kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " вулкан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

причины образования вулканов на Земле и географию их размещения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " вулкан"»

Тема урока: Вулканы

Тип урока Открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель: сформировать представления о происхождении вулканов, гейзеров;

ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.

Планируемый результат: Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)

Умение использовать географическую карту как источник информации о вулканах, развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные

Регулятивные:

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

освоить информационно –технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Задачи урока

Образовательные: узнать причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения по Земле.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся:

общеучебных умений – работа с учебником, составление схем;

специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);

интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.

Воспитательные:  воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины

Межпредметные связи

География- история (мифы греков и римлян)- литература (стихи А.С. Пушкина «Везувий зев открыл…) – ИЗО (иллюстрация «Последний день Помпеи»)

Фрагмент видиофильма вулкан Этна


Фрагмент урока

I. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ с учащимися через разгадывание загадок по группам.

1 группа:

2 группа:

3 группа:

Носит бабка
Снежную шапку
Каменные бока
Закутанные в облака.
(гора)

В огне горы родился –
От огня убежал
С огнем разлучился
И в небе пропал.
(дым)

Жевать – не жую
А все поедаю, сжигаю.
(огонь)

Учитель: Каким географическим объектом можно объединить все эти три слова: гора, дым, огонь.

Учащиеся:


Учитель: 1. О каком природном явлении мы сегодня будем говорить (об извержении вулкана)

2. Что мы знаем о вулканах?

3 А что нам необходимо узнать о вулканах?

  1. Что такое вулкан?

  2. Как, где, почему образуется вулкан?

  3. Какие бывают вулканы?



Проблема!

Что мы видим на схеме?

Строение литосферы. Что можно сказать о земной коре на схеме?


Что такое мантия?

Какая её температура?

смотрим Вулкан Этна фрагмент видиофильма

-Что представляет собой вулкан?

-Где бывают вулканы? (на дне океана, на суше)

-Что такое лава?

-Назовите продукты извержения вулкана?

Вывод:

Земная кора тоньше под океаном.



Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е. в зоне разломов.



На суше в зоне разломов;

На дне океанов лава прожигает земную кору.(запись в тетрадь)





Как, где, почему образуются вулканы?

Учитель:

Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку, составим схему вулкана и тогда ответим на вопрос:


литосфера разбита на литосферные плиты; (1)

выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава;

образуется конус вулкана; (4)

магма вскипает, образуется очаг магмы; (3)

литосферные плиты сталкиваются; (2)

движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу; (5)


образовался вулкан, на вершине которого – кратер. (6)



Литосфера расколота на гигантские блоки – литосферные плиты. Эти плиты плавают по астеносфере (верхний слой мантии, пониженной вязкости), то слегка погружаясь, то всплывая, и очень медленно, всего лишь на несколько сантиметров в год, смещаются в горизонтальном направлении. Словно льдины при ледоходе, плиты сталкиваются, разъезжаются в разные стороны. Если сталкиваются разные по толщине плиты (например, океаническая и материковая), то более тонкая ( океаническая ) погружается под материковую (см. рисунок). Давление в мантии уменьшается, магма вскипает (см. схему очаг магмы) и превращается в огненно-жидкую массу устремляясь вверх расширяя трещину, и изливается на поверхность (см. схему – жерло, лава). При извержении вулкан выбрасывает обломки горных пород: кусочки раскаленной лавы размером 2 мм – вулканический пепел и размером от нескольких см. до нескольких метров – вулканические бомбы. Они насыпают конус вулкана (см. схему). Лавовые потоки могут подпортить идеальную форму конуса, так как стекают лишь в одну сторону. Вулканы – всегда одинокие горы. Но находятся они обычно в горных районах. На верху конуса остается углубление – кратер (с греческого «чаша»). Если диаметр кратера велик, более 1-2 км, его называют кальдерой. (с португальского «котел»).

Проверка проводится во время составления схемы образования вулкана.

Учитель: Может у вас уже возник образ вулкана, запишите его.

Какие бывают вулканы? Как извергаются вулканы?

Учитель: дает понятие действующий, уснувший или спящий, потухший.

Работа с картой атласа по определению географических координат вулканов и распределение их по группам: действующие, спящие, потухшие

1 группа

2 группа

3 группа

55° с.ш. 160° в.д.

41° с.ш. 15° в.д.

42° с.ш. 45° в.д.

24° ю.ш. 68° з.д.

3° ю.ш. 38° в.д.

32° ю.ш. 71° з.д.

20° с.ш. 155° з.д.

19° с.ш. 98° з.д.

 


Проверка

1 группа

2 группа

3 группа

влк. Ключевская Сопка

влк. Везувий

г. Эльбрус (Кавказ)

влк. Льюльяйльяйко

влк. Килиманджаро

г. Аконкагуа

влк. Килауэа

влк. Орисаба

 

Действующие вулканы

Спящие вулканы

Потухшие вулканы


Вопрос: Может ли в нашей местности начаться извержение вулкан?


Работа в группах.

Изучив строение вулкана, сделаем макет вулкана



Дом задание. Сообщение 1. откуда пошло название «вулкан»

2. Извержение Везувия. Гибель Помпеи




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " вулкан"

Автор: Голикова Тамара Магометовна

Дата: 01.12.2020

Номер свидетельства: 565075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по географии 5 класс Вулканы. "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-5-klass-vulkany"
    ["file_id"] => string(6) "204308"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429631508"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме  "Вулканизм", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vulkanizm-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413118262"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока на тему" Литосфера""
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekturokanatiemulitosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "341040"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472314279"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "конспект урока по географии "Вулканизм""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-vulkanizm"
    ["file_id"] => string(6) "284151"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453921017"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока  "Рельеф Африки "-7 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-riel-ief-afriki-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142316"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418271440"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства