kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

География Челябинской области. Транспортный комплекс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия

Экономическая и социальная география России

Урок по учебному плану.

«Географические районы России»

«Транспортный комплекс. Экологические проблемы»

Урок изучения нового материала

1.Дать знания об общих чертах, тенденциях и проблемах транспортного комплекса Челябинской области;

2.Развитие умений и навыков работы в парах, индивидуально;

3.Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

1.Показать значение транспорта для функционирования хозяйства и жизни людей Челябинской области;

2.Дать характеристику основным видам транспорта;

3.Закрепить понятия «транспортный узел», «грузооборот», «пассажирооборот»;

4.Выяснить влияние транспорта на окружающую среду. Показать экологические проблемы;

5.Дальнейшее формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой и статистическими материалами; делать вывод.

Оборудование:

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

 

 

 

Этапы урока с временной раскладкой:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И.О. учителя, должность, место работы

Таблицы по грузообороту и пассажирообороту; административная и экономическая карты области; атласы Челябинской области; контурные карты. Рабочее место учителя и мультимедиа-курс. География России. Хозяйства и регионы. 9 класс.

  1. Получены знания об общих чертах, тенденциях и проблемах транспортного комплекса Челябинской области;

2.     Развитие умений и навыков работы в парах, индивидуально;

3.     Воспитание бережного отношения к окружающей среде.

 I. Оргмомент

II. Изучение нового материала  

  1. Введение
  2. Блок 1. Роль транспорта в экономике области
  3. Блок 2. Отраслевой состав транспортного комплекса
  4. Блок 3. перспективы развития транспортного комплекса
  5. Общий вывод по уроку

III. Домашнее задание

IV. Закрепление

План урока:

 

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

  1. Введение

А) Беседа - Что мы изучали на последних уроках?

        -Какие виды транспорта вам известны?

       -транспорт ничего не производит, почему он входит в производственную сферу?

Б) Вывод по беседе: Так как транспорт участвует в перевозках сырья и грузов без развитой транспортной системы в хозяйстве не обойтись. Вот поэтому, сегодня на уроке, мы должны ответить на вопрос:

Вопрос. Какую роль играет транспорт в экономике именно Челябинской области? Охарактеризовать роль отдельных видов транспорта области.

В) Постановка цели и задач урока: Чтобы ответить на поставленный вопрос мы выделим значение транспорта для функционирования хозяйства и жизни людей нашей области; дадим характеристику основных видов транспорта и выясним проблемы и перспективы развития, влияние транспорта на окружающую среду.

  1. Блок 1. Роль транспорта в экономике области

Познавательная задача: Какую роль выполняет транспорт в пределах области?

  1. Вводное слово учителя: Транспортная система – важнейший элемент общегосударственной и региональной структуры. Транспорт представляет материально – техническую основу функционирования хозяйства и ТРТ. Его нередко сравнивают с кровеносной системой хозяйственного организма, без которой тот просто не может существовать.
  2. Беседа по круговым диаграммам:

Вопросы:

 - В чем выражается связь между промышленностью, сельским хозяйством и транспортом? Завершить схему производственными связями.

 

- По рис.7 определите долю занятости в транспорте области и сравните с показателями по РФ.

-По рис.9 определите долю транспорта в структуре экономики области по годам.

-Посредством чего осуществляется связь с другими субъектами РФ и сесодями?

Вывод: Транспорт выполняет большую роль в структуре экономики и занятости населения области. А также имеет большое значение в налаживании связей между отраслями хозяйства, различными районами и с другими территориями.

  1. Блок 2. Отраслевой состав транспортного комплекса

Познавательная задача: Какие виды транспорта развиты в Челябинской области и их характеристика.

1) ЦОР: двумя щелчками открываем мультимедиа-курс. Открывается два раздела. Выбираем «Обзор отраслей и межотраслевых комплексов». В нем «Инфраструктурный комплекс» (щелчком открываем). Выбираем «Виды, роль и значение транспорта» (щелчком открываем). Открывается схема видов транспорта России.

 

Вопрос к классу: По схеме определите виды транспорта характерные для Челябинской области. (Железнодорожный, автомобильный, авиационный, электронный)

2) Для характеристики основных видов транспорта выполним небольшую практическую работу «Характеристика основных видов транспорта области» (работа в парах и индивидуально).

Каждая пара, а кто сидит один, индивидуально получают инструкции по составлению заданий.

В парах:

  • Характеристика железнодорожного транспорта;
  • Характеристика автомобильного транспорта;
  • Характеристика воздушного транспорта;
  • Характеристика трубопроводного транспорта;

Индивидуально:

  • Анализ перевозки грузов и пассажиров;
  • Транспорт нашей местности.

3) Работа с понятиями (понятия написаны на доске)

  • Транспортный узел;
  • Грузооборот;
  • Пассажирооборот.

4) Характеристика железнодорожного транспорта

  1. Сообщение по опережающему заданию «Историческая справка развития железной дороги области и села».
  2. Отчет о проделанной работе в парах.
  3. Определение важнейших магистралей

ЦОР: двумя щелчками открываем «Железнодорожный транспорт». В нем щелчком открываем «Особенности железной дороги». Открывается карта «География железной дороги»

 

Вопрос: Определите по карте важнейшие магистрали.

Вывод: Южно – Уральская железная дорога – важнейшее звено Транссибирской магистрали связывающей Запад и Восток страны. Преобладающие грузы перевозимые по железной дороге это минеральное сырье (уголь, железная руда), черные металлы, стройматериалы, машины, хлеб, лес, нефтепродукты и многое другое.

5) Характеристика автомобильного транспорта

  • Отчет о проделанной работе в паре.

Вывод: Автомобильный транспорт выполняет большую повседневную работу по перевозке грузов внутри городов и отдельных хозяйств, и конечно перевозки пассажиров внутри области и соседними территориями.

6) Характеристика воздушного транспорта.

  • Отчет о проделанной работе в паре.

Вывод: Воздушное сообщение для области имеет большие возможности для связи с городами России, СНГ, дальнего и ближнего зарубежья.

7) Характеристика трубопроводного транспорта.

  • Отчет о проделанной работе в паре.

Вывод: Трубопроводы – это дешевая доставка нефти и газа в область.

8) Анализ таблицы «Перевозка грузов (в млн. т) и пассажиров (в млн. чел.)по годам».

  • Отчет о проделанной работе индивидуально.

Общий вывод: В перевозке грузов большую роль на близкие расстояния имеет автомобильный транспорт, на дальние расстояния железнодорожный, а в перевозке пассажиров участвуют все виды транспорта, но при ведущей роли автобусов и городского транспорта.

  1. Блок 3. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса

Познавательная задача: 1. Выявить основные противоречия и трудности в развитии транспортного комплекса. 2. определить основные перспективы его развития.

Учитель: Попробуем расширить задачу при помощи учебника. Обратитесь к тексту на стр. 263-267 и найдите трудности связанные с развитием видов транспорта.

  1. резкое сокращение перевозок грузов и пассажиров, нехватка подвижного состава на железной дороге.
  2. в автомобильном дороговизна проезда на автобусах и дефицит горюче-смазочных материалов (ГСМ).
  3. на воздушном подорожание стоимости авиабилетов.
  4. городской транспорт перегружен, отсюда низкая пропускная способность и невысокая скорость передвижения 10-18 км/ч.

Учитель: Как видим проблем много. Но есть еще одна очень важная проблема отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. На его долю приходится 60% химического и шумового загрязнения, отрицательно влияющих на здоровье человека. Самым сильным источником загрязнения считается автомобильный вид транспорта, дает 35% от общего объема выбросов в воздух.

А есть ли пути решения всех перечисленных проблем?

Вывод: 1. Проекты по созданию сети высокоскоростных железнодорожных магистралей.

2.  Создание машин, отвечающих современным требованиям НТР. Подвижной состав

  1. Поиск способов снижения токсичности выхлопных газов (более полное сгорание топлива, разнообразные фильтры);
  2. усовершенствование старых и создание новых двигателей (электромобилей);
  3. завершение строительства Челябинского метрополитена, которое началось в 1993 году. Метро – самый комфортабельный и экологически чистый вид городского транспорта.
  4. создание зеленых зон вокруг городов и вдоль трасс.
  1. Общий вывод по уроку

Учитель: Итак, область имеет сравнительно равномерно развитую транспортную сеть. Она расположена на пересечении транспортных путей: железнодорожных, автомобильных, авиационных, трубопроводных. К действующим видам городского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, такси) добавится Челябинский метрополитен, который пока строится, крупнейший транспортный узел области это г. Челябинск. Кроме того для решения проблем транспортного комплекса имеются резервы.

III. Домашнее задание:

Завершить картосхему в тетради и контурных картах нанеся важнейшие транспортные магистрали области.

IV. Закрепление

ЦОР: Тест из мультимедиа-курса География России. Хозяйства и регионы. 9 класс.- «Обзор отраслей и межотраслевых комплексов». - «Инфраструктурный комплекс» - «Виды, роль и значение транспорта». – Тесты.

 

 

Приложение

Транспорт нашей местности

(стр. 267, таблица 26)

  1. Прочитайте текст на стр. 263-267 учебника.
  2. Подумайте, какими видами транспорта связан ваш населенный пункт (с. Канашево) с г. Челябинском и другими центрами области (с. Миасское)?
  3. Какие грузы перевозятся по транспортным путям вашей местности?
  4. Сколько времени вы тратите на одну поездку и каковы интервалы движения транспорта в вашем районе?

 

Анализ таблицы «Перевозка грузов (в млн. т) и пассажиров (в млн. чел.) по годам». (стр. 267, таблица 26)

  1. Какие виды транспорта участвуют в перевозке грузов?
  2. Сравните по годам количество перевозимых грузов по железной дороге и автомобилями и сделайте вывод.
  3. Какие виды транспорта участвуют в перевозке пассажиров?
  4. Доля каких видов транспорта в перевозке пассажиров увеличивается с годами? А каких уменьшается?
  5. А как вы думаете почему?
  6. Сделайте соответствующий  вывод

 

Характеристика железнодорожного транспорта

  1. Определите протяженность железнодорожной сети и ее распределение по территории области. Сделайте вывод. (с. 263, учебник)
  2. Определите основные железнодорожные магистрали и назовите их. (с. 264, учебник)
  3. Определите пропускную способность железной дороги. (с. 264, учебник)
  4. Назовите основной транспортный узел. (с.264, учебник)
  5. По выводам заданий 1-6 составь характеристику железнодорожного транспорта Челябинской области.

 

Характеристика автомобильного транспорта.

  1. Дайте краткую характеристику автопарка и автомобильных дорог области. (с. 264, учебник)
  2. Определите и назовите главные автодороги. (с.265, учебник)
  3. Охарактеризуйте кратко работу городского транспорта. (с. 265, учебника)
  4. Сделайте общий вывод.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«География Челябинской области. Транспортный комплекс »

МОУ «Канашевская средняя общеобразовательная школа» Учитель географии Воротилкина Татьяна Петровна.

МОУ «Канашевская средняя общеобразовательная школа»

Учитель географии Воротилкина Татьяна Петровна.

География Челябинской области    Транспортный комплекс

География Челябинской области

Транспортный комплекс

Значение и роль транспорта Основные виды транспорта Экологические проблемы Перспективы развития
  • Значение и роль транспорта
  • Основные виды транспорта
  • Экологические проблемы
  • Перспективы развития
Цели урока :

Цели урока :

  • 1.Показать значение транспорта для функционирования хозяйства и жизни
  • Людей области.
  • 2.Дать характеристику основных видов
  • Транспорта.
  • 3.Закрепить понятия «транспортный узел», «грузооборот», «пассажирооборот».
  • 4.Выяснить влияние транспорта на окружающую среду. Показать экологические проблемы.
  • 5.Дальнейшее формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой, статистическими материалами.
  • 6.Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Ответить на вопросы

Ответить на вопросы

  • Что изучили на последних уроках?
  • Посредством чего осуществляется связь между поставщиком сырья, предприятием и потребителем ?
  • Какие виды транспорта вам известны?
  • Почему транспорт входит в состав производственной сферы.
Роль транспорта в жизни области. Транспортная система -важнейший элемент общегосударственной и региональной структуры. Транспорт представляет материально-техническую основу функционирования хозяйства и территориального разделения труда. Его нередко сравнивают с кровеносной системой хозяйственного организма, без которой тот просто не может существовать. Транспорт Сельское хозяйство Промышленность

Роль транспорта в жизни области.

Транспортная система -важнейший элемент общегосударственной и региональной структуры. Транспорт представляет материально-техническую основу функционирования хозяйства и территориального разделения труда. Его нередко сравнивают с кровеносной системой хозяйственного организма, без которой тот просто не может существовать.

Транспорт

Сельское хозяйство

Промышленность

Отраслевой состав транспортного комплекса

Отраслевой состав транспортного комплекса

  • Автомобильный
  • Железнодорожный
  • Трубопроводный
  • Авиационный
Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт

  • Наличие крупнейших транспортных магистралей федерального и транснационального значения создают условия области для межрегионального сотрудничества, выхода на мировой рынок. Протяженность железнодорожных магистралей почти две тысячи километров, сеть расположена равномерно по территории области. Железные дороги соединяют Челябинскую область со всеми соседними территориями .
  • Основные железнодорожные магистрали: Уфа – Челябинск – Курган, Белорецк – Магнитогорск – Карталы – Тобол, Кустанай – Троицк – Челябинск – Екатеринбург.
  • Средне суточная пропускная способность железной дороги составляет 180 тыс.т грузов.
  • Историческая справка: Большим событием в жизни Канашево стало проведение Великой транссибирской железной дороги. Застонала , загудела земля к юго-западу от Канашево в 1 – 1,5 верстах. В 1893 году был построен вокзал, водонапорная станция, жилые помещения. Станция была названа Чернявской и открыта в 1893 году.
Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт

  • В области при перевозке грузов важную роль играет автомобильный транспорт, как с точки зрения массы перевозимых грузов, так и дальности перевозок. Автопарк имеет около 600 тыс.автомобилей, из них более 13 % грузовых и менее 1% автобусов. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – более 8 тыс. км, из них почти 1/3 областного значения.
  • Главные автодороги: Уфа – Аша – Миасс – Челябинск – Курган, Кустанай – Троицк – Челябинск – Екатеринбург. Более 200 маршрутов междугородных сообщений.
  • Городской транспорт: трамваи, троллейбусы, автобусы.
Трубопроводный и воздушный транспорт

Трубопроводный и воздушный транспорт

  • Через Челябинскую область проходит сеть транзитных нефтепроводов и газопроводов из Западной Сибири в Центральную Россию.
  • В области находятся два аэропорта, имеющие статус международных: в Челябинске и в Магнитогорске. Челябинский аэропорт может принимать все типы авиалайнеров, кроме «Боинг – 747». Выполняются регулярные рейсы в Германию чартерные рейсы во многие страны Европы и Азии.
Проблемы и перспективы

Проблемы и перспективы

  • Проблемы:
  • Перспективы:
  • Резкое сокращение перевозок грузов и пассажиров из-за нехватки подвижного состава на железной дороге.
  • Использование устаревшей техники.
  • Низкая пропускная способность основных магистралей.
  • Низкое качество дорог и длительные поездки.
  • Резкое подорожание ГСМ и стоимости билетов.
  • Загрязнение окружающей среды.
  • Развитие скоростных магистралей.
  • Создание новых видов подвижного состава и машин.
  • Строительство Челябинского метрополитена.
  • Замена дизельного топлива на экологически чистое газовое.
  • Улучшение качества дорог.
Выяснить:

Выяснить:

  • Какими видами транспорта связан ваш населенный пункт с Челябинском и другими центрами области?
  • Сколько времени вы затрачиваете на одну поездку и каковы интервалы движения транспорта в вашем районе?
Занимательные вопросы и задачи 1.В начале 19 века три уездных города Челябинск, Верхнеуральск и Троицк были центрами экономической жизни Зауралья. Более активной она была в Троицке и Верхнеуральске. Но в конце 19 века Челябинск резко ушел вперед в экономическом развитии. Какие преобразования привели к превращению Челябинска в «зауральский Чикаго»?. 2.Найдите на карте важнейшие транспортные узлы . 3.В 18 веке для транспортирования грузов использовались только водный и гужевой транспорт. В конце 19 века появился новый вид , перечеркнувший водный транспорт. 20 век дал старт двум новым мобильным транспортным средствам, что привело к исчезновению гужевого транспорта. Назовите эти три вида транспорта. 4. Определите по карте через какие районы области проходят основные транспортные пути? 5. Как в городах области борются с шумовым загрязнением от автомобильного транспорта?

Занимательные вопросы и задачи

1.В начале 19 века три уездных города Челябинск, Верхнеуральск и Троицк были центрами экономической жизни Зауралья. Более активной она была в Троицке и Верхнеуральске. Но в конце 19 века Челябинск резко ушел вперед в экономическом развитии. Какие преобразования привели к превращению Челябинска в «зауральский Чикаго»?.

2.Найдите на карте важнейшие транспортные узлы .

3.В 18 веке для транспортирования грузов использовались только водный и гужевой транспорт. В конце 19 века появился новый вид , перечеркнувший водный транспорт. 20 век дал старт двум новым мобильным транспортным средствам, что привело к исчезновению гужевого транспорта. Назовите эти три вида транспорта.

4. Определите по карте через какие районы области проходят основные транспортные пути?

5. Как в городах области борются с шумовым загрязнением от автомобильного транспорта?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
География Челябинской области. Транспортный комплекс

Автор: Воротилкина Татьяна Петровна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140505


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства