kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект, краткосрочный план и презентация 25 урока курса "Медицинская география"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 25 Слайд № 1

Тема: Человек и почвы

Цель: установить, что почва - особое природное образование.

Задачи:

  • Узнать источники загрязнения почвы, рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием загрязненных почв человеком
  • Уметь составлять план-конспект, работать по группам.
  • Продолжить воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись вопроса, карточки задания. учебник

Ход урока:

I. Этап «Орг. момент».

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

II. Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 2

III. Этап «Мотивация»

- Разгадайте ребус и назовите тему нашего урока? (ответы учащихся) Слайд № 3

- Мы  сегодня изучим  тему «Человек и почвы», рассмотрим основные проблемы, связанные с загрязнением почв и болезнями, передающиеся через почвы. Слайд № 4

- К вам обращается второклассник нашей школы. Послушайте его вопрос и попробуйте ответить. (прослушивают аудиозапись вопроса)

Вопрос второклассника: «По почве мы всю жизнь ходим, ездим, выращиваем урожай. С ней мы встречаемся очень часто: это поверхность дороги, грядки на огороде, тропинка в лесу, распаханное поле. А что же такое почва?» Слайд № 5

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР Слайд № 6-7

- Сейчас мы должны вспомнить все о почве. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель почвы: написать обязательные, необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры. (5 минут)

А теперь вспомним все, что касается почве. По одному зачитываем свои ответы по кругу, а все остальные записывают новые идеи на своих листах.

Вводная беседа учителя.

    Слово учителя: Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва». Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные богатства.

     Примерно 10 тысяч лет назад человек современного типа (прежде его называли кроманьонцем) – первый среди людей, заслуживший название «человека разумного», – совершил так называемую неолитическую революцию. Находясь перед угрозой голода, он резко изменил способ своего существования. Уничтожив всю съедобную дичь и истощив охотничьи угодья, этот охотник и собиратель был вынужден заняться скотоводством и земледелием, для того чтобы получать достаточное количество продуктов. И тут он впервые встретился с почвой как объектом своего прямого жизненного интереса.

  В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приёмы обработки земли. Впоследствии эти рекомендации стали записываться и передаваться по наследству, постоянно дополняясь. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия.       

Задание: Разгадайте ребус и назовите одно свойство почвы (плодородие) Слайды № 8 -9

    Плодородие почвы – это её способность обеспечивать сельскохозяйственные растения элементами минерального питания и влагой и в результате этого давать урожай. Внимательнее всего с древних времён люди изучали самый верхний слой почвы – пахотный, где находятся корни возделываемых растений.

   Для людей главное было получить урожай, а для этого необходимо разобраться в том, как почва питает растения, какие её свойства благотворно влияют на сельскохозяйственные культуры, а какие, наоборот, затрудняют их жизнь.

   Поэтому до второй половины XIX века внимание учёных было приковано лишь к самому верхнему слою почвы, в котором обитают корни растений и которую возделывает человек. К этому времени стало ясно: для получения хороших урожаев необходимо, чтобы корни растения получали из почвы достаточно влаги, минеральных веществ и могли спокойно дышать. Поэтому люди внимательно изучали те характеристики почв, от которых в первую очередь зависит снабжение растений всем необходимым, прежде всего –механический состав и органическое вещество почвы.

  Задание: назовите основоположника учения о почвах. Разгадайте ребус и назовите его имя. (Докучаев) Слайды № 10-11

   Первое научное определение почвы принадлежит В.В. Докучаеву: "Почва - это те дневные или

близкие к ним горизонты горных пород (все равно каких), которые были более или менее естественно изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов - живых и мертвых, что и сказывается известным образом на составе, структуре и цвете таких образований".

Психологический тест. Что вы первым увидели на картинке?. Слайд №12-13

IV. Этап «Изучение нового материала». Слайд № 14

Вопрос: как вы думаете, почему почву считают главным элементом биосферы?

( В ней происходят миграция и обмен всех химических веществ на нашей планете. Она занимает важное место в системе профилактической защиты биосферы в целом, так как загрязненная почва может стать источником загрязнения атмосферного воздуха, воды, продуктов питания человека и кормов животных. Почва оказывает существенное влияние на климат местности, химический состав растительных продуктов и, следовательно, воздействует на продукты животного происхождения)

Работа в группах. Слайд № 16-17

  Каждая группа получает карточку с заданием и готовится, распределив вопросы и затем обсудив в группе итог работы. Группа готовит общий ответ по вопросам.
   Группа 1 Слайды № 18-21

Задание: Выясните источники загрязнения почвы. При ответе используйте дополнительный материал Интернет - ресурсов

  •  
  • Выясните, кто является самыми мощными источниками загрязнения почвенных покровов.
  • Назовите другие источники загрязнения почвы?
  • Выясните, загрязняют ли почву животные и птицы?

   Группа 2 Слайды № 22-26
Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «сибирская язва»? При ответе ис­пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов. 

  •  
  • Чем вызывается заболевание «сибирская язва»?
  • Как может заразиться человек этой болезнью?
  • Какие признаки есть у этого заболевания?

   Группа 3 Слайды № 27-29

Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «столбняк»? При ответе ис-пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов.

Вопросы:

  1. Чем вызывается заболевание «столбняк»?
  2. Как может заразиться человек этой болезнью?
  3. Какие признаки есть у этого заболевания?

V. Этап «Закрепление нового материала». Прием «Мозговой штурм» Слайд № 30

  1. Как человек «осваивал» почву?
  2. Почему почвы называют основным элементом биосферы?
  3. Назовите основные загрязнители почв. Какие болезни может передать почва человеку?
  4. Чем вызывается такое заболевание, как «сибирская язва»? Можете ли вы рассказать,  как протекает заболевание?
  5. Как называется заболевание, которое вызывает у человека "сардоническую улыбку"?

VI. Этап «Подведение итогов урока».

VII. Этап «Рефлексия» Слайд № 31

Почва

Живая, плодородная, богатая

Кормит, одевает, радует, дышит

Без нее нет жизни

Кормилица

VIII. Этап «Домашнее задание» Слайд № 32
   Задание: Объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

Просмотр содержимого документа
«КСП 25 урока»

Краткосрочный план 25 урока курса «Медицинская география»

Урок 25

Тема урока

Человек и почва. Слайд № 1

Цель

Установить, что почва - особое природное образование

Задачи

- Узнать источники загрязнения почвы, рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием загрязненных почв человеком

- Уметь составлять план-конспект, работать по группам.

- Продолжить воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Оборудование

интерактивная доска, презентация, аудиозапись вопроса, карточки задания. учебник

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления нового УМ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент. Проверка готовности учащихся к уроку

1. Приветствие

2. Психологический настрой «Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

3. Учитель предлагает разделиться на группы по цвету выбранного листа

1. Приветствуют учителя

2. Встают, приветствуют друг друга

3. Выбирают листики. Прикрепляют на дерево, садятся в группы

II. Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 2


Объясните предлагаемые правила. Например: Чистая вода- залог здоровья человека

Зачитывают «Кодекс туриста» правила использования воды из открытых водоемов)

III. Этап «Мотивация»

- Разгадайте ребус и назовите тему нашего урока? Слайд № 3

- Мы сегодня изучим тему «Человек и почвы», рассмотрим основные проблемы, связанные с загрязнением почв и болезнями, передающиеся через почвы. Слайд № 4

- К вам обращается второклассник нашей школы. Послушайте его вопрос и попробуйте ответить

Вопрос второклассника: «По почве мы всю жизнь ходим, ездим, выращиваем урожай. С ней мы встречаемся очень часто: это поверхность дороги, грядки на огороде, тропинка в лесу, распаханное поле. А что же такое почва?» Слайд № 5

ответы учащихся.




Прослушивают аудиозапись вопроса.

Отвечают на вопрос второклассника

Вводная беседа учителя. Слайды№ 8-11


Учитель рассказывает

Дает задание: Разгадайте ребус и назовите одно свойство почвы.

Продолжает рассказ.

Задание: назовите основоположника учения о почвах. Разгадайте ребус и назовите его имя.

Слушают, смотрят слайд

Разгадывают ребус и называют с лово - плодородие


Разгадывают ребус, называют имя и и вклад ученого. Докучаев- основоположник науки почвоведенение

Психологический тренинг

Просит рассказать учащихся, что они видят на картинке

Учащиеся рассматривают картинку и называют из чего она состоит (см. Приложение 1)

IV. Этап «Изучение нового материала». Слайд № 12-27


Вопрос: как вы думаете, почему почву считают главным элементом биосферы?


Отвечают: В ней происходят миграция и обмен всех химических веществ на нашей планете. Она занимает важное место в системе профилактической защиты биосферы в целом, так как загрязненная почва может стать источником загрязнения атмосферного воздуха, воды, продуктов питания человека и кормов животных. Почва оказывает существенное влияние на климат местности, химический состав растительных продуктов и, следовательно, воздействует на продукты животного происхождения

Работа в группах. Слайды № 14-15


Предлагает выполнить задания в группах

Каждая группа получает карточку с заданием и готовится, распределив вопросы и затем обсудив в группе итог работы. Группа готовит общий ответ по вопросам. (см. Приложение2)

V. Этап «Закрепление нового материала». Прием «Мозговой штурм» Слайд № 28


Предлагает быстро ответить на вопросы

  1. Как человек «осваивал» почву?

  2. Почему почвы называют основным элементом биосферы?

  3. Назовите основные загрязнители почв. Какие болезни может передать почва человеку?

  4. Чем вызывается такое заболевание, как «сибирская язва»? Можете ли вы рассказать, как протекает заболевание?

  5. Как называется заболевание, которое вызывает у человека "сардоническую улыбку"?


Слушают отвечают

VI. Этап «Подведение итогов урока».


Просит подвести формативное оценивание

Формативно оценивают друг друга

VII. Этап «Рефлексия» Слайд № 29


Предалагает составить синквейн со словами, так или иначе связанные с водой

Составляют синквейн. По желанию зачитывают

VII. Этап «Домашнее задание» Слайд № 30

 Дает задание: подвумайте и объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».


Записывают задание



Приложение 1



















Лапочка — вас ждет внутреннее просветление, Появится новая идея; семейное счастье, Благополучие во всех делах.

Дерево — в ближайшее время вы встретитесь с очень мудрым человеком, который, возможно, изменит ваше представление о себе и окружающем вас мире.

Рыбак — в реальной жизни вы заняты выполнением сложной, трудоемкой, требующей большой наблюдательности и в тоже время очень опасной, рискованной работой. Ваша работа чем-то напоминает опасную работу рыбака.

Небо — в ближайшее время вы сможете узнать имя своего недоброжелателя.





Приложение 2

Группа 1

Задание: Выясните источники загрязнения почвы. При ответе используйте дополнительный материал Интернет - ресурсов

Вопросы:

  1. Выясните, кто является самыми мощными источниками загрязнения почвенных покровов.

  2. Назовите другие источники загрязнения почвы?

  3. Выясните, загрязняют ли почву животные и птицы?

Группа 2
Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «сибирская язва»? При ответе ис­пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов

Вопросы:

  1. Чем вызывается заболевание «сибирская язва»?

  2. Как может заразиться человек этой болезнью?

  3. Какие признаки есть у этого заболевания?

Группа 3

Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «столбняк»? При ответе ис-пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов.

Вопросы:

  1. Чем вызывается заболевание «столбняк»?

  2. Как может заразиться человек этой болезнью?

  3. Какие признаки есть у этого заболевания?



Просмотр содержимого документа
«конспект 25 урока»

Урок 25 Слайд № 1

Тема: Человек и почвы

Цель: установить, что почва - особое природное образование.

Задачи:

  • Узнать источники загрязнения почвы, рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием загрязненных почв человеком

  • Уметь составлять план-конспект, работать по группам.

  • Продолжить воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись вопроса, карточки задания. учебник

Ход урока:

I. Этап «Орг. момент».

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.

II. Этап «Проверка домашнего задания» Слайд № 2

III. Этап «Мотивация»

- Разгадайте ребус и назовите тему нашего урока? (ответы учащихся) Слайд № 3

- Мы сегодня изучим тему «Человек и почвы», рассмотрим основные проблемы, связанные с загрязнением почв и болезнями, передающиеся через почвы. Слайд № 4

- К вам обращается второклассник нашей школы. Послушайте его вопрос и попробуйте ответить. (прослушивают аудиозапись вопроса)

Вопрос второклассника: «По почве мы всю жизнь ходим, ездим, выращиваем урожай. С ней мы встречаемся очень часто: это поверхность дороги, грядки на огороде, тропинка в лесу, распаханное поле. А что же такое почва?» Слайд № 5

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР Слайд № 6-7

- Сейчас мы должны вспомнить все о почве. Работаете с партнером по плечу. Вам нужно на этих листочках составить модель почвы: написать обязательные, необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры. (5 минут)

А теперь вспомним все, что касается почве. По одному зачитываем свои ответы по кругу, а все остальные записывают новые идеи на своих листах.

Вводная беседа учителя.

Слово учителя: Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва». Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные богатства.

Примерно 10 тысяч лет назад человек современного типа (прежде его называли кроманьонцем) – первый среди людей, заслуживший название «человека разумного», – совершил так называемую неолитическую революцию. Находясь перед угрозой голода, он резко изменил способ своего существования. Уничтожив всю съедобную дичь и истощив охотничьи угодья, этот охотник и собиратель был вынужден заняться скотоводством и земледелием, для того чтобы получать достаточное количество продуктов. И тут он впервые встретился с почвой как объектом своего прямого жизненного интереса.

В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приёмы обработки земли. Впоследствии эти рекомендации стали записываться и передаваться по наследству, постоянно дополняясь. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия.

Задание: Разгадайте ребус и назовите одно свойство почвы (плодородие) Слайды № 8 -9

Плодородие почвы – это её способность обеспечивать сельскохозяйственные растения элементами минерального питания и влагой и в результате этого давать урожай. Внимательнее всего с древних времён люди изучали самый верхний слой почвы – пахотный, где находятся корни возделываемых растений.

Для людей главное было получить урожай, а для этого необходимо разобраться в том, как почва питает растения, какие её свойства благотворно влияют на сельскохозяйственные культуры, а какие, наоборот, затрудняют их жизнь.

Поэтому до второй половины XIX века внимание учёных было приковано лишь к самому верхнему слою почвы, в котором обитают корни растений и которую возделывает человек. К этому времени стало ясно: для получения хороших урожаев необходимо, чтобы корни растения получали из почвы достаточно влаги, минеральных веществ и могли спокойно дышать. Поэтому люди внимательно изучали те характеристики почв, от которых в первую очередь зависит снабжение растений всем необходимым, прежде всего –механический состав и органическое вещество почвы.

Задание: назовите основоположника учения о почвах. Разгадайте ребус и назовите его имя. (Докучаев) Слайды № 10-11

Первое научное определение почвы принадлежит В.В. Докучаеву: "Почва - это те дневные или

близкие к ним горизонты горных пород (все равно каких), которые были более или менее естественно изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов - живых и мертвых, что и сказывается известным образом на составе, структуре и цвете таких образований".

Психологический тест. Что вы первым увидели на картинке?. Слайд №12-13

IV. Этап «Изучение нового материала». Слайд № 14

Вопрос: как вы думаете, почему почву считают главным элементом биосферы?

( В ней происходят миграция и обмен всех химических веществ на нашей планете. Она занимает важное место в системе профилактической защиты биосферы в целом, так как загрязненная почва может стать источником загрязнения атмосферного воздуха, воды, продуктов питания человека и кормов животных. Почва оказывает существенное влияние на климат местности, химический состав растительных продуктов и, следовательно, воздействует на продукты животного происхождения)








Работа в группах. Слайд № 16-17

Каждая группа получает карточку с заданием и готовится, распределив вопросы и затем обсудив в группе итог работы. Группа готовит общий ответ по вопросам.
Группа 1 Слайды № 18-21

Задание: Выясните источники загрязнения почвы. При ответе используйте дополнительный материал Интернет - ресурсов

Вопросы:

  1. Выясните, кто является самыми мощными источниками загрязнения почвенных покровов.

  2. Назовите другие источники загрязнения почвы?

  3. Выясните, загрязняют ли почву животные и птицы?

Группа 2 Слайды № 22-26
Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «сибирская язва»? При ответе ис­пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов

Вопросы:

  1. Чем вызывается заболевание «сибирская язва»?

  2. Как может заразиться человек этой болезнью?

  3. Какие признаки есть у этого заболевания?

Группа 3 Слайды № 27-29

Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «столбняк»? При ответе ис-пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов.

Вопросы:

  1. Чем вызывается заболевание «столбняк»?

  2. Как может заразиться человек этой болезнью?

  3. Какие признаки есть у этого заболевания?

V. Этап «Закрепление нового материала». Прием «Мозговой штурм» Слайд № 30

  1. Как человек «осваивал» почву?

  2. Почему почвы называют основным элементом биосферы?

  3. Назовите основные загрязнители почв. Какие болезни может передать почва человеку?

  4. Чем вызывается такое заболевание, как «сибирская язва»? Можете ли вы рассказать, как протекает заболевание?

  5. Как называется заболевание, которое вызывает у человека "сардоническую улыбку"?

VI. Этап «Подведение итогов урока».

VII. Этап «Рефлексия» Слайд № 31

Почва

Живая, плодородная, богатая

Кормит, одевает, радует, дышит

Без нее нет жизни

Кормилица

VIII. Этап «Домашнее задание» Слайд № 32
 Задание: Объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».


Просмотр содержимого презентации
«презентация 25 урока»

Урок 25 Тема:  Человек и почвы Цель: установить, что почва - особое природное образование. Задачи: Узнать источники загрязнения почвы, рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием загрязненных почв человеком Уметь составлять план-конспект, работать по группам. Продолжить воспитание ценностного отношения к своему здоровью Тип урока: урок первичного изучения и закрепления нового материала Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись вопроса, карточки задания. Учебник Тип урока: урок первичного изучения и закрепления нового материала Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись вопроса, карточки задания. учебник Ход урока: I. Этап « Орг. момент». II. Этап «Проверка домашнего задания» III. Этап «Мотивация». IV. Вводная беседа учителя. V. Этап «Изучение нового материала». Работа в группах VIЭтап «Закрепление нового материала» Этап «Подведение итогов урока». VII. Этап «Рефлексия» VIII. Этап «Домашнее задание»

Урок 25

Тема: Человек и почвы

Цель: установить, что почва - особое природное образование.

Задачи:

  • Узнать источники загрязнения почвы, рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием загрязненных почв человеком
  • Уметь составлять план-конспект, работать по группам.
  • Продолжить воспитание ценностного отношения к своему здоровью

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись вопроса, карточки задания. Учебник

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления нового материала

Оборудование: интерактивная доска, презентация, аудиозапись вопроса, карточки задания. учебник

Ход урока:

I. Этап « Орг. момент».

II. Этап «Проверка домашнего задания»

III. Этап «Мотивация».

IV. Вводная беседа учителя.

V. Этап «Изучение нового материала». Работа в группах

VIЭтап «Закрепление нового материала»

Этап «Подведение итогов урока».

VII. Этап «Рефлексия»

VIII. Этап «Домашнее задание»

Этап «Проверка домашнего задания» «Кодекс туриста» (правила использования воды из открытых водоемов) Объясните предлагаемые правила. Например: Чистая вода- залог здоровья человека.

Этап «Проверка домашнего задания»

«Кодекс туриста»

(правила использования воды из открытых водоемов) Объясните предлагаемые правила. Например: Чистая вода- залог здоровья человека.

III. Этап «Мотивация» - Разгадайте ребус и назовите тему нашего урока? Л = Ч 3, 4, 5 и

III. Этап «Мотивация»

- Разгадайте ребус и назовите тему нашего урока?

Л = Ч

3, 4, 5

и

Тема:  Человек и почвы Цель: установить, что почва - особое природное образование. Задачи:

Тема: Человек и почвы

Цель: установить, что почва - особое природное образование.

Задачи:

  • Узнать источники загрязнения почвы, рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием загрязненных почв человеком
  • Уметь составлять план - конспект, работать по группам.
  • Продолжить воспитание ценностного отношения к своему здоровью
Мы сегодня изучим тему «Человек и почвы», рассмотрим основные проблемы, связанные с загрязнением почв и болезнями, передающиеся через почвы. К вам обращается второклассник нашей школы. Прочитайте его вопрос и попробуйте ответить.
  • Мы сегодня изучим тему «Человек и почвы», рассмотрим основные проблемы, связанные с загрязнением почв и болезнями, передающиеся через почвы.
  • К вам обращается второклассник нашей школы. Прочитайте его вопрос и попробуйте ответить.

Вопрос второклассника : «По почве мы всю жизнь ходим, ездим, выращиваем урожай. С ней мы встречаемся очень часто: это поверхность дороги, грядки на огороде, тропинка в лесу, распаханное поле. А что же такое почва?»

Прием «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР»

Прием «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР»

  • Сейчас мы должны вспомнить все о почве.
  • Работаете с партнером по плечу.
  • Вам нужно на листочках составить модель почвы: написать обязательные, необязательные характеристики, примеры и противоположные примеры. (5 минут)
  • По одному зачитываем свои ответы по кругу, а все остальные записывают новые идеи на своих листах.

Чешский писатель Карелл Чапек писал «Человек совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва». Мы ходим по ней, топчем её, но не задумываемся, что значит почва для нас, как она живет, каковы наши земельные богатства.

Примерно 10 тысяч лет назад человек современного типа (прежде его называли кроманьонцем) – первый среди людей, заслуживший название «человека разумного», – совершил так называемую неолитическую революцию. Находясь перед угрозой голода, он резко изменил способ своего существования. Уничтожив всю съедобную дичь и истощив охотничьи угодья, этот охотник и собиратель был вынужден заняться скотоводством и земледелием, для того чтобы получать достаточное количество продуктов. И тут он впервые встретился с почвой как объектом своего прямого жизненного интереса.

В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приёмы обработки земли. Впоследствии эти рекомендации стали записываться и передаваться по наследству, постоянно дополняясь. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия.

Задание: Разгадайте ребус и назовите одно свойство почвы (плодородие) Г = Д А = И 4 Е

Задание: Разгадайте ребус и назовите одно свойство почвы (плодородие)

Г = Д

А = И

4

Е

Рассказ учителя

Плодородие почвы – это её способность обеспечивать сельскохозяйственные растения элементами минерального питания и влагой и в результате этого давать урожай. Внимательнее всего с древних времён люди изучали самый верхний слой почвы – пахотный, где находятся корни возделываемых растений.

Для людей главное было получить урожай, а для этого необходимо разобраться в том, как почва питает растения, какие её свойства благотворно влияют на сельскохозяйственные культуры, а какие, наоборот, затрудняют их жизнь.

Поэтому до второй половины XIX века внимание учёных было приковано лишь к самому верхнему слою почвы, в котором обитают корни растений и которую возделывает человек. К этому времени стало ясно: для получения хороших урожаев необходимо, чтобы корни растения получали из почвы достаточно влаги, минеральных веществ и могли спокойно дышать. Поэтому люди внимательно изучали те характеристики почв, от которых в первую очередь зависит снабжение растений всем необходимым, прежде всего –механический состав и органическое вещество почвы.

Задание: Разгадайте ребус и назовите имя основоположника учения о почвах М = К 1 , 3 Л

Задание: Разгадайте ребус и назовите имя основоположника учения о почвах

М = К

1 , 3

Л

Первое научное определение почвы принадлежит В.В. Докучаеву:

Первое научное определение почвы принадлежит В.В. Докучаеву:

" Почва - это те дневные или близкие к ним горизонты горных пород (все равно каких), которые были более или менее естественно изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов - живых и мертвых, что и сказывается известным образом на составе, структуре и цвете таких образований".

Лапочка  — вас ждет внутреннее просветление, Появится новая идея; семейное счастье, Благополучие во всех делах.  Дерево  — в ближайшее время вы встретитесь с очень мудрым человеком, который, возможно, изменит ваше представление о себе и окружающем вас мире.  Рыбак  — в реальной жизни вы заняты выполнением сложной, трудоемкой, требующей большой наблюдательности и в тоже время очень опасной, рискованной работой. Ваша работа чем-то напоминает опасную работу рыбака.  Небо  — в ближайшее время вы сможете узнать имя своего недоброжелателя.  

Лапочка  — вас ждет внутреннее просветление, Появится новая идея; семейное счастье, Благополучие во всех делах.

Дерево  — в ближайшее время вы встретитесь с очень мудрым человеком, который, возможно, изменит ваше представление о себе и окружающем вас мире.

Рыбак  — в реальной жизни вы заняты выполнением сложной, трудоемкой, требующей большой наблюдательности и в тоже время очень опасной, рискованной работой. Ваша работа чем-то напоминает опасную работу рыбака.

Небо  — в ближайшее время вы сможете узнать имя своего недоброжелателя.

 

IV. Этап «Изучение нового материала». Вопрос : как вы думаете, почему почву считают главным элементом биосферы?

IV. Этап «Изучение нового материала».

Вопрос : как вы думаете, почему почву считают главным элементом биосферы?

В ней происходят миграция и обмен всех химических веществ на нашей планете. Она занимает важное место в системе профилактической защиты биосферы в целом, так как загрязненная почва может стать источником загрязнения атмосферного воздуха, воды, продуктов питания человека и кормов животных. Почва оказывает существенное влияние на климат местности, химический состав растительных продуктов и, следовательно, воздействует на продукты животного происхождения

В ней происходят миграция и обмен всех химических веществ на нашей планете. Она занимает важное место в системе профилактической защиты биосферы в целом, так как загрязненная почва может стать источником загрязнения атмосферного воздуха, воды, продуктов питания человека и кормов животных. Почва оказывает существенное влияние на климат местности, химический состав растительных продуктов и, следовательно, воздействует на продукты животного происхождения

Работа в группах.  Каждая группа получает карточку с заданием и готовится, распределив вопросы и затем обсудив в группе итог работы. Группа готовит общий ответ по вопросам.

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с заданием и готовится, распределив вопросы и затем обсудив в группе итог работы. Группа готовит общий ответ по вопросам.

Группа 1 Задание: Выясните источники загрязнения почвы. При ответе используйте дополнительный материал Интернет - ресурсов Вопросы: Выясните, кто является самыми мощными источниками загрязнения почвенных покровов. Назовите другие источники загрязнения почвы? Выясните, загрязняют ли почву животные и птицы? Группа 2  Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «сибирская язва»? При ответе ис­пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов.  Вопросы: Чем вызывается заболевание «сибирская язва»? Как может заразиться человек этой болезнью? Какие признаки есть у этого заболевания? Группа 3 Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «столбняк»? При ответе ис-пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов. Вопросы:

Группа 1

Задание: Выясните источники загрязнения почвы. При ответе используйте дополнительный материал Интернет - ресурсов

Вопросы:

  • Выясните, кто является самыми мощными источниками загрязнения почвенных покровов.
  • Назовите другие источники загрязнения почвы?
  • Выясните, загрязняют ли почву животные и птицы?

Группа 2 Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «сибирская язва»? При ответе ис­пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов. 

Вопросы:

  • Чем вызывается заболевание «сибирская язва»?
  • Как может заразиться человек этой болезнью?
  • Какие признаки есть у этого заболевания?

Группа 3

Задание: Опишите, что представляет собой такое заболевание как «столбняк»? При ответе ис-пользуйте дополнительный материал Интернет- ресурсов.

Вопросы:

  • Чем вызывается заболевание «столбняк»?
  • Как может заразиться человек этой болезнью?
  • Какие признаки есть у этого заболевания?
Группа 1 Самые мощными источниками загрязнения почвенных покровов

Группа 1

Самые мощными источниками загрязнения почвенных покровов

Другие источники загрязнения почвы

Другие источники загрязнения почвы

Другие источники загрязнения почвы

Другие источники загрязнения почвы

Животные и птицы - разрушители почв

Животные и птицы - разрушители почв

Возбудитель заболевания «сибирская язва» Группа 2 Бацилла сибирской язвы

Возбудитель заболевания «сибирская язва»

Группа 2

Бацилла сибирской язвы

Как может заразиться человек болезнью «сибирская язва» ?  Для человека основной источник инфекции — больные сибирской язвой животные. Заражение кожной формой происходит через поврежденные кожные покровы, а также при укусах насекомыми (слепни, мухи-жигалки и др.).

Как может заразиться человек болезнью «сибирская язва» ?

Для человека основной источник инфекции — больные сибирской язвой животные. Заражение кожной формой происходит через поврежденные кожные покровы, а также при укусах насекомыми (слепни, мухи-жигалки и др.).

Признаки заболевания «сибирская язва» Характерные для кожной формы изменения в месте внедрения возбудителя: красное пятно, переходящее последовательно в узелок, пузырек,

Признаки заболевания «сибирская язва»

Характерные для кожной формы изменения в месте внедрения возбудителя: красное пятно, переходящее последовательно в узелок, пузырек, "гнойничок", чёрный струп, часто окруженный мелкими пузырьками, которые через 2—3 суток сливаются в общую безболезненную язву; отёк. Отмечаются высокая температура, головная боль, слабость

Группа 3 Что представляет собой такое заболевание как «столбняк»?  Столбняк - острое инфекционное заболевание, обусловленное воздействием на организм экзотоксина столбнячной палочки с преимущественным поражением нервной системы, характеризующееся тоническими и судорожными сокращениями поперечно - полосатых мышц. Столбнячная палочка

Группа 3

Что представляет собой такое заболевание как «столбняк»?

Столбняк - острое инфекционное заболевание, обусловленное воздействием на организм экзотоксина столбнячной палочки с преимущественным поражением нервной системы, характеризующееся тоническими и судорожными сокращениями поперечно - полосатых мышц.

Столбнячная палочка

Источник заболевания «столбняк» В обычных условиях входными воротами инфекции являются не тяжелые раны и ожоги, а мелкие бытовые травмы (проколы, ссадины и т. п.). Больные эпидемиологической опасности не представляют.

Источник заболевания «столбняк»

В обычных условиях входными воротами инфекции являются не тяжелые раны и ожоги, а мелкие бытовые травмы (проколы, ссадины и т. п.). Больные эпидемиологической опасности не представляют.

Признаки заболевания «стоблняк»  Столбняк начинается всегда остро, первым и наиболее часто встречающимся симптомом является тоническое напряжение жевательных мышц с затруднением открывания рта. Следом напряжением жевательных мышц появляются другие признаки столбняка, образующие классическую триаду:

Признаки заболевания «стоблняк»

Столбняк начинается всегда остро, первым и наиболее часто встречающимся симптомом является тоническое напряжение жевательных мышц с затруднением открывания рта. Следом напряжением жевательных мышц появляются другие признаки столбняка, образующие классическую триаду: "сардоническая улыбка"

IV. Этап «Закрепление нового материала». Прием «Тонкие и толстые вопросы» Тонкие вопросы Толстые вопросы Назовите основные загрязнители почв Как человек «осваивал» почву? Какие болезни может передать почва человеку? Почему почвы называют основным элементом биосферы? Чем вызывается такое заболевание, как «сибирская язва»? Можете ли вы рассказать, как протекает заболевание Как называется заболевание, которое вызывает у человека

IV. Этап «Закрепление нового материала». Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Назовите основные загрязнители почв

Как человек «осваивал» почву?

Какие болезни может передать почва человеку?

Почему почвы называют основным элементом биосферы?

Чем вызывается такое заболевание, как «сибирская язва»?

Можете ли вы рассказать, как протекает заболевание

Как называется заболевание, которое вызывает у человека "сардоническую улыбку"?

VI. Этап «Рефлексия» Задание: Составить синквейн со словом «почва» Почва Живая, плодородная, богатая Кормит, одевает, радует, дышит Без нее нет жизни Кормилица

VI. Этап «Рефлексия»

Задание: Составить синквейн со словом «почва»

Почва

Живая, плодородная, богатая

Кормит, одевает, радует, дышит

Без нее нет жизни

Кормилица

VII. Этап «Домашнее задание»    Задание: Объясните выражение:   «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

VII. Этап «Домашнее задание»

  Задание: Объясните выражение: «Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект, краткосрочный план и презентация 25 урока курса "Медицинская география"

Автор: Карюгина Марина Леонидовна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 28 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-28-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211747"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431679694"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект, краткосрочный план и презентация 29 урока  курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-29-uroka-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211751"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431679985"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект, краткосрочный план и презентация 5 урока элективного курса "Медицинская география" . "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-5-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "211550"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431629526"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 12 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-12-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211581"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431633356"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 33 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-33-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211759"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431680580"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства