Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Тепло в атмосфере"»
МОУ ИРМО «КУДИНСКАЯ СОШ»»
Конкурс: «Лучший урок географии и экологии с требованиями ФГОС»
Разработка урока по теме: «Тепло в атмосфере»
Автор разработки: учитель географии Пиляева Марина Равильевна,
Стаж работы – 3 года (в данной организации), общий педагогический стаж – 16 лет.
Место и дата реализации разработки: МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» 22.01.2022г.
Пояснительная записка
Класс: 6
Раздел программы: «Атмосфера - воздушная оболочка Земли»
Урок 17
Тема урока: «Тепло в атмосфере»
Цели урока: 1. Образовательные – сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;
- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток и в течение года;
- научить делать выводы и формулировать правила;
- сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха;
- выявить закономерности изменения температуры от экватора к полюсам;
2. Развивающие - развивать интерес к конкретной деятельности на уроке, мышление учащихся, прививать умения учебного труда, развивать речь обучающихся; формировать умения учить сравнивать, учить выделять главное.
3. Воспитательные – поддержание интереса к предмету, пробудить любознательность к теме, интерес к самостоятельному выполнению поставленных проблем и задач.
Планируемые результаты:
Предметные: объясняют изменение температуры воздуха, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени; дают определение понятию амплитуда температур; рассчитывают среднее значение температуры.
метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют свою деятельность под руководством учителя; выявляют причинно-следственные связи; определяют критерии для сравнения фактов, явлений; вырабатывая общее решение.
личностные: формулируют свое отношение к актуальным проблемным ситуациям, отрабатывают навыки индивидуальной работы и в группах.
ХОД УРОКА
Организационный этап (приветствие) – 1 мин
Постановка целей урока. Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день, ребята! Давайте определим, что сегодня на уроке вам предстоит повторить и изучить.
Мы продолжает изучать воздушную оболочку Земли, которая называется…………
(Атмосфера).
Атмосфера состоит из воздуха, воздух это – смесь различных газов. Каких? ……...... (кислород, азот и другие).
Почему в летнее время мы ходим в легкой одежде, когда очень жарко и хочется искупаться в водоеме?.................................. (потому что воздух прогрет и жарко).
Итак, ребята, давайте сформулируем тему нашего урока: «Тепло в атмосфере», открываем тетради, записываем число и тему урока – 3 минуты.
Актуализация полученных знаний (учащиеся работают в парах) – 5 минут
Давайте вспомним тему урока: «Состав и строение атмосферы» и выполним задания.
Учитель: раздаю карточки с заданием.
Ф.И. _______________________________________________________ Класс _____________
Расположите в правильном порядке слои атмосферы: стратосфера, мезосфера, тропосфера, озоновый слой, термосфера, экзосфера.
6-ой слой:
5 –ый слой:
4-ый слой:
3- ий слой:
2-ой слой:
1-ый слой:
2) В каком слое атмосферы формируется погода? ___________________________________
3) Какой слой задерживает ультрафиолетовые лучи? _________________________________
4. Первичное усвоение знаний
Учитель: Вопрос, на который нам нужно дать ответ: Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте? – 10 -12 мин
Учащиеся: Работа в малых группах (учащиеся получают карточки с заданиями и обсуждают ответы)
1 группа.
Вспомните лето, вы пришли на пляж жарким в полдень. Печет солнце, вы идете по песку к водоему. Вам хочется искупаться, вы ныряете в воду и……… Какой температуры будет вода в водоеме, а какой температуры –песок? Одинаково ли будет прогрет песок и вода? – учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.
При определении температуры используйте слова: теплый холодный, горячий, прохладный.
Ответ: вода в водоеме будет холодная, а песок – горячий. Песок и вода прогреты не одинаково.
группа
Вспомните лето. Вы пришли вечером на пляж, солнце близится к горизонту. Уже не так жарко, как было днем, вы идете по песку к водоему. Вам хочется искупаться, вы ныряете в воду и ………………. Какой температуры будет вода в водоеме, а какой температуры –песок, по которому вы шли? Как изменился нагрев воды и суши за день? – учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.
При определении температуры используйте слова: теплый холодный.
Ответ: (Вода теплая песок холодный).
Учащиеся делают вывод: вода прогревается медленно, но и остывает дольше. Суша разогревается и остывает быстрее.
группа
Окна вашей комнаты в полдень освещает солнце. Луч солнца попадает в окно. Что он нагревает подоконник или стекло? – учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.
Ответ: (Солнечные лучи слабо поглощаются стеклом, поэтому оно меньше нагреется, а подоконник нагреется быстрее).
4 группа
Вы поставили утром ящик с землей на подоконник, ближе к вечеру, приложив руку к земле в ящике вы обнаружили, что произошли некоторые изменения, а именно….......
Как изменится температура земли в ящике? Она будет по прежнему холодной, чуть теплой, очень теплой? Спустя еще несколько часов, когда солнце уже скрылось за горизонт и приближается ночь, температура земли в ящике изменится, если да, то как? – учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.
Учащиеся делают вывод: Солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.
Учитель: Солнечные лучи, проходя через атмосферу, не нагревают ее, нагревается поверхность Земли: твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, то поверхность Земли очень быстро бы остывала. Так происходит на планетах, где нет атмосферы. Воздух задерживает часть тепла, идущего от поверхности земли и прогревается.
5 группа
В 1862 году, в прекрасный летний день два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось.
Что начали испытывать англичане при подъеме в высоту? – учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.
6 группа
На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
Как изменяется температура воздуха с высотой? – учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.
Учащиеся делают вывод: с высотой температура воздуха понижается.
Учитель: Причем есть определенное правило. Запишем и запомним: В тропосфере при подъеме на каждые 1000 м температура понижается на 60.
Работа с учебником: в учебнике на стр. 123 запишите правила в желтых рамочках.
Географическая физминутка – 2 мин
Приветствуем друг друга как жители разных стран.
Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.
Второй вопрос: Что мы знаем о температуре воздуха? – 10 мин
Когда вы собираетесь в школу, вам непременно хочется узнать, какая температура воздуха на улице. Для этого вам нужен прибор, который называется …………..
Т ермометр, с помощью него мы измеряем температуру воздуха – учитель демонстрирует термометр.
Температура воздуха - это одна из главных характеристик погоды.
Утром вы вышли из дома, показатель температуры- один, днем – другой, вечером – третий.
Учащиеся делают вывод: температура меняется в течение суток. А на всем Земном шаре она меняется по мере изменения времен года.
Учитель: Наиболее точно температуру измеряют на метеорологических станциях, через определенный промежуток времени - (3 часа). Затем из собранных показателей вычисляют среднее арифметическое значение. Это называется средняя суточная температура.
Давайте представим, что мы побывали на метеорологической станции и сделали замеры температуры за сутки.
Задание выполнять в тетради: определить среднюю суточную температуру.
Определите общую сумму температур
Разделите полученную сумму на число измерений
Запишите результат в тетрадь
При выполнении задания можно воспользоваться калькулятором.
3ч
6ч
9ч
12ч
15ч
18ч
21ч
24ч
-310С
-320С
-340С
-280С
-250С
-230С
-260С
-280С
Ответ: __28,3 0С_______________________
Учитель: проверка выполненного задания
Запишем: Амплитуда – это разница между самой высокой и самой низкой температурой.
Пример: найдем амплитуду температур по данным таблицы
Самая высокая температура: - 230С
Самая низкая температура: - 340 С
Находим амплитуду: от самой высокой вычитаем саму низкую, получаем -23 – (-34) = -23+34= +110С
Историческая справка: Самая высокая температура была зафиксирована в Африке, в Ливии г. Триполи (+580С), самая низкая в Антарктиде (-890) и на северо-востоке Сибири (-710).
На основе средних показателей температуры за месяц строят графики среднегодового хода температур (рис. 86 стр.124 в учебнике).
Первичное закрепление знаний
Как нагревается воздух атмосферы?
Как изменяется температура с высотой?
Как рассчитывается средний показатель температуры?
С помощью какого прибора измеряется температура воздуха?
Выставление оценок за урок
Информация о домашнем задании: прочитать параграф 37, стр.123-125, построить график среднесуточного хода температур, используя показатели из задания (по вертикали отмечаем градусы, по горизонтали – время суток)
Рефлексия «Выбор»
Рефлексия «Выбор»
Подчеркнуть то слово, которое выражает степень участия на уроке
Я считаю, что урок был интересным – скучным.
Я думал, что слушал внимательно- невнимательно
Я принимал участие в работе на уроке активно – неактивно
Результатами своей работы на уроке я доволен – не доволен