kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Тепло в атмосфере"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1. Образовательные – сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;

- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток и в течение года;

-  научить делать выводы и формулировать правила;

- сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха;

- выявить закономерности изменения температуры от экватора к полюсам;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Тепло в атмосфере"»

МОУ ИРМО «КУДИНСКАЯ СОШ»»













Конкурс: «Лучший урок географии и экологии с требованиями ФГОС»

Разработка урока по теме: «Тепло в атмосфере»



Автор разработки: учитель географии Пиляева Марина Равильевна,

Стаж работы – 3 года (в данной организации), общий педагогический стаж – 16 лет.

Место и дата реализации разработки: МОУ ИРМО «Кудинская СОШ» 22.01.2022г.













































Пояснительная записка

Класс: 6

Раздел программы: «Атмосфера - воздушная оболочка Земли»

Урок 17

Тема урока: «Тепло в атмосфере»

Цели урока: 1. Образовательные – сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;

- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток и в течение года;

- научить делать выводы и формулировать правила;

- сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха;

- выявить закономерности изменения температуры от экватора к полюсам;

2. Развивающие - развивать интерес к конкретной деятельности на уроке, мышление учащихся, прививать умения учебного труда, развивать речь обучающихся; формировать умения
учить сравнивать, учить выделять главное.

3. Воспитательные – поддержание интереса к предмету, пробудить любознательность к теме, интерес к самостоятельному выполнению поставленных проблем и задач.

Планируемые результаты:

Предметные: объясняют изменение температуры воздуха, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени; дают определение понятию амплитуда температур; рассчитывают среднее значение температуры.

метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют свою деятельность под руководством учителя; выявляют причинно-следственные связи; определяют критерии для сравнения фактов, явлений; вырабатывая общее решение.

личностные: формулируют свое отношение к актуальным проблемным ситуациям, отрабатывают навыки индивидуальной работы и в группах.











ХОД УРОКА

  1. Организационный этап (приветствие) – 1 мин

  2. Постановка целей урока. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Давайте определим, что сегодня на уроке вам предстоит повторить и изучить.

Мы продолжает изучать воздушную оболочку Земли, которая называется…………

(Атмосфера).

Атмосфера состоит из воздуха, воздух это – смесь различных газов. Каких? ……...... (кислород, азот и другие).

Какими показателями можно охарактеризовать воздух? …………………….. (свежий, влажный, сухой, теплый, холодный).

Почему в летнее время мы ходим в легкой одежде, когда очень жарко и хочется искупаться в водоеме?.................................. (потому что воздух прогрет и жарко).

Итак, ребята, давайте сформулируем тему нашего урока: «Тепло в атмосфере», открываем тетради, записываем число и тему урока – 3 минуты.

  1. Актуализация полученных знаний (учащиеся работают в парах) – 5 минут

Давайте вспомним тему урока: «Состав и строение атмосферы» и выполним задания.

Учитель: раздаю карточки с заданием.


Ф.И. _______________________________________________________ Класс _____________

  1. Расположите в правильном порядке слои атмосферы: стратосфера, мезосфера, тропосфера, озоновый слой, термосфера, экзосфера.

6-ой слой:

5 –ый слой:

4-ый слой:

3- ий слой:

2-ой слой:

1-ый слой:

2) В каком слое атмосферы формируется погода? ___________________________________

3) Какой слой задерживает ультрафиолетовые лучи? _________________________________





4. Первичное усвоение знаний

Учитель: Вопрос, на который нам нужно дать ответ: Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте? – 10 -12 мин

Учащиеся: Работа в малых группах (учащиеся получают карточки с заданиями и обсуждают ответы)

1 группа.

Вспомните лето, вы пришли на пляж жарким в полдень. Печет солнце, вы идете по песку к водоему. Вам хочется искупаться, вы ныряете в воду и……… Какой температуры будет вода в водоеме, а какой температуры –песок? Одинаково ли будет прогрет песок и вода? – учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.

При определении температуры используйте слова: теплый холодный, горячий, прохладный.

Ответ: вода в водоеме будет холодная, а песок – горячий. Песок и вода прогреты не одинаково.

  1. группа

Вспомните лето. Вы пришли вечером на пляж, солнце близится к горизонту. Уже не так жарко, как было днем, вы идете по песку к водоему. Вам хочется искупаться, вы ныряете в воду и ………………. Какой температуры будет вода в водоеме, а какой температуры –песок, по которому вы шли? Как изменился нагрев воды и суши за день? учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.

При определении температуры используйте слова: теплый холодный.

Ответ: (Вода теплая песок холодный).

Учащиеся делают вывод: вода прогревается медленно, но и остывает дольше. Суша разогревается и остывает быстрее.

  1. группа

Окна вашей комнаты в полдень освещает солнце. Луч солнца попадает в окно. Что он нагревает подоконник или стекло?учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.

Ответ: (Солнечные лучи слабо поглощаются стеклом, поэтому оно меньше нагреется, а подоконник нагреется быстрее).

4 группа

Вы поставили утром ящик с землей на подоконник, ближе к вечеру, приложив руку к земле в ящике вы обнаружили, что произошли некоторые изменения, а именно….......

Как изменится температура земли в ящике? Она будет по прежнему холодной, чуть теплой, очень теплой? Спустя еще несколько часов, когда солнце уже скрылось за горизонт и приближается ночь, температура земли в ящике изменится, если да, то как? – учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.

Учащиеся делают вывод: Солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.

Учитель: Солнечные лучи, проходя через атмосферу, не нагревают ее, нагревается поверхность Земли: твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, то поверхность Земли очень быстро бы остывала. Так происходит на планетах, где нет атмосферы. Воздух задерживает часть тепла, идущего от поверхности земли и прогревается.

5 группа

В 1862 году, в прекрасный летний день два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось.

Что начали испытывать англичане при подъеме в высоту?учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.

6 группа

На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

Как изменяется температура воздуха с высотой? – учащиеся обсуждают проблему и выдвигают версии ответа.

Учащиеся делают вывод: с высотой температура воздуха понижается. 


Учитель: Причем есть определенное правило. Запишем и запомним: В тропосфере при подъеме на каждые 1000 м температура понижается на 60.

Работа с учебником: в учебнике на стр. 123 запишите правила в желтых рамочках.

Географическая физминутка – 2 мин

Приветствуем друг друга как жители разных стран.

Россия: пожимают друг другу руки.

Италия: горячо обнимаются.

Бразилия: хлопают друг другу по плечу.

Зимбабве: трутся спинами.

Македония: здороваются локтями.

Никарагуа: касаются плечами.

Второй вопрос: Что мы знаем о температуре воздуха? – 10 мин

Когда вы собираетесь в школу, вам непременно хочется узнать, какая температура воздуха на улице. Для этого вам нужен прибор, который называется …………..

Т ермометр, с помощью него мы измеряем температуру воздуха – учитель демонстрирует термометр.

Температура воздуха - это одна из главных характеристик погоды.

Утром вы вышли из дома, показатель температуры- один, днем – другой, вечером – третий.

Учащиеся делают вывод: температура меняется в течение суток. А на всем Земном шаре она меняется по мере изменения времен года.

Учитель: Наиболее точно температуру измеряют на метеорологических станциях, через определенный промежуток времени - (3 часа). Затем из собранных показателей вычисляют среднее арифметическое значение. Это называется средняя суточная температура.

Давайте представим, что мы побывали на метеорологической станции и сделали замеры температуры за сутки.



Задание выполнять в тетради: определить среднюю суточную температуру.

  1. Определите общую сумму температур

  2. Разделите полученную сумму на число измерений

  3. Запишите результат в тетрадь

При выполнении задания можно воспользоваться калькулятором.

12ч

15ч

18ч

21ч

24ч

-310С

-320С

-340С

-280С

-250С

-230С

-260С

-280С

Ответ: __28,3 0С_______________________

Учитель: проверка выполненного задания

Запишем: Амплитуда – это разница между самой высокой и самой низкой температурой.

Пример: найдем амплитуду температур по данным таблицы

Самая высокая температура: - 230С

Самая низкая температура: - 340 С

Находим амплитуду: от самой высокой вычитаем саму низкую, получаем -23 – (-34) = -23+34= +110С

Историческая справка: Самая высокая температура была зафиксирована в Африке, в Ливии г. Триполи (+580С), самая низкая в Антарктиде (-890) и на северо-востоке Сибири (-710).

На основе средних показателей температуры за месяц строят графики среднегодового хода температур (рис. 86 стр.124 в учебнике).

  1. Первичное закрепление знаний

Как нагревается воздух атмосферы?

Как изменяется температура с высотой?

Как рассчитывается средний показатель температуры?

С помощью какого прибора измеряется температура воздуха?

Выставление оценок за урок

  1. Информация о домашнем задании: прочитать параграф 37, стр.123-125, построить график среднесуточного хода температур, используя показатели из задания (по вертикали отмечаем градусы, по горизонтали – время суток)

  2. Рефлексия «Выбор»


Рефлексия «Выбор»

Подчеркнуть то слово, которое выражает степень участия на уроке

  1. Я считаю, что урок был интересным – скучным.

  2. Я думал, что слушал внимательно- невнимательно

  3. Я принимал участие в работе на уроке активно – неактивно

  4. Результатами своей работы на уроке я доволен – не доволен







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Тепло в атмосфере"

Автор: Пиляева Марина Равильевна

Дата: 05.03.2022

Номер свидетельства: 601704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока на тему: "Путешествие к далеким звездам" Урок обобщения знаний. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-k-daliekim-zviezdam-urok-obobshchieniia-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "151280"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420658112"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Конспект урока: «Атмосфера, ее строение» "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-atmosfiera-ieie-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169436"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423408081"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-krughovorot-vody-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "199658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428604115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "конспект урока русского языка 3 класс сочинение- описание "На бабушкином огороде" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-sochinieniie-opisaniie-na-babushkinom-oghorodie"
    ["file_id"] => string(6) "208742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430897901"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по химии "Его Величество Кислород" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-khimii-iegho-vielichiestvo-kislorod"
    ["file_id"] => string(6) "143864"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418589611"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства