Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " вулкан"»
Тема урока: Вулканы
Тип урока Открытие новых знаний (ОНЗ)
Цель: сформировать представления о происхождении вулканов, гейзеров;
ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.
Планируемыйрезультат: Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
Умение использовать географическую карту как источник информации о вулканах, развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные
Регулятивные:
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
освоить информационно –технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Задачи урока
Образовательные: узнать причины образования вулканов и гейзеров, их виды и особенности, географию их размещения по Земле.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся:
общеучебных умений – работа с учебником, составление схем;
специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);
интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины
Межпредметные связи
География- история (мифы греков и римлян)- литература (стихи А.С. Пушкина «Везувий зев открыл…) – ИЗО (иллюстрация «Последний день Помпеи»)
Фрагмент видиофильма вулкан Этна
Фрагмент урока
I. ВЫЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ с учащимися через разгадывание загадок по группам.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
Носит бабка Снежную шапку Каменные бока Закутанные в облака. (гора)
В огне горы родился – От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал. (дым)
Жевать – не жую А все поедаю, сжигаю. (огонь)
Учитель: Каким географическим объектом можно объединить все эти три слова: гора, дым, огонь.
Учащиеся:
Учитель: 1. О каком природном явлении мы сегодня будем говорить (об извержении вулкана)
2. Что мы знаем о вулканах?
3 А что нам необходимо узнать о вулканах?
Что такое вулкан?
Как, где, почему образуется вулкан?
Какие бывают вулканы?
Проблема!
Что мы видим на схеме?
Строение литосферы. Что можно сказать о земной коре на схеме?
Что такое мантия?
Какая её температура?
смотрим Вулкан Этна фрагмент видиофильма
-Что представляет собой вулкан?
-Где бывают вулканы? (на дне океана, на суше)
-Что такое лава?
-Назовите продукты извержения вулкана?
Вывод:
Земная кора тоньше под океаном.
Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит т.е. в зоне разломов.
На суше в зоне разломов;
На дне океанов лава прожигает земную кору.(запись в тетрадь)
Как, где, почему образуются вулканы?
Учитель:
Вам предлагается 6 предложений, из них мы должны составить логическую цепочку, составим схему вулкана и тогда ответим на вопрос:
литосфера разбита на литосферные плиты; (1)
выбрасывается вулканические пепел и бомбы, изливается лава;
образуется конус вулкана; (4)
магма вскипает, образуется очаг магмы; (3)
литосферные плиты сталкиваются; (2)
движение магмы внутри конуса происходит по трещине – жерлу; (5)
образовался вулкан, на вершине которого – кратер. (6)
Литосфера расколота на гигантские блоки – литосферные плиты. Эти плиты плавают по астеносфере (верхний слой мантии, пониженной вязкости), то слегка погружаясь, то всплывая, и очень медленно, всего лишь на несколько сантиметров в год, смещаются в горизонтальном направлении. Словно льдины при ледоходе, плиты сталкиваются, разъезжаются в разные стороны. Если сталкиваются разные по толщине плиты (например, океаническая и материковая), то более тонкая ( океаническая ) погружается под материковую (см. рисунок). Давление в мантии уменьшается, магма вскипает (см. схему очаг магмы) и превращается в огненно-жидкую массу устремляясь вверх расширяя трещину, и изливается на поверхность (см. схему – жерло, лава). При извержении вулкан выбрасывает обломки горных пород: кусочки раскаленной лавы размером 2 мм – вулканический пепел и размером от нескольких см. до нескольких метров – вулканические бомбы. Они насыпают конус вулкана (см. схему). Лавовые потоки могут подпортить идеальную форму конуса, так как стекают лишь в одну сторону. Вулканы – всегда одинокие горы. Но находятся они обычно в горных районах. На верху конуса остается углубление – кратер (с греческого «чаша»). Если диаметр кратера велик, более 1-2 км, его называют кальдерой. (с португальского «котел»).
Проверка проводится во время составления схемы образования вулкана.
Учитель: Может у вас уже возник образ вулкана, запишите его.
Какие бывают вулканы? Как извергаются вулканы?
Учитель: дает понятие действующий, уснувший или спящий, потухший.
Работа с картой атласа по определению географических координат вулканов и распределение их по группам: действующие, спящие, потухшие
1 группа
2 группа
3 группа
55° с.ш. 160° в.д.
41° с.ш. 15° в.д.
42° с.ш. 45° в.д.
24° ю.ш. 68° з.д.
3° ю.ш. 38° в.д.
32° ю.ш. 71° з.д.
20° с.ш. 155° з.д.
19° с.ш. 98° з.д.
Проверка
1 группа
2 группа
3 группа
влк. Ключевская Сопка
влк. Везувий
г. Эльбрус (Кавказ)
влк. Льюльяйльяйко
влк. Килиманджаро
г. Аконкагуа
влк. Килауэа
влк. Орисаба
Действующие вулканы
Спящие вулканы
Потухшие вулканы
Вопрос: Может ли в нашей местности начаться извержение вулкан?
Работа в группах.
Изучив строение вулкана, сделаем макет вулкана
Дом задание. Сообщение 1. откуда пошло название «вулкан»