kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии "Вулканизм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Сформировать представления о происхождении и строении вулканов, ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов. 2. Сформировать знания о вулканах и вулканических извержениях, как опасных природных явлениях. 3. Развивать навыки учащихся в работе с атласами и контурными картами. 4. Воспитывать интерес к предмету. Ведущие понятия урока: вулкан, кратер, жерло, магма, очаг магмы, лава, действующие и потухшие вулканы, гейзер. Оборудование: карта полушарий, карточки с терминами «магма», «лава», «мантия», картина с изображением вулкана «Последний День Помпеи», схема строения вулкана, видеофильмы: извержение вулкана, гейзеры, слайды вулканов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по географии "Вулканизм"»



Конспект открытого урока

по географии по теме: «Вулканы»,

5 класс

Дата: 19.03.2015


Тип учебного занятия — урок открытия новых знаний.

Оборудование: настенная карта полушарий, макет строения вулкана, интернет, компьютер, проектор, УМК «Дрофа» 2014 г.

Цель урока:

создать условия для формирования знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов;

обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава.

Планируемые результаты:

предметные

знать строение вулкана, их виды;

уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;

объяснять причины возникновения вулканов;

приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;

определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.

личностные

осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;

создание упрощенной схемы вулкана.

метапредметные

умение находить в разных источниках и анализировать информацию

умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы и презентации.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока
(на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент

урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1. Организационно-мотивационный этап урока

Организационный момент. Определение темы урока.

На экране представлено несколько слайдов с изображением вулкана (действующих и потухших). Посмотрите на изображения. Что в них общего? Попробуйте определить тему урока, опираясь на них.

Общее: изображения вулканов. Определяют и называют тему урока.

Определяют тему урока.


Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки.

  1. Просмотрите видеофрагмент о Кроноцком заповеднике (http://www.youtube.com/watch?v=1jO6vAbjO9) и ответьте на вопросы:

А) Какие географические объекты вы узнали в видеофильме?

Б) Какие географические процессы и явления

вы здесь наблюдали?

Отвечают на вопросы.








Формулируют цель своей деятельности на уроке.



  1. Ответьте на вопросы:

А) Что вам известно о вулканах?

Б) Опишите по представлению, как извергается вулкан?

В) О каких извержениях вулканов вы знаете?

3. Можете ли вы объяснить причину

извержения вулкана? Попробуйте

сформулировать цель нашей работы на

уроке.


Отвечают на вопросы.




Высказывают свои предположения. Определяют цель своей работы на уроке: изучить строение вулкана и научиться определять причины извержения вулканов.



Формулировка задач урока.

Анализ изучаемого объекта/явления:

  1. Образование и строение вулкана.

  • Где зарождается процесс извержения?

Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы...

  1. Вулканы мира.

  • Где на нашей планете проявляется вулканизм?

  • Часто ли извергается вулкан?

Вторая задача заключается в том…

  1. Причины извержения вулканов.

  • Почему извергаются вулканы?

  • Можно ли смоделировать извержение вулкана? Если - да, то как?

Третья задача нашей работы на уроке заключается в …



Ещё на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на сегодняшнем уроке?


Занимаются поиском ответов на вопросы.

  1. Формулируют первую задачу: изучить внутреннее строение вулкана.

  2. Формулируют вторую задачу: где на планете действуют вулканы?

  3. Формулируют третью задачу: смоделировать процесс извержения вулкана.


Поступают предположительные вопросы.


Формулируют основные задачи урока.


2. Процессуально-содержательный этап урока.

Образование и строение вулкана.

  1. Откуда произошло слово «вулкан»? (сообщение учащегося, данное ему заранее). Есть ли у вас ассоциации с этим словом?

  2. Рассмотрите рис. 117 в учебнике, на с. 100, составьте рассказ о строении вулкана.

  3. Выполните задание №3,4 в рабочей тетради на с. 55





  1. Работа с моделью вулкана. Проведите демонстрацию модели «Извержение вулкана. Вулканы – географический объект, процесс или явление?

  2. По рисункам учебника, предположите, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не возвышенность?

  3. Попробуйте дать своё определение понятию «вулкан». А как даётся его трактовка в словаре терминов в учебнике?











  1. От чего зависит форма вулкана? Получив сведения о формах вулканов и предложенные характеристики, выполните задание 5 в рабочей тетради

Высказывают предположения, выслушивают сообщение.


Составляют рассказ по рисунку.

Создают иллюстрированный рассказ о «жизни» и образовании вулкана, рисуют схему по строению вулкана.

Проводят опыт, фиксируют результат. Отвечают на вопрос.


Высказывают своё мнение.



Дают своё определение понятию «вулкан», сравнивают его с определением в словаре, делают вывод.

Предполагают, что форма вулкана зависит от температуры и свойств лавы. Заполняют таблицу.

Анализируют понятие «вулкан», используя знания о нём из курсов истории, литературы.











Демонстрируют действие модели «Извержение вулкана».

Рефлексия деятельности.

Какую работу мы выполнили для того, чтобы определить строение вулкана и особенности его образования?

Называют свои действия.

Анализируют свою работу на уроке.


2.Вулканы мира.

1. Определите, какие вулканы относятся к действующим, какие к

потухшим, какие к спящим, используя материал учебника на

с.102-103



  1. Рассмотрите картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Представьте себе, что вы герои картины, расскажите о своих ощущениях.


  1. Есть ли вулканы на территории нашего края?


  1. По карте атласа «Вулканы и землетрясения» (с. 28) определите:



  • Как показаны вулканы на карте?

  • Найдите по карте и назовите действующие вулканы.

  1. На контурной карте, используя карту атласа, красными и чёрными звёздочками отметьте вулканы. Сделайте вывод: в каких частях нашей планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов?

Отвечают на вопрос, выделяют особенности различных видов вулканов.

Находят ошибки в таблице и исправляют их.

Рассказывают о своих ощущениях.



Отвечают на вопрос.


Знакомятся с легендой карты, работают с условными знаками вулканов.


Выполняют работу на контурной карте, отвечают на вопрос.





Учатся составлять рассказ по картине.








Учатся работать с картой атласа и контурными картами.


Рефлексия деятельности.

Какими источниками географической информации и как мы воспользовались, чтобы определить особенности вулканов и их размещение на Земле?


Называют источники географической информации, перечисляют виды деятельности с ними.

Анализируют ход своей деятельности на уроке.


3.Причины извержения вулканов.



Физкультминутка

Предположите, почему извергаются вулканы? В тексте учебника,

на с. 100, найдите ответ на вопрос и сравните его со своим ответом.

Высказывают предположения, находят ответ в учебнике на поставленный вопрос, сравнивают его со своим.

Выполняют физические упражнения.



3. Этап закрепления и первичной проверки

Первичная проверка знаний.

Игра «Восхождение на Килиманджаро». (Фон – Килиманджаро. Цифры обозначают этапы путешествия от подножия к вершине вулкана).

Вопросы к этапам:

  1. (Точка расположена у подножия вулкана). Извержение вулкана - это грозное природное явление, последствиями которого являются:

  • погребение обширных территорий под слоями пепла и лавы;

  • пожары, вызванные выбросом раскалённых вулканических бомб и растекающейся лавой;

  • гибель людей и животных и т.д.

Подумайте, имеет ли вулканизм положительное значение.

  1. (Точка расположена на высоте 1000 м). Выберите правильное окончание предложения. На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление, которое называется:

  • вулканическим очагом;

  • жерлом;

  • кратером.

Отвечают на вопросы, продвигаясь к вершине Килиманджаро.


Называют положительные стороны вулканизма.







Выбирают правильный ответ.




  1. (Точка расположена на высоте 2000 м). Перечислите типы вулканов и приведите примеры.


  1. (Точка расположена на высоте 3000 м). Найдите в предложенном перечне лишнее и замените правильным: Фудзияма, Эверест, Шивелуч, Везувий.



  1. (Точка расположена на высоте 4000 м). Выберите неверное утверждение:

  • сильно разрушенные вулканы, о деятельности которых не сохранилось сведений, называются потухшими;

  • Извержение вулкана начинается с выброса кипящего потока воды и ритмично повторяется;

  • Самый высокий действующий вулкан России – Ключевская Сопка.

  1. (Точка расположена на вершине 5895 м). Разгадайте загадки (сопровождение – картинки вулканов на слайдах):

  • Вулкан перед небом похвалился: «На моей вершине сам бог стужи поселился».

  • Этот вулкан очень смешон, взял и накинул на вершину капюшон.

  • Этот вулкан России деятелен и кипуч, у его подножия бьёт горячий ключ.

Чтобы вернуться к подножию вулкана, заполните кроссворд.

Перечисляют действующие, потухшие и уснувшие вулканы.

Находят ошибку – Эверест, объясняют «почему».



Находят неверное утверждение.









Отгадывают загадки:

Килиманджаро


Гекла


Ключевская Сопка

Разгадывают кроссворд.



Рефлексия содержательная.

Чему вы научились на уроке?

Перечисляют, какие знания получили на уроке, чему научились, с какими методами изучения географических объектов познакомились.



4. Рефлексивный этап урока.

Рефлексия эмоционального состояния.

Приём «Рефлексивная мишень»: на предложенных листах поставьте плюс в соответствующей четверти круга, отмечая оценку (от 0 до 10 баллов):

А) своей деятельности на уроке;

Б) содержания урока;

В) своего эмоционального состояния;

Г) взаимодействия с другими обучающимися.

Работают с раздаточным материалом.

Выражают своё отношение к работе на уроке, анализируют свою деятельность на уроке, содержание урока, взаимодействие с другими обучающимися


5. Объяснение домашнего задания.

Обязательное задание.

  1. Прочитайте п. 21 в учебнике.

  2. 2. Ответьте на вопросы 3 - 5 на с. 103,в конце параграфа.

Формулируют уточняющие вопросы к заданию 3 - 5.



Дополнительное задание (по желанию и по выбору).

  1. Подготовьте сообщение или презентацию о любом гейзере или вулкане, используя дополнительную литературу или Интернет.

Используют различные источники географической информации.


Готовят презентацию или сообщение.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
конспект урока по географии "Вулканизм"

Автор: Барачина Надежда Ивановна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 284151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме  "Вулканизм", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vulkanizm-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413118262"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока по географии в 5 классе "Вулканизм""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-v-5-klassie-vulkanizm"
    ["file_id"] => string(6) "303964"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457626485"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "разработка  урока по географии в 5 классе "Вулканизм""
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-v-5-klassie-vulkanizm"
    ["file_id"] => string(6) "303977"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457627012"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Календарно-тематическое планирование по географии.   Учебник «География материков и океанов»  В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. "
    ["seo_title"] => string(145) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-ghieoghrafii-uchiebnik-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-v-a-korinskaia-i-v-dushina-v-a-shchieniev"
    ["file_id"] => string(6) "214637"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432387799"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства