудесах света с определением их географических координат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическая разработка темы курса школьной географии
Выполнила:
учитель географии
МКОУ СОШ № 18
г.Дзержинска
Лукашина
Елена Евгеньевна
Нижний Новгород, 2016 г.
1.Пояснительная записка
Программа, по которой я работаю, называется «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И.Алексеева. Данная программа составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования;
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
Программы развития и формирования универсальных учебных действий;
Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
Комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
Целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
Умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
Умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
Предпрофильной ориентации.
Основная цель курса географии линии «Полярная звезда» – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Чем привлекла меня эта программа? Яркие, красочные учебники, в которых много фотографий, картинок, таблиц, что делает их элементом зрелищности для школьников, вызывая интерес для изучения. Материал параграфов изложен доступным и понятным языком, выделены понятия, что особенно важно для школьников, которые легко могут их найти. В отдельных параграфах имеются рубрики «Шаг за шагом», что позволяет учащимся поэтапно понимать и осознавать принцип освоения каких-либо действий. Если вдруг школьник забыл принцип определения какого-то объекта, то он может это найти в параграфе и вспомнить. После каждого параграфа авторы учебников составили вопросы по нескольким рубрикам:
«Откройте атлас» - рубрика, предусматривающая работу с картами атласа.
«Это я знаю» - рубрика предусматривает ответы на вопросы по тексту параграфа.
«Это я могу» - рубрика предусматривает практические действия (например, определить географические координаты, заполнить таблицу, сравнить географические объекты, составить диаграмму, дать описание объекта по плану и т д.)
«Это мне интересно» - рубрика предусматривает выполнение необычных и нестандартных заданий.
Можно выделить три основные особенности линии.
Во-первых, как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Это особенно заметно при изучении географии России.
Во-вторых, расширена тема «Природа Земли». В ней гораздо подробнее, чем в классических курсах для 7 класса, раскрыты общие природные закономерности, и она существенно больше по объему.
В-третьих, все учебники линии содержат очень разнообразный аппарат ориентировки, который в целом задуман как организатор и помощник в учебной деятельности.
Реализуя содержательно-методическую концепцию линии, авторы опирались на следующие приоритеты:
обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников;
системное обучение работе с различными видами и стилями информации – текстовой, графической, мультимедийной и другой – в условиях современной информационной среды;
системное обучение работе с географической картой;
доступность для детей разных способностей и возможностей;
единый подход к содержанию, методике и принципам конструирования курса по всей линии.
2.Цели и задачи раздела
Цель раздела «План и карта» - создание условий для развития способностей учащихся отличать план местности от географической карты, ориентироваться по плану местности, географической карте и глобусу, грамотно работать с географической картой, определять местонахождение любого географического объекта, расстояний и направлений и умело применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Задачи:
Познавательные – формирование у учащихся навыков ориентирования по плану, карте и глобусу, отличать план местности от географической карты, физическую карту от тематической, разбираться в легенде карты, определять местонахождение любого географического объекта, определять расстояния и направления.
Развивающие - содействовать развитию картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; формировать умения работать с учебным материалом и извлекать информацию из различных источников знаний, решать географические задачи разного уровня сложности, проводить сравнительный анализ, высказывать своё предположение.
Воспитательные – способствовать воспитанию картографической грамотности школьников, интереса к предмету через использование игровых приемов; культуры общения через применение групповой работы на уроках.
3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
Подростковый возраст в человеческой культуре не является ещё окончательно оформившимся. Школьная жизнь современных подростков продолжается в большинстве случает не только в стенах тех же образовательных учреждений, где обучаются школьники, но и в сходных формах.
Подросток начинает проявлять взрослость, то есть готовность к взрослой жизни, выражающуюся в возросшей самостоятельности и ответственности. Возрасту 12 – 14 лет свойственно субъективное переживание, чувство взрослости: потребность равноправия, уважения и самостоятельности, требование серьёзного, доверительного отношения со стороны взрослых. Очень важно, что в круг значимых людей для подростка входят преимущественно его сверстники, самоопределяющиеся и рискующие вместе с ним.
Уже в начале подросткового возраста общение со сверстниками определяется как самостоятельная сфера жизни, критически осмысливаются нормы этого общения. Подросток выделяет эталон взрослости (взрослых отношений) и смотрит на себя через этот эталон.
Появляется интерес к собственной личности; установка на обширные пространственные и временные масштабы, которые становятся важнее текущих, сегодняшних; появляется стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму, испытанию себя; появляется сопротивление, стремление к волевым усилиям, перерастающее иногда в свои негативные варианты. Все эти особенности характеризуют активность подростка, направленную на построение образа себя в мире. Подросток пробует активно взаимодействовать, экспериментировать с миром социальных отношений (социальное экспериментирование).
Возникает новое отношение к учению – стремление к самообразованию, тенденция к самостоятельности в учении: стремление ставить цели и планировать ход учебной работы, потребность в оценке своих достижений.
К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.
В подростковом возрасте, благодаря освоению культурных форм общественного сознания (естественные и общественные науки, духовные практики самовыражения) мышление в понятиях коренным образом преобразует структуру сознания ребёнка, оно начинает определять работу памяти, восприятия, воображения, внимания. Продуктивное завершение подросткового возраста происходит с появлением способности осознанно, инициативно и ответственно строить свое действие в мире, основываясь не только на видении собственного действия безотносительно к возможности его реализации, но с учётом «отношения мира» к своему действию.
6 класс, то есть 12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством. В связи с началом этапа полового созревания происходят существенные изменения в познавательной сфере младшего подростка: замедляется темп его деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Чувство взрослости, не подкрепленное еще реальной ответственностью, — вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. Стремление экспериментировать, используя свои возможности, — едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Основная задача педагога - выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными, для обеспечения переходного периода как здоровье сберегающего. Необходимо обеспечить преемственность в развитии обще учебных умений, навыков и способов деятельности, провести анализ сформированных умений и определить необходимые пути коррекции. В работе с учениками 6 классов необходимо сохранить и развить основные способы и формы организации образовательного процесса начальной школы; организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, позволяющих решать задачи развития учащихся, учитывая их критический возрастной этап.
В 6-Б классе обучается 25 человек, из них 13 девочек и 12 мальчиков. В результате психологического обследования выяснилось следующее. У 12 учащихся класса (или 48%) наблюдается в целом, положительное отношение к школе, но оно обусловлено вне учебными сторонами, налицо социальный мотив, учебный процесс привлекает как возможность межличностного общения. Этим ребятам нравится ходить в школу, нравится учиться, они находят общий язык со всеми одноклассниками, им нравятся учителя и они не испытывают дискомфорта в школе. У 7 учащихся (28%) наблюдается средний уровень мотивации: они не всегда могут идти в школу с охотой, не все учителя нравятся, не со всеми ребятами в классе контактируют, иногда могут испытывать дискомфорт. 3 учащихся (или 12%) имеют низкий уровень мотивации. Не нравится школа, одноклассники, некоторые учителя, часто испытывают дискомфорт от невыученного домашнего задания или каких-то высказываний одноклассников. В классе есть учащиеся, у которых 4 уровень школьной мотивации, который характеризуется внешним мотивом. Это очень низкая школьная мотивация. Она наблюдается у 3 детей (12 %). Такие дети могут испытывать значительные затруднения в учебной деятельности и находиться в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Развитие слуховой (логической) памяти: высокий уровень наблюдается у 13 человек (или 52%), средний уровень у 9 человек (или 36%), низкий уровень развития памяти у 3 человек (или 12%).
Мышление на высоком уровне развито у 8 человек (или 32%), на среднем уровне у 13 человек (или 52%), на низком уровне у 4 человек (или 16%).
4. Ожидаемые результаты
Личностные: формирование представлений у обучающихся о картографии и создание условий для развития личности школьника, способной легко и просто ориентироваться в пространстве, на плане местности и географической карте, определять местоположение любого географического объекта, осознавать, какую информацию несёт план местности или географическая карта, аргументировать собственную позицию. Использовать знания для определения места своего жительства, любого географического объекта, ориентирования на местности, расширения кругозора во время путешествий по Нижегородской области, России и миру.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения знаний по основам картографии и использование географической карты как одного из «языков» международного общения, использование знаний об ориентировании в пространстве, о плане местности и географической карте в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов.
Предметные: формирование представлений об ориентировании, плане местности, географической карте, географических координатах; формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, структурировать материал, строить логические рассуждения, формулировать выводы, выполнять познавательные и практические задания.
Ученик научится:
Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять количественные и качественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
находить различия между планом местности, картой, глобусом; узнает о современных способах создания карт;
определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; самостоятельного поиска географической информации из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных;
применять полученные знания в изучении других предметов.
Ученик получит возможность научиться:
Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
Строить простые планы местности;
Создавать простейшие географические карты различного содержания;
Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
На уровне методических приёмов и методических техник в данном разделе используются технологии:
Личностно-ориентированныетехнологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности, дают возможность ученику реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
В данном разделе применяю на следующих уроках:
1.«Ориентирование на местности» - создание условий обучающимся для получения знаний по ориентированию по сторонам горизонта, плану местности, живым ориентирам для применения полученных знаний во время путешествий, похода в лес за грибами или ягодами, прогулок по паркам и скверам.
2.»Географическая карта» - создание условий для использования знаний по картографии для «чтения» географических картам разного содержания как «международного языка общения».
3. «Географические координаты» - создание условий для обучающихся определять географические координаты объектов с целью осознания, в каких профессиях данные знания используются.
Технология проблемного обучения - это создание проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. В данном разделе применяю на следующих уроках:
Урок
Проблема
«Ориентирование на местности».
Как ориентироваться по компасу и живым ориентирам?
«Земная поверхность на плане и карте».
Для чего человеку необходим план местности, что и как на нём изображают?
«Географическая карта».
Какие бывают географические карты, и какими свойствами они обладают?
«Градусная сеть».
Для чего нужна градусная сеть на глобусах и картах?
«Географические координаты».
Для чего необходимо уметь определять географические координаты? Людям каких профессий необходимы знания географи-ческих координат?
ИКТ – технологии – использование различных компьютерных программ на уроках географии (презентации, видео фрагменты, анимации, электронные тесты, электронные таблицы и т.д.). Данные технологии использую на следующих уроках:
1. «Ориентирование на местности» – компьютерная анимация «Ориентирование на местности».
2. «Земная поверхность на плане и карте» - компьютерная презентация «Съёмка плана местности».
3. «Градусная сеть» - видеоролик «Параллели и меридианы».
Репродуктивный - способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению полученных ими знаний и показанных способов действий. Данный метод обучения применяю на уроках:
1. «Ориентирование на местности» - отработка навыка ориентирования по компасу и живым ориентирам.
2. «Земная поверхность на плане и карте» - отработка навыка работы по плану местности.
3. «Географическая карта» - отработка навыка работы по географической карте.
4. «Градусная сеть» - закрепление полученных знаний о расположении и отсчёте параллелей и меридианов.
5. «Географические координаты» - отработка навыка и закрепление знаний об определении географических координат.
Метод проблемного изложения в обучении - Если учитель не излагает готовые научные истины (формулировки теорем, их доказательства и т. п.), а в какой-то мере воспроизводит путь открытия этих знаний, то такой метод называют проблемным изложением. По существу учитель раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем. Применяю на следующих уроках:
1. «Ориентирование на местности» - определение сторон горизонта по Солнцу, звёздам и живым организмам.
2. «Земная поверхность на плане и карте» - для чего необходимы условные знаки и масштаб?
3. «Географическая карта» - какими свойствами обладает географическая карта?
4. «Градусная сеть» - для чего нужны географические координаты и как их определять?
Частично-поисковый или эвристический - Метод, при котором учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи). Данный метод использую на следующих уроках:
1. «Ориентирование на местности» - определение азимута различных объектов при помощи компаса.
2. «Земная поверхность на плане и карте» - как изображают неровности земной поверхности на плане местности и карте.
3. «Географическая карта» - свойства географической карты.
4. «Градусная сеть» - как ведут отсчёт от параллелей и меридианов.
5. «Географические координаты» - как определять географические координаты.
Проектный - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Применяю на уроке «Географические координаты», где в качестве закрепления полученных знаний обучающимся предлагаю найти семь чудес света по имеющимся координатам и о каждом чуде света представить электронный слайд, в результате чего составляем электронный буклет «Семь чудес света».
Используемые формы организации деятельности обучающихся:
Индивидуальная – подготовка опережающих заданий;
Групповая – работа в группах при изучении нового материала;
Фронтальная (коллективная) - работа со всем классом одновременно, фронтальный опрос, объяснение нового материала.
Набор инструментов для съёмки местности (планшет, визирная линейка, карандаш);
Дидактический материал;
Видеоматериалы;
Учебник;
Атлас.
6.Система знаний и система деятельности.
Система знаний
На уровне эмпирических знаний, то есть на уровне представлений, которые в данном разделе изучаются:
- ориентирование по компасу, Солнцу и живым ориентирам, плану местности, географической карте;
- аэрофотоснимки, условные знаки, масштаб плана и карты, горизонтали, относительная и абсолютная высота;
- параллели и меридианы;
- северный тропик, южный тропик, северный полярный круг, южный полярный круг, нулевой меридиан, экватор (нулевая параллель), северный полюс, южный полюс;
- формируются при работе с картой: условные знаки, шкала высот и глубин, метод послойной окраски, легенда карты; контурные карты, тематические карты, общегеографические карты.
На уровне теоретических знаний в данном разделе изучаются:
- причинно-следственные связи: для чего необходимо уметь ориентироваться по компасу и знать азимут, как ориентироваться по плану местности, глобусу и географической карте, как изображают неровности земной поверхности на плане местности и карте, для чего нужны географические координаты;
- закономерности: выполнение плана местности и географической карты в определённом масштабе, как располагаются параллели и меридианы на глобусе и картах, определение географических координат объектов.
При изучении данного раздела учащиеся приобретают знания профильного характера, то есть осознают, людям каких профессий необходимы полученные знания по теме «План и карта»:
- штурманы, лётчики ведут свои морские и воздушные суда по определённому азимуту или румбу, чтобы доставить необходимый груз в заданное место;
- геологи, геодезисты должны хорошо разбираться в картах, чтобы грамотно исследовать территорию для поиска новых полезных ископаемых или постройки нового современного объекта;
- климатологи, метеорологи, синоптики занимаются изучением и предсказанием погоды, составлением карт погоды, где необходимо использовать картографические знания;
- агрономы и зоотехники умело используют планы сельскохозяйственных угодий для успешной обработки плодородных земель и засадкой их культурными растениями;
- ландшафтный дизайнер должен владеть знаниями по составлению плана местности, учитывать солнечные и затемнённые участки местности или какой-то территории, на которой будут созданы альпийские горки, клумбы, фонтаны, дорожки, мостики, поставлены красивые статуэтки и т.д.
- медицина катастроф: использование карт с обозначенными на них ареалами распространения эпидемий, природных и техногенных катастроф для оказания своевременной помощи пострадавшим.
- современные автолюбители используют GPS-навигаторы, которые требуют знаний по картографии для их грамотного использования (знания условных знаков обозначения различных объектов).
Естественно научная область знаний
Физика
использование карт с указанием крупнейших ядерных мировых держав
Астрономия
Работа с картой звёздного неба
Знания по теме «План и карта»
Геология
Использование различных карт для поиска полезных ископаемых, предотвращения карстовых провалов
Геодезия
Использование планов местности для строительства жилых кварталов, зданий, сооружений
Биология
Создание и использование карт распространений растительного и животного мира по земному шару, континентам, странам, отдельным регионам или районам, отдельным городам, посёлкам, сёлам
Межпредметные связи:
- информатика (создание современных электронных карт и пособий, GPS-навигаторов);
- история (использование карт, отражающих исторические моменты, изменения во времени и т.д.);
- математика (требуются определённые математические расчёты, например, измерение расстояний, чтение масштаба карты и т.д.)
Система деятельности
Познавательная деятельность - процесс отражения действительности в психике индивида, результатом которого является новое знание об окружающем мире и о самом себе. Познавательная деятельность обучающихся направлена на познание ориентирования в пространстве, для чего человеку необходим план местности, что показывают при помощи условных знаков, для чего нужен масштаб, как изображают неровности земной поверхности на плане местности и карте, какими свойствами обладает географическая карта, какие бывают географические карты, как выглядит градусная сеть на глобусах и картах, для чего нужны географические координаты.Доведение низших форм знания – представлений – до высшего, понятийного уровня и формулирование самих понятий о сущности объектов, явлений, процес-сов – продукт деятельности мышления. Мышление оперирует не с самими изучаемыми предме-тами и явлениями, а с их воспринятыми образами – представлениями. Именно мыслительная переработка и обобщение представлений и составляет сущность абстрагирования, осмысления познаваемых объектов, явлений и процессов. Мыслительная деятельность представляет собой абстрактную, (логическую и образную) форму познавательной деятельности и включает в себя:
- осмысление воспринятых образов ориентирования, азимута, плана и карты, градусной сети, географических координат; - вычленение существенных признаков и обобщение результатов осмысления; - формулирование обобщающих выводов, научных понятий, формирование обобщающих представлений, образов – теоретических знаний.
Преобразующая деятельность – практическая деятельность учащихся (создание чего-либо):
- выполнение практических работ «Ориентирование на местности при помощи компаса», «Топографический диктант», «Ориентирование по плану города», «Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков», «Определение по карте и глобусу с помощью приборов геогра-фических координат, расстояний и направлений»,;
- работа в контурных картах – отметить звёздочкой вулканы;
- создание электронного проекта «Семь чудес света».
Общеучебная деятельность – чтение раздела параграфа, приготовить реферат на тему: «Использование планов местности в жизни человека» или «Использование географических карт в жизни человека», приготовить небольшую компьютерную презентацию на тему «Ориентирование на местности», «Как ориентироваться по компасу», «Значение географической карты в жизни человека», умение вести диалог с учителем или со своим одноклассником.
7.Календарно - тематическое планирование по разделу
Разработка урока по теме: «Географические координаты»
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок формирования новых знаний, освоение умений и способов деятельности по определению географических координат.
Цель урока: создание условий для развития способностей учащихся определять географические координаты любого географического объекта и умело применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Образовательный аспект - содействовать развитию географического мышления и формированию у учащихся целостной системы знаний по определению географических координат на различных географических картах.
Развивающий аспект - создать условия для развития умений определять географические координаты и ориентироваться по географической карте.
Воспитательный аспект - способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте.
Материально-техническое обеспечение урока:
Физическая карта полушарий и физическая карта России.
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся:
Индивидуальная;
Фронтальная;
Групповая.
Формы совместной деятельности преподавателя и учащихся:
Эвристическая беседа,
Практическая работа,
Проектная деятельность.
Методы обучения:
1.Информационно-рецептивный;
2.Проблемный;
3.Репродуктивный.
Формы учебно-познавательной деятельности:
самостоятельная работа обучающихся по карте,
работа с текстом учебника;
работа с дополнительными источниками географической информации;
работа в рабочих тетрадях;
работа у доски;
работа в парах;
работа в группах;
индивидуальная работа.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемый результат и его диагностика
1.Организа-ционный этап
Приветствие учителем учащихся. Включение в деловой ритм урока.
Приветствие учащимися учителя. Подготовка класса к работе. Самоопределение к деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Чтобы узнать, что мы будем сегодня изучать на уроке, вам необхо-димо внимательно прослушать стихотво-рение одноклассников, а потом ответить на вопрос: «Что вам предстоит изучить на уроке? Какова цель нашего урока?»
Тот, кто внимательно слушал стихотворение, тот услышал новое слово. Какое?
Учитель демонстрирует несколько фотографий с изображением фраг-ментов географических карт и обозначенными на них объектами
Мы изучаем географию, значит какие координаты или адрес объекта мы будем изучать?
Вы высказали много версий, и они почти все указывают на тему нашего урока, мы её с вами определили, нам ещё надо грамотно сформулировать цель нашего урока.
А что вы знаете по этой теме? Что бы вы хотели узнать на уроке?
Людям каких профес-сий нужно уметь поль-зоваться
географическими координатами?
На острове Врангеля на метеостанции закончились продукты и горючее. Летчики получили задание – доставить груз на остров Врангеля. Как выполнить эту задачу и спасти людей от голода и холода? Сплошная облачность. Табличек с названием острова и указателей нет.
Показ слайдов на экране проектора.
Определение личных целей обучающихся
- Для чего каждому из вас надо изучить данную тему?
- Где тебе конкретно данная тема может пригодиться?
Четверо ребят один за другим вырази-тельно читают четверостишия, делая паузы, чтобы все остальные учащиеся могли внимательно прослушать, о чём идёт речь в стихотворении. (Приложение № 1)
Внимательно слушают своих однок-лассников, чтобы определить тему урока.
Высказывают свои предположения о том, что будут изучать на уроке. Варианты ответов:
-Где находятся какие-то объекты.
-Дом точки или объекта.
-Адрес объекта или точки.
-Заветный ключ для дома.
-Дороги, которые ведут к точкам.
-Пересечение дорог.
-Мы должны научиться следовать координатам.
-Координаты точек.
-Нам предстоит научиться определять дом точки или объекта
Варианты ответов:
-Адрес объекта.
-Ключ для дома.
-Координаты.
Внимательно рассматривают фотографии, рассуждают, приходят к пониманию темы урока.
Ответы учеников:
-Географические.
-Мы будем изучать географический адрес объекта.
-Сегодня на уроке мы будем изучать географические координаты.
Формулируют тему урока «Географические координаты».
С помощью учителя формулируют цель урока:
«Какое значение имеют географические координаты в жизни человека и для чего их необходимо уметь правильно определять».
Рассуждают, высказывают свои мне-ния по данной теме урока, указывая, что практически не знают, что такое географические координаты и как их определять.
На уроке хотят узнать, что такое географические координаты, как их определять и какое значение в жизни человека они имеют.
Приводят примеры, людям каких профессий пригодится этот навык. Варианты ответов:
-Лётчики;
-Штурманы морских судов;
-Геологи;
-Лесорубы.
Рассуждают, как помочь летчикам найти людей. Приводят различные доводы и предположения. Спорят, доказывая свои версии поиска людей. Задумаются, какие знания нужны, чтобы решить данную проблему, как же найти людей и сам остров. С помощью учителя отвечают, что знание определения географических координат разных объектов поможет лётчикам достичь острова Врангеля и спасти людей от голода.
Определяют личные цели изучения данной темы, значение в практической деятельности. Учащиеся пока не могут осознать до конца, зачем им необходимо изучать данную тему.
Этап предполагает осознанное вхож-дение учащихся в пространство учеб-ной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней пот-ребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Отвечают на вопросы учителя.
Осознание значимости изучения данной темы.
Формулирование темы и цели урока.
Осознание значимости изучения данной темы.
Определяют значение знаний по данной теме для людей определенных профессий.
Определяют необходимость получения знаний для определения данной проблемы.
Личностное целеполагание.
Создание ситуации успеха и доверия.
3.Актуализа-ция знаний, полученных на предыду-щем уроке.
Повторение ранее пройденного материала.
Географические координаты или адрес любого объекта можно определить по градус-ной сетке, с которой мы познакомились на прошлом уроке.
На парте лежат листочки, написали свою фамилию. Нарисовали квадрат размером 3см × 3см. Поставили буквы и цифры. (Образец на доске). А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой» (Приложение №2)
Предлагаю обменяться листочками с соседом по парте для проверки задания.
Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?
Что такое параллель?
Где подписаны параллели на карте полушарий, на физической карте России?
Что такое меридиан?
Где подписаны меридианы на карте полушарий и на физической карте России?
Как найти северное полушарие?
Как найти южное полушарие?
Как найти восточное полушарие?
Как найти западное полушарие?
Вы согласны, что Сидней находится в южном полушарии и почему?
Вы согласны, что Лондон находится в северном полушарии и почему?
Вы согласны, что Токио находится в западном полушарии и почему?
На листочках пишут свою фамилию, чертят квадрат, отвечают на вопросы теста, вспоминая тему прошлого урока, ставят «+» под определённой буквой.
Ответы учащихся:
1.Полюс.
2.Меридиан.
3.Параллели.
4.Меридианы.
5.90 градусов.
Проверяют работу своего соседа по парте, находят ошибки и ставят оценку.
Задумываются, высказывают свои предположения, отвечают на вопрос учителя. Примерные ответы учеников: «Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру, потому что по одной букве или цифре нельзя определить, где находится точка.
В ходе эвристической беседы отвеча-ют на вопросы учителя, вспоминают разные географические проекции (цилиндрические и конические).
Работают с картой полушарий в атласе на стр. 14-15 и физической картой России на стр.16-17. Учатся извлекать информацию из карт атласа.
Примерные ответы учеников:
-Параллель – это линия, параллельная экватору.
-На карте полушарий параллели подписаны с левой и правой стороны карты.
-На карте России параллели подписаны на боковых рамках.
-Меридиан – это линия, соединяющая северный и южный полюса по кратчайшему расстоянию на поверхности Земли.
-На карте полушарий меридианы подписаны на экваторе, а на карте России – в верхней и нижней частях карты.
-Северное полушарие находится к северу от экватора, а южное – к югу от экватора.
-Западное полушарие находится к западу от нулевого меридиана, а восточное полушарие к востоку от нулевого меридиана.
Отвечают на вопросы учителя и показывают географический объект на карте полушарий. Приводят доказательства своих объяснений:
-Согласны! Сидней находится в южном полушарии, так как расположен к югу от экватора.
-Согласны! Лондон находится к северу от экватора, значит он находится в северном полушарии.
-Не согласны! Токио находится в восточном полушарии, так как находится к востоку от нулевого меридиана.
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися о градусной сетке.
Обобщение знаний о градусной сетке.
Овладение умением работать в паре, формирование коммуникативных навыков, рефлексия
Умение слушать учителя, высказывать свое мнение, аргументировать ответ, выражать свои мысли.
Дают определение понятиям, сравнивают, находят сходства и различия на физической карты полушарий и физической карты России.
Учатся находить правильные пути решения учебной задачи и аргументировать свой ответ. Развитие логического мышления обучающихся.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Этап предполагает обдумывание учащимися будущих учебных действий.
- С чем ассоциируется понятие "географичес-кие координаты"?
Для чего нужны географические координаты? Открываем учебник на стр. 55 и внимательно прочитаем раздел.
Вопросы классу:
1.Из чего состоит географический адрес объекта или точки?
2.Что показывает широта?
3.Что показывает долгота?
4.Почему необходимо уметь определять географические координаты?
5.В каких профессиях используются знания о географических координатах?
Давайте определим географические координаты Москвы.
Первая часть адреса начинается с геогра-фической широты.
Вспомните, какая параллель делит земной шар на северное и южное полушария?
Алгоритм определения широты мы найдём на стр.56 учебника.
Что называют геог-рафической широтой?
Какой бывает широта, если для её определения мы будет использовать параллели? Почему?
Запишем в тетрадь это правило, и вы должны выучить и запомнить его на всю жизнь. Действительно, широта бывает северной и южной и записывается с.ш. и ю.ш. Это тоже надо запомнить навсегда.
Параллели, как вы уже знаете, имеют величину в градусах.
Откуда начинается их отсчет и в каком направлении?
Как же определить широту объекта? Самый высокий водо-пад мира –Анхель, имеет высоту почти 979 м. Обратимся к учебни-ку на стр.58 в раздел «Определяем географи-ческую широту» и попытаемся определить широту водопада.
Давайте найдём.
Давайте определим.
Давайте определим.
Какой широты? Почему?
Давайте запишем в тетрадь:
Анхель - 6° с.ш.
Что значит определить географическую широту точки?
Достаточно ли знать только широту?
Что мы ещё должны знать, чтобы определить адрес объекта?
А что называют географической долготой? Обратимся к учебнику на стр. 57 в раздел «Что значит определить географи-ческую долготу»
Какой может быть географическая долгота?
Запишем в тетрадь это правило, и вы должны выучить и запомнить его на всю жизнь: Долгота бывает запад-ной и восточной и за-писывается з.д. и в.д.
Что значит определить географическую долготу точки?
Чтобы определить долготу водопада Анхель, давайте обратимся к алгоритму её определения на стр.58 учебника.
Найдите водопад Анхель.
Давайте определим.
Давайте определим.
Почему долгота в дан-ном случае западная, а не восточная.
Записываем долготу водопада Анхель 62 ° з.д.
Мы определили географические координаты водопада Анхель 6°с.ш. 62° з.д. Вот так записываются координаты любого географического объекта.
Высказывают свои ассоциации и впечатления. У кого-то это ассоциируется с шахматной доской, у кого-то с игрой «Морской бой», у кого-то с градусной сеткой.
Внимательно читают учебник на стр.55.
Отвечают на вопросы учителя:
1.-Из двух частей – буквы и цифры.
-Широты и долготы.
-Из географических координат.
2.-Место точки на определённой параллели.
3.Место этой же точки на конкретном меридиане.
4.-Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение по отношению к другим объектам.
- Можно нанести новый объект на карту, определив с помощью приборов его географические координаты, как это делали все первооткрыватели.
5.Отвечают на вопрос учителя:
- Для штурманов и военных.
- Штурманы прокладывают с помощью географических координат путь корабля, самолёта, подводной лодки.
- Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать их место нахождения.
- Геологи, геодезисты, географы, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых объектов.
Пытаются что-то делать, но не знают, как правильно определить координаты. Поэтому ничего не получается.
Следуют инструкции учителя. Открывают атлас на стр.14-15, находят эту параллель и отвечают: «Экватор».
Открывают учебник на стр.56, внима-тельно читают раздел «Что значит определить географическую широту», осознают, как это делать.
Отвечают на вопрос учителя, форму-лируют понятие «географическая широта» - расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку.
Думают, находят ответ в учебнике на стр.56, высказывают своё мнение, могут ошибаться, но в итоге отвечают: «Широта может быть северной и южной, так как экватор делит земной шар на северное и южное полушария. Все точки, располагающиеся к северу от экватора, имеют северную широту, а к югу от экватора – южную широту».
Записывают правило, которое диктует учитель, осознают, что записывают.
Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: «Отсчёт параллелей происходит от экватора к северу и югу, так как экватор нулевая параллель».
Озадачены тем, как определить широту водопада Анхель. Учащиеся пока этого алгоритма не знают, но им интересно узнать. Открывают учебник на стр. 58 раздел «Определяем географическую широту». Один из учащихся громко читает алгоритм определения, все остальные внимательно слушают и осознают алгоритм действия по определению широты:
1.Найти объект на карте.
Открывают атлас на стр.14-15 и вместе с учителем находят водопад Анхель на физической карте полушарий.
2.Определить, в каком полушарии, северном или южном, он находится.
Учащиеся по атласу определяют
Положение водопада и отвечают: «В северном полушарии».
3.Определить широту параллели, на которой расположен объект – водопад Анхель.
Учащиеся определяют, что водопад находится между 0 градусом (экватором) широты и 10 градусом северной широты. Определить число градусов от экватора до водопада. Учащиеся определяют, высказывают своё мнение, путаются в измерениях, но в итоге приходят к единому ответу – 6°.
Учащиеся смотрят в атлас, высказыва-ют свои версии, кто-то говорит: «Южной широты», другие ребята выс-казываются: «Северной широты», затевается спор, в результате которого приходят к единому правильному от-вету – водопад Анхель имеет широту 6 градусов северной широты, так как расположен к северу от экватора.
Записывают в тетрадь:
Анхель - 6° с.ш.
Думают, обращаются к учебнику, отвечают на вопрос учителя: «Это значит найти параллель, на которой точка расположена».
Задумываются, начинают смотреть в атлас на стр. 14-15, высказывают свои версии. Ответы учащихся: «Нет, не достаточно, так как на шестом градусе северной широты находится множество других объектов Южной Америки, Африки, Евразии, Северной Америки.
Думают, смотрят в учебник, на стр.57 находят подсказку и отвечают: «Географическую долготу».
Читают раздел учебника на стр. 57 «Что значит определить географическую долготу». Отвечают на вопрос учителя: «Географическая долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого через заданную точку».
Задумываются, кто-то из учащихся обращается к учебнику за подсказкой, кто-то смотрит в атлас на стр. 14-15.
Отвечают на вопрос учителя: «Географическая долгота бывает восточная и западная»
Записывают в тетрадь правило, которое диктует учитель, осознают, что записывают.
Думают, обращаются к учебнику, отвечают на вопрос учителя: «Это значит найти меридиан, на котором расположена точка».
Озадачены тем, как определить долготу водопада Анхель. Учащиеся пока этого алгоритма не знают, но им интересно узнать. Открывают учебник на стр. 58 раздел «Определяем географическую долготу». Один из учащихся громко читает алгоритм определения, все остальные внимательно слушают и осознают алгоритм действия по определению долготы:
1.Найти объект на карте.
Находят водопад Анхель на карте.
2.Определить, в каком полушарии, западном или восточном, он находится.
Определяют полушарие, где находится Анхель. Вспоминают, что границей полушарий выступает нулевой меридиан. Всё, что расположено восточнее от нулевого меридиана до линии перемены дат находится в восточном полушарии, все остальное пространство в западном полушарии.
3.Определить долготу меридиана, на котором расположен данный объект.
Определяют меридиан, на котором находится водопад Анхель. Он расположен между 60 и 70 меридианами. Долгота водопада - 62 ° з.д.
Думают, смотрят в атлас и отвечают: «Потому что водопад расположен в западном полушарии, к западу от нулевого меридиана»
Записывают долготу водопада Анхель 62 ° з.д.
Осознают, как надо правильно записывать географические координаты, запоминают, что первой определяется и записывается широта и только потом определяется и записывается долгота.
Формирование познавательного интереса обучающихся
«Открытие» нового знания о широте, долготе, географи-ческих координатах. Формирование по-нятий через выделе-ние существенных признаков.
Умение высказывать свои мысли, правильно отвечать на вопросы учителя, умение работать с текстом, выделять в тексте самое главное.
Умение перенести полученные знания на профессии, где эти знания можно применить.
Запоминают алгоритм определения географической широты.
Понимание и осознание вопроса учителя. Работа с картой, отработка навыка ориентирова-ния по карте полу-шарий.
Определение географической широты объекта.
Осознают, как опре-деляется долгота, запоминают, как она записывается. Закрепляют полученные знания
Работа с картой полушарий, получение нового знания по определению географической долготы.
Получение нового знания – определение географических координат и запись в тетрадь координат объекта.
5.Физмину-тка
Приложение № 4.
По команде учителя поднимают руки то вверх, то вниз, поворачивают то направо, то налево, показывая стороны горизонта.
Небольшой отдых, смена деятельности, снятие усталости и напряжения для дальнейшей творческой деятельности.
6.Первиная проверка понимания.
Что такое широта?
Какой бывает широта?
Что такое долгота?
Какой бывает долгота?
Что такое географичес-кие координаты?
А сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого нам понадобятся контурные карты, где вы будете отмечать объекты, координаты которых мы будем определять. А также тетради, куда мы будем записывать координаты разных объектов.
На прошлом уроке некоторые ребята получили опережающее задание – приготовить небольшие сообщения об интересных природных объектах.
Наша задача не только определить координаты Геклы, но и отметить вулкан «звёздочкой» в контурной карте.
Нужно внимательно посмотреть, где находится Гекла.
А сейчас вы опреде-лите координаты другого объекта.
Определим координаты третьего объекта.
Ребята, мы изучали с вами вулканы на уроках природоведения в 5 классе?
Какова причина возникновения вулканов?
Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал.
Что такое координаты?
Почему необходимо уметь определять географические координаты?
Есть ли на Земле места, для определения которых нужна только одна координата?
Исключите лишнее:
1. Северная широта – западная долгота – южная долгота;
2.Восточная долгота – северная долгота – южная широта;
3.Западная широта – восточная долгота – северная широта.
Попробуем разобрать другие задания:
Вулкан Килиманджаро имеет широту – 4 градуса с.ш.? Да или нет?
Вулкан Ключевская Сопка имеет широту - 56 градусов с.ш.? Да или нет?
Вулкан Везувий имеет долготу – 14 градусов в.д.? Да или нет?
А сейчас мы с вами будем работать в парах и выполним задание «Географический адрес моего населённого пункта»Заполнить таблицу (учебник стр.59, зад. 8).
Внимательно слушают учителя, отв-ечают на его вопросы, показывают, как усвоены новые знания:
-Географическая широта – это рассто-яние в градусах от экватора до парал-лели, проведённой через заданную точку.
-Широта бывает северной и южной.
-Географическая долгота – это рассто-яние в градусах от нулевого меридиа-на до меридиана, про-ведённого через заданную точку.
-Долгота бывает восточная и западная.
-Географические координаты – это широта и долгота любой точки.
Готовятся к работе по определению географических координат объектов и их отметке на контурной карте полушарий.
Внимательно слушают своего одноклассника, чтобы понять, координаты какого объекта они будут определять, и чем знаменит этот объект.
Один из учащихся рассказывает информацию о вулкане Гекла. Гекла— вулкан, расположенный на юге Исландии. Высота 1488 метров. С 874 года извергался более 20 раз и считается наиболее активным вулканом Исландии. В средневековье исландцы называли его «Ворота в ад». Вулкан был активным, по крайней мере, на протяжении последних 6600 лет. Последнее извержение произошло в 2000 году. Определить географические координаты вулкана.
Находят вулкан на физической карте полушарий, определяют его широту – 64°с.ш. и объясняют, почему получился такой результат.
Один из учащихся объясняет, что Гекла расположена в северном полушарии на 64-ой параллели, поэтому широта составляет 64°с.ш.
Другой учащийся объясняет, что Гекла расположена в западном полушарии на 19-ом меридиане, поэтому имеет долготу 19°з.д.
Не у всех учащихся получился такой результат. Кто-то предложил вариант – 19°в.д. Завязался спор среди учащихся. Пришли к единому решению, что координаты Геклы–64°с.ш. 19°з.д.
Отмечают «звёздочкой» вулкан на контурной карте и подписывают его название.
Внимательно слушают своего одноклассника, чтобы понять, координаты какого объекта они сейчас будут определять, и чем знаменит этот объект. Учащийся рассказывает о вулкане Котопахи, который является второй по высоте вершиной Эквадора и самым высоким активным вулканом страны (5911 м). Котопахи входит также и в число самых высоких активных вулканов планеты. Находится в Андах (Южная Америка). Размеры кратера 550×800 м, глубина 450м. Начиная с 1738 года, извержение Котопахи происходило около 50 раз.
Находят вулкан в атласе, определяют его широту – 1°ю.ш. и объясняют, почему получился такой результат: Котопахи находится южнее экватора, поэтому широта южная и составляет 1°. Затем определяют долготу Котопахи - 78°з.д. У кого-то получается результат82°з.д. Учащиеся немного путаются, так как отсчёт меридианов начинается от нулевого меридиана к западу и востоку. Но потом находят свои ошибки, поправляются и выдают верный результат.
Внимательно слушают третьего учащегося с сообщением о вулкане Кракатау. Действующий вулкан в
Индонезии. Высота нынешнего вулкана 813 м. До извержения 1883 года вулкан был значительно выше и представлял собой один большой остров. Однако мощнейшее извержение 1883 года разрушило остров и вулкан. Определить координаты вулкана.
Находят вулкан в атласе, определяют его широту – 7°ю.ш. и объясняют, почему получился такой результат: Котопахи находится южнее экватора, поэтому широта южная и составляет 7°. Затем определяют долготу Котопахи - 104°в.д. У кого-то получается результат105°в.д., кто-то выдвигает версию в 107°в.д. Но потом находят свои ошибки, поправляются и выдают верный результат.
Отвечают на вопросы учителя, вместе с учителем вспоминают причины вулканизма: сейсмически активные зоны Земли, образуются в зонах столкновения литосферных плит.
Отвечают на вопросы учителя, закрепляют новые знания. Думают, спорят, находят правильный ответ:
-Координаты – это широта и долгота точки.
-Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте, прийти на помощь кораблю, терпящему бедствие и спасти людей и т.д.
-Есть. Такими местами могут являться северный и южный полюса.
Находят лишнее в цепочках, объясня-ют, почему исключили именно это словосочетание:
1.Южная долгота, так как долгота не бывает южной, а бывает западной и восточной.
2.Северная долгота, так как долгота не бывает северной, а бывает западной и восточной.
3.Западная широта, так как широта бывает северная и южная.
Обращаются к физической карте полушарий атласа на стр.14-15. Находят вулкан Килиманджаро, определяют его широту. Выясняют, что широта вулкана - 4 градуса южной широты. Отвечают: «Нет!». Обучающиеся могут отвечать вместе, сообща.
Обращаются к физической карте полушарий атласа на стр.14-15. Находят вулкан Ключевская Сопка, определяют его широту. Выясняют, что широта вулкана - 56 градусов северной широты. Отвечают: «Да!». Обучающиеся могут отвечать вместе, сообща.
Обращаются к физической карте полушарий атласа на стр.14-15. Находят вулкан Везувий, определяют его долготу. Выясняют, что долгота вулкана - 14 градусов восточной долготы. Отвечают: «Нет». Обучающиеся могут отвечать вместе, сообща.
Работают в парах со своим соседом по парте. Учащиеся работают с учебни-ком, заполняют таблицу простым карандашом стр. 59, зад.8:
1.На каком материке находится – Евразия;
2.Государство – Россия;
3. Определяют координаты города Нижнего Новгорода по физической карте России – 56° с.ш. 44°в.д.
Формирование умений по работе с дополнительным материалом, умение выбрать интересную и полезную инфор-мацию. Показывают умение определять географические координаты, умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения (может не всегда правиль-ную), корректно поправлять своего товарища, развитие логического мышле-ния. Закрепление полученных знаний.
7. Закрепле-ние
Практическая работа.
«Определение по карте и глобусу с помощью приборов географичес-ких координат, расстоя-ний и направлений».
Из уроков истории вы знаете семь чудес света. Зная координаты этих семи чудес света, легко и просто отметить их на контурной карте и подписать. А мы с вами у доски на карте полушарий эти семь чудес света отметим самоклеющимися звёздочками. Задание выполняется по группам ( Приложение № 4).
Вспоминают о семи чудесах света.
Класс делится на 7 групп по 3-4 человека. Каждая группа получает задание.
Учащиеся думают, как выполнить задание. Пользуются физической картой атласа на стр.14 – 15. Определяют местоположение данных объектов. В группах среди ребят мнение расходится, спорят, каждый учащийся высказывает своё мнение. В итоге приходят к единому мнению в группах. Отмечают каждый свой объект на контурной карте, один из учащихся из каждой группы отмечает "звездочкой" свой объект на карте полушарий на доске. Определяют направление объектов.
Высказывают своё мнение, которое мо-жет не совпадать с мнением товарища, вместе находят пра-вильный ответ, осоз-нают свои действия. Учатся слушать то-варища, закрепляют изученный материал. Развиваются коммуникативные навыки, общение и партнерство в группах. Активизируется познавательная деятельность и формируются межпредметные связи.
8.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
-Что нового мы узнали на уроке?
-Что вам понравилось, а что не понравилось на уроке?
-Какие трудности возникли при изучении данной темы?
-Зачем нам нужны знания для определения географических координат?
-Для чего необходимо знать место нахожде-ния объекта?
-В каких профессиях используются знания, полученные на уроке?
Отвечают на вопросы учителя:
-Сегодня на уроке мы узнали, что такое географические координаты и как их определять.
-Понравилось то, что узнали совершенное новое и неизвестное до сегодняшнего дня – географические координаты и принцип их определения. Не понравилось то, что сначала не совсем было понятно, как определять координаты.
-Сначала было не совсем понятно, как определять широту и долготу, а потом после практических действий стало всё понятно.
-Знания для определения географических координат необходимы, чтобы знать, где морское судно или самолёт потерпели крушение, которым можно прийти на помощь и спасти людей, а также знать положение любого объекта, чтобы знать, где он находится. А если понадобиться помощь, то вовремя людям прийти на помощь. В Антарктиде работают учёные, знания по определению координат могут пригодиться лётчикам или морским штурманам для того, чтобы вовремя завести продукты и необходимые грузы для учёных. Географические координаты могут использовать геологи, метеорологи, синоптики, археологи и многие другие.
Отмечают успехи и неудачи. Делятся личными впечатлениями о ходе занятия. Выясняют, достигли ли цели, поставленной в начале урока
Оценивание успешности познавательной деятельности, коррекция результатов, эмоционального состояния обучающихся.
9.Информа-ция о домаш-нем задании, инструктаж
по его выполнению.
1.Параграф 10 внимательно прочитать, выучить определения «геогра-фическая широта» и «географическая долгота», алгоритм определения географических координат.
2. Выполнить в тетради задания № 9, 10, 11 на стр.59.
3.Творческое домашнее задание с элементами проектной деятельности
Творческое домашнее задание предусматривает разные виды работы. Оно распределяется по рядам:
1 ряд - создание буклета "Памятка по определению географических координат" (может быть использована в качестве пособия обучающимся, сдающим ГИА по географии. Буклет должен содержать теоретические вопросы по теме и три практических задания на определение географических координат.
2 ряд - с помощью Интернет-ресурсов подготовить стихи, ребусы, загадки, шарады, головоломки из раздела "Географические координаты" (широта, долгота, меридианы, экватор, параллель, полюса, координаты)
3 ряд - составить кроссворд на тему "Градусная сетка и географические координаты"
Осознание того, что задали на дом, какую работу дома предс-тоит выполнить,
творческий подход к выполнению домашних заданий.
10.Рефлексия (подведение итогов урока)
Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений учебной деятельности.
Фронтальная беседа. Оценка учителем деятельности класса в целом, разных этапов урока, индивидуальных ответов учащихся, групп и учебных пар.
Дают личную оценку своим знаниям, результатов урока, отмечают успехи одноклассников и то, что не получилось на уроке, личную значимость данной темы.
На карте огромная планета Земля: Реки и горы, равнины, моря. Точка на карте зовется «объект»- Такое понятие ввел человек.
2 ученик:
Сегодня мы с вами узнаем о том, Что каждая точка имеет свой дом, Чтобы её отыскать в целом мире, Ей указали этаж и квартиру.
3 ученик:
Сложно найти этот адрес ребятам, Если не следовать координатам. Этаж называется широтой, Номер квартиры – ее долготой. Как отыскать в дом заветный ключик? Карта и глобус нас этому учат.
4 ученик:
Нам остается припомнить немного, Какие ведут к каждой точке дороги. Как только дороги пересекутся, Искомые точки сразу найдутся.
Приложение № 2.
а
б
в
г
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».
Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.
Вопросы:
Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется: а) экватором; в) полюсом; б) параллелью; г) меридианом.
Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого, называется: а) экватором; б) параллелью; в) тропиком; г) меридианом.
Направления запад → восток показывают: а) параллели; б) меридианы.
Направление север → юг показывают:
а) параллели; б) меридианы.
Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет: а) 90°; б) 360°; в) 180°.
Приложение № 3.
Физминутка!!!
Повторяйте движения руками
С. ш.- вверх; Ю. ш – вниз; З.д.- влево; В.д. - вправо;
Усложним задание (показ точек)
С. ш.; в.д.; Ю. ш.; в.д.; Ю. ш.; з.д.; С. ш.; з.д.;
Молодцы!
Приложение №4.
1 группа – 33°с.ш., 33°в.д. – Египетские пирамиды; В каком направлении от Москвы они находятся?
2 группа – 36°с.ш., 28°в.д. – Колосс Родосский на острове в Средиземном море; В каком направлении от Каира он находится?
3 группа – 33°с.ш., 45°в.д. – Висячие сады Семирамиды в древнем Вавилоне; В каком направлении от Парижа они находятся?
4 группа – 38°с.ш., 37°в.д. – Храм Артемиды Эфесской на полуострове Малая Азия; В каком направлении от Сиднея он находится?
5 группа – 31°с.ш., 33°в.д. – Фаросский маяк в Александрии, основанный Александром Македонским; В каком направлении от Якутска он находится?
6 группа – 37°с.ш., 27°в.д. – Мавзолей в Галикарнасе; В каком направлении от Вашингтона он находится?
7 группа – 37°с.ш., 23°в.д. – статуя Зевса в Олимпии, Греция. В каком направлении от Антарктиды она находится?
Приложение № 5.
Итоговый тест по теме «План и карта»
1 вариант
2 вариант
1.Если стоять лицом на север, то за спиной:
А. Полярная звезда; В. Восток;
Б. Юг; Г. Запад
1.Если стоять лицом на запад, то за спиной:
А. Полярная звезда; В. Восток;
Б. Юг; Г. Север.
2.Выберите верное утверждение:
А.У азимута угол находится между направле-нием на юг и на объект;
Б.У компаса красная стрелка направлена на север;
В. Древний ориентир на восток – Луна;
Г. Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
2.Выберите верное утверждение:
А.У азимута угол находится между направлением на север и на объект;
Б.У компаса синяя стрелка направлена на юг;
В. Древний ориентир на восток – Луна;
Г. Основные стороны горизонта – северо-запад, юго-восток, запад, восток.
3.Азимут в градусах измеряется:
А. От 0° до 360°; В. От 0° до 210°;
Б. От 0° до 120°; Г. От 0° до 330°.
3.Азимут на север, восток, юг, запад соответствует:
А. 0°, 90°, 180°, 270° В. 270°, 90°, 0°, 180°
Б.90°, 0°, 270°, 180° Г. 0°, 270°, 90°, 180°
4. В каком направлении вы вернётесь, если шли по азимуту 210°:
А.60°; Б.30°; В.120°; Г.90°.
4. В каком направлении вы вернётесь, если шли по азимуту 300°:
А.60°; Б.30°; В.120°; Г.90°.
5. В каком направлении от высоты 162,3 находятся:
А. Отдельно стоящее дерево; Б. Ручей;
В. Елагино.
5. В каком направлении от Елагино находятся:
А. Фруктовый сад; Б. Ольховый лес;
В. Болото.
6. Определите расстояние в метрах от отдельно стоящего дерева до озера, если масштаб карты 1:10000.
6.Определите расстояние в метрах от сарая до высоты 162,3, если масштаб карты 1:10000.
7.Меридианы на глобусе – это:
А. Вертикальные прямые; В. Окружности;
Б. Горизонтальные прямые; Г. Полуокружности.
7.Параллели на глобусе – это:
А. Вертикальные прямые; В. Окружности;
Б. Горизонтальные прямые; Г. Полуокружности.
8.Параллели на картах и глобусе всегда имеют направление:
А. Север – юг; В. Восток – юг;
Б. Север – запад; Г. Запад – восток.
8.Меридианы на картах и глобусе всегда имеют направление:
А. Север – юг; В. Восток – юг;
Б. Север – запад; Г. Запад – восток.
9.Полное градусное расстояние от нулевого меридиана на восток и запад составляет:
А.60°; Б.90°; В.180°; Г.360°.
9.Полное градусное расстояние от экватора до полюсов составляет:
А.60°; Б.90°; В.180°; Г.360°.
10.Для меридианов градусы подписаны на карте:
А. На боковых рамках; Б. На нулевом меридиане;
В. Вдоль экватора, а также на верхней и нижней рамках; Г. В легенде карты.
10.Для параллелей градусы подписаны на карте:
А. На боковых рамках; Б. На нулевом меридиане;
В. Вдоль экватора, а также на верхней и нижней рамках; Г. В легенде карты.
11.Широта отсчитывается (увеличивается) от:
А. Северного полюса; Б. Гринвичского мериди-ана; В. Южного полюса; Г. Экватора.
11.Долгота отсчитывается (увеличивается) от:
А. Северного полюса; Б. Гринвичского мериди-ана; В. Южного полюса; Г. Экватора.
12.Долгота бывает:
А. Западная и восточная; В. Северная и южная;
Б. Западная и южная; Г. Восточная и северная.
12.Широта бывает:
А. Западная и восточная; В. Северная и южная;
Б. Западная и южная; Г. Восточная и северная.
13. Северный и южный тропики – это параллели:
А. 66,5°; Б. 23,5°; В. 0°; Г. 90°;
13. Северный и южный полярный круг – это параллели:
А. 66,5°; Б. 23,5°; В. 0°; Г. 90°;
14. Восточную долготу имеют все точки страны:
А. США; Б. Великобритании; В. Японии;
Г. Аргентины.
14. Западную долготу имеют все точки страны:
А. России; Б. Великобритании; В. Японии;
Г. Аргентины.
15.Определить координаты Лондона.
15. Определить координаты Парижа.
16.Географические координаты Москвы:
А. 56°с.ш. 38°в.д. В. 55°с.ш.37°в.д.
Б. 60°с.ш. 39°в.д. Г. 50°с.ш.36°з.д.
16.Географические координаты Сиднея:
А. 56°с.ш. 38°в.д. В. 55°с.ш.37°з.д.
Б. 60°ю.ш. 39°в.д. Г. 32°ю.ш.151°в.д.
Рис.1. План местности
Список литературы
1.О.В. Крылова. Уроки географии в 6 классе. Книга для учителя. Москва. «Просвещение», 2002г.
2. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 класс. 10-11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 г.
3. В.В. Николина. География. Поурочные разработки. 5 – 6 класс. Москва, «Просвещение», 2012 г.
4. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Предметная линия учебников «Полярная звезда». Рабочие программы по ФГОС. 5 – 9 классы. Москва, «Просвещение»,2011.
5. Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. Москва, «Вако»,2005г.
6. Е.С. Савинов. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Москва. «Просвещение». 2011г. – 342 стр.
7.В.И Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии. М:. Просвещение, 2007.
8.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/ сост. С.Г. Зубанова. – М.: Глобус, 2009.
9.Г.С.Абрамова «Возрастная психология». Учебное пособие для студентов вузов -4-е издание, стереотип –М.: Издательский центр «Академия», 1999, гл. 15 «О конце детства (8-12 лет)