мелиорация. Составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.
2.развивающие: дать оценку почвенным и земельным ресурсам России; продолжить развития умения работать с картами атласа, работать с текстом учебника; самостоятельно мыслить, добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы, работать в группах. Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.
3.воспитывающие: продолжить формировать бережное отношение к природе России (почвам), понимать значимость охраны почвы..
Оборудование: почвенная карта России, карты атласа.
Орг. Момент
Опрос
А) ДИКТАНТ
Типы почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло - серого цвета. (Подзолистые.)
Тип почв, имеющий глеевый горизонт. (Тундрово-глеевые.)
Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.)
Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга.)
Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.)
ПЗ, имеющая самые плодородные почвы. (Степь.)
Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.)
Органическое вещество почвы. (Гумус.)
Главное свойство почвы. (Плодородие.)
Какие почвы преобладают в нашей местности ? В районе?
Б) Работа по карточкам
3.Изучение нового материала.
Почва – это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.
Есть два понятия, которые касаются почв: земельные и почвенные ресурсы.
- Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называется почвенными ресурсами.
А) В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?
в тетради - 45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами,
13% - почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.
Б) Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)
Характер использования почв различный: почвы тундр, пустынно и полупустынно не распаханы – это пастбища оленей, верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.
. Эрозия почв
Главным врагом почвы является эрозия – разрушение почв.
Мелиорация – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.
СХЕМА на доске и в тетради
Виды мелиораций:
снегозадержание
- снежные
снегонакопление
осушение
- водные орошение
обводнение
борьба с суховеями
- климатические противоураганные меры
известкование почв
- химические внесение удобрений
применение гербицидов и пестицидов
борьба с водной эрозией
- земельные борьба с ветровой эрозией
рекультивация (восстановление почв)
очистка от валунов
создание лесополос
- фитомелиорации водоохранные мероприятия
задержание песка
Охрана почв (Самостоятельная работа с текстом учебника.)
Почему нужно охранять почву? И как охраняют почву?
Какие вы можете предложить почвоохранные мероприятия?
4.Закрепление Вопросы на карточках
Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.
В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т.к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)
Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)
Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях? (В тайге необходима комплексная мелиорация: внесение удобрений – из-за промыва почв; известкование – кислые почвы; осушение – избыточное увлажнение. В степях основные меры – противоэрозионные – борьба с оврагами и пыльными бурями; орошение.)
Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью – почвы подзолистые, под травами – черноземы.)
Какие виды мелиораций проводят в Осетии и почему?
1)Вопросы устного опроса.
- Что такое почва?
- Основное свойство почвы?
- Почвообразующие факторы?
- Органическое вещество почвы? (Гумус)
- Кого называют отцов почвоведения? (Докучаев)
2) Игра “Верите ли вы в то, что…?”
а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;
б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;
в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}