Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Градусная сетка» »
Урок географии в 6 классе «Градусная сетка» с использованием технологии решения изобретательских задач.
автор - Турлакова Ирина Валерьевна - МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №17" г. калуги
Цели урока: познавательный аспект: сформировать понятия «экватор»,«параллель», «меридиан»; сформировать умение определять направление по карте и глобусу; измерить расстояние по глобусу и карте с помощью градусной сети; развивающий аспект: раскрыть социокультурное значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте; раскрыть значимость градусной сети для ориентирования по карте; формировать у учащихся умение представлять свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, спрашивать, интересоваться чужим мнением, добывать недостающую информацию; развивать умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире. воспитательный аспект: воспитывать внимание и умение слушать, воспитывать умение работать в заданном режиме, воспитывать самоконтроль и дисциплину. психологический аспект: создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.
Ожидаемые результаты: В ходе занятия учащиеся смогут:
- давать определения понятиям: меридианы, параллели, экватор, полюс и др.;
- проводить сравнительную характеристику меридианов и параллелей;
- определить направление по карте и глобусу;
- измерить расстояние по глобусу и карте с помощью градусной сети;
- использовать различные средства для аргументации своей позиции;
- выделять главное при представлении своей точки зрения;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.
Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас для учащихся 6 класса, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.), глобусы, контурная карта, линейка. Межпредметные связи: природоведение, литература, история, математика. Тип урока:комбинированный.
Ход урока
Организация начала урока. Включение всех учащихся в деловой ритм. Настрой на доброжелательное отношение к учителю.
II. Актуализация знаний учащихся Перед вами шахматная доска (слайд 2). - Как найти «адрес» конкретной шахматной фигуры? Перед вами фотография зрительного зала (слайд 3). -Что вы должны знать, чтобы найти своё место?
-Таким образом, чтобы определить точное месторасположение шахматной фигуры или места в зрительном зале, надо пересечь вертикальные и горизонтальные линии, а в точке их пересечения найти нужный вам объект.
Чтение стихотворения М. Роговой:
Был, говорят
Где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой
Только доехали,
Вдруг- чудеса!-
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются,
Смотрят кругом:
« Где эта улица?
Где этот дом?»
Все перепуталось,
Все заблудилось!
К счастью, такое
Лишь в сказке случилось.
Я рассказала
Про это нарочно,
Чтобы проверить-
Знаешь ли точно,
Где ты живешь?
- Ребята, вы знаете свои адреса? Как на карте можно найти, где вы живете? Как летчики ориентируются в воздухе, находят нужные им города?
-Сегодня мы с вами познакомимся, как можно быстро по карте находить нужные вам города, реки, горы и многое другое. Но сначала проверим, хорошо ли вы усвоили предыдущую тему. III. Проверка домашнего задания.
Работа с тестом (приложение 1). Время работы – 5 мин., критерии оценки выписаны на доске. Два ученика работают на обратной стороне «крыльев» доски. После завершения работы, учащиеся обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют тест, глядя на доску.
- Какое слово получится, если прочитать ответы теста сверху вниз? ( 1 вариант – меридианы, 2 вариант – параллели)
Таким образом, ключевыми словами сегодняшнего урока будут «меридианы» и «параллели».
Объявление темы и цели урока (слайд 4)
IV. Изучение нового материала.
- Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси, за 24 часа она делает полный оборот. Как называются точки, которые не вращаются, потому что через них проходит воображаемая ось? (полюса)
- Как называется линия, которая находиться на одинаковом расстоянии от полюсов? (экватор)
- Найдите экватор на глобусе и на карте полушарий.
- А что такое «экватор»? (слайд 5)
Опережающее индивидуальное задание: сообщение ученика о том, как Эратосфен измерил окружность Земли (тризовский метод природных ресурсов) Приложение 2.
- Длина экватора – 40000 км, а градусная длина окружности экватора 360°.
- Сколько километров в 1° по экватору? (4000:60=111 км. в 1°)
- В чем отличие изображения экватора на карте и глобусе?
Отработка умений в нахождении экватора и полюсов. Попеременное закрытие полушарий, то со стороны северного полюса, то с южного полюса.
Учитель акцентирует внимание на том, что все линии на глобусе и карте воображаемые.
На какие полушария делит экватор Землю? (слайд 6)
Самостоятельная работа в тетрадях по заполнению таблицы (слайд 7) «Признаки линий градусной сети» с использованием текста параграфа 11 (стр.28-29). 1 вариант работает над вопросом «Признаки меридианов», 2 вариант – «Признаки параллелей».
На работу отводится 4 - 5 мин, после чего вместе проверяем и заполняем таблицу (слайд 8).
- Таким образом, мы с вами выяснили что меридианы – это линии одинаковой длины, проведенные от полюса к полюсу и показывающие направление Север – Юг.
Физкультминутка с использованием офтальмотренажера ( слайды 9 – 13)
Как мы будем отличать один меридиан от другого? (слайды 14-17)
Индивидуальное задание. Рассказ ученика о Гринвичском меридиане (« по материалам собственных наблюдений»)
Отработка умений в нахождении нулевого (Гринвичского) меридиана, меридианов в западном и в восточном полушарии.
Затем учащиеся более подробно знакомятся с понятием «параллель». Формируется навык названия параллелей (слайды 18-19).
-Можно ли провести меридианы и параллели в классе? Как определить направления?
Учащимся предлагается при помощи компаса и двух лент провести меридиан и параллель в классе. В результате они делают два важных вывода:
Все меридианы указывают направление север-юг, а параллели - запад- восток.
На Земном шаре можно провести сколько угодно параллелей и меридианов.
-На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой (слайд 20).
V. Закрепление.
Игра «Градусная сетка» (Приложение 3, слайды 21-22). Прочтите утверждение, помещенное в кружке 1; если оно правильно, перейдите от него к следующему по стрелке «да», если неправильно — по стрелке «нет». Цепочка должна получиться такая: 1, 2, 3, 7, 11, 12. Неверные утверждения в кружках 3, 7, 10.
Домашнее задание § 11 читать, пересказывать. Решить географические задачи
I вариант – с. 29 № 2,4
II вариант – с. 29 № 3,5
На контурной карте полушарий обозначить Гринвичский меридиан, линию перемены дат, экватор, полюса.
Рекомендовано: прочитать произведения Ж.Верна «Дети капитана Гранта» или «Таинственный остров» и ответить на вопрос: «Как эти произведения связаны с темой сегодняшнего урока?»
VI. Рефлексия Составьте синквейн: 1 вариант со словом меридианы, 2 вариант со словом параллели. (Приложение 4)
Приложение 1
Тест по теме:
«Сравнение плана местности и географической карты»
1 вариант
2 вариант
1. Масштаб мелкий
ы) карта у) план
2. Направление на север вверху, на юг внизу, на восток справа, на запад влево
с) карта н) план
3. Можно определить ширину улицы, речки
л) карта а) план
4. Масштаб 1: 500
о) карта и) план
5. Изображение на плоскости всей поверхности земли
д) карта т) план
6. Города показаны пунсонами
и) карта л) план
7. Масштаб 1: 1000000
р) карта в) план
8. Практически нет искажений
о) карта е) план
9.Указаны названия посёлков, деревень, отдельно стоящие дома
д) карта м) план
1.Изображение небольшого участка земной поверхности
з) карта и) план
2.Масштаб крупный
б) карта л) план
3.Наличие искажений
е) карта я) план
4.Стороны горизонта определяет по проведённым линиям
л) карта ш) план
5.Масштаб 1: 50000000
л) карта с) план
6.Все объекты изображены в масштабе
е) карта а) план
7.Масштаб 1:100
м) карта р) план
8.Зелёный цвет обозначает низкие участки местности
а) карта о) план
9.Показаны крупные населенные пункты
п) карта к) план
Приложение 2
Эксперимент Эратосфена по измерению окружности Земли:
1. Эратосфен знал, что в городе Сиене в полдень 21 или 22 июня, в момент летнего солнцестояния солнечные лучи освещают дно самых глубоких колодцев. То есть в это время солнце располагается строго по вертикали над Сиеной, а не под углом. (Ныне город Сиена называется Асуан). 2. Эратосфен знал, что Александрия находится севернее Асуана примерно на той же долготе. 3. В день летнего солнцестояния он, находясь в Александрии, по длине теней установил, что угол падения солнечных лучей равен 7,2°, то есть Солнце отстоит от зенита на эту величину. В круге 360°. Эратосфен разделил 360 на 7,2 и получил 50. Таким образом, он установил, что расстояние между Сиеной и Александрией равно одной пятидесятой окружности Земли. 4. Затем Эратосфен определил фактическое расстояние между Сиеной и Александрией. В те времена это было непросто сделать. Тогда люди передвигались на верблюдах. Длину пройденного пути измеряли в стадиях. Караван верблюдов обычно проходил около 100 стадий в день. Путешествие из Сиены в Александрию занимало 50 дней. Значит, определить расстояние между двумя городами можно следующим образом:
100 стадий x 50 дней = 5 000 стадий.
5. Поскольку расстояние в 5 000 стадий равняется, как заключил Эратосфен, одной пятидесятой окружности Земли, следовательно, длину всей окружности можно вычислить следующим образом:
5 000 стадий x 50 = 250 000 стадий.
6. Длину стадии сейчас определяют по-разному; согласно одному из вариантов, стадия равна 157 м. Таким образом, длина окружности Земли равняется
250 000 стадий x 157 м = 39 250 000 м.
Чтобы перевести метры в километры, нужно разделить полученное значение на 1 000. Окончательный ответ — 39 250 км Согласно современным вычислениям, длина окружности земного шара равна 40 008 км.