kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Внутреннее строение Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучается внутреннее строение Земли, знакомятся с горными породами и минералами, слагающими земную кору, рассмотривают механический состав горных пород слагающих территорию села Актаныш.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Внутреннее строение Земли"»


Технологическая карта урока

Предмет: география

Класс: 5б

Учитель: Галиева Зиля Ахатовна, учитель географии, высшей квалификационной категории, МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» Актанышского муниципального района РТ.

Тема урока: Внутреннее строение Земли.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Урок-исследование.

Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами, слагающими земную кору, рассмотреть механический состав горных пород слагающих территорию села Актаныш.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить внутреннее строение Земли.

  • сформировать понятия :литосфера, ядро, мантия, земная кора, горные породы и минералы.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (коллекция «Горные породы и минералы», иллюстрированный материал).

  • способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию коммуникативности, любознательности.

  • способствовать развитию эстетической и природоохранной культуры.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Методы и приемы работы: интерактивные (АМО «Улыбнёмся друг другу», Мозговой штурм, Немой фрагмент, Закончи предложение, Цепочка, Лестница успеха, ), проблемно-эвристический, наглядно – иллюстративный, объяснительно -иллюстративный, частично – поисковый.

Ведущие понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы, минералы.

Результаты урока: формирование представлений о земной коре, горных породах и минералах. 

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • мультимедийная презентация,

  • коллекция «Горные породы и минералы»,

  • учебник И.И.Баринова, А.А.Плешаков «География. Начальный курс»5 класс,

  • иллюстрированный материал,

  • раздаточный материал,

  • видеофрагмент “ Путешествие в центр Земли”,

  • карта исследования.

Использование ЦОР: презентация

Планируемые образовательные результаты

В результате сотрудничества обучающиеся дают определения понятиям: ядро, мантия, земная кора, литосфера, горная порода, минерал, полезные ископаемые, объясняют отличие горной породы от минерала.

Личностные

  • формирование познавательного интереса к предмету изучения;

  • формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя;


Метапредметные:

Познавательные –

  • находить в учебнике достоверную информацию;

  • анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;

  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.


Регулятивные-

  • выполнять учебное задание в соответствии с планом;

  • выдвигать версии;

  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.


Коммуникативные-

  • Договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

  • Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные:

  • Объяснять своими словами суть основных понятий;

  • Описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения её недр;

  • Называть отличие горной породы от минерала.


Используемые учебники и учебные пособия:

1. Учебник География. Начальный курс.5 класс. Авторы: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Издательство Москва, Дрофа», 2018г.

2. Мультимедийная презентация;

3. Фолдскоп для рассмотрения механического состава горных пород;

4. Образец горной породы территории села Актаныш.





Этапы урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала

Урока

1мин





Приветствует учащихся.

-Здравствуйте, ребята.

С добрым утром начат день,

И с улыбкой смотрим всем.

Давайте поздороваемся глазами с присутствующими гостями.

Улыбнитесь друг другу ,пожелайте хорошего настроения. Спасибо.


Приветствие учителя, готовность к уроку.

Актуализация знаний

1 мин.

Круглая, вращается,

Как она называется?

О: Земля.


-Что вы знаете о Земле?

  • Дают ответ на вопрос


Самоопределение

учебной

деятельности

2 мин.


Создание проблемной

ситуации

1мин.


- Верно ребята! А как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

-1й ученик: - Зиля Ахатовна, мы с Ниязом, по дороге домой, увидели лежащий на земле круглый предмет.

- 2й ученик: - Уж очень он похож на маленькую планету.

- 1й ученик: - Так и хочется узнать, что же внутри у нашей Земли, и у этого «шара».

- Согласна, ребята! Всем нам хочется это узнать, о том, что внутри у Земли и можно ли добраться до центра? (Слайд 1)

-Ответим на вопрос в конце нашего урока.

- Представьте на минутку, что мы погружаемся в недра Земли. Что мы там увидим?

(Видео 1)

-Слои состоящие из камней, горных пород….

-Все это полезные ископаемые, которые использует человек в своей деятельности.

-Да, эти слои- части нашей планеты.

Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

-О внутреннем строении Земли (Слайд 2)

- Запишите тему урока в карту - исследования.



  • В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение.

  • Дают ответы на вопросы

  • Учащиеся высказывают свою точку зрения, слушают разные версии ответов своих одноклассников

  • Учащиеся формулируют самостоятельно тему урока, записывают в карту-маршрут

  • Вступают в диалог, проговаривают и осознают



Целеполага

ние

1мин.


Какую цель вы перед собой поставим сегодня на уроке? Чему вы должны научиться?

Что мы должны узнать?

Какие средства нам помогут достичь этих целей?

Учитель: Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами. (Слайд 3)




  • Учащиеся формулируют самостоятельно цели урока

  • Ответы учеников. Учебник, атлас, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, презентация


Подготовка учащихся к усвоению, опорных знаний

3 мин.


Внимание на экран. (Видео 2)

Просмотр обучающего видеофрагмента о внутреннем строении Земли.

- Теперь ребята вы имеете некое представление о внутреннем строении Земли.

  • Учащиеся высказывают свою точку зрения

  • Записывают маршрут урока в карту-маршрут.

«Открытие» нового знания

12 мин.


































Рассмотрение образцов пород и составление схемы(3 мин).

- Сейчас вы поработаете в группах. В ходе изучения вам придется заполнить карты исследования по таблицам справочного материала на ваших столах и по рис. «Внутреннее строение Земли». (Слайд 4)

Табл.1

Внутрен

ние

оболочки

Земли

Что такое

Состав

Строение

Толщина

Состояние

Темпе

ратура

Давление

ядро

центральная часть планеты Земля

Железо

никель

Внутренне

и внешнее

3500 км

твёрдое, жидкое,

раскалённое

4000-6000 С

в

сокоемантия

часть Земли

расположенная под земной корой 

Магний

Железо

свинец

Верхняя и нижняя

2900 км

твёрдая

пластичная

2000С

высокое

Земная кора

Твёрдая верхняя оболочка Земли

Горные породы

минералы

Материковая

океаническая

5-75 км

твёрдая

Ближе к мантии

повышается

повышается



-Ребята, на выполнение задания дается 6 минут. После этого докладчик каждой группы озвучивает ответы в течении 2 минут. Остальные группы слушают и дополняют свои карты.

Учитель: - Ребята, как уже говорилось ранее, горные породы и минералы слагают земную кору. А минералы входят в состав горных пород. (Слайд5 и 6).

Горные породы по происхождению делятся на три типа:

1. Осадочные

2. Магматические

3. Метаморфические

Учитель: - Выполним небольшую работу, распределим гонные породы по происхождения на группы.

-А сейчас, сравните свою работу с правильным вариантом на экране и поставьте себе оценки, используя критерий оценивания на доске. (Слайд7).

  • Работают с текстом, обсуждают в группах  варианты решения поставленной задачи.

  • Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других

  • Предлагают свои варианты 



  • Выступление докладчиков. Остальные учащиеся слушают и заполняют таблицу

  • Оценщик оценивает работу в группе каждого и себя лично


Применение нового знания

4 мин.

Учитель: На ваших столах есть папки. Откройте их. Что вы увидели? Для чего они нам?

О: Разноцветные фигуры(о: создать макет)

-Верно ребята. Ваша задача правильно разместить слои Земли и подписать их названия.( за 3 мин.)

-Все получилось? Предлагаю вам провести взаимопроверку. Переходите на соседние столы и по образцу на слайде проверьте работы одноклассников. И по критериям оценивания поставьте соответствующие оценки. (Слайд 8).

-Спасибо, садитесь. Ответственные в группах, стоя продемонстрируйте макеты.

А теперь, положите выполненные работы в ваши рабочие портфолио.


  • Выполняют макет

  • взаимопроверка.

  • Коррекция знаний


Домашнее задание

2 мин.

  • § 20, стр: 94-97,понятия (Слайд 9).

  • Рабочая тетрадь. Задание 6, стр.53

  • Творческая работа по теме « Такие разные горные породы».

  • Слушают пояснения учителя по домашнему заданию

Рефлексия

5 мин.







Практическая работа с фолдскопом.

(5 мин.)





















































Обсуждение практической части (3 мин.)

– Вспомним основные моменты урока(вопросы по слайду в форме «Продолжи предложение)

1.Центр Земли – это…

2.Под земной корой – располагается …

3.Сложена горными породами и минералами- …

4.Мантия делится на ……. и ………

5.К центру Земли температура и давление…

-Отвечающие, выйдите к доске и переверните листы. Если ответы совпали, то расположите листочки на уровень выше. Таким образом, вы построили лесенку к центру Земли. И ваши знания тоже стали на уровень выше.

- Ребята, давайте рассмотрим состав измельченной породы слагающей нашу территорию под фолдскопом, и определим, из каких пород она состоит.








- Расскажите, какие частицы вы смогли увидеть в составе горной породы?

О: темноокрашенная глина и светлого цвета песчинки.

-Таким образом, к какому типу по происхождению они относятся?

О: Осадочного, обломочные.

- Совершенно верно ребята. И хочется возвратиться к ранее поставленному вопросу, все -таки возможно ли дойти до центра Земли?

О: нет.

– Почему? 

О: Давление и температура изменяются, а так же сами слои горных пород препятствуют этому.

-Да ребята, физико-химические свойства слоев исключают такую возможность. В России на Кольском полуострове установлена сверхглубокая скважина (12 км), и там извлекают образцы пород слагающих земную кору. А глубже применяют для изучения геофизические методы, о которых мы поговорим в последующих занятиях.

  • Учащиеся оценивают свою деятельность и своих одноклассников

  • Ответы учеников  (Температура, давление, кислорода нет, невозможно попасть внутрь в силу плотности и твердости.)

  • Отвечают на вопросы по теме

  • Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока



Определяют состав материнской породы и соотносят по классификации к какому типу по происхождению она относится.












































*Отвечают на вопросы

Подведение итогов. Оценивание.

2 мин.



Оценка работы

Постарайтесь оценить ваши знания цветами слоев Земли. Перед вами лежат разноцветные знаки. Зеленый цвет означает поверхностный слой Земли, то есть земную кору и знания, желтый цвет означает средние слои, то есть мантию и знания, и красный цвет означает глубинные слои, то есть ядро и глубокие знания. Поднимите тот знак, который соответствует вашим полученным знаниям.

Учитель: 

-Если больше красных и желтых цветов, значит мы, не зря провели с вами время ребята!

Спасибо за работу!

Урок окончен, до свидания!

  • Учащиеся оценивают свою деятельность



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Внутреннее строение Земли"

Автор: Галиева Зиля Ахатовна

Дата: 20.10.2022

Номер свидетельства: 615483

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по географии. Тема: " Внутреннее строение Земли". "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-tiema-vnutriennieie-stroieniie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "241081"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445178610"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Внутреннее строение Земли. Литосфера "
    ["seo_title"] => string(44) "vnutriennieie-stroieniie-ziemli-litosfiera-1"
    ["file_id"] => string(6) "193084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427562346"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока  Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-vnutriennieie-stroieniie-ziemli-gornyie-porody-i-minieraly"
    ["file_id"] => string(6) "154508"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421163694"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Внутреннее строение Земли.Литосфера. "
    ["seo_title"] => string(42) "vnutriennieie-stroieniie-ziemli-litosfiera"
    ["file_id"] => string(6) "193076"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427561605"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока географии в 5 классе «Внутреннее строение Земли»."
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_uroka_geografii_v_5_klasse_vnutrennee_stroenie_zemli"
    ["file_id"] => string(6) "537065"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1579758941"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства