kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии "Вулканы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок - путешествие, изучение новых знаний. Вид урока: комбинированный. Цели урока: расширить и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их размещения. Выявить причины образования вулканов, горячих источников, гейзеров. Развивать умения сравнивать, делать выводы, анализировать. Формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, прививать интерес к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Вулканы" »


Урок "Вулканы".

Цели урока:

Образовательные:

расширить и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их размещения;

выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

Развивающие:

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

Воспитательные:

формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, атласы, технологические карты урока.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер.

Ход урока.

Ι. Организационный момент. Слайд № 1.

Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск, творчество и начнем урок.

ΙΙ. Актуализация знаний и умений учащихся.

Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге.

Географический диктант. Дополните, зашифрованные понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках. Слайд № 2-10.


1. Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений – это сейсмические…

2. Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения.

3. Самая большая по объему часть планеты.

4. Материк южного полушария, образовавшийся в результате раскола материка Пангея.

5. Слой мантии, расположенный на глубине 150 км от поверхности земли.

6. Прибор, который фиксирует колебания земной коры.

7. Очаг землетрясения

8.Самая тяжелая внутренняя часть земли.

9. Волны, возникающие в результате землетрясения.

Багаж собран. В путь!

ΙΙΙ. Изучение нового материала.


Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный….вулкан


- О каком природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах)

Сообщение темы и целей урока. Слайд № 11

Дети, у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока:


1. Представление древних людей о вулканах.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

- Давайте послушаем выступление и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления. Слайд № 12

2. Как образуются вулканы Слайд № 13

В верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется магма- расплавленного вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм.

Различают внутренний и внешний магматизм.

Слайд № 14

При внутреннем магматизме магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры. Если это происходит близко к поверхности земли, то образуются невысокие горы - лакколиты, которые еще называют "несостоявщимися" вулканами . Примером лакколитов является гора Аю-Даг в Крыму.

Внешний магматизм называют еще вулканизм.

- Что же такое вулканы?

Слайд № 15

Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. (задание 1)

3. Строение вулкана. Слайд № 16

Рассмотрим схему "Строение вулкана". (задание 2)

Под давление расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.

Слайд № 17

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрагается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

4. Немые свидетели вулканической деятельности.

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии, уничтожившего город Помпеи.

Слайд № 18- 20

Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад…

5. Типы вулканов. (задание 3) Слайд № 21


По своей активности вулканы делятся на 3 группы. Прочитайте материал учебника, дополните схему.


уснувшие





На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии.

Слайд № 22

Это вулканы Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м ),Кракатау, Фудзияма, и др.

Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Эльбрус в горной системе Кавказ, влк. Килиманджаро в Африке,

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться.

Слайд № 23. Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе Тихоокеанического огненного кольца.

Слайд № 24

Вулканы образуются не только на суше, но и на на дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова.

6. Вулканолог – опасная профессия. Слайд № 25

Изучением вулканов занимаются люди, чья профессия является одной из опасных в мире – вулканологи.

7. Горячие источники и гейзеры.

Слайд № 26. В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С в водоемах, наполненных водой из горячих источников, много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами. Слайд № 27 (задание 4)

Гейзерыэто периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности.

Слайд № 28. Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

Слайд № 29. В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.

Слайд № 30. Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов. Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита.

ΙV. Закрепление изученного материала.

  1. Практическая работа № Нанесение на контурную карту вулканов.

Пользуясь Картой литосферных плит атласа, мы сейчас нанесем на контурную карту вулканы Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены?

* влк. Везувий

Название объектов пишут вдоль параллелей.

  1. Подведение итогов урока.

- Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии:

  1. Сегодня на уроке мне…

  2. Меня особенно удивило то, что…

  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

  4. Было бы хорошо, если бы…

  5. Мне не понравилось…

  1. Домашнее задание: изучить материал учебника стр. 82-85. Обозначить на контурной карте самые высокие вулканы .



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока географии "Вулканы"

Автор: Рыльщикова Лидия Петровна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока географии  по теме : " Вулканы" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-vulkany"
    ["file_id"] => string(6) "127905"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415384602"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по географии 5 класс Вулканы. "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-5-klass-vulkany"
    ["file_id"] => string(6) "204308"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429631508"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме  "Вулканизм", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vulkanizm-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413118262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по географии в 5 классе по теме Землетрясения и вулканы"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_ghieoghrafii_v_5_klassie_po_tiemie_ziemlietriasieniia_i_vulka"
    ["file_id"] => string(6) "433913"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508698297"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Конспект урока физики для 8 класса по теме «Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли». "
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekt-uroka-fiziki-dlia-8-klassa-po-tiemie-postoiannyie-maghnity-maghnitnoie-polie-postoiannykh-maghnitov-maghnitnoie-polie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "149827"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420316407"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства