Проверка домашнего задания - Какое домашнее задание вы выполняли? - Поднимите руки, кто внимательно прочитал статью учебника! Сейчас я пройду по рядам и посмотрю, какие предложения у вас получились ( проходит по рядам). - Пользуясь схемой в тетрадях, расскажите, как человек использует реки. -Один ученик будет рассказывать, а другой возьмёт конверт, выйдет к классной доске, будет доставать и прикреплять магнитиками соответствующие рассказу картинки (Приложение №1). - Какой вывод мы сделали с вами на прошлом уроке? - Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились вчера во время самоподготовки. -Я знала, что вы ответственные. А сейчас мы узнаем, кто из вас умеет разгадывать загадки. | -Мы должны были прочитать с 51-53 учебника и дописать предложение к схеме на с.37 рабочей тетради. Ученик 3 группы рассказывает, а 2 группы работает с иллюстрациями. -Человек использует реки в промышленности, для отдыха, в сельском хозяйстве, для получения электроэнергии, в быту и как пути сообщения. Ученик 3 группы читает вывод на с. 53 -Реки имеют большое хозяйственное значение. По рекам сплавляют грузы и перевозят пассажиров. Воду рек используют для бытовых и хозяйственных нужд. В реках ловят рыбу. На берегах рек располагаются базы отдыха. |
Всесторонняя проверка знаний Кругом вода, а с питьём беда. По серебряной дороге Мы отправились в поход. Остановимся на отдых, А она себе идет. Что же это за местечко - Есть вода, но нет там речки? Кочки мхом давно покрылись И в трясине притаились! Рисковать кому охота? Лучше обойти. - Назовите одним обобщающим словом: море, река, болото – это… -Каким цветом на карте обозначают моря, океаны, реки? -Как называется место, где река берёт своё начало? -Углубление, по которому течёт река? -Место впадения реки в море, озеро, другую реку? - Река, впадающая в другую реку называется…? - Реки, протекающие по равнинной местности называются… -Реки, протекающие по гористой местности называются… -А сейчас вы по описанию попробуете определить, о какой реке говорится: гористой или равнинной. Учитель читает описание рек Волга, Терек (приложение №2), дети определяют какие это реки, обосновывают свой ответ. -Посмотрите на схему, цифрами обозначены части реки, в тетрадях запишите названия, соответствующие каждой цифре. (Задание №2 на с.34 рабочей тетради) Учитель проходит по рядам и оказывает индивидуаль-ную помощь (направляющую, стимулирующую) учащимся. | Дети отгадывают загадки и объясняют почему они так считают. -Море -Река -Болото -Море, река, болото – это водоёмы. -Их обозначают на карте синим цветом. Учащиеся 1-2 группы. - Исток. - Русло. - Устье. -Притоком. -Равнинными реками. -Горными реками. Учащиеся 1-2 группы. - Волга – равнинная река, она течёт медленно и плавно, сливаясь с горизонтом, её пространство бороздят тысячи судов. -Терек – горная река, он бурный, течёт между утёсами, воет… Дифференциация по объему и сложности материала для детей разных познавательных способностей (группам 1,2 – 1 и 2 задание, группам 3,4 – только 1) |
Изучение нового материала Откройте страницу учебника 54, найдите определение озера, прочитайте про себя, а потом вслух, запишите в тетради (соответствующее определение появляется рядом с карточкой «озеро» на доске). - Поверхность земли может быть не только равнинной, на ней бывают горы, холмы и углубления. -От чего возникают углубления на поверхности земли? -Иногда земная поверхность опускается, прогибается после землетрясения, образуя углубление, иногда углубление образуется в кратере древнего вулкана, а иногда в результате горных обвалов. Если это углубление заполнится водой, то образуется озеро. -Нарисуйте, как выглядит озеро, если на него посмотреть сверху? Учитель проходит по рядам. - Правильно, так озёра изображают на плане, карте. А каким цветом оно должно быть обозначено на плане или карте? - Возьмите синие карандаши и заштрихуйте им озеро. -А откуда может появиться вода в озере? -Совершенно верно, озёра могут питать воды ручьёв и рек, осадки, подземные воды. - Вы нарисовали озеро, посмотрите и подумайте, какие воды питают ваше озеро? - Правильно, в наше озеро не является истоком для других рек. Такие озёра называют БЕССТОЧНЫМИ. -Давайте повторим хором и подпишем своё озеро, чтобы запомнить новое слово. -Может ли река брать начало из озера? То есть озеро может быть истоком реки? -Значит, вода из этого озера будет стекать, и такое озеро называется СТОЧНЫМ. -Давайте повторим хором и нарисуем сточное озеро и подпишем его. -А может быть такое озеро, в которое будет впадать река, и из которого будет брать своё начало другая река? -Нарисуйте такую схему. Дети рисуют, а учитель проходит по рядам (3-4 группе оказывает обучающую помощь). - Если в озеро впадает река, и другая река берёт начало, то такое озеро будет называться ПРОТОЧНЫМ. Подпишите свой рисунок. Учитель вызывает ученика 1 группы для того чтобы нарисовать схему на доске. - Таким образом, мы узнали, что озёра могут быть:  - Посмотрите на свою схему, с которой вы работали на самоподготовке «Использование рек» и давайте по ней разберём, как человек использует озёра. -Для чего не использует человек озёра, но использует реки? Озёра, реки – естественные водохранилища. - А может человек сделать сам углубление на поверхности земли? -А если это углубление заполнят подземные и осадочные воды, ручьи принесут свои воды, то получится ПРУД. - Можно будет брать воду для питья из пруда? -Если человек перегородит реку плотиной, так как перегородили реку Волгу, то получится ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Кто бывал на Горьковском водохранилище? -Для чего было построено Горьковское водохранилище? - Давайте рассмотрим схему «Польза и вред водохранилища» с 55, рис. 59 учебника. | Озеро - впадина (углубление) на поверхности земли, заполненная водой. Схема постепенно во время рассказа зарисовывается на доске учителем, учащимися в тетрадях.   Дети рисуют в тетрадях. -На карте, плане озеро синего цвета. Дети раскрашивают озеро синим цветом. Учащиеся 1 группы. - Горная река после обвала будет наполнять озеро, вода осадков, подземные воды. - Наше озеро могут питать воды осадков или подземные воды. БЕССТОЧНОЕ ОЗЕРО Учащиеся 2-3 группы.  -Да, озеро может быть истоком реки.  СТОЧНОЕ ОЗЕРО море   ![]()        ПРОТОЧНОЕ ОЗЕРО море Учащийся 1-2 группы - Озёра можно использовать для бытовых нужд, отдыха, промышленности, сельского хозяйства, путей сообщения. -Для получения электроэнергии -Человек может сделать углубление в поверхности земли. -Нет, вода в пруду будет застаиваться. -Дети поднимают руки. -На реке построили Горьковскую ГЭС. |
Проверка понимания нового материала - Заполним схему. Мы уже с вами знаем, что водоёмы бывают естественные и искусственные. Я начну чертить схему, а вы дополните её названиями тех водоёмов, которые мы сегодня изучали. Напомните мне, о каких водоёмах мы говорили? - Разместите их названия в пустые рамки схемы. Слова для справок: озёра, водохранилища, пруды, сточные, бессточные, проточные. (для уч-ся 3-4групп)  -К какому озеру вы отнесёте озеро, из которого не бёрёт начало ни одна река, но одна река впадает в него? -Молодцы, вы хорошо поняли учебный материал. | -Мы говорили об озёрах, водохранилищах и прудах. Учащиеся 1-2 группы делают самостоятельно, 3-4 группа с помощью учителя.  Учащиеся 1группы - Это озеро называется бессточным, так как стока воды из него нет. |