создать условия для формирования знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов;
обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава.
уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;
приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;
определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.
осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;
создание упрощенной схемы вулкана.
умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы и презентации.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания |
1. Организационно-мотивационный этап урока |
Организационный момент. Определение темы урока. | На экране представлено несколько слайдов с изображением вулкана (действующих и потухших). Посмотрите на изображения. Что в них общего? Попробуйте определить тему урока, опираясь на них. | Общее: изображения вулканов. Определяют и называют тему урока. | Определяют тему урока. | |
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки. | Просмотрите видеофрагмент о Кроноцком заповеднике (http://www.youtube.com/watch?v=1jO6vAbjO9) и ответьте на вопросы: А) Какие географические объекты вы узнали в видеофильме? Б) Какие географические процессы и явления вы здесь наблюдали? | Отвечают на вопросы. | Формулируют цель своей деятельности на уроке. | |
| Ответьте на вопросы: А) Что вам известно о вулканах? Б) Опишите по представлению, как извергается вулкан? В) О каких извержениях вулканов вы знаете? 3. Можете ли вы объяснить причину извержения вулкана? Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке. | Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Определяют цель своей работы на уроке: изучить строение вулкана и научиться определять причины извержения вулканов. | | |
Формулировка задач урока. | Анализ изучаемого объекта/явления: Образование и строение вулкана. Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы... Вулканы мира. Вторая задача заключается в том… Причины извержения вулканов. Третья задача нашей работы на уроке заключается в … Ещё на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на сегодняшнем уроке? | Занимаются поиском ответов на вопросы. Формулируют первую задачу: изучить внутреннее строение вулкана. Формулируют вторую задачу: где на планете действуют вулканы? Формулируют третью задачу: смоделировать процесс извержения вулкана. Поступают предположительные вопросы. | Формулируют основные задачи урока. | |
2. Процессуально-содержательный этап урока. |
Образование и строение вулкана. | Откуда произошло слово «вулкан»? (сообщение учащегося, данное ему заранее). Есть ли у вас ассоциации с этим словом? Рассмотрите рис. 117 в учебнике, на с. 100, составьте рассказ о строении вулкана. Выполните задание №3,4 в рабочей тетради на с. 55 Работа с моделью вулкана. Проведите демонстрацию модели «Извержение вулкана. Вулканы – географический объект, процесс или явление? По рисункам учебника, предположите, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не возвышенность? Попробуйте дать своё определение понятию «вулкан». А как даётся его трактовка в словаре терминов в учебнике? От чего зависит форма вулкана? Получив сведения о формах вулканов и предложенные характеристики, выполните задание 5 в рабочей тетради | Высказывают предположения, выслушивают сообщение. Составляют рассказ по рисунку. Создают иллюстрированный рассказ о «жизни» и образовании вулкана, рисуют схему по строению вулкана. Проводят опыт, фиксируют результат. Отвечают на вопрос. Высказывают своё мнение. Дают своё определение понятию «вулкан», сравнивают его с определением в словаре, делают вывод. Предполагают, что форма вулкана зависит от температуры и свойств лавы. Заполняют таблицу. | Анализируют понятие «вулкан», используя знания о нём из курсов истории, литературы. | Демонстрируют действие модели «Извержение вулкана». |
Рефлексия деятельности. | Какую работу мы выполнили для того, чтобы определить строение вулкана и особенности его образования? | Называют свои действия. | Анализируют свою работу на уроке. | |
2.Вулканы мира. | 1. Определите, какие вулканы относятся к действующим, какие к потухшим, какие к спящим, используя материал учебника на с.102-103 Рассмотрите картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Представьте себе, что вы герои картины, расскажите о своих ощущениях. Есть ли вулканы на территории нашего края? По карте атласа «Вулканы и землетрясения» (с. 28) определите:
На контурной карте, используя карту атласа, красными и чёрными звёздочками отметьте вулканы. Сделайте вывод: в каких частях нашей планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов? | Отвечают на вопрос, выделяют особенности различных видов вулканов. Находят ошибки в таблице и исправляют их. Рассказывают о своих ощущениях. Отвечают на вопрос. Знакомятся с легендой карты, работают с условными знаками вулканов. Выполняют работу на контурной карте, отвечают на вопрос. | Учатся составлять рассказ по картине. Учатся работать с картой атласа и контурными картами. | |
Рефлексия деятельности. | Какими источниками географической информации и как мы воспользовались, чтобы определить особенности вулканов и их размещение на Земле? | Называют источники географической информации, перечисляют виды деятельности с ними. | Анализируют ход своей деятельности на уроке. | |
3.Причины извержения вулканов. Физкультминутка | Предположите, почему извергаются вулканы? В тексте учебника, на с. 100, найдите ответ на вопрос и сравните его со своим ответом. | Высказывают предположения, находят ответ в учебнике на поставленный вопрос, сравнивают его со своим. Выполняют физические упражнения. | | |
3. Этап закрепления и первичной проверки |
Первичная проверка знаний. | Игра «Восхождение на Килиманджаро». (Фон – Килиманджаро. Цифры обозначают этапы путешествия от подножия к вершине вулкана). Вопросы к этапам: (Точка расположена у подножия вулкана). Извержение вулкана - это грозное природное явление, последствиями которого являются: погребение обширных территорий под слоями пепла и лавы; пожары, вызванные выбросом раскалённых вулканических бомб и растекающейся лавой; гибель людей и животных и т.д. Подумайте, имеет ли вулканизм положительное значение. (Точка расположена на высоте 1000 м). Выберите правильное окончание предложения. На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление, которое называется: вулканическим очагом; жерлом; кратером. | Отвечают на вопросы, продвигаясь к вершине Килиманджаро. Называют положительные стороны вулканизма. Выбирают правильный ответ. | | |
| (Точка расположена на высоте 2000 м). Перечислите типы вулканов и приведите примеры. (Точка расположена на высоте 3000 м). Найдите в предложенном перечне лишнее и замените правильным: Фудзияма, Эверест, Шивелуч, Везувий.
(Точка расположена на высоте 4000 м). Выберите неверное утверждение: сильно разрушенные вулканы, о деятельности которых не сохранилось сведений, называются потухшими; Извержение вулкана начинается с выброса кипящего потока воды и ритмично повторяется; Самый высокий действующий вулкан России – Ключевская Сопка. (Точка расположена на вершине 5895 м). Разгадайте загадки (сопровождение – картинки вулканов на слайдах): Вулкан перед небом похвалился: «На моей вершине сам бог стужи поселился». Этот вулкан очень смешон, взял и накинул на вершину капюшон. Этот вулкан России деятелен и кипуч, у его подножия бьёт горячий ключ. Чтобы вернуться к подножию вулкана, заполните кроссворд. | Перечисляют действующие, потухшие и уснувшие вулканы. Находят ошибку – Эверест, объясняют «почему». Находят неверное утверждение. Отгадывают загадки: Килиманджаро Гекла Ключевская Сопка Разгадывают кроссворд. | | |
Рефлексия содержательная. | Чему вы научились на уроке? | Перечисляют, какие знания получили на уроке, чему научились, с какими методами изучения географических объектов познакомились. | | |
4. Рефлексивный этап урока. |
Рефлексия эмоционального состояния. | Приём «Рефлексивная мишень»: на предложенных листах поставьте плюс в соответствующей четверти круга, отмечая оценку (от 0 до 10 баллов): А) своей деятельности на уроке; Б) содержания урока; В) своего эмоционального состояния; Г) взаимодействия с другими обучающимися. | Работают с раздаточным материалом. | Выражают своё отношение к работе на уроке, анализируют свою деятельность на уроке, содержание урока, взаимодействие с другими обучающимися | |
5. Объяснение домашнего задания. |
Обязательное задание. | Прочитайте п. 21 в учебнике. 2. Ответьте на вопросы 3 - 5 на с. 103,в конце параграфа. | Формулируют уточняющие вопросы к заданию 3 - 5. | | |
Дополнительное задание (по желанию и по выбору). | Подготовьте сообщение или презентацию о любом гейзере или вулкане, используя дополнительную литературу или Интернет. | Используют различные источники географической информации. | | Готовят презентацию или сообщение. |