kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по географии по теме "Географическое положение. Исследование Африки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Географическое положение. Исследование Африки" для учащихся 7классов. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии по теме "Географическое положение. Исследование Африки"»

Конспект урока географии для 7 класса по теме
«Географическое положение. История исследования Африки»


Старикова Екатерина Валерьевна, учитель географии, МБОУ «СОШ №37», г. Барнаул, Алтайский край


Линия УМК по географии 7 класс И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев.


Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.


Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о географическом положении Африки, познакомить с историей исследования континента.

2.Развивать у учащихся познавательные мотивы, направленные на поиск новых знаний посредством разных источников информации, в том числе и ГИС «Планета-Земля».

3. Формировать у обучающихся коммуникативную компетентность, чувство уверенности в своих возможностях через успешность обучения и личностные достижения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Средства обучения: физическая карта Африки; трафарет контура Африки.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителем учащихся, выявление степени их готовности к совместной учебной деятельности.

2. Актуализация опорных знаний.

Здравствуйте, ребята! Назовите материки, которые я показываю на карте.

(Учитель показывает материки на карте и просит учащихся назвать каждый материк. Последним показывает Африку.)

Сегодня мы с вами приступаем к изучению материков. Первый материк, о котором пойдет речь, Африка. Давайте совместно определим тему и цель нашего урока.

Тема нашего урока - географическое положение, история исследования Африки.

Цель: познакомиться с географическим положением Африки историей исследования материка.

Вспомните, какие древние государства Африки вы знаете?

Назовите, какие исследователи материка вам известны из курса истории?

Что вы знаете о странах Африки?

Что вы знаете о природе Африки?

3. Формирование новых понятий и способов действий.

Существует несколько версий происхождения названия материка. Есть предположение, что название континента произошло от названия народов, живших в пещерах на территории этого континента (от берберского ifri, «пещера»). Еще одна версия гласит, что Африка произошло от греческого слова αφρίκη, что означает «без холода»

    1. Визитка материка.

Африка занимает особое положение среди других континентов. По своим размерам она уступает лишь Евразии, ее площадь составляет 1/5 площади суши всей планеты. Это единственный материк, пересекаемый экватором посередине.

Я предлагаю вам совершить краткий экскурс по материку.

(Учащимся было дано опережающее задание: самостоятельнонайти или сочинить четверостишья о природе, населении, географических объектах материка.)

Африка- континент контрастов. Около ½ ее территории материка занимают пустыни и полупустыни. Крупнейшая из них пустыня Сахара: (Четверостишья читаю учащиеся.)

Пустыня Сахара дымится от жара.

Как печь, раскалилась пустыня Сахара,…

В. Безладнов.

Оазис в пустыне:

В пустыне – правда, иногда,

Бывает, водится вода.

Е. Евсеева

Растения Сахары:

Есть сладкие плоды на свете,

Их обожают кушать дети.

В Африке находится одна из самых холодных пустынь Земли-Намиб.

Кто же я, каково моё имя…

Тишину и покой сохраня,

На песке начерчу я: «Пустыня».

Елена Ольховик

Вельвичия- растение пустыни.

В северо-восточной части Сахары, точнее Ливийской пустыне, имеются:

…сооружения,

Поражающие воображение…

(Но не у всех, разумеется,

А у тех, у кого имеется!).

Андрей Усачев

Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре.

К.И. Чуковский

Калахари- то ли пустыня, толи опустыненная саванна, ученые так и не пришли к общему мнению.

В Африке протекает вторая по протяжённости река Земли- Нил.

Для него ежегодно разливы

Этих рыжих всклокоченных вод

Н. Гумилев

Самое протяженное пресноводное озеро Земли- Танганьика.

Ах, какое это чудо!

Голубое плещет блюдо.

Валентина Кау-Тен-Чжи

Озеро Виктория- второе по площади пресноводное озеро мира.

Водопад-Виктория один из красивейших водопадов мира.

Здесь кончается река,

Что течёт издалека,

И, срываясь с высоты,

Тонны падают воды

И, естественно, горы!

Лучше гор могут быть только горы,

На которых ещё не бывал..

Владимир Высоцкий

Драконовы горы- объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Капские горы- родина многих комнатных растений.

Над просторами саванн поднимаются снежные шапки вулкана Килиманджаро.

Снега божественной Килиманджаро -

"сверкающей горы" на суахили -

средь африканского полуденного жара

прохладным облаком над облаками плыли.

Юрий Цыганков

У подножья вулкана прогуливаются жирафы, слоны, зебры. В саваннах Африки, занимающих до 40% территории материка, обитают самые крупные животные суши.

Флора и фауна Африки богата и разнообразна.

Африка-прародина современного человека.

Только на этом материке основную часть населения составляют коренные народы негроиды. Здесь живут самые высокие люди мира: нилоты и самые низкие пигмеи. Государства Африки долго были колониями, поэтому здесь много отсталых стран. В Африке множество крупных заповедников и национальных парков мирового значения.

    1. Географическое положение материка.

Приступая к изучению любого географического объекта, необходимо сначала познакомиться с его географическим положением. Географическое положение- это положение объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам.

Пользуясь планом описания географического положения материка (стр. 344 учебник), вам предлагается описать географическое положение Африки. Работать вы можете индивидуально или в составе группы.



Географическое положение Африки

План описания географического положения материка

Вид деятельности

  1. Как расположен материк относительно экватора,

Работа в группах по два человека, учащиеся работают с трафаретом и физической картой Африки. Работу координирует учитель.


тропиков,

полярных кругов,

нулевого меридиана.

  1. Назовите крайнюю северную точку, и определите ее координаты (1ряд)

Индивидуальная работа. Проверка выполненного задания осуществляется при помощи ГИС «Планета Земля». (Если есть возможность, в программе работают учащиеся).




Назовите крайнюю южную точку и определите ее координаты (2 ряд)

Назовите крайнюю восточную точку и определите ее координаты (3 ряд)

Назовите крайнюю западную точку и определите ее координаты (4 ряд)

  1. Определите протяженность материка с запада на восток в градусах и километрах по 20 (в.д.) меридиану.

(1° = 109,6 км)

Индивидуальная работа. Проверка выполненного задания осуществляется при помощи ГИС «Планета Земля». (Если есть возможность, в программе работают учащиеся).


Проверка выполненного задания осуществляется при помощи ГИС «Планета Земля». (Если есть возможность, в программе работают учащиеся).


Определите протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах по 10 (с.ш.) параллели.

(1° = 111,3 км)

  1. В каких климатических поясах расположен материк.

Индивидуальная работа с картой, в ходе беседы с классом проверяется правильность выполнения задания.

  1. Какие океаны омывает материк

Индивидуальная работа с картой, в ходе беседы с классом проверяется правильность выполнения задания.

на севере,

на востоке,

на западе.

  1. Какие моря омывают материк

на севере,

на востоке,

на западе.

Индивидуальная работа с картой, в ходе беседы с классом проверяется правильность выполнения задания.

  1. Как расположен материк относительно других материков. Какой материк находится ближе всего к Африке, а какой дальше всего, а какой дальше?

Индивидуальная работа, правильность выполнения задания проверяется совместно с классом при помощи ГИС «Планета Земля». В программе работает учитель (если есть возможность, в программе работают учащиеся)



3.3.Исследование Африки.

(Сообщения учащихся с показом презентаций).

Не позднее 2-го тыс. до н. э. древним египтянам были известны берега Северной Африки от Суэцкого перешейка на восток - до залива Сидра (Б. Сирт) на запад. Они поднимались по Нилу до Пятого порога, пересекали Аравийскую, Нубийскую, Ливийскую пустыни.

В 6 веке до н.э. на узкой полосе восточного побережья Средиземного моря располагалось древнейшее государство Финикия. Жители этого государства занимались морскими перевозками, пиратством, торговлей рабами, золотом, металлическими изделиями и др. товарами. Более 3 тыс. лет назад ими было исследовано средиземноморское побережье Африки от Нила до Столбов Мелькарта. Искусные в морском деле финикийцы охотно нанимались на службу соседям. В 597-594 гг. до н. э. по указу фараона Нехо финикийцы совершили плаванье вокруг Африки.

В 15 в. европейские мореплаватели все настойчивее искали морской путь на Восток. Влекли их туда рассказы арабских купцов о богатой стране Индии, а самое главное- товары, привозимые оттуда: дорогие материи, драгоценные камни, золото и, конечно, пряности. Вдохновителем и организатором плаваний в центральную часть Атлантического океана и к берегам Африки в 1432-1460 гг. был принц Генрих. Отправленные Генрихом экспедиции, открыли Азорские острова, полуостров Зеленый мыс, реки Сенегал, Гамбия и многие другие географические объекты, за что португальцы прозвали принца Мореплавателем.

После смерти Генриха Мореплавателя в 1471 г. Португальцы достигли экватора, в 1480-х годах открыли устье р. Коно, исследовали побережье Юго-Западной Африки.

В 1488г. экспедицией Бартоломеу Диаша (1450-1500),случайно во время бури,было открыто восточного побережья Африки в Индийском океане. Далеко выступающий мыс Африки Диаш назвал м. Бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй Надежды.

Одиннадцать лет спустя в 1498 г. Васко да Гаме удалось обогнуть Южную Африку, пройти вдоль восточного побережья материка и достичь берегов Индостана.

Исследование внутренних районов Африки европейцами началось в 19в. В этовремя быстроразвивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было бы добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать дешевые товары. В середине 19в. несколько путешествий вглубь континента совершил известный английский исследователь Д. Ливингстон. Он пересек Южную Африку, исследовал р. Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение реки Конго, озера Ньяса.

Васко да Гама и Давид Ливингстон- оба этих человека внесли вклад в изучение Африки. Это были совершенно разные люди, ставившие перед собой разные цели.

Кто был Васко да Гама? Кем был Давид Ливингстон?

Давайте вместе ответим на этот вопрос .Прочитайте текст, ответьте на поставленные вопросы, найдите общее и отличительные качества личностей этих первооткрывателей сделайте вывод.

Васко да Гама – отважный мореплаватель или жестокий пират?

На рубеже 13-14 веков интерес европейцев к дальним странам усилился. Это было связано с ростом городов и ростом населением. Набирала силу международная торговля. Европейцев интересовали пряности, предметы роскоши стран Востока. В Европе катастрофически не хватало денег, месторождения золота и серебра были истощены. Длительные войны с маврами измотали европейцев.

Все вышеперечисленное вынуждало ряд государств искать новые земли. Снаряжалось большое количество экспедиций. В 1497 португальцами было организовано путешествие к берегам Индии, возглавил его Васко да Гама. Что это был за человек? Это был образованный дворянин, имевший знания в области математики, навигации, астрономии, с молодых лет, участвовавший в военных сражениях. При королевском дворе Васко да Гаму считали скромным, тихим человеком, но на деле он оказался очень жестким и жестоким бандитом.

На море и в портах он грабил, захватывал корабли, жестко пресекал любые неповиновения, не церемонился с местными жителями, обстреливал «для острастки» прибрежные селения.

У города Момбаса, Гама задержал в море арабское судно, разграбил его и захватил в плен 30 человек.

В. да Гама открыт морской путь из Европы в Индию, получил титул Вице-короля Индии, привилегии, материальные блага.



    1. Изучение Африки русскими путешественниками и исследователями.

А) Работа с учебником и таблицей.

Прочитайте текст на странице 75 и заполните таблицу, вписав в нее имя ученого.

Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.

п/п

Вклад в изучение Африки

Ф.И.О ученого- путешественника

1

Этому путешественнику с 1809-1868 гг. удалось проникнуть вглубь материка до 10 0 с.ш. Он первым высказал мысль о том, что истоки Белого Нила следует искать ю-з Эфиопии. Этот исследователь оставил описание многих тропических растений, животных, видов поселений местных жителей, привел этнографические описания некоторых племен.


2

Этот ученый путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века, собрал интересные сведения о природе, жизни населения, провел топографические работы, гидрологические и метеорологические наблюдения.


3

С 1859-1895 этот ученый путешествовал по Эфиопии и Северной Африке. Свое путешествие он описал в книге «По белу свету».


4

В 1926-1927 гг. в северо-восточную часть материка была организована экспедиция под руководством этого российского ученого. В ходе работы экспедиции, удалось собрать более 6000 образцов культурных растений и установить, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы.








  1. Итоги урока, рефлексия.

Совместное подведение итога урока. Приём «Синквейн»:


Существительное


Прилагательное Прилагательное


Глагол Глагол Глагол


Фраза- 4 слова


Существительное (вывод)


Сегодня мы хорошо поработали, научились определять географическое положение материка, узнали историю исследования материка.

Выставление отметок.

  1. Домашнее задание. Параграф 16.

Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по географии по теме "Географическое положение. Исследование Африки"

Автор: Старикова Екатерина Валерьевна

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562883

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока географии "Население Африки" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-nasielieniie-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "140259"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417908551"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока «Географическое положение Африки. История открытия и исследования» "
    ["seo_title"] => string(92) "razrabotka-uroka-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "224248"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438618417"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "конспект урока-исследования "Климат Африки" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-issliedovaniia-klimat-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "141688"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418148928"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Географическое положение Евразии. История открытия и исследования материка. "
    ["seo_title"] => string(87) "gieoghrafichieskoie-polozhieniie-ievrazii-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-matierika"
    ["file_id"] => string(6) "156460"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421425501"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по географии по теме "Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "239078"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444718899"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства