kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Почвенные ресурсы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

понятия : земельные ресурсы, почвенные ресурсы, эрозия,

мелиорация. Составление учащимися системного образа земельных  и почвенных ресурсов  России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Почвенные ресурсы"»

Тема урока :Почвенные ресурсы России


Цели:

1. образовательные: сформировать понятия: земельные ресурсы, почвенные ресурсы, эрозия,

мелиорация. Составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.

2.развивающие: дать оценку почвенным и земельным ресурсам России; продолжить развития умения работать с картами атласа, работать с текстом учебника; самостоятельно мыслить, добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы, работать в группах. Усвоение ведущих понятий урока и номенклатуры.

3.воспитывающие: продолжить формировать бережное отношение к природе России (почвам), понимать значимость охраны почвы..

Оборудование: почвенная карта России, карты атласа.


  1. Орг. Момент

  2. Опрос

А) ДИКТАНТ

  • Типы почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло - серого цвета. (Подзолистые.)

  • Тип почв, имеющий глеевый горизонт. (Тундрово-глеевые.)

  • Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.)

  • Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга.)

  • Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.)

  • ПЗ, имеющая самые плодородные почвы. (Степь.)

  • Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.)

  • Органическое вещество почвы. (Гумус.)

  • Главное свойство почвы. (Плодородие.)

  • Какие почвы преобладают в нашей местности ? В районе?


Б) Работа по карточкам

3.Изучение нового материала.

Почва – это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.

Есть два понятия, которые касаются почв: земельные и почвенные ресурсы.

- Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.

Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называется почвенными ресурсами.

А) В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?

в тетради - 45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами,

13% - почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.

Б) Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)

Характер использования почв различный: почвы тундр, пустынно и полупустынно не распаханы – это пастбища оленей, верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.


. Эрозия почв

Главным врагом почвы является эрозия – разрушение почв.

Назовите причины развития эрозии почв .


Виды эрозии

Водная Ветровая

(смыв плодородного слоя талыми (выдувание плодородного слоя пыльным)

водами, ливнями) бурями)

возвышенности в степях и лесостепях степи Русской равнины, Алтай, Моздокский район

Русской равнины

Овраги

Меры борьбы с эрозиями:

- внедрение правильных почвозащитных севооборотов,

- соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубину, поперечная вспашка склонов),

- полезащитные насаждения, сохранение лесов,строительство специальных гидротехнических сооружений (водозадерживающие валы, плотины, пруды).


Мелиорация – совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия.

СХЕМА на доске и в тетради

Виды мелиораций:

снегозадержание

- снежные

снегонакопление

осушение

- водные орошение

обводнение

борьба с суховеями

- климатические противоураганные меры

известкование почв

- химические внесение удобрений

применение гербицидов и пестицидов

борьба с водной эрозией

- земельные борьба с ветровой эрозией

рекультивация (восстановление почв)

очистка от валунов

создание лесополос

- фитомелиорации водоохранные мероприятия

задержание песка


Охрана почв (Самостоятельная работа с текстом учебника.)

Почему нужно охранять почву? И как охраняют почву?

Какие вы можете предложить почвоохранные мероприятия?


4.Закрепление Вопросы на карточках

  • Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.

  • В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т.к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)

  • Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)

  • Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях? (В тайге необходима комплексная мелиорация: внесение удобрений – из-за промыва почв; известкование – кислые почвы; осушение – избыточное увлажнение. В степях основные меры – противоэрозионные – борьба с оврагами и пыльными бурями; орошение.)

  • Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью – почвы подзолистые, под травами – черноземы.)

  • Какие виды мелиораций проводят в Осетии и почему?

1)Вопросы устного опроса.

- Что такое почва?

- Основное свойство почвы?

- Почвообразующие факторы?

- Органическое вещество почвы? (Гумус)

- Кого называют отцов почвоведения? (Докучаев)


2) Игра “Верите ли вы в то, что…?”

  • а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;

  • б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;

  • в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;

  • г) самые плодородные почвы серые лесные;

  • д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;



5. Итоги, д/з.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока " Почвенные ресурсы"

Автор: Голикова Тамара Магометовна

Дата: 01.12.2020

Номер свидетельства: 565070

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока и разработка урока для  познания мира"
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-i-razrabotka-uroka-dlia-poznaniia-mira"
    ["file_id"] => string(6) "248743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446779610"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока на тему: "Значение диких животных и их охрана". "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-na-tiemu-znachieniie-dikikh-zhivotnykh-i-ikh-okhrana"
    ["file_id"] => string(6) "193695"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427686184"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Почвы и земельные ресурсы "
    ["seo_title"] => string(30) "pochvy-i-ziemiel-nyie-riesursy"
    ["file_id"] => string(6) "125553"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415010799"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект, краткосрочный план и презентация 25 урока  курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-25-uroka-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431679472"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
    ["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
    ["file_id"] => string(6) "151167"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420644227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства