Конспект урока на тему "Внутреннее строение Земли"
Конспект урока на тему "Внутреннее строение Земли"
Изучается внутреннее строение Земли, знакомятся с горными породами и минералами, слагающими земную кору, рассмотривают механический состав горных пород слагающих территорию села Актаныш.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Внутреннее строение Земли"»
Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 5б
Учитель: Галиева Зиля Ахатовна, учитель географии, высшей квалификационной категории, МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского муниципального района РТ.
Тема урока: Внутреннее строение Земли.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок-исследование.
Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами, слагающими земную кору, рассмотреть механический состав горных пород слагающих территорию села Актаныш.
Задачи:
Образовательные:
изучить внутреннее строение Земли.
сформировать понятия :литосфера, ядро, мантия, земная кора, горные породы и минералы.
Развивающие:
продолжить формирование умений самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (коллекция «Горные породы и минералы», иллюстрированный материал).
способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
В результате сотрудничества обучающиеся дают определения понятиям: ядро, мантия, земная кора, литосфера, горная порода, минерал, полезные ископаемые, объясняют отличие горной породы от минерала.
Личностные
формирование познавательного интереса к предмету изучения;
формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя;
Метапредметные:
Познавательные –
находить в учебнике достоверную информацию;
анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;
делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные-
выполнять учебное задание в соответствии с планом;
выдвигать версии;
выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Коммуникативные-
Договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Предметные:
Объяснять своими словами суть основных понятий;
Описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения её недр;
Называть отличие горной породы от минерала.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Учебник География. Начальный курс.5 класс. Авторы: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Издательство Москва, Дрофа», 2018г.
2. Мультимедийная презентация;
3. Фолдскоп для рассмотрения механического состава горных пород;
4. Образец горной породы территории села Актаныш.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация начала
Урока
1мин
Приветствует учащихся.
-Здравствуйте, ребята.
С добрым утром начат день,
И с улыбкой смотрим всем.
Давайте поздороваемся глазами с присутствующими гостями.
Улыбнитесь друг другу ,пожелайте хорошего настроения. Спасибо.
Приветствие учителя, готовность к уроку.
Актуализация знаний
1 мин.
Круглая, вращается,
Как она называется?
О: Земля.
-Что вы знаете о Земле?
Дают ответ на вопрос
Самоопределение
учебной
деятельности
2 мин.
Создание проблемной
ситуации
1мин.
- Верно ребята! А как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
-1й ученик: - Зиля Ахатовна, мы с Ниязом, по дороге домой, увидели лежащий на земле круглый предмет.
- 2й ученик: - Уж очень он похож на маленькую планету.
- 1й ученик: - Так и хочется узнать, что же внутри у нашей Земли, и у этого «шара».
- Согласна, ребята! Всем нам хочется это узнать, о том, что внутри у Земли и можно ли добраться до центра? (Слайд 1)
-Ответим на вопрос в конце нашего урока.
- Представьте на минутку, что мы погружаемся в недра Земли. Что мы там увидим?
(Видео 1)
-Слои состоящие из камней, горных пород….
-Все это полезные ископаемые, которые использует человек в своей деятельности.
-Да, эти слои- части нашей планеты.
Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-О внутреннем строении Земли (Слайд 2)
- Запишите тему урока в карту - исследования.
В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение.
Дают ответы на вопросы
Учащиеся высказывают свою точку зрения, слушают разные версии ответов своих одноклассников
Учащиеся формулируют самостоятельно тему урока, записывают в карту-маршрут
Вступают в диалог, проговаривают и осознают
Целеполага
ние
1мин.
Какую цель вы перед собой поставим сегодня на уроке? Чему вы должны научиться?
Что мы должны узнать?
Какие средства нам помогут достичь этих целей?
Учитель: Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами. (Слайд 3)
Просмотр обучающего видеофрагмента о внутреннем строении Земли.
- Теперь ребята вы имеете некое представление о внутреннем строении Земли.
Учащиеся высказывают свою точку зрения
Записывают маршрут урока в карту-маршрут.
«Открытие» нового знания
12 мин.
Рассмотрение образцов пород и составление схемы(3 мин).
- Сейчас вы поработаете в группах. В ходе изучения вам придется заполнить карты исследования по таблицам справочного материала на ваших столах и по рис. «Внутреннее строение Земли». (Слайд 4)
Табл.1
Внутрен
ние
оболочки
Земли
Что такое
Состав
Строение
Толщина
Состояние
Темпе
ратура
Давление
ядро
центральная часть планеты Земля
Железо
никель
Внутренне
и внешнее
3500 км
твёрдое, жидкое,
раскалённое
4000-6000 С
в
сокоемантия
часть Земли,
расположенная под земной корой
Магний
Железо
свинец
Верхняя и нижняя
2900 км
твёрдая
пластичная
2000С
высокое
Земная кора
Твёрдая верхняя оболочка Земли
Горные породы
минералы
Материковая
океаническая
5-75 км
твёрдая
Ближе к мантии
повышается
повышается
-Ребята, на выполнение задания дается 6 минут. После этого докладчик каждой группы озвучивает ответы в течении 2 минут. Остальные группы слушают и дополняют свои карты.
Учитель: - Ребята, как уже говорилось ранее, горные породы и минералы слагают земную кору. А минералы входят в состав горных пород. (Слайд5 и 6).
Горные породы по происхождению делятся на три типа:
1. Осадочные
2. Магматические
3. Метаморфические
Учитель: - Выполним небольшую работу, распределим гонные породы по происхождения на группы.
-А сейчас, сравните свою работу с правильным вариантом на экране и поставьте себе оценки, используя критерий оценивания на доске. (Слайд7).
Работают с текстом, обсуждают в группах варианты решения поставленной задачи.
Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других
Предлагают свои варианты
Выступление докладчиков. Остальные учащиеся слушают и заполняют таблицу
Оценщик оценивает работу в группе каждого и себя лично
Применение нового знания
4 мин.
Учитель: На ваших столах есть папки. Откройте их. Что вы увидели? Для чего они нам?
О: Разноцветные фигуры(о: создать макет)
-Верно ребята. Ваша задача правильно разместить слои Земли и подписать их названия.( за 3 мин.)
-Все получилось? Предлагаю вам провести взаимопроверку. Переходите на соседние столы и по образцу на слайде проверьте работы одноклассников. И по критериям оценивания поставьте соответствующие оценки. (Слайд 8).
-Спасибо, садитесь. Ответственные в группах, стоя продемонстрируйте макеты.
А теперь, положите выполненные работы в ваши рабочие портфолио.
Выполняют макет
взаимопроверка.
Коррекция знаний
Домашнее задание
2 мин.
§ 20, стр: 94-97,понятия (Слайд 9).
Рабочая тетрадь. Задание 6, стр.53
Творческая работа по теме « Такие разные горные породы».
Слушают пояснения учителя по домашнему заданию
Рефлексия
5 мин.
Практическая работа с фолдскопом.
(5 мин.)
Обсуждение практической части (3 мин.)
– Вспомним основные моменты урока(вопросы по слайду в форме «Продолжи предложение)
1.Центр Земли – это…
2.Под земной корой – располагается …
3.Сложена горными породами и минералами- …
4.Мантия делится на ……. и ………
5.К центру Земли температура и давление…
-Отвечающие, выйдите к доске и переверните листы. Если ответы совпали, то расположите листочки на уровень выше. Таким образом, вы построили лесенку к центру Земли. И ваши знания тоже стали на уровень выше.
- Ребята, давайте рассмотрим состав измельченной породы слагающей нашу территорию под фолдскопом, и определим, из каких пород она состоит.
- Расскажите, какие частицы вы смогли увидеть в составе горной породы?
О: темноокрашенная глина и светлого цвета песчинки.
-Таким образом, к какому типу по происхождению они относятся?
О: Осадочного, обломочные.
- Совершенно верно ребята. И хочется возвратиться к ранее поставленному вопросу, все -таки возможно ли дойти до центра Земли?
О: нет.
– Почему?
О: Давление и температура изменяются, а так же сами слои горных пород препятствуют этому.
-Да ребята, физико-химические свойства слоев исключают такую возможность. В России на Кольском полуострове установлена сверхглубокая скважина (12 км), и там извлекают образцы пород слагающих земную кору. А глубже применяют для изучения геофизические методы, о которых мы поговорим в последующих занятиях.
Учащиеся оценивают свою деятельность и своих одноклассников
Ответы учеников (Температура, давление, кислорода нет, невозможно попасть внутрь в силу плотности и твердости.)
Отвечают на вопросы по теме
Определяютстепень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока
Определяют состав материнской породы и соотносят по классификации к какому типу по происхождению она относится.
*Отвечают на вопросы
Подведение итогов. Оценивание.
2 мин.
Оценка работы
Постарайтесь оценить ваши знания цветами слоев Земли. Перед вами лежат разноцветные знаки. Зеленый цвет означает поверхностный слой Земли, то есть земную кору и знания, желтый цвет означает средние слои, то есть мантию и знания, и красный цвет означает глубинные слои, то есть ядро и глубокие знания. Поднимите тот знак, который соответствует вашим полученным знаниям.
Учитель:
-Если больше красных и желтых цветов, значит мы, не зря провели с вами время ребята!