kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока географии в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

География 9 класс

Тема: «Характеристика топливно-энергетического комплекса Казахстана»

Учебно-воспитательные цели и здачи:

Образовательные: Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти, газа и угля. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. Познакомить с проблемами ТЭК.

Развивающие: Продолжить формирование умения работать с картами атласа.

Воспитательные: воспитание патриотизма.

Оборудование: Физическая карта Казахстана, атласы за 9 класс, контурная карта,

 Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный.

Ход урока:

Ι. Актуализация знаний:

Сообщение темы урока.

ΙΙ. Формирование новых знаний.

Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать - топливно-энергетический - ТЭК. 
Экономику - страны с холодной зимой, развитой промышленностью не-возможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю. 
Природные ресурсы – это необходимое для развития хозяйства природные богатства, которые находят прямое применение в экономике страны и влияет на ее развитие.

Дети совместно с учителем в тетрадях выполняют схему: (один ученик у доски)

Рассмотрим состав ТЭК: 
Топливно-энергетический комплекс:

1. Топливная промышленность:

  • Нефтяная и нефтеперерабатывающая
  • Газовая
  • Угольная
  • Сланцевая
  • Торфяная

2. Электроэнергетика:

  • Тепловые электростанции (ТЭС и ТЭЦ)
  • Гидроэлектростанции (ГЭС)
  • Атомные электростанции (АЭС)

3. Линии доставки до потребителя:

  • Нефтепроводы
  • Газопроводы
  • Линии электропередачи

Основа комплекса.

Природная основа комплекса – энергетические ресурсы:

- Невозобновимые ресурсы – топливо органическое (нефть, газ, уголь) и ядерное (уран)

- Возобновимые ресурсы – энергия рек, ветра, Солнца, внутреннего тепла Земли, океана (на приморских территориях) – ресурсы экологически чистой («зеленой») энергетики

4 главные особенности ТЭК Казахстана:

  • Опирается на крупные ресурсы топлива и энергии. По их величине страна занимает высокие места в мире.
  • Добыча топлива намного превышает внутреннее потребление
  • Во внутреннем потреблении растет доля наиболее эффективных видов топлива – нефти и газа. Но главным энергоносителем остается уголь.
  • Использование преимущественно органического топлива дает большое количество загрязняющих веществ и «парниковых» газов.

Важная задача ТЭК и всего хозяйства

  • Более рациональное использование топлива и энергии:
  • Энергоемкость казахстанской экономики – одна из самых высоких в мире.
  • Снижение энергоемкости – сэкономит топливо, уменьшит выбросы углекислого газа. Такие обязательства Казахстан принял на себя в рамках международных действий против глобального потепления

Мини-эссе : Как можно экономить энергию каждому жителю Казахстана? Как учащиеся школ могут помочь в этом?

Нефть в Казахстане добывали ещё до революции, с 1899 г., на Эмбинском месторождении. В 1911 г. Было освоено месторождение Доссор, в 1913 – Макат. В 1914 году на этих двух месторождениях было добыто свыше 200 тыс. тонн нефти. Не имея транспортных сообщений, первые нефтепромысловики вывозили добытую нефть в специальных бурдючных мешках на вьючных верблюдах в Хиву и по берегу Каспийского моря в порт Ракушинок для дальнейшей реализации на рынке. 
В то время началось строительство трубопровода и всех его сопровождающих путей. Подписание 17 марта 1920 года правительственного указа о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Эмба в Западном Казахстане до Саратова, признанного работой чрезвычайного государственного значения. 
Эмбинская нефть содержит малое количество серы и парафина и обладает высшим технологическим качеством.

ТЭК – главная сфера сотрудничества с зарубежными компаниями

  • Сложность разработки казахстанских месторождений - создаются консорциумы (временные соглашения между компаниями разработчиками):
  • Местрождение Карачаганак – консорциум Карачаганак Петролиум Оперейтинг (КПО) – 4 фирмы итальянская «ЭНИ», английская «Бритиш газ», американская «Шеврон-Тексако» и российской «Лукойл»

- задания для самостоятельной работы: 

работа с Атласом и контурной картой: а к/карте обозначить крупнейшие месторождения(нефти и угля), подписать их.

ΙΙΙ. Закрепление новых знаний.

- Какой вид топлива стоит на первом месте в структуре первичных энергоресурсов? (Газ.)

- Какие главные отрасли входят в состав топливно-энергетического комплекса? (ТП и Электроэнергетика)

- Назовите способы добычи угля. Какой из способов дешевле? (открытый)

- назовите крупнейшие в Казахстане месторождения угля и нефти, покажите их на карте.

ΙV.  Задание на дом: §16

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 9 классе»

География 9 класс

Тема: «Характеристика топливно-энергетического комплекса Казахстана»

Учебно-воспитательные цели и здачи:

Образовательные: Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти, газа и угля. Дать понятие о топливно-энергетическом балансе. Познакомить с проблемами ТЭК.

Развивающие: Продолжить формирование умения работать с картами атласа.

Воспитательные: воспитание патриотизма.

Оборудование: Физическая карта Казахстана, атласы за 9 класс, контурная карта,

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный.



Ход урока:

Ι. Актуализация знаний:

Сообщение темы урока.

ΙΙ. Формирование новых знаний.

Первый межотраслевой комплекс, который мы будем изучать - топливно-энергетический - ТЭК. 
Экономику - страны с холодной зимой, развитой промышленностью не-возможно представить без топлива и энергии. Задача ТЭК состоит в добыче топлива, производстве электроэнергии и передаче их (транспортировке) потребителю. 
Природные ресурсы – это необходимое для развития хозяйства природные богатства, которые находят прямое применение в экономике страны и влияет на ее развитие.

Дети совместно с учителем в тетрадях выполняют схему: (один ученик у доски)

Рассмотрим состав ТЭК: 
Топливно-энергетический комплекс:

1. Топливная промышленность:

  • Нефтяная и нефтеперерабатывающая

  • Газовая

  • Угольная

  • Сланцевая

  • Торфяная

2. Электроэнергетика:

  • Тепловые электростанции (ТЭС и ТЭЦ)

  • Гидроэлектростанции (ГЭС)

  • Атомные электростанции (АЭС)

3. Линии доставки до потребителя:

  • Нефтепроводы

  • Газопроводы

  • Линии электропередачи

Основа комплекса.

Природная основа комплекса – энергетические ресурсы:

- Невозобновимые ресурсы – топливо органическое (нефть, газ, уголь) и ядерное (уран)

- Возобновимые ресурсы – энергия рек, ветра, Солнца, внутреннего тепла Земли, океана (на приморских территориях) – ресурсы экологически чистой («зеленой») энергетики

4 главные особенности ТЭК Казахстана:

  • Опирается на крупные ресурсы топлива и энергии. По их величине страна занимает высокие места в мире.

  • Добыча топлива намного превышает внутреннее потребление

  • Во внутреннем потреблении растет доля наиболее эффективных видов топлива – нефти и газа. Но главным энергоносителем остается уголь.

  • Использование преимущественно органического топлива дает большое количество загрязняющих веществ и «парниковых» газов.

Важная задача ТЭК и всего хозяйства

  • Более рациональное использование топлива и энергии:

  • Энергоемкость казахстанской экономики – одна из самых высоких в мире.

  • Снижение энергоемкости – сэкономит топливо, уменьшит выбросы углекислого газа. Такие обязательства Казахстан принял на себя в рамках международных действий против глобального потепления



Мини-эссе : Как можно экономить энергию каждому жителю Казахстана? Как учащиеся школ могут помочь в этом?



Нефть в Казахстане добывали ещё до революции, с 1899 г., на Эмбинском месторождении. В 1911 г. Было освоено месторождение Доссор, в 1913 – Макат. В 1914 году на этих двух месторождениях было добыто свыше 200 тыс. тонн нефти. Не имея транспортных сообщений, первые нефтепромысловики вывозили добытую нефть в специальных бурдючных мешках на вьючных верблюдах в Хиву и по берегу Каспийского моря в порт Ракушинок для дальнейшей реализации на рынке. 
В то время началось строительство трубопровода и всех его сопровождающих путей. Подписание 17 марта 1920 года правительственного указа о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Эмба в Западном Казахстане до Саратова, признанного работой чрезвычайного государственного значения. 
Эмбинская нефть содержит малое количество серы и парафина и обладает высшим технологическим качеством.

ТЭК – главная сфера сотрудничества с зарубежными компаниями

  • Сложность разработки казахстанских месторождений - создаются консорциумы (временные соглашения между компаниями разработчиками):

  • Местрождение Карачаганак – консорциум Карачаганак Петролиум Оперейтинг (КПО) – 4 фирмы итальянская «ЭНИ», английская «Бритиш газ», американская «Шеврон-Тексако» и российской «Лукойл»

- задания для самостоятельной работы: 

- работа с Атласом и контурной картой: а к/карте обозначить крупнейшие месторождения(нефти и угля), подписать их.

ΙΙΙ. Закрепление новых знаний.

- Какой вид топлива стоит на первом месте в структуре первичных энергоресурсов? (Газ.)

- Какие главные отрасли входят в состав топливно-энергетического комплекса? (ТП и Электроэнергетика)

- Назовите способы добычи угля. Какой из способов дешевле? (открытый)

- назовите крупнейшие в Казахстане месторождения угля и нефти, покажите их на карте.

ΙV. Задание на дом: §16




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока географии в 9 классе

Автор: Китаева Наталья Сергеевна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока географии , 9 класс.Тема урока: «Северный экономический район» "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-9-klass-tiema-uroka-sieviernyi-ekonomichieskii-raion"
    ["file_id"] => string(6) "203574"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429519080"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока географии "Уникальная Бразилия" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-unikal-naia-braziliia"
    ["file_id"] => string(6) "170868"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423591110"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "План-конспект урока географии в 8 классе по теме "Урал""
    ["seo_title"] => string(60) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-po-tiemie-ural"
    ["file_id"] => string(6) "318317"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460554337"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока географии в 7 классе специальной (коррекционной) школы. Тема: "Растения пустынь" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkoly-tiema-rastieniia-pustyn"
    ["file_id"] => string(6) "204332"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429634559"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока географии 7 класс. "Африка. Географическое положение""
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-7-klass-afrika-gieoghrafichieskoie-polozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "224700"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439099927"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства