Конспект открытого урока по географии в 7 классе «Африка»
Конспект открытого урока по географии в 7 классе «Африка»
Цель урока - обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, применить изученный материал в нестандартной ситуации, отработать навыки изученного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по географии в 7 классе «Африка»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 12»
х. Фельдмаршальский, Новоалександровского района
повторительно-обобщающий урок
по географии в 7 классе
по теме «Африка»
учитель географии первой квалификационной категории
Гричухина Ирина Васильевна
Конспект открытого урока по географии в 7 классе
«Африка»
Цель урока - обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, применить изученный материал в нестандартной ситуации, отработать навыки изученного материала.
Воспитательные цели:
- воспитывать чувство товарищества, дружбы
-умение слушать друг друга;
-уважать мнение других;
-помогать друг другу;
-уважать достижения других.
2.Развивающие цели - применение изученного материала в нестандартной ситуации, отработка навыков анализа изученного материала, продолжить формирование умения работать с дидактическим материалом, с творческими заданиями; анализировать настенные карты и карты атласа;
3.Обучающая:закрепить знания учащихся, полученные при изучении темы “Африка”; создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения;
Оборудование: физическая, политическая карта Африки, атлас, контурные карты, дневник исследований, мультимедийная презентация «Африка», подготовленная учениками, выставка дополнительной литературы по теме «Африка», медиапроектор
Цель социализации: обогащение речевого запаса за счет использования стилистических фигур текста.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.
Форма урока: урок – путешествие.
Тип урока: урок – практикум (отработка и проверка знанийучащихся по сформированности основных учебных умений; повторение географического положения материка, путешествия и исследование материка, рельеф, реки, климат, природные зоны ,страны материка).
Виды учебной деятельности:
-слушание (понимание на слух научной речи);
-индивидуальная работа, работа в парах, в группе;
-практические задания;
-исследовательская работа;
-говорение;
-мыслительный анализ;
-самопроверка;
-взаимопроверка.
План урока:
1.Организационный момент.
2Путешествие.Практические задания.
4.Подведение итогов урока и домашнее задание.
Следует класс учащихся разделить на три команды - «научные экспедиции» (проще это сделать по рядам, один ряд одна команда, но при этом необходимо, чтобы команды были примерно равны «по силам»). Команды должны выбрать капитана и двух помощников капитана.
Каждая команда должна иметь контурные карты « Африка» и «дневник исследований» в виде
нескольких соответственно оформленных тетрадных листов. В «дневник» школьники записывают
названия остановок, ответы на вопросы, выполняют задания, которые вызывали наибольшие
затруднения при ответе или выполнении.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка оборудования на рабочем месте.
Знакомство с темой урока: Наверное, нет на Земле человека, который не любил бы путешествовать. А детей – уж точно нет. Но путешествовать, можно не покидая школьного кабинета. “Сегодня на уроке мы закрепим знания о Африке. Для этого мы отправимся в путешествие по материку и вокруг него с тремя командами и отважными капитанами. Итак, отправляемся в путь!”
Для успешного путешествия командам необходимо выбрать из своего состава КАПИТАНА (следит за ходом работ на корабле) и двух помощников капитана (которые заполняют дневник исследований).
Итак заполняем:
Название команды______________________
Название остановки Ответы на вопросы,
выполненные задания
1.Историческая
2.Географическое положение
3.Высотная
4.Климатическая
5.Водная
6.Природные зоны
7.Политическая
Записи необходимы для того, чтобы подвести итог изучению темы «Африка». Используя их, можно сделать вывод об учебных результатах усвоения данной темы.
II этап. Путешествие.
1.Остановка «Историческая». Слайд 2.
Задача выбранных игроков команд - написать имена путешественников и
исследователей Африки, название страны, которую они представляют.
Примеры заданий на слайдах. Презентация “Африка” Приложение1.
Слайд 3.
Ответ (Васко да Гамма. Португалия.)
Слайд 4.
( Д.Ливингстон. Великобритания.)
Слайд 5.
(Г.М.Стэнли. Великобритания.)
Слайд 6.
(В.В.Юнкер. Россия.)
Итак, первой справилась команда …..
2.Остановка «Географическое положение». Слайд 7.
1.Даю задание представителям команд: «Представьте, что вы плывете вокруг
материка, ваша задача - нанесите на контурную карту маршрут движения и
отметить цифрами объекты, характеризующие географическое положение
материка».
Слайд 8.
А) Начинаем наше путешествие в проливе - это своеобразные «ворота», соединяющие Атлантический океан с его внутренними морями.
(Гибралтарский пролив.)
Слайд 9.
Б ) Выходим в океан, который омывает западное побережье материка.(Атлантический океан).
Слайд 10.
В) Проплывем мимо островов, которые расположены в 100-120 км. от берегов Марокко. Издалека можно увидеть очертания огромной горы - это знаменитый действующий вулкан Тенерифе. В здешних лесах живет множество желтых канареек, поэтому острова так и назвали. (Канарские острова.)
Слайд 11.
Г) Огибаем крайнюю южную точку Африки и оказываемся в океане.
(Индийский океан.)
Слайд 12.
Д) Проплываем у берегов полуострова Сомали, проходим Аденский залив и входим в пролив.
(Баб –эль- Мандебский пролив.)
Слайд 13.
Е) Теперь мы плывем по самому соленому на земле морю.(Красное море.)
Слайд 14.
Ж) Этот канал позволяет нам оказаться в том море, где начиналось наше путешествие. (Суэцкий
канал.)
2.Выполните тест. Допускается выполнение теста с применением программы
Knowing. Слайд 15-16
В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?
а) к западу;
б) к юго-западу;
в) к северу.
2.Какой пролив отделяет Африку от Европы?
а) Мозамбикский;
б) Гибралтарский;
в) Берингов.
3.Какой мыс Африки является ее крайней южной точкой?
а) Игольный;
б) Альмади;
в) Рас-Хафун.
4.Как называется самый крупный остров у берегов Африки?
а) Гренландия;
б) Новая Гвинея;
в) Мадагаскар.
5.Самый большой полуостров Африки?
а) Аравийский;
б) Сомали;
в) Индостан.
6.Какой канал является условной границей между Африкой и Евразией?
а) Суэцкий;
б) Панамский;
в) Каракумский.
7.Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки?
а) Атлантический;
б) Индийский;
в) Тихий.
8.Какой исследователь завершил открытие берегов материка при своем плавании вокруг Африки?
а) Ливингстон;
б) Васко да Гама;
в) Вавилов.
9. Какой исследователь пересек Южную Африку, открыл верховья р. Конго, водопад Виктория?
а) Ливингстон;
б) Васко да Гама;
в) Вавилов.
10.Как называется крупный залив у берегов Африки?
а) Мексиканский;
б) Персидский;
в) Гвинейский.
Слайд 17.
Проверьте правильность ваших ответов по контрольной карте.
Оцените вашу работу.
Итак, первой справилась команда …, один из представителей команды выходите к доске и покажите эти объекты на карте. Вторая команда внимательно смотрит и исправляет ошибки, если они будут.
3.Остановка «Высотная».
Учитель:Сейчас я дам текст представителям команд, ваша задача - написать названия пропущенных географических объектов.
Эти две высочайшие горы - «пятитысячники» расположены вблизи экватора. Несмотря на это, они
увенчаны вечными снегами и ледниками. Обе горы представляют собой потухшие вулканы,
образовавшиеся на плоскогорье, где расколы земной коры проложили расплавленной магме путь
из земных глубин к дневной поверхности. Это плоскогорье называется ..,а
Учитель:Итак, первой справилась команда …, один из представителей команды выходите к доске и покажите эти объекты на карте. Вторая команда внимательно смотрит и исправляет ошибки, если они будут.
4.Остановка « Климатическая». Слайд 18.
Учитель:Вам дано описание климатических поясов по командам, ваша задача -
определить названия поясов. Слайд 19.
Слайд 20.
Температура круглый год составляет +26..+28 градусов, за год выпадает более 2000 мм осадков, которые равномерно распределяются в течение года. (Экваториальный пояс.)
Слайд 21.
Средняя годовая температура около 20 градусов, проявляются ее сезонные колебания.
Выделяются две климатические области: средиземноморского типа климата и с равномерным
увлажнением. (Субтропический пояс.)
Слайд 22.
Солнце нагревает поверхность камней и песка до 70 градусов, температура воздуха
поднимается до 40 градусов и выше. В связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздух быстро охлаждаются. Поэтому колебания суточных температур очень большие.(Тропический).
Слайд 23.
Учитель:С этим заданием лучше справилась команда …
5.Остановка «Водная». Слайд 24.
1.Выполняя заданиевы должны определить названия географических
объектов, о которых идет речь в описаниях. И подписать их на контурной карте.
А) Эти три самых больших озера Африки, которые находятся на востоке материка, иногда
называют Великими Африканскими озерами.
(Виктория, Танганьика, Ньяса.)
Б) Эти две реки образуют основное течение третьей реки, которая течет по пустыне, не получая
воды ни от притоков, ни от дождей. Вода из реки сильно испаряется, много ее расходуется на
орошение полей, и все же значительная часть воды реки вливается в Средиземное море. (Белый
Нил, Голубой Нил.)
2.Цифровой диктант в устной форме («Я утверждаю, что…»), (
учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или несогласии с помощью
компьютерной обратной связи и сразу корректируют свой ответ.)
1. К внутренним водам относятся моря, реки, озера, ледники, болота и искусственные водоемы.
2.Распределение речной сети зависит от рельефа и климатических условий.
3.Большинство рек Африки относится к бассейну Индийского океана.
4.Самая полноводная река Африки – Замбези.
5.Водопад Виктория на реке Замбези был открыт английским путешественником Ливингстоном.
6.Вторая река Африки – Нигер, полноводна круглый год и дважды пересекает экватор.
7.В Африке много озер ледникового происхождения, крупнейшее из них – Танганьика.
8.Чад-озеро, имеющее свои размеры в зависимости от времени года.
9.Подсчеты ученых показали, что запасы подземных вод в центральной части Сахары
незначительны.
Слайд 25.Ответ:010 010 010
Учитель:С этим заданием лучше справилась команда …
6.Остановка «Природные зоны».
1. Предлагаю представителям команд назвать пять ключевых слов и
словосочетаний, с помощью которых они могли бы описать одну из природных
зон Африки.
1команда – пустыни.
2команда - саванны.
3команда-влажные экваториальные леса
Пример ответа.
Пустыни: жара, отсутствие осадков, колебания температур, скудная растительность, змеи,
ящерицы, верблюды, песок, песчаные бури, мираж.
2. Отгадать загадки:
В саваннах Африки живут стадами, тела их покрыты полосами, их быстрый бег от
хищников спасает. Ну кто же их не знает? (Зебра.)
Когда трава от солнца выгорает и все другие звери голодают, лишь этот зверь имеет свежий корм, с деревьев листья обрывает он. (Жираф.)
Слайд 26.
3.Расселить животных по природным зонам (наиболее характерным для обитания данного вида).
Учитель:С этим заданием лучше справилась команда …
7.Остановка « Политическая».
Дети должны ответить на вопросы:
А) Какое государство Африки самое большое по площади? (Судан.)
Б) Какое государство Африки самое большое по населению? (Нигерия.)
В) В Африке есть государство, из названия которого, отбросив две буквы, можно получить
название другого государства. Причем первое пересекается экватором, а второе - нулевым
меридианом. Что это за государство? (Сомали и Мали.)
III Подведение итогов.
Учитель. Наше заочное путешествие по Африке закончилось. Вы показали сплоченность, дружбу, умение слушать друг друга, уважать мнение других, помогать друг другу и с достоинством прошли все испытания в нашем путешествии.
Задание: Помощники капитанов подсчитывает баллы команды.
Результаты экспедиций записываются на доске. Определяется лучшая команда.
Учитель Вы проверили, насколько усвоили тему «Африка», узнали, какие вопросы и задания вызывают у вас затруднения. Эта информация поможет тем, кто недостаточно изучил этот материк и хочет получить более высокую отметку.
Учитель: Ребята ответьте на вопросы: что вам понравилось на уроке? Чему научились? Что вызвало у вас затруднение?
На уроке активно работали…
За урок получают оценки следующие учащиеся…
Домашнее задание. Повторить
Урок окончен.
Заключение
При планировании данного урока, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.
Занятия с ними традиционно ведутся по формированию исследовательских навыков.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Происходило чередование различных
видов деятельности, осуществлялась межпредметная связь.
На уроке реализованы следующие дидактические принципы: системность, научность, доступность.
Я стремилась к тому, чтобы на уроке преобладал диалог учителя с детьми, а не монолог, дети активно отвечали на вопросы, аргументировали их.
Учащиеся были заинтересованы в течение всего урока и
вовлечены в работу. Я думаю, что ученики усвоили материал по теме: «Африка», что подтвердили
выполненные ими задания и итог урока.
На уроке действовал принцип комфортности. В классе была создана и поддерживалась атмосфера
доброжелательности, увлеченности, позволяющая раскрыться и поверить в свои силы каждому
ученику.
Результатом данного урока можно считать повышение интереса учащихся к изучению географии,
стимулирование их учебной активности.
Список литературы
1.ГалееваН.Л. , Мельничук Н.Л. сто приемов для ебного успеха ученика на уроках географии М.:
«5 за знания», 2006.
2.География: Уроки-игры в средней школе / Сост. Н.В. Болотникова -Волгоград: Учитель, 2004.
3.География 6-8 классы. Уроки с использованием блочно-модульной технологии 2-е изд.,