1.Орг. момент | “Лист ожидания от урока” | Учитель читает стихотворение. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Все ли на месте? Все ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо под рукой! Сядьте правильно все за парты свои, Ведь урок географии начинаем мы! Ребята, у каждого из вас на столе лежит “Лист ожидания от урока”, в котором вы должны самостоятельно оценить свою деятельность на протяжении всего урока. Сейчас вы можете поставить оценку насколько вы готовы к уроку. На протяжении всего урока – насколько вы обогатили свои знания, насколько вам был интересен урок, на сколько вы внесли свой вклад в урок.А также на партах лежат у вас деревца и смайлики. Спомощью этих смайликов вы будете отмечать свое настроение на протяжении всего урока и помещать их на эти деревца. Поднимите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас и поместите его на свое деревце.Молодцы! | Дети настраиваются на работу на уроке. Произносят девиз: Все, что надо под рукой! Дети выставляют оценки |
2. Выявление темы с учащимися через разгадывание загадок по группам. | 1 группа: | 2 группа: | 3 группа: | Носит бабка Снежную шапку Каменные бока Закутанные в облака. (гора) | В огне горы родился – От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал. (дым) | Жевать – не жую А все поедаю, сжигаю. (огонь) | | Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное "нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли. Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы подумайте каким географическим объектом можно объединить все эти слова? Итак каким географическим объектом можно объединить все эти 3 слова? Сформулируйте тему урока | Дети слушают Дети слушают загадки, отгадывают их и отвечают на поставленный вопрос. Гора Дым Огонь Эти слова можно объединить географическим объектом -вулкан. Тема нашего сегодняшнего урока: « Вулканы» |
3.Целеполагание и мотивация (Стадия вызова) | Методический прием « Ассоциации» к слову «Вулкан»? ( «Огнедышащая гора», огонь, жар, Бог огня, землетрясение,извержение Методический прием «Корзина идей, вопросов, понятий» | Да действительно тема нашего сегодняшнего урока: «Вулканы и гейзеры» Откройте тетради запишите тему урока. Учитель задает вопрос: - Какие ассоциации вызывает у вас слово «Вулкан»? Учитель открывает карточки со словами и обобщает высказывания учащихся Ребята, на доске весит корзина вопросов, как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме? И поместить в эту корзину? Учитель обобщает цели урока. | Записывают тему урока в тетрадь. Ученики высказывают свои варианты Дети формулируют цели урока используя параграф 19 (учебник) Сегодня на уроке мы узнаем: 1.Что такое вулкан, познакомимся со строением вулкана 2.Узнаем как образуются вулканы. 3.Познакомимся с видами вулканов. 4. Научимся по карте определять местоположение вулканов . 5. Определим значении вулканов для человека |
4.«Открытие» учащимися новых знаний | План (этапы) работы. (см. Приложение№1) Обобщение выполненной работы. Через мультимедийный проектор на доску выводится динамическая схема строения вулканов. ( видеоролик № 1) Работа со словарями Показ через мультимедийный проектор видеоролика «Как образуется вулкан. . (см. Приложение№1) Обобщение выполненной работы. Обобщение выполненной работы с использованием презентации. (см. Приложение№1) Обобщение выполненной работы с использованием карты (см. Приложение№1) Обобщение выполненной работы | Ребята сегодня на уроке вы будете работать в группах. На столе у вас лежит план ваших действий. Вы можете сейчас приступить к работе. Если у вас возникнут вопросы вы можете воспользоваться вашими сигнальными картами. Итак, что такое вулкан? Название слова «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан.В его кузнице всегда было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал двери в свое царство и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами. Сейчас мы посмотрим строение вулкана. Переходим к следующим заданиям. Покажите части вулкана, используя готовые карточки. Молодцы, проверьте все ли выставили оценки себе за эту работу. Переходим к следующему этапу. Ребята используя географические словари дайте определение следующим понятиям. 1.группа - кратер, 2. группа - жерло, 3. група - конус. Учитель открывает на мультимедиа определения Итак ребята внимание сейчас вы посмотрите сюжет « Как образуется вулкан» и выполните самостоятельно задание № 2. Итак ребята, как образуется вулкан? Учитель обобщает из учебника п2. Молодцы, не забудьте выставить себе оценки. Переходим к 3 этапу. Учитель задает вопросы: Назовите виды вулканов? Молодцы, а какие вулканы мы называем действующими? Хорошо! Какие вулканы мы называем потухшими? Дайте характеристику спящим вулканам. Переходим к следующему этапу нашей работы. На карте вулканы часто показаны звездочками красного и черного цвета Красными звездочками обознаются действующие вулканы, т.е. те, об извержении которых у человечества имеются сведения. Назовите и покажите на карте вулканы. Молодцы! Все выставили оценки за проделанную работу? Переходим к следующему этапу. Итак ребята, какое значение в жизни человека играют вулканы? Оказывается ребята, даже такое страшное явление, как вулканизм имеет не только минусы, но оказывается, что вулканы оказываются формируют облик нашей планеты. Есть наука, которая изучает действие вулканов – это вулканология. ( термин вывешиваю на доску), а профессию людей которые изучают вулканы называют вулканологами. Вулканологи изучают вулканы для того, чтобы:- предсказать извержение; - изучить внутреннее строение земли; - узнать об образовании полезных ископаемых. | Дети приступают к работе. Дети говорят определение: Вулкан — геологическое образование на поверхности земной коры. Дети смотрят видеоролик. Дети выполняют задание 4-7 в группах. Дети воспроизводят строение вулкана на доске с помощью специальных заготовок. Дети работают со словарями Дети проверяют. Дети смотрят видеоролик. Дети выполняю задание №2. Ответ учащегося: В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии-магмы меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Газы, растворенные в магме вытесняют ее из очагов вверх по жерлу к кратеру. Излившуюся на земную поверхность магму называют лавой.Жидкая лава изливается спокойно, а вот вязкая лава выбрасывается из кратера в виде мелких частичек-вулканического пепла и крупных кусков- вулканических бомб. Дети выполняют задание № 3 в группе. Отвечают на поставленные вопросы, демонстрируют виды вулканов на презентации. Выделяют следующие виды вулканов по форме: конические, щитовые. Также вулканы классифицируются по частоте извержений: действующие, потухшие и спящие. Вулканы, которые извергались на памяти человечества, называются действующими. Потухшими считают вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества. Некоторые вулканы, считавшиеся потухшими, начинают действовать. Такие вулканы называют спящими. Дети выполняют задание № 4 в группах 41 с. ш., 15 в. д. имеет координаты спящий вулкан-Везувий . 65 с. ш., 18 з.д. имеет координаты потухший вулкан–Керлинг 6 ю. ш., 106 в. д. имеет координаты действующий вулкан - Краката́у Ребята выполняют задание № 5 в группах Вулканы имеют положительные и отрицательные черты: Положительные-это Формирование облика нашей планеты, а отрицательные черты: выбросы в атмосферу пепла и сажи. При извержении, уничтожение близлежащих участков, деревень, посевов, скота |