kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии "Транспортный комплекс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показаны основные моменты урока, оргмомент, повторение, новая тема, закрепление, итоги. Макет не соответствует требованиям, например для аттестации, но думаю будет полезен для педагогов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии "Транспортный комплекс"»



Транспортный комплекс

Цели и задачи:

  • развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;

  • сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;

  • сформировать знания о географии основных видов транспорта

  • умение работать с письменными и устными текстами;

  • умение работать с картографическими источниками информации.

Оборудование:

Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, презентация

Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие учителя.

Проверка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

2. Проверка д.з.

Географический диктант.
1. Какие растения относятся к зер¬новым? (Пшеница, рожь, рис, кукуруза, про¬со, ячмень).
2. К каким экологическим проблемам приводит нерациональное сельско¬хозяйственное использование зе¬мель в Африке? (Опустынивание в связи с перевы¬пасом скота, истощение почв с подсечно-огневой системой земледе¬лия, разбор вод рек аридных об¬ластей на орошение, почвенная эро¬зия в областях с пересеченным ре¬льефом, обезлесение в зоне распро¬странения экваториальных лесов).
3. К каким экологическим проблемам приводит нерациональное сельско¬хозяйственное использование зе¬мель в Европе? (Почвенная эрозия в областях с пе¬ресеченным рельефом, загрязнение почв, а также рек и каналов пес¬тицидами и органическими удоб¬рениями, засоление почв).
4. Что такое «зеленая революция»? (Преобра¬зование сельского хозяйства на основе достижений современной биологической и агрономической науки (прежде всего — выведение новых высокоурожайных сортов зерновых культур), химизации, ме¬лиорации, внедрения новых технических достижений).
5. В какой стране самое большое по¬головье овец? (В Австралии).
6. В какой стране самое большое по¬головье свиней? (В Китае).
7. Какие страны лидируют в производстве хлопка? (Китай, США, Индия).
8. Какие страны лидируют в производстве картофеля? (Китай, Россия, Индия, США, Поль¬ша).
9. В Англии чай не растет, но в мире существует понятие «английский чай». Почему? (В состав Британской империи вхо¬дила Индия, где чай культивиру¬ется издавна. Англичане завезли чай в метрополию и догадались разбавлять его молоком. Это и есть «английский чай»).
10. В Турции кофе не растет, но в мире существует понятие «турецкий кофе». Почему? (В состав Османской империи (яд¬ром которой была Турция) входи¬ла и Аравия. Именно отсюда ко¬фе распространялся по всей импе¬рии, а уже оттуда пришел в Евро¬пу. Принятый на Востоке способ варки кофе европейцы называют «кофе по-турецки»).
11. Назовите страну — крупнейшего в мире производителя сахарного тростника. (Бразилия).
12. Назовите страну — крупнейшего в мире производителя сахарной свеклы. (Франция).
13. Что такое агрофирма? (Агрофирма — крупное сельхоз¬предприятие, включающее в себя производство сельхозпродукции, ее переработку, хранение, сбыт, се¬лекцию семян на основе рацио¬нального управления и достиже¬ний агротехники).

3. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира.

Нам важно это знать, т.к. тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности.

Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке мы должны:

  1. познакомиться с мировой транспортной системой.

  2. узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике.

  3. дать характеристику видов транспорта.

  4. знать об особенностях транспорта в странах разного типа.

  5. поговорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы.

-Начать лучше с повторения основных положений, знакомых нам из 9-го класса. И

«Опираясь на учебник выбрать на ваш взгляд, самое главное и существенное из темы транспорт».

1) Опираясь на учебник 9 класса, выбрать на ваш взгляд самое главное и существенное из темы «Транспорт России»



-Транспорт сам не производит продукцию, а участвует в её создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю.

-Транспорт относится к третичному сектору экономики и принадлежит к сфере отраслей, оказывающей услуги.



Виды транспорта группируются по признакам: по значению, по уровню, по сферам их применения, в этом случае выделяют:

Виды транспорта:



трубопровод – СУХОПУТНЫЙ – электрон ВОДНЫЙ

/ | \ / \

ж/д автомобильный воздушный морской речной



Транспортная система – совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами – пунктами, в которых сходят несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Самый крупный транспортный узел в Росси – Московский.



Работа транспорта оценивается по показателям:

Грузооборот – произведение количества перевезенного груза на дальность перевозок (исчисляется в т/км)



Пассажирооборот – произведение количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозки (исчисляется в пас/км)













4. Усвоение новых знаний.

Теперь переходим к изучению новой темы “Транспорт мира”.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства.

1. Значение транспорта:

- Транспорт является основой ГТР.

- Объем и структура транспортных перевозок отражают уровень и структуру экономики.

- География транспортной сети и грузопотоков влияет на размещение производительных сил.

- Транспорт способствует специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран.

- Без транспорта было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров, услуг, да и преодоление расстояния между людьми.



2. Воздействие НТР на разделение труда между видами транспорта:

- Увеличение пропускной способности транспортных путей.

- Появление новых транспортных средств.

- Увеличение вместимости и скорости передвижения.

- Контейнеризация, повысившая производительность труда в 7-10 раз.



Контейнеризация – перевозка штучных грузов в специальных металлических емкостях – контейнерах. С ней связано появление новых транспортных средств – контейнеровозов и специальных перегрузочных станций – контейнерных терминалов.



3. Основные черты различия между транспортом экономически развитых и развивающихся стран:



Развитые

  • Представлен всеми видами транспорта.

  • Технический уровень высокий.

  • Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения самые высокие.

  • На эти страны приходится 80% общей длины мировой транспортной сети.

Развивающиеся.

  • Несформированная транспортная система.

  • Транспортная подвижность населения ниже среднемировой.

  • Преобладание одно – двух видов транспорта.

  • Обеспеченность транспортной сетью, ее густота, подвижность населения низкая.

  • Широко используется для перемещения грузов гужевого, вьючного транспорта.



Различия в развитии видов транспорта.

Задание:Учащиеся работают по группам,заполняя таблицу по каждому виду транспотра :

Параметры

описания

Автомобильный

транспорт

Ж.д.

транспорт

Морской

Транспорт

Трубопроводный

Транспорт

Воздушный транспорт

1.Время

зарождения

20 век

19 век


19 век

20-е годы 20 века

2.Стоимость

перевозок

Один из самых дорогих видов транспорта

Один из самых недорогих видов транспорта

Самый дешевый вид транспорта

Один из самых недорогих

Самый дорогой

3.Маневренность

Высокая

Низкая

Низкая

Низкая

Низкая

4.Определить место транспорта в мировом грузообороте

4место

3место Самый высокий уровень грузооборота в России,США,Китай,

Канада,Польша

1место Самый высокий уровень грузооборота

Япония,Великобритания,

США

2 место в развитых странах,4 место в развивающихся

Последнее т.к. перевозит преимущественно пассажиров

5.Место в мировом пассажирообороте

1место

2 место

4 место

Перевозится только специализированные

Грузы

3 место

6.Страны с самой большой Протяженностью

Страны с самой большой протяженностью авт.дорог:

США,Индия,Япония,Китай,Россия,Франция

США,Канада,Россия,Индия

Китай


США,Россия,Канада.Самые длинные трубопроводы:американский Хьюстон-Нью-Йорк(2,5 тыс км,Российский Дружба(5,5 тыс.км)

Крупнейшим самолетным парком и протяженностью воздушных линий

Обладают:США,

Канада,Австралия

Россия,Германия

И др. развитые страны

7.Плотность размещения

Страны с самой высокой плотностью авт. Дорог:Великобритания,Франция

,Германия,Италия,

Япония,Испания

Германия,Бельгия,Швейцария,Чехия




Крупнейшие аэропорты планеты:

О,Хара(Чикаго),

Хитроу(Лондон),

Ханеда(Токио)

8.Страны лидеры по количеству

Данног вида транспорта

Страны с самым высоким уровнем автомибилизации:США-210 млн.машин,

Япония-45,Германия-42,Италия-31,Франция-28,Великобритания-24,Россия-18


Универсальные порты характерны для развитых стран:Роттердам,Гамбург,

Бомбей,Монреаль,Сидней












4. Закрепление знаний. Практическое задание:



Определение  преобладающих  видов транспорта  в  отдельных  странах  и  регионах  мира  и  оценка  степени  его  развития.

Ход работы:

  1. Используя  карты  атласа  определите  общий  уровень  развития  транспорта  страны  или  региона , задание выдается по рядам;

  2. Используя  справочную  и  дополнительную  литературу,  обозначьте  важнейшие  сухопутные  пути  сообщения  (железных,  автомобильных  дорог  и  трубопроводов),),  обозначьте крупнейшие  транспортные  узлы;

  3. Определите  уровень  развития  водных  видов  транспорта,  обозначьте  важнейшие  судоходные  реки  и  каналы,  крупнейшие  морские  порты;

  4. Дайте  характеристику   уровня   развития  воздушного  транспорта,  назовите  крупнейшие  аэропорты;

  5. Обозначить на к.к место  ведущих  видов  транспорта  в  грузо -  и  пассажирообороте  страны  или  региона  и  назовите  причины,  влияющие  на  развитие  и  работу  отдельных  видов  транспорта;

5. Итоги.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по географии "Транспортный комплекс"

Автор: Тимофеев Александр Григорьевич

Дата: 17.12.2018

Номер свидетельства: 491125

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "География Челябинской области. Транспортный комплекс "
    ["seo_title"] => string(58) "gieoghrafiia-chieliabinskoi-oblasti-transportnyi-komplieks"
    ["file_id"] => string(6) "140505"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417963046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по теме "Транспортный комплекс Казахстана" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-transportnyi-komplieks-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "114892"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411721754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока на тему "Транспорт""
    ["seo_title"] => string(32) "konspekt_uroka_na_temu_transport"
    ["file_id"] => string(6) "499770"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550144616"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока географии в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokaghieoghrafiiv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "310797"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459096589"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему "Западная Сибирь""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokanatiemuzapadnaiasibir"
    ["file_id"] => string(6) "291460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455120959"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства