Урок по теме: «Географическое положение Северной Америки. История исследования материка»
Цель: выявить особенности географического положения материка Северная Америка. Познакомить с историей открытия материка.
Задачи:
Образовательные: 1. Изучить характеристику физико-географического положения континента, используя план.
2. Рассмотреть особенности этого положения.
3. Сформировать представление об этапах открытия материка.
Развивающие: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать учебный материал по указанным признакам.
Воспитательные: Развивать умение работать в коллективе и чувство ответственности за выполнение задания. Способствовать воспитанию эстетического восприятия географических объектов.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: мультимедийная установка, учебник И.В. Душина, В.А. Коринская для 7 класса, атлас по географии для 7 класса, таблица, план-схема, презентация.
Ход урока
I.Организационный этап. Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка внешнего состояния классного помещения, проверка готовности учащихся к уроку.
II. Мотивационный этап. Актуализация. Слайд 1.Загадка.
На шаре воздушном в компании дружной
Мы долго летели к Америке Южной.
Но ветер сменил направление и, вмиг,
Отнес нас совсем на другой материк.
Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие по неведомому материку. Давайте, попробуем разгадать, что это за материк? Возможны наводящие вопросы, если ученики испытывают затруднение.
Слайд 2. Сообщение темы урока по слайду. Ученики записывают тему урока в тетрадь. Затем учитель сообщает цель данного урока и задает вопрос, какие действия должен выполнить ученик, чтобы они отвечали цели урока. Напоминает о плане, по которому характеризовали географическое положение предыдущих материков (стр.311 учебника).
Слайд 3. Формулируют совместно с учителем учебные действия на урок.
Слайд 4. Учитель предлагает обратиться к плану изучения географического положения материка.
Ставится проблемный вопрос. Для чего нужно знать географическое положение материка?
Учитель предлагает заполнить таблицу для выяснения географического положения материка. Комментирует заполнение таблицы. Таблица стр.311учебника (План описания географического положения материка). Таблицу, заранее отпечатанную, раздаю каждому ученику.
III. Этап усвоения новых знаний (работа происходит в 2 группах). Работа в группе организована в виде соревнования на быстроту и правильность ответов. За каждый полный и правильный ответ дается жетон с баллом.
Слайд 5. Мы знакомимся с площадью материка. Какую площадь занимает материк. Информацию ученики самостоятельно получают из атласа или текста учебника.
Слайд 6. Как материк расположен относительно экватора и нулевого меридиана? По слайду определяют, что ни экватор, ни нулевой меридиан не пересекают экватор.
Слайд 7. Как северный тропик пересекает материк? Он пересекает материк в северной части. Как вы думаете, на что влияет пересечение материка Северным тропиком? Он влияет на формирование климата, он будет более холодным. Теперь, для определения местоположения материка мы определим крайние точки и их координаты, затем измерим величину материка и определим протяженность с севера на юг, с запада на восток. Правильность ответа мы можем посмотреть на слайде 8.
Крайняя северная точка материка Северная Америка: м. Марчисон 71ос.ш. 94оз.д.
Крайняя южная точка материка: м. Марьято 7о с.ш. 80о з.д.
Крайняя западная точка: м. Принца Уэльского 65о с.ш. 168о з.д.
Крайняя восточная точка: м. Сент- Чарльз 52о с.ш. 55о з.д.
Следующий вопрос, который мы будем рассматривать - это определение по климатической карте, в каких климатических поясах находится Северная Америка? Во всех, кроме экваториального. Правильность ответа сверяем по Слайду 9
Теперь давайте рассмотрим, какие моря и океаны омывают материк? Задание на оценку правильного определения их географического положения. На западе материк омывает Тихий океан, Берингово море. На севере - Северный Ледовитый океан, море Баффина, море Лабрадор, на востоке- Атлантический океан, Саргассово море, Карибское море. Слайд 10.
Как расположен материк по отношению к другим материкам? Учащиеся отвечают, что на юге граничит с Южной Америкой. На востоке с Евразией. Подвожу итог баллам, называю победившую команду. Вручаю приз.
Провожу релаксацию под музыку. Демонстрация слайд-шоу. Задаю вопросы классу -понравилось ли путешествие? Какие чувства вызывают виды природы Северной Америки? Хотели бы они посетить материк?
Теперь мы познакомимся с открытием материка. Слайд 12.Информация о Джоне Каботе зачитывает ученик. Знакомимся с другими исследователями Генри Гудзоне, Руале Амундсене, Александре Макензи. Слайд 13.Сообщения проводят ученики, получившие опережающее задание.
IV. Этап закрепления новых знаний. Слайд 14. Сегодня на уроке мы познакомились с географическим положением Северной Америки. Как вы думаете, в чем особенность географического положения материка?
В том, что материк лежит в северном полушарии. Наиболее сильное влияние на него оказывает Северный Ледовитый океан, т.к. широкая часть материка обращена к Северному Ледовитому океану. На севере холодно, т.к. часть материка и прилежащие острова покрыты льдом.
V. Рефлексивно -оценочный этап. Слайд 15. На слайде вы видите смайлики, давайте прочитаем их и выберем тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока. Вслух зачитывается информация. Подвожу итог баллам и выставляю оценки.
VI. Домашнее задание. §51